Ка-50-2 является глубокой
модернизацией широкоизвестного боевого
вертолета Ка-50 "Черная акула". Ка-50-2 стал
итогом совместной работы российской ветолетной
фирмы "Камов" и израильской компании -
производителя авиационного оборудования IAI - Israel
Aircraft Industries Ltd.
Ка-50-2 это высокоэффективный
многоцелевой всепогодный боевой вертолет
предназначенный для выполнения следующих задач:
Основные задачи
- Уничтожение танков и легкобронированных
целей, для чего вертолет оснащается
сверхзвуковыми ПТУР "Вихрь" с дальностью
поражения наземных целей до 8 км.
- Ведение разведки наземных целей. Для этого
на вертолет устанавливаются стабилизированные
телевизионный и инфракрасный сенсоры,
позволяющие определить цель на дистанции 20 км в
дневное и 13 км в ночное время.
Дополнительные задачи
- Непосредственная огневая поддержка
наземных войск.
- Уничтожение воздушных целей ракетами
"воздух-воздух"
Защитные системы Ка-50-2 включают:
- Круговое бронирование кабины,
обеспечивающее защиту от 12,7 мм бронебойных пуль
и от осколков 23 мм снарядов.
- Экранирование двигателей, уменьшающее
интенсивность ИК-излучения и уменьшающее, тем
самым, вероятность поражения ракетами с
ИК-головкой наведения.
- Система аварийного спасения экипажа, в
которую входят катапультируемые кресла К-37-800 и
система отстрела лопастей.
Летно-технические характеристики*
Ка-50-2 |
|
Стандартные
погодные условия (СПУ) |
СПУ
+ 30 гр.C |
Потолок (м) |
6 500 |
5 500 |
|
Уровень
моря, СПУ |
2
000 м, СПУ +30гр.С |
Макс.вертикальная
скороподъемность (м/мин) |
858 |
475 |
Макс.скороподъемность
(м/мин) |
1046 |
660 |
Крейсерская скорость (км/ч) |
272 |
280 |
Максимальная
скорость установившегося полета (км/ч) |
310 |
308 |
Максимальная скорость (км/ч) |
350 |
Дальность полета (км) |
456 |
558 |
Длительность полета (ч) |
2.4 |
2.7 |
Дальность полета с
2-я доп.баками (км) |
730 |
880 |
Длительность полета с 2-я
доп.баками (ч) |
3.8 |
4.1 |
Перегоночная
дальность** (км) |
1160 |
1255 |
Макс.допустимая перегрузка |
3.0 - 3.5 g |
____________
* - противотанковый вариант нагрузки, полная
заправка внутренних баков, резервный остаток
топлива на 20 мин.
** - без вооружения, с четырьмя подвесными
баками, резервный остаток топлива на 20 мин.
Конструкция
Фюзеляж имеет негерметичную
моноблочную структуру прямоугольного сечения,
разделенную на несколько отделений. Фюзеляж
построен из аллюминиевых сплавов и полимерных
композитных материалов (органический пластик,
карбон-фибер пластик, сотовый наполнитель).
Хвостовое оперение состоит из вертикального
и горизонтального стабилизатора, на концах
которого установлены широкие аэродинамические
гребни.
Ка-50-2 имеет небольшие крылья, которые
обеспечивают дополнительную подъемную силу и
служат для подвески различного вооружения и
топливных баков.
Шасси трехстоечное - носовая и две задние
стойки, которые в полете убираются в фюзеляж.
Двигатели
Ка-50-2 оснащен двумя
турбореактивными двигателями ТВ3-117 ВМА, которые
развивают мощность по 2200 лс на взлете.
Авионика
|
Архитектура
БРЭО Ка-50-2 |
Бортовое радиоэлектронное оборудование
(БРЭО) вертолета имеет централизованную
архитектуру, обеспечивающую максимальную
интеграцию приборов и инструментов с системами
управления, что значительно облегчает
управление вертолетом.
Система управления связана двумя шинами
данных MIL-STD-1553B MuxBus: шина оружия и шина авионики.
Шина оружия построена по протоколу MIL-STB-1760B и
связывает процессор задания и процессор
отображения информации (MDP), которые управляют
авионикой, устройство интерфейса вооружения (AIU),
многоцелевую стабилизированную оптическую
систему прицеливания (HMOSP), нашлемный прицел
пилота (IHS) и крыльевые станции оружия.
Шина авионики связывает следующие
подсистемы: Связи/Идентификации, Навигации, РЭБ и
др.
Архитектура с двумя шинами обеспечивает
функциональную независимость авионики и системы
управления оружием, оптимизирует поток данных и
обеспечивает возможность интеграции с
различными системами вооружения.
БРЭО Ка-50-2 позволяет вертолету вести боевые
действия днем и ночью в любых погодных условиях.
|
|
Кокпит
с четырьмя многофункциональными цветными
дисплеями |
Оптико-электронная
система прицеливания |
Системы РЭП
Ка-50-2 оборудован системами как
активного так и пассивного
радиопротиводействия. В состав этого
оборудования входит:
- приемник предупреждения об облучении радаром;
- система предупреждения о пуске ракет;
- приемник предупреждения об облучении лазером;
- системы выброса дипольных отражателей и
ИК-ловушек.
Вооружение
|
Ка-50-2 может нести вооружение
общим весом до 2,5 тонн. Базовый комплект
вооружения включает в себя ПТУРы, ракеты
"Воздух-Воздух", пушку и НУРСы.
В состав вооружения Ка-50-2 могут входить:
- 12 сверхзвуковых противотанковых
управляемых ракет "Вихрь" с лазерным
наведением или 16 ПТУР с электронно-оптическим
наведением;
- 4 ракеты "Воздух-Воздух" типа
"Стингер";
- скорострельная 30-мм автоматическая пушка
2А42 с высокой начальной скоростью снаряда, запас
снарядов - 240 бронебойных и 230
фугасно-зажигательных, скорострельность
регулируется от 350 до 600 в/мин;
- 80-мм кассеты НУРС.
|
Новый вертолет был построен
специально для участия в тендере на поставку 145
боевых вертолетов в турецкую армию. В тендере
принимают участие пять фирм: американские - Boeing с
вертолетом AH-64 Apache и Bell Helicopters с AH-1 King Cobra,
франко-германский консорциум Eurocopter с Tiger,
итальянская Agusta с вертолетом A129 Mangusta и ОАО
«Камов» с Ка-50-2.
|
Модель
боевого вертолета Ка-50-2 с тандемным
расположением экипажа, представленная на
авиакосмическом салоне в Ле-Бурже 99. Фото -
А.Гречихин |
Основным вариантом Ка-50 «Черная
акула» является модификация с одним членом
экипажа. Однако, по требованию турецкой стороны,
на тендер была представлена двухместная
модификация, что не стало для ОКБ им. Камова
трудноразрешимой задачей благодаря модульной
конструкции планера вертолета.
Первый этап тендера проходил в Анталии (куда
Ка-50-2 совершил беспосадочный перелет из Анкары) и
включал в себя летную программу, в ходе которой
определялись летно-технические характеристики
вертолетов. Определяющими были названы
статический потолок, скороподъемность и
грузоподъемность.
Кроме того, программой предусматривались полеты
с боевыми стрельбами. Российский вертолет
показал себя с лучшей стороны, на нем совершили
вылеты пять турецких экипажей, весьма
благожелательно отозвавшихся о возможностях
Ка-50-2. Однако из-за отсутствия бортового
прицельно-навигационного
комплекса, разрабатываемого и изготавливаемого
IAI, полеты на боевое применение вооружения были
перенесены на июль 1999 г.
Второй этап тендера начнется в июле
и продлится до ноября 1999 г. В марте будущего года
турецкое правительство объявит победителя.
Турция планирует организовать производство
некоторых узлов и деталей выбранного вертолета
на базе местной авиастроительной компании Turkish
Aviation Industrie.
|
На снимке
хорошо видна откидная турель с 20-мм пушкой GIAT.
Фото - А.Гречихин. |
Несмотря на то, что Ка-50-2 выполнил
все требования, предъявленные турецкой стороной
на первом этапе тендера, устроители выдвинули
ряд дополнительных, связанных, в основном, с
адаптацией Ка-50-2 к стандартам вооружений и
боеприпасов, принятых в НАТО. Самой сложной
задачей является замена штатной
ограниченно подвижной пушки 2А42 калибра 30 мм на 20
мм турельную пушку французского концерна GIAT.
Кроме того, потребуется замена российских блоков
НУРС С-80 на 70 мм натовские. По мнению экспертов
также возможна замена отечественных ПТУР
«Вихрь» на американские противотанковые ракеты
Hellfire. Турецкие военные отказались и от
катапультных кресел К-37 и, соответственно, от
системы отстрела лопастей несущих винтов.
Выполняя эти требования камовцы
разработали новый вариант Ка-50-2 с тандемным
расположением экипажа, 20-мм французской пушкой
на откидной турели под днищем вертолета и новым
креслом пилотов британской фирмы Martin Baker.
Тандемный вариант вертолета пока
еще не вышел из стадии макетного проектирования.
Возможно, натурный макет будет представлен на
авиасалоне МАКС 99.
Источники: |
1.
Бюллютень "Аэрокосмические новости" 19.04.99.
2. Ка-50-2 Attack helicopter. Выставочный буклет IAI/ОАО
"Камов". |