1 декабря 2008 г. 76 огв втаэ отметила
40-ю годовщину со дня образования части.
На основании Директивы ГШ ВВС № 230140 от
21 января 1968 года в п. Сеща Дубровского района Брянской области, МВО в мае
1968 года началось формирование 8-го втап (в/ч 21322).
Полк формировался из личного состава частей ВТА, выпускников военных училищ
и офицеров, призванных из запаса сроком на 2 года.
Руководящий состав части: подполковник Шалунов В.А. - командир полка,
подполковник Смирнов В.П. - начальник штаба.
1 декабря 1968 года командующий ВТА
генерал-майор авиации Пакилев Г.Н. вручил полку Боевое знамя части на
аэродроме Сеща.
На вооружение полка поступили самолеты Ан-12АП из частей ВТА и ВВС.
В период с 4 по 16 июня 1969 года полк
принимал участие в учениях "Восток-69" МО СССР.
В течение 1969-1970 гг. полк одиночными самолетами Ан-12 выполнял задачи по
оказанию помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий в Ташкенте,
Алма-Ате. Доставлялись медикаменты, палатки, продовольствие и передвижные
дизель-генераторы.
3-я аэ полка была создана в 1971 году частично из личного состава и
авиатехники расформированного 229-го втап и частично 566-го втап.
Первые полковые учения ВДВ были проведены летом 1971 года. Десантирование
осуществлялось на площадку Хомяково (Тула).
В 1971 году полк (29 экипажей) участвовал в учениях "Юг" и "Крым" с
практическим десантированием личного состава и боевой техники 98-й вдд.
В 1971 году экипажи полка осуществляли перевозку грузов (подвижные
электростанции) с аэр. Рубцовка (г. Вязьма) на Камчатку, в районы,
пострадавшие от землетрясения.
23 октября 1972 года при перелете с аэр. Сеща на аэр. Клоково (Тула) в
воздухе произошло столкновение самолета Ан-12БП (командир ап полковник
Шалунов В.А., 8-й втап) и самолета Ан-12П (командир корабля майор Семенов
В.И., 374-й втап). Погибло 27 человек.
В период с 13 по 22 октября 1973 года 25 экипажей полка выполняли задачи по
доставке вооружения в Египет и Сирию по маршруту: аэр. Сеща - загрузка на
аэродромах Украины - Будапешт - Каир - Дамаск. За выполнение этого
правительственного задания почти все командиры кораблей были награждены
орденами и медалями.
С июля 1974 года полк приступил к теоретическому переучиванию на самолет
Ан-22 "Антей": первая группа летного и наземного состава проходила
переучивание на Ташкентском АПО им. В. Чкалова.
Весной 1975 года на аэродроме Сеща в полку были проведены первые полеты на
самолете Ан-22, временно переданном из 566-го втап.
В 1975 году 1-я аэ на самолетах Ан-22 готовилась к боевым действиям по
десантированию войск и боевой техники в боевых порядках днем и ночью.
С 16 по 24 июля 1975 года полк
перебазирован к новому месту дислокации на аэр. Мигалово.
Осенью 1975 года первый экипаж полка: командир корабля Чаплыгин, штурман
корабля Латышев на самолете Ан-22 № 348 осуществил первый полет по
международным воздушным линиям (МВЛ) по маршруту: аэр. Мигалово - Лерц
(ГДР). Перевезена авиатехника.
В январе 1976 года экипаж майора Маркова В.В. перегнал с заводского
аэродрома города Ташкента крайний самолет Ан-22 полка № 836 (0708).
14 октября 1975 года Мгинская Краснознаменная втад впервые вылетела на
выполнение задачи в составе 3-х полков на самолетах Ан-22. Этот день - день
рождения 12-й втад в новом "антеевском" качестве.
2 сентября 1976 года 4 самолета Ан-22 8-го втап и 11 самолетов 566-го втап
принимали участие в учениях МО СССР "Щит-76" с практическим десантированием
боевой техники и личного состава ВДВ на площадку Пшенкув (Польша).
В 1976 году 10 экипажей полка начали оформление документов и полетных карт
для полетов по МВЛ в составе 224-го летного отряда.
В ноябре-декабре 1977 года экипажи 8-го втап осуществляли полеты по оказанию
интернациональной помощи народу Эфиопии в борьбе за независимость.
В период с 13 по 16 марта 1978 года полк участвовал в десантировании
посадочным способом 137-го пдп 106-й вдд с ИРД Дягилево (Рязань) на аэр.
Степь в ходе пограничного конфликта между КНР и Вьетнамом.
1 декабря 1978 года в авиагарнизоне Мигалово в торжественной обстановке был
открыт памятник самолету-труженику "Антей", посвященное 10-й годовщине
формирования 8-го втап.
В декабре 1979 года полк составом 17 самолетов Ан-22 с аэр. Быхов, Энгельс,
Чебеньки осуществлял доставку боевой техники и летного состава ВДВ в ДРА на
аэр. Кабул, Кандагар, Баграм.
6 июня 1980 года в районе аэр. Внуково потерпел катастрофу самолет Ан-22 №
0601, командир корабля майор Шигаев В.И.
11 ноября 1992 года в районе аэр. Мигалово потерпел катастрофу самолет Ан-22
№ 0610, командир корабля майор И.Мисютин. 19 января 1994 года в районе аэр.
Мигалово потерпел катастрофу самолет Ан-22 № 0408, командир корабля майор
Кредин А.
15-16 марта 1981 года полк в составе 16 самолетов Ан-22 принимал участие в
десантировании личного состава и боевой техники 7-й вдд с ИРД Черняховск на
площадку десантирования Борисово (Минск) в ходе войсковых учений МО СССР
"Запад-81".
В период с 12 по 14 февраля 1984 года проводилось КШУ ГК ВВС. Выполнялась
задача по десантированию усиленного пдб ВДВ. Задействовано 16 самолетов
Ан-22 8-го втап.
В период с 30 октября по 13 ноября 1984 года экипажи 8-го втап выполняли
задачу по доставке вертолетов Ми-8Т с аэр. Джамбул на аэр. Аддис-Абеба в
Эфиопию в ходе оказания гуманитарной помощи в ликвидации последствий засухи.
В период февраль-апрель 1985 года 8 экипажей Ан-22 полка осуществляли
доставку дизельного топлива в аэр. Братск на аэр. Полярный в интересах
"Якуталмаз". Совершено около 120 рейсов, перевезено до 5000 тонн топлива.
В 1986 году экипажи полка принимали участие в доставке оборудования спец.
материалов (свинец), спец.техники на аэр. Борисполь и Чернигов для
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С аэр. Челябинск
перевозились радиоуправляемые тракторы, машины АРС.
В 1987 году экипажи 8-го втап продолжали выполнять задачи по доставке в
Анголу боевой техники и вооружения.
В декабре 1988 года 12 экипажей полка выполняли задачу по доставке
оборудования и техники, имущества, продовольствия, медикаментов для
ликвидации последствий землетрясения в Армении. Перевезено до 15 тыс. тонн
груза, около 1000 человек.
В период с 6 по 9 сентября 1988 года экипаж майора Гуляева осуществил
доставку двигателя ДК-30 (самолета "Руслан") на авиасалон в Фарнборо
(Великобритания). На протяжении многих лет экипажи полка регулярно выполняли
задачи по доставке экспонатов в советский павильон на салоны авиакосмической
техники в Ле-Бурже (Франция).
Начиная с 1986 года, экипажи 8-го втап
выполняли специфические и несвойственные им задачи по доставке войск МВД и
ВДВ в районы межэтнических и региональных конфликтов:
- декабрь 1986 года - на аэр. Алма-Ата;
- январь 1988 года - на аэр. Сумгаит, Кировобад;
- 11 ноября 1989 года - аэр. Кишинев;
- март 1990 года - аэр. Кала, Насосная;
- апрель 1990 года - аэр. Тбилиси;
- май 1991 года - аэр. Манас (Фрунзе), конфликт в долине Ош;
- июнь 1992 года - аэр. Тирасполь;
- август 1993 года - аэр. Гудаута (грузино-абхазский межэтнический
конфликт);
- ноябрь 1994 года - январь 1995 года - аэр. Моздок, Грозный.
В период с 1992 по 1995 гг. полк выполнял
задачи по выводу Западной Группы войск из Германии.
В 1993 году полк обеспечивал передислокацию 104-й вдд из Гянджи (Кировобад)
в Ульяновск.
С 1993 года полк обеспечивал передислокацию частей 18-й втад с аэр.
Паневежис, Шяуляй, Кедайняй и Тарту на аэр. Оренбург, Шадринск, Мигалово.
В период с 23.05 по 27.05.1994 года полк посетила с ответным визитом
делегация командования авиационных Мобильных сил США по главе с генералом
Р.Фоглеманом.
В январе 1995 года экипажи полка принимали участие в доставке миротворческих
сил России (98-я вдд) с аэр. Иваново-Северный на аэр. Тузла.
10 июля 1995 года полк посетил Его святейшество Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II.
На основании директивы первого заместителя
МО РФ от 08.06.1998 года № 314/4/0469 и ГШ ВВС от 16.06.1998 года №
663/1/0510 было изменено наименование полка в связи с передачей ему боевого
знамени, почетных наименований, ордена и исторического формуляра,
принадлежащих 600-му втап. 8-й втап был переименован в 8-й Гвардейский
военно-транспортный авиационный Ленинградский Краснознаменный полк.
Во исполнение директивы заместителя МО РФ от 30.11.2000 года № 314/4/0835 и
ГШ ВВС от 8.12.2000 года № 665/2/0874, штаба 61 ВА ВГК (ВТА) от 4.01.2001
года № 134/23/02 8-й втап был переформирован в 76-ю отдельную Гвардейскую
военно-транспортную авиационную Ленинградскую Краснознаменную эскадрилью,
войсковую часть 21322.
Фоторепортаж Андрея Зинчука
с празднования 40-летия со дня образования части