Алексей Матвиенко
Истребитель МиГ-3 – один из интереснейших самолетов Великой Отечественной войны, и его конструкция и боевое применение много лет интересует историков и моделистов. Долгое время единственными источниками информации о самолете МиГ-3 были чертежи из журнала «Моделист-Конструктор» и данные из книги В.Б.Шаврова «История самолетостроения в СССР». В 1986 году любители отечественной авиации получили от издательства ДОСААФ СССР настоящий подарок - тиражом в 48 тыс. экземпляров вышел в свет прекрасный альбом «Советские истребители Великой Отечественной Войны МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5» В.Воронина и П.Колесникова с превосходными чертежами, дополненными рисунками М.Петровского и фотографиями. Стоит заметить, что чертежей такого уровня проработки в отечественных изданиях ранее практически не публиковалось. Долгое время книга была единственным источником ответов на все вопросы, связанные с конструкцией серийных МиГ-3. Но с появлением новых пластиковых моделей этого самолета и, в особенности, новых публикаций, освещающих историю его развития, возникли новые вопросы, и в чертежах, ранее казавшихся безупречными, появились спорные моменты.
Особого внимания требовала проблема длины МиГ-3 ранних и поздних серий выпуска. Проверка размеров самолета по опубликованным источникам дает следующие результаты: размах 10200мм, длина практически во всех источниках - 8250мм.
Заметьте, длина везде фигурирует одна, но как же быть с чертежом, ведь ранний и поздний МиГи там имеют заметную разницу в длине? Как указано в альбоме, основные проекции даны в масштабе 1/50. Мерная линейка в целом соответствует масштабу. Проведем измерения чертежа. Размах соответствует - 10200 мм, длина раннего МиГа – 8250 мм, а позднего – 8350мм. Более того, в схеме развития самолета МиГ-3 в альбоме присутствует МиГ-3 удлиненный (1941 г.), черный профиль которого соответствует как раз чертежу позднего МиГа.
Анализ опубликованной литературы, обсуждения с коллегами ничего не прояснили – осталось неясным, могло ли иметь место удлинение МиГ-3 не только при переходе от МиГ-1 к МиГ-3, но и второй раз, в середине производства МиГ-3. Однако появилась еще одна точка зрения на проблему. А что, если ранние МиГи остались короткими, длиной не 8250, а 8150 мм, как и МиГ-1, а уже поздние удлинили до 8250? Мнение интересное, но мне показалось весьма сомнительным. МиГ и так не подарок для летчика – очень строг в пилотировании, а тут еще и 200 кг с гаком в виде бака позади кабины, ничем не скомпенсированные, и центровка, наверное, вышла бы за допустимый предел… Но чем черт не шутит? У нас и поинтереснее вещи случались. При таком раскладе чертежи Воронина автоматически переходили в разряд «коту под хвост» или, по крайней мере, нуждались в значительной правке из-за несоответствия длины и размаха.
Было и еще мнение: длина раннего и позднего МиГа должна быть одинаковая. Но какая? Оставалось лишь пойти иным, моделистским путем - попытаться проверить пропорциональность чертежа, с тем чтобы выяснить, можно ли использовать его для постройки модели. Если чертеж просто не соответствует масштабу, это не беда, но если в нем есть нарушения пропорций - а как раз такие подозрения у меня и появились - это намного хуже.
Проверять так проверять. Решено было забыть на время о значениях длин (поскольку неизвестно, какое из них верное) и сравнить пропорции реальных машин и чертежей. Источником реальных пропорций было решено взять… конечно же, фотографии. Так как хорошего вида сверху или снизу найти практически невозможно, я решил сперва ограничиться проверкой профилей.
Было отобрано по три фото ранних и поздних МиГов в наиболее подходящем ракурсе, причем предпочтение отдавалось фото, сделанным с дальнего расстояния, поскольку линейные искажения на них меньше. Рассчитал коэффициенты приведения к длине чертежа для каждого фото. После замера дистанции до наиболее характерной точки на фото и умножения на коэффициент, полученная точка отмечалась на чертеже. Что же дали замеры? Для более наглядной их иллюстрации чертежи накладывались на фото.
Сравнение фото раннего МиГа с «коротким» чертежом Воронина выявило во всех случаях нарушение пропорций на чертеже, выразившееся в следующем: либо нос короткий, а хвост длинный, либо фонарь, крыло и радиатор на чертеже «уехали» вперед:
Цветными линиями здесь и далее отмечены характерные линии обшивки на фото. Крышка фонаря немного сдвинута на фото, что принято во внимание.
Что же с «длинным»? Удивительно, но его боковая проекция на чертеже оказалась на редкость пропорциональной - совпали практически все дистанции фюзеляжа! Более того, при наложении чертежа «длинного» на фото «короткого» совпадение также оказалось практически полным!! Таким образом, чертеж позднего МиГа показал прекрасное соответствие пропорций при сравнении с фото как позднего, так и раннего МиГ-3:
Из этого следует, что РАННИЙ И ПОЗДНИЙ МИГИ ИМЕЛИ ОДИНАКОВУЮ ДЛИНУ И ПРОПОРЦИИ.
Оставался вопрос: какова эта длина? Для проверки сравнил чертеж раннего МиГа с фото И-200:
Вот оно что, оказывается , пропорции чертежа раннего МиГ-3 соответствуют пропорциям прототипа И-200, или МиГ-1, а его размер нам известен – 8150 мм. Исходя из этого, вычисляем реальный масштаб боковых проекций чертежа Воронина - не 1/50, а 1/49,4, при этом длина проекции позднего МиГа как раз соответствует «паспортной» длине всех МиГ-3 - 8250мм. Ранее мы уже выяснили, что ранний и поздний МиГи имели общую длину, таким образом, боковая проекция раннего МиГ-3 короче, чем нужно. Чтобы убедиться, сравним чертеж раннего МиГа с фото, исходя из вышеизложенных условий. Действительно, так и есть:
Теперь видно, где именно чертеж не соответствует реальному самолету.
На самом деле ранний МиГ отличался от позднего только местом разделения капота мотоотсека и капота позади него, перед козырьком кабины пилота, что проиллюстрировано на фото:
Проведём чертежу раннего МиГа легкую «пластическую операцию». Было так -
… а теперь все в порядке! -
Снова для проверки приложим полученный профиль к фотографии:
Какие же выводы можно сделать?
1) Ранний и поздний МиГ-3 имели одну и ту же длину – 8250мм - и отличались внешне только только членением капотов двигателя и незначительными мелочами.
2) Чтобы полноценно использовать воронинский чертеж, необходимо его масштаб считать не 1/50, а 1/49,4, удлинить нос раннему МиГу и привести размах крыла в соответствие новому масштабу. В этом случае мы сможем получить модель МиГа, близкую по своим пропорциям оригиналу.
Надеюсь, книга о МиГ-3, о подготовке которой часто говорится в последнее время, до конца прояснит все вопросы, связанные с этой незаурядной машиной.
Алексей Матвиенко
июль 2003