Урок 1
Я бы предложил начать обучение с рисования
цилиндра. Цилиндр в дальнейшем будет нашим примитивом, из которого мы сможем
получать практически любые формы. Наша задача – верно передать его объем.
Как известно, светотени на поверхности
объекта делятся на три основных группы: свет, тень и полутень. Со светом и
тенью понятно – это самая светлая и самая темная области. А полутень – это
всё многообразие освещений между светом и тенью. Отчего полутень, а не,
скажем, полусвет… А кто его знает. Возможно, цеховой сговор художников,
чтобы другим непонятней было.
Кроме того, на поверхности предмета иногда
можно наблюдать яркую область, значительно отличающуюся по освещенности от
окружающего. Это блик.
Ну и, наконец, рефлекс, он же отблеск, он
же «свет в тени» - небольшая светлая область на затененной части. Возникает
она из-за отражения света от окружающих предметов. Оглянитесь – рефлексы
есть на любом окружающем Вас предмете. Но почему-то при создании «боковиков»
о них часто забывают, а именно они, на мой взгляд, придают рисованным
объектам объем.
Переходим к практике.
Прежде всего раз и навсегда договоримся, что источник
света, освещающий наш самолет, находится под углом 45
градусов сзади слева сверху. Исходя из этого мы и будем
моделировать объемы.
Откройте палитру
градиентов и создайте новый градиент. Представьте, что
перед вами узкая полоска вертикально стоящего цилиндра.
Расставляя бегунки в нужных местах и придавая им
необходимый свет, смоделируйте его объем. Область света
не должна быть совсем белой, иначе не останется запаса
света на изображение возможных бликов. Точно так же тень
не следует делать совсем уж темной. Особо обращаю
внимание, что цилиндр должен быть монохромным.
Затем назовите его
как-нибудь. У меня, например, градиент для заливки
цилиндров уже много лет скромно и без особых претензий
зовется «фюзеляжем». И обязательно сохраните,
пользоваться им придется постоянно.
Теперь заливаем этим
градиентом прямоугольную область выделения и - вуаля! –
перед нами цилиндр при виде сбоку.
* * *
К сожалению, некоторые авиаконструкторы при
проектировании самолетов отходят от золотого правила
создавать самолеты только из цилиндров, чем усложняют
задачу рисования :-) Искажения цилиндров могут быть как в
поперечных сечениях, так и в продольных.
Пусть сечение нашего
фюзеляжа не круглое, а эллиптическое. Для простоты
представим себе эллипс в виде круга, неравномерно
растянутого по одной из осей. Проследим сверху вниз:
самая верхняя область осталась не растянутой, затем, по
мере спуска к центру появляются и нарастают вертикальные
растяжения. Достигнув максимума у горизонтальной оси,
растяжения идут на убыль и сходят на нет к самой нижней
области круга. Характер растяжений можно представить в
виде градиента – чем темнее, тем сильнее растянули:
Ну, профессор
геометрии, возможно, и пришел бы в ужас от такого
умозаключения, а нас оно вполне устроит. Теперь найдем
ему практическое применение. У нас есть эллиптический в
сечении отрезок фюзеляжа:
Создаем квадратное
выделение со стороной квадрата, равной ширине эллипса:
Растягиваем выделение
в ширину до требуемой длины:
Создаем новый слой и
заливаем его нашим цилиндрическим градиентом. Таким
образом, получаем цилиндр с диаметром, равным ширине
эллиптического фюзеляжа:
Создаем копию этого
слоя, на копии слоя удаляем нижнюю часть цилиндра.
Границу удаления следует опустить чуть ниже
горизонтальной оси:
На оригинальном слое
удаляем верхнюю часть цилиндра. Границу удаления
проводим чуть выше горизонтальной оси:
Растаскиваем верхнюю и
нижнюю половины по местам:
Переходим на слой
верхней половины и, немного отступив от верха, делаем
выделение:
Жмем Ctrl-T:
Немного оттягиваем
нижний край к центру и жмем Enter:
Теперь снова рисуем
выделение так, чтобы его верхняя граница была ниже
верхней границы предыдущего выделения:
Повторяем процедуру
растяжения вниз:
Повторяем
вышеописанные шаги еще пару-тройку раз. При последнем
растяжении доводим нижнюю границу до оси (и даже на пару
тройку пикселов ниже):
Переходим на слой с
нижней половиной и повторяем всё описанное снизу вверх
до тех пор, пока границы половин не сомкнутся:
Постарайтесь при
большом увеличении подтянуть границу так, чтобы слились
цвета:
Сливаем слои половин –
получаем эллиптический в сечении фюзеляж:
Как вы догадываетесь,
оперируя только с одной из половин, можно получить нечто
с яйцевидным сечением, с острием, направленным вверх или
вниз:
Итого из одного
цилиндра получили эллипс и пару яиц:
Конечно, дробя цилиндр
на полоски при растяжении, мы, строго говоря, получаем
граненый эллипс. Но, к нашему счастью, заметить это на
готовом продукте невозможно.
Может возникнуть
вопрос – а зачем такие сложности, почему бы не создать
для эллипсов с яйцами градиенты, а потом просто заливать
выделения? Дело в том, что с описанной техникой можно
создавать самые различные вариации сечений. И, что самое
важное, сопрягаться между собой при различных
трансформациях они будут значительно лучше – ведь в их
родителях один и тот же градиент.
Обсудить на форуме
|