КОР-1. Вариант с колесным шасси
Новыми катапультами и корабельными самолетами предполагалось вооружить легкие крейсеры типа «Киров», предназначенные, в частности, для разведки при действии в составе эскадры и для операций на торговых путях противника.
Кроме возможности установки его на крейсера типа «Киров» существовал проект оснащения этим самолетом ледоколов Главсевморпути.
Задание на разработку КР-2 - опытного корабельного самолета-разведчика- получило развернувшееся к тому времени в Таганроге ЦКБМС (Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения) под руководством Георгия Бериева. В период проектирования новому разведчику присвоили обозначение КОР-1 (ЦКБМС-З), была утверждена схема: классический биплан на одном поплавке. В таком виде проект самолета КОР-1 с двигателем Райт Циклон Ф-З (в серии - М-25) утвердило командование ВВС 22 ноября 1934 г. По требованиям заказчика КОР-1 предназначался для ведения морской разведки, корректировки артиллерийского огня, бомбометания с пикирования, связи и воздушного боя.
Опытный самолет ЦКБМС-З впервые взлетел 4 сентября 1936 г. Он выполнялся по схеме двухместного однопоплавкового биплана с одним двигателем, установленным в капоте типа, примененного на истребителе И-16, с поплавками поперечной остойчивости на концах нижнего крыла. Конструкция- цельнометаллическая с полотняной обшивкой крыльев, фюзеляжа и оперения. На поплавке самолета имелись силовые узлы, обеспечивавшие его. крепление к разгонной тележке катапульты. Управление машиной - двойное, как из кабины летчика, так и из кабины летчика-наблюдателя. Бипланная коробка консолей крыльев складывалась назад для удобства хранения на корабле. В неподвижной части центроплана верхнего крыла устанавливались два стреляющих вперед пулемета ШКАС. Еще одни, но уже подвижный оборонительный пулемет ШКАС имелся в кабине летчика- наблюдателя. В состав оборудования самолета входили радиостанция и аэрофотоаппарат. В перегрузочном варианте КОР-1 мог поднимать две бомбы массой по 100 кг. С нормальной полетной массой 2486 кг максимальная скорость КОР-1 достигала 245 км/ч у воды и 277 км/ч на шесте 2000 м.
В 1935 г. Совнарком СССР принимает решение о создании опытных образцов катапульт.
Осенью 1936 г., самолет закончил заводские испытания. Результаты были не блестящие. КОР-1 оказался сложен в пилотировании и обладал массой дефектов, которые продолжали исправляться уже во время изготовления серии. Выяснилось также, что этот специализированный самолет имел лобовое сопротивление (без поплавка) на 40 % выше, чем подобный ему сухопутный биплан ДИ-6.
КОР-1 не прошел и государственных испытаний, но все же был принят на вооружение и строился серийно. До установки катапульт на кораблях типа «Киров» серийные самолеты КОР-1 осваивались летным составом как в морском варианте с воды и с катапульты К-З, так и в сухопутном на колесном шасси.
Первые отечественные катапульты поступили на государственные испытания только в 1939 г. Они были приняты на вооружение и установлены на новейших в то время советских крейсерах Балтийского и Черноморского флотов. Серийные самолеты КОР-1 с увеличенными лобовыми отверстиями продува цилиндров двигателя состояли на вооружении этих крейсеров и в предвоенные годы интенсивно использовались для тренировки летного состава корабельной авиации .
В начале Великой Отечественной войны с кораблей их сняли и использовали только с берега. На Балтике они служили как ближние разведчики и спасательные самолеты. На Черном море в период обороны Севастополя их применяли и как легкие штурмовики (на колесах). Тогда же самолет КОР-1 получил новое обозначение Бе-2.
Алексей Степанов
Источники:
1. Самолетостроение в СССР 1917-1945 гг. Книга 1. М.:ЦАГИ, 1992, с. 284-286
2. М. Маслов. Корабельные разведчики. Проекты и реальность. - Крылья над морем. Специальный выпуск авиационно-исторического журнала "Мир авиации", 1994, №6, с.3-4
3. В. Котельников. Поплавковые самолеты второй мировой войны 1939-1945. Приложение к "Мир авиации". Выпуск 10. - М.: Издательский дом "Авиация и Космонавтика" , 1996 , с.24.