1923 год
Началось строительство системы планомерного самолетостроения. (от конструирования самолетов, оборудования и вооружения к их испытаниям и производству), а также строительства авиации. (от модели к планеру, с планера на самолет)
Январь
1 января Аэрофотограмметрическая школа стала высшей. (237,135)
1 января Планерный кружек "Парящий полет" организовал первый в СССР конкурс конструкции планеров. (271,93)
1 января Француз Sadi Lecointe установил новый мировой рекорд скорости самолета - 208 морских миль в час. (2100)
4 января В.И.Л. предложил заменить И.В.С. на посту генсека. (1348,117)
4 января Парижская конференция по репарациям зашла в тупик, так как французы настоивали на продолжении жесткого курса, а англичане - на восстановлении Германии. (2100)
5 января В.И.Л. написал последнее письмо - Л.Д.Т. (1348,117)
10 января Состоялся первый успешный полет автожира С-4 Сьервы. (237,144)
10 января США вывели последнего солдата из Германии. (2100)
11 января Французы вошли в Эссен в Руре не встречая сопротивления. (2100)
13 января Сенат США разрешил эмиграцию 25 тыс. армянских сирот. (2100)
13 января А.Гитлер денонсировал Веймарскую республику во время марша 5 тыс. штурмовиков. (2100)
19 января Вертолет Ботезата поднял двух человек на 1.2 м. (237,144)
19 января Французы объявили о создании пушки с дальностью стрельбы 56 миль. (2100)
29 января СНК утвердил три концессионных договора с немецким АО Юнкерс:
- на постройку самолетов в РСФСР;
- на организацию воздушного сообщения по линии Швеция-Россия-Персия;
- на организацию аэросъемок.
Концессионеру передали завод в Филях и заказ ан 100 металлических машин и в течение года должны были довести выпуск до 300. Срок концессии - 30 лет с правом выкупа концессии через 12 лет. Расторгли уже в 1926 г. (438,514). Хотели делать не менее 300 машин и 450 моторов в год и часть предназначалась на экспорт. Представители Юнкерса получили 2 дома - по Петроградскому шоссе 32 и по Никольской 7. (1795,7)
29 января 20 немцев было убито в ходе сопротивления в Руре. (2100)
Январь Ввели гос. монополию на торговлю алкоголем. (1348,197)
Начало года Было организовано КБ на Дукс, тогда же переименованном в ГАЗ-1. Н.Н.П. приказом по заводу был назначении начальником КБ с одновременным исполнением обязанностей начальника технико-производственного отдела. КБ сразу начало проектировать истребитель-биплан с Либерти - как бы уменьшенную копию Р-1. Работы были прерваны в начале февраля. (228,40)

По другим данным техотдел ГАЗ N 1 был переименован в конструкторский отдел в конце 1922 г. распоряжением Авиаотдела ГУВП ВСНХ, но документально оформили в январе 1923 г. Было 4 инженера и 10 чертежников. Возглавил Н.Н.П. (1774,38)

Начало года Были разработаны общие требования к одноместным истребителям с моторами Испано 300 л.с. и Либерти 400 л.с. (228,42)
Начало года Был закончен проект М-23 Д.П.Г. и самолет начали строить на КЛ. (449)
Февраль
4 февраля Французские войска заняли несколько городов в Рурской области как часть соглашения об окончании мировой войны. (2100)
5 февраля Главное Морское техническо-хозяйственное управление НКМД предложило ЦАГИ взять на себя разработку проекта и постройку морских торпедных катеров (1185,16) - четырехместного двухмоторного со скоростью, большей, чем у английского. (71,103)
6 февраля Н.Н.П. перевели в конструкторский отдел Главкоавиа, а начальником КБ и тех. директором ГАЗ-1 стал Д.П.Г., которому поручили завершить внедрение в производство Р-1. (228,41)

По В.Б.Ш. это было осенью 1923 г. и произошло из-за того, что Н.Н.П. запаздывал с освоением ДХ-9а, а Д.П.Г. сумел выпустить два первых Р-1: "Московский большевик" и "Имени Известий ВЦИК" к концу осени. (449)

Н.Н.П. был зам. начальника конструкторской части авиаотдела ГУ военной промышленности ВСНХ - Б.Ф.Гончарова (228,44) - с февраля 1923 г. по август 1924 г. - Н.Н.П. (80,24)

Считается, что в Главкоавиа Н.Н.П. продолжил работу над своим истребителем, названным ГУВП-23 и вскоре передал проект в НТК ВВС, а после утверждения - на завод 1, а тот будучи занятым Р-1 не был заинтересован. (228,41)

Интересно, почему ушел или скорее выгнали Н.Н.П. - наверное все же выгнали, потому что беспартийный, ведь организации опытного отдела на ГАЗ он добился только в январе 1925 г.

Считается, что с весны (с февраля-марта) 1923 г. на ГАЗ-1 начал складываться второй центр опытного самолетостроения. Возглавил этот процесс в начале Н.Н.П., который с 1918 по 1923 гг. работал на ГАЗ-1 начальником техотдела (80,24), а потом, до конца 1924 г. - начала 1925 г. - Д.П.Г.

По другим данным в начале 1923 г. тех. Д.П.Г. был только тех. директором авиазавода 1, бывшего Дукс. (79,98).

По третьим данным все случилось осенью 1923 г.

9 февраля Вышел декрет СТО - "О возложении технического надзора за воздушными линиями на ГУВФ и об организации совета по ГА" (62,690). По другим данным в этот день постановлением СТО Главвоздухфлоту было поручено устанавливать типы гражданских самолетов. (88,91)
Считается днем образования ГА. (442,39)
February 21 Tests of aircraft handling were made aboard Langley with Aeromarines operating in groups of three. Results showed that it required two minutes to prepare the deck after each landing; and in the best time for the day three planes were landed in seven minutes. (1090)
February 21 In recognition of the fact that the newer aircraft engines offered advantages of longer life and lower cost, the Bureau of Aeronautics issued guidelines that severely restricted the repair and reuse of engines over two years old. Through this means, the Navy was able to expend promptly its residual stocks of World War I engines and equip most new aircraft with newer engines. More importantly, freed of the millstone of stocks of obsolescent engines, the Navy could aggressively sponsor the development of improved aircraft engines to meet its various requirements. (1090)
23 февраля Ф.А.Цандер писал первое письмо К.Э.Циолковскому о том, что они занимаются сходными проблемами. (1856,42)
Февраль На заседании Совета управления высшими военными заведениями были приняты постановления об организации в ВВА лабораторий, мастерских и преподавании военных дисциплин, а также о переводе ее в Петровский дворец. (24,33)
Февраль К.А.К. приехал в Киев и быз зачислен на 4 курс КПИ. (70,81)
Февраль Были построены первые цельнометаллические аэросани АНТ-III. (71,98)
Февраль На основе предварительного проекта Н.Н.П. группой конструкторов с участием зав. производства ГАЗ-1 И.М.Косткина началось проектирование ИЛ-400. В бригаде были Ю.Г.Музалевский, А.А.Савиных, В.А.Тисов, В.Д.Яровицкий и др. Работали вечерами, сверхурочно. (228,42)

По другим данным участвовал и А.А.Попов, который был зав. производством ГАЗ-1, а И.М.Косткиным был зав. техотделом этого завода. (92,327)

Февраль Тех. директором ГАЗ-1 стал Д.П.Григорович и он же возглавил КБ, а Н.Н.П. перевели в КО ГУ Главкоавиа. (1774,39)
Март
К весне Были готовы 80 листов чертежей АК-1 и с апреля по ноябрь на ГАЗ-5, занятом выпуском Р-1, велось строительство. (335)
1 марта Началась всесоюзная Неделя воздушного флота и именно тогда В.И.Л. и Н.К.К. внесли свои сбережения. (446,363)
2 марта Муссолини заявил, что согласен с избирательным правом женщин, но сегодня не тот момент. (2100)
5 марта Ф.А.Цандер писал второе письмо К.Э.Циолковскому о том, что уже несколько лет разрабатывает проект межпланетного колрабля, отличающегося от проекта Циолковского, а первое было 24 февраля 1923 г. (1856,42)
С 6 марта До смерти В.И.Л. был парализован и лишился речи. У постели были жена, систра и секретарша. (2100)
6 марта Национальная Ассамблея Турции отказалась от Лозанского соглашения. (2100)
March 7 Navy participation in aviation fuel research and development was indicated in the Aeronautical Engine Laboratory report on systematic tests, conducted by the Bureau of Standards, on mixtures of alcohol-gasoline and benzol-gasoline. Industrial and governmental research with fuels, of which this was a part, eventually resulted in the development of tetraethyl-lead as an additive for aviation fuels and of iso-octane as a standard for antiknock characteristics. (1090)
К 8 марта Были созданы три АО - в Москве Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет", в Баку Закавказское акционерное общество гражданской авиации "Закавиа" и в Харькове - Украинское АО воздушных сообщений "Укрвоздухпуть". (70,91)
По другим данным - 14 марта. (237,144)
По третьим данным Добролет был организован 17 марта 1923 г. (271,93)
8 марта Был создан ОДВФ (66,91). В президиуме был П.И.Баранов, который в то время руководил механизированными и бронетанковыми войсками. (77,63).
9 марта В.И.Л. окончательно отошел от политической деятельности. (1348,117)
12 марта На Украине создано ОАВУК. (274)
14 марта Состоялось учредительное собрание акционеров Российского общества Добровольного воздушного флота ("Добролет"). (274)
14 марта Президент Хардинг стал первым президентом США, заполнившим налоговую декларацию. (2100)
22 марта ЦАГИ обратился в ВСНХ с докладной о необходимости строительства новых лабораторий. (80,34)
26 марта В Харькове учредили Укрвоздухпуть. (438,516)
28 марта В Тифлисе организовали Закавиа. (438,517)
Март Группа конструкторов ГАЗ 1 во главе с Н.Н.П. и И.М.Косткиным начала работу над Ил-400. (644,351)

По другим данным - в феврале 1923 г., но официальное начала проектирование - 23 мая 1923 г. (1774,39)

Март Закончилась работа В.И.Л. над политическим завещанием. Именно в этих материалах В.И.Л. писал, что главное в строительстве социализма заключается в развитии крупной промышленности, особенно тяжелой - экономической базы социализма. Здесь и была поставлена задача индустриализации. Вообщем то это развитие идеи и возможности победы социализма в одной стране. В СССР есть все необходимое и достаточное для построения социалистического общества. Главная задача - возродить и развивать промышленность для создания МТБ социализма и повышения обороноспособности. Культурная революция и развитие науки - вторичны. (226,330)
Март А.В.Надашкевич стал пытаться приспособить пулемет Максима к авиации. Работа велась на Московском авиазаводе, а затем с 1924 г. на Тульском оружейном заводе, где помогли знатоки Максима П.П.Третьяков и И.А.Пастухов, а также С.А.Ярцев. (86,221)
Апрель
April 2 First flight of all-metal pursuit monoplane, Wright H-3, 400-hp engine, at Curtiss Field. (1038)
10 апреля Вышел закон о трестах, который стал нормативно-правовой основой работы Авиатреста, образованного постановлением СТО N 121 от 28 января 1925 г. (275)
April 15 Naval Research Laboratory. (NRL) reported equipment for radio control of an F5L was satisfactory to a range of 10 miles, and that radio control of aircraft during landing and takeoff was feasible. (1038)
15 апреля Стал широко доступен инсулин для диабетиков. (2100)
April 15 The Naval Research Laboratory reported that equipment for radio control of aircraft had been demonstrated in an F5L, and was found satisfactory up to a range of 10 miles. It also stated that radio control of an airplane during landing and takeoff was feasible. (1090)
17-25 апреля 12 съезд РКП(б). Первый съезд без В.И.Л. Отметили, что НЭП создает базу для уклонов в партии. Слили РКИ и ЦКК, подчеркнули необходимость разделения труда между партийными и советскими органами. Успехи в промышленности были незначительными. ПТ и ЗП были ниже довоенного уровня, ножницы цен были огромными, появилось затоваривание. Призвали рабочих направить усиляи на подъем промышленности, прежде всего тяжелой "которая одна может только явиться прочным фундаментом действительно социалистического строительства". Л.Д.Т. выступил за жесткую концентрацию промышленности, закрытие ряда предприятий, в т.ч. Путиловского, Брянского и др. заводов, так как они работали с убытками. Это восстановило бы рабочих против партии и означало бы политическое поражение. Л.Д.Т. выдвинул лозунг установления "диктатуры промышленности" - за счет крестьян - отвергли из-за боязни потери смычки. Ввели монополию ВТ. (225,341)
April 20 First aerial refueling with hose, at Rockwell Field, San Diego, between two DH-4B aircraft, under the direction of Henry H. Arnold (USAS). (1038)
25 апреля М.В.Фрунзе с программой ОДВФ выступил на встрече с делегатами XII съезда РКП(б). (271,93)
27 апреля ЦАГИ представил проект торпедного катера, вооруженного одной 18 дюймовой торпедой, но делать начали тлько через 2 года. (1185,16)
29 апреля Добролет начал платные полеты над Москвой. (438,517)
Апрель Началась постройка АК-1 В.Л.Александрова и В.В.Калинина. (1140,57)
Апрель XII съезд РКП(б) опять принимал решения по КА и, следовательно, КВФ. (66,78)
Апрель Начальником ГУ ВФ стал А.П.Розенгольц.
Апрель В цехах заготовительного производства ГАЗ-1 началось строительство ИЛ-400. (228,42)
По другим данным весной 1923 г. ИЛ-400 на ГАЗ-1 был закончен. В мае взлетел свечой. (92,327)
Есть байка, что Н.Н.П. - пускал модель ИЛ-400 с башни ВВА, но это не помогло.
По другим данным - позже - в августе 1923.
Апрель Были созданы Морские Силы Дальнего Востока, которые 9 января 1935 г. стали Тихоокеанским Флотом. (359,109)
Апрель - ноябрь Строили АК-1 на ГАЗ-5 Самолет строился на средства, внесенные латышскими стрелками в фонд строительства КВФ и поэтому получил имя "Латышский стрелок". (80,357)
Апрель Начальником советских ВВС стал А.П.Розенгольц - хотя есть данные, что А.А.Знаменский проработал на этой должности с сентября 1922 г. по май 1923 г. (66,108)
Весна На ГАЗ-3 был выпущен и испытан М-24 - 40. (92,325)
Весна При НТК УВВС начала работать комиссия по ночным полетам. (172,19)
Весна Закончилось производство учебного самолета П-VI и П-VI бис А.А.Пороховщикова и всего сделали около 40. (92,264)
Весна Сикорский основал собственную фирму в США. Помог Северский. (225,27)
Весна В Севастополе проходили маневры ВМФ совместно с авиацией и летали С-16бис. (262,16)
Весна Прибыли два английских торпедоносца Свифт и начали испытание торпед В.И.Бекаури 45-12 (бывшая для надводных кораблей образца 1912) и 45-15 (укороченная образца 1910 - 1915 гг. "Л" для подводных лодок - переименование было выполнено в 1924). Л - забраковали как непрочную и приняли 1912 г. (561,4)

По В.Б.Ш. это были Хенлей НР-19 с Нэпир-Лайон в 450 л.с. - трехстоечные одноместные бипланы с автоматическими предкрылками и закрылками. Испытывали торпеды, сбрасываемые на парашюте и потом управляемые по радио. Машины переделали в двухместные. Потом то же испытывали на ЮГ-1 и ТБ-1. (92,305)

Май
К маю Был готов первый самолет М-9бис, заказанный программой авиапромышленности на 1922-1923 гг. в количестве 56. (заказ был потом снижен до 40) и комиссия под председательством представителя НТК УВВС и Ермолаева провела его оценочные испытания. Летал Б.Н.Чухновский и самолет получил название М-24. Проект был разработан Д.П.Г. В это время встал вопрос озакрытии КЛ из-за финансовых затруднений и передаче производства на 10 завод в Таганроге. Помог ОДВФ. (1085,97)
1 мая К.А.К. на митинге предложил силами коллектива Ремвоздуха-6 построить самолет, который потом стал К-1. (70,87)
1 мая Возобновила работу линия Москва - Кенигсберг и летали до 31 октября 1923 г. (1795,41)
5 мая Начались испытания самолетной радиостанции АК-23 А.И.Коваленкова, которая вскоре поступила на вооружение. (271,93)

В 1923 г. была создана радиостанция АК-23 и после испытаний поступила на вооружение - первая советская авиационная. (172,21)

8 мая Вышел меморандум (ультиматум) Керзона - требовал отзыва дип. представителей из Ирана и Афганистана, выплаты компенсации за Рейли. (455,52)
10 мая Вышел приказх начальника Главвоздухфлота и нач. ПУ РККА, которые во всех частях ввели задания по моторному, аэроплано-сборочному, столярному, плтницкому, слесарному, кузнецкому, автомобильтному делу и электротехнике. (66,134)
20 мая - 1 июня Состоялся круговой перелет Москва-Бухара-Москва. Летчик Б.К.Веллинг с тремя пассажирами пролетел 10570 км за 76.5 ч ЛВ. (271,94)
23 мая Было получено разрешение ГУВП на проведение работ по новому истребителю (Ил-400), а до этого работали в инициативном порядке во внерабочее время. ГАЗ 1 передали из ГУВП 18 тыс. руб. Но Н.Н.П. хотя и работал с зав. производством ГАЗ-1 И.М.Косткиным, но работал в КО ГУВП. Все равно работали ночами. (1774,39)
27-29 мая Военно-морской летчик БФ Л.И.Гикса на единственной имеющейся амфибии Виккерс-Викинг совершил перелет Петроград - Витебск - Киев - Екатеринослав - Севастополь протяженностью 2000 км. (438,519)
29 мая В Новороссийск прилетели два первых Ju 13 от фирмы Юнкерс, которая заключила договор с Россией на организацию линии Москва - Харьков - Ростов-на-Дону, Новороссийск - Батуми - Тифлис с перспективой продления до Стокгольма и Тегерана. 1 июня линия была торжественно открыта в Ростове. , но детали только до сентября 1922 г. Добролет приобрел с весны 1922 г. до 20 Ю-13, используя их с мая на линиии Москва - Нижний, а с осени на линиях Москва - Казань, Ташкент - Алма-Ата, Ташкент - Бухара, Бухара - Хива, Бухара - Дюшамбе. (1219,8)
Май Начало проектирования АНТ-2. (71,120)
Комиссия по строительству металлических самолетов работала по заказу УВВС и делала два варианта: гражданский для 2-3 пассажиров и военном с размещением наблюдателя, вооруженного пулеметом. (346,8)
Июнь
1 июня Совнарком УССР утвердил образование Укрвоздухпути. (237,145)
1 июня Юнкерс открыл линию Москва - Тифлис как часть Швеция - Иран. Практически не работала (438,519), хотя Юнкерс поставил 9 Ф-13. (1795,44)
3 июня ЦК ВКП(б) принял решение о проверке боеготовности КА. (1074,104)
3 июня Муссолини предоставил женщинам избирательное право. (2100)
3 июня СНК принял решение о командировании за границу опытных специалистов, знающих авиацию, для изучения деятельности авиационных заведений и научно-исследовательских учреждений. Ездили Н.А.Рынин декан факультете воздухоплавания Петроградского института путей сообщений и член коллегии ЦАГИ Б.Н.Юрьев. (442,39)
June 9 Juan de la Cierva made first successful autogiro flights in a rotary wing aircraft, at Madrid, Spain. (1038)
9 июня В Болгарии произошел военный переворот. (2100)
13 июня Франция установила торговый барьер между Рурской областью и остальной Германией. (2100)
15 июня Была открыта первая в СССР регулярная пассажирская авиалиния Москва-Нижний Новгород. (274)
20 июня Франция сообщила, что она забирает Рейнскую область для того, чтобы облегчить Германии выплату репараций. (2100)
June 25 First International Air Congress, London, England, 450 delegates from 17 nations attended. (1038)
June 26 First complete midair pipeline refueling between two airplanes, made by Lts. L. H. Smith and J. P. Richter (USA) at San Diego. (1038)
28 июня Американцы выполнили первую успешную дозаправку самолета в воздухе на DH-4. (237,145)
29 июня ОДВФ передал ВВС два первых боевых Р-1 - "Известия ВЦИК" (Имени известий ЦИК - осенью - 80,178) и "Московский большевик", произведенные на ГАЗ 1. Д.П.Г. - тех. директор ГАЗ 1 сумел добиться от ВАО денег на проектирование и строительство в 1924 новых корпусов. (79,101)
30 июня Была открыта авиалиния Москва - Нижний Новгород протяженностью 420 км и по ней за 1923 г. перевезли 229 пассажиров и 1.9 т почты. (271,94)
Июнь ВВА переехала в Петровский дворец и в сентябре 1923 г. Реввоенсовет передал дворец ВВА окончательно, а сам Петровский дворец стал называться Дворец Красной Авиации. (24,33)
Июнь Началось строительство первого цельнометаллического глиссера АНТ-2. (71,103)
Июнь Состоялась первая в истории ВФ военная игра с участием одной из разведовательных эскадрилий. (66,134)
Лето Г.Е.Котельников сделал 6 опытных экземпляров парашюта РК-2 с твердым ранцем. Три из шелка, два из мадаполама и один из сатина. Провели испытания. Шелк - лучше (72,53). Затем, в этом же году - РК-3 с мягким ранцем, складывающимся конвертом. (72,54)
Лето Советская военная разведка сообщала о докладе французской группы представителей Антанты в Германии, которая писала, что намеренно задерживает поставки дюраля из зоны французской оккупации Юнкерсу, чтобы препятствовать его работе в СССР. (1795,17)
В середине лета Д.П.Г. построил М-23бис - развитие М-9. Не смог оторваться от воды из-за плохой формы корпуса, был разрушен наводнением осенью. (92,325)
К середине 1923 г. Немцы завезли запас дюралюмина в виде слитков и проката на 750 самолетов и 1125 моторов. (1795,7)
Июль
6 июля На основе Госбанка РСФСР был организован Госбанк СССР.
15 июля Начала работать первая регулярная авиалиния Москва - Нижний (62,69). Первый самолет носил имя Промбанк. (1836,111)
24 июля В Москве К.К.Арцеулов проводил испытания первого в СССР управляемого планера А-5 своей конструкции, построенной кружком "Парящий полет". Осенью повезли в Крым. (438,521)
Август
1 августа СССР подписал конвенцию по проливам. (1348,240)
2 августа Ил-400 выкатили на аэродром. К.К.Арцеулов начал пробежки, хвост не поднимался, переместили назад шасси и 14 августа (15 - 644,351) хвост, наконец, поднялся. (228,43)

По другим данным - 15 августа 1923 г. К.Арцеулов поднял машену в воздух и разбил. (1774,39)

3 августа После смерти Хардинга президентом США стал Кулидж. (2100)
19 августа В Москве открылась первая сельхозвыставка. (1348,197)
23 августа (15 - 80,113, ранним утром 16 - 228,43) был испытан ИЛ-400 - разбили, так как свечкой пошел вверх, сломалось сидение, пилот сбросил газ и машина упала плашмя (29,106). По другим данным взлетел свечой еще мае (92,327). Испытывал К.К.Арцеулов. (438,522)
Август П.И.Баранов стал с августа 1923 г. замом начальником ВВС РККА.
Август Была образована комиссия по разработке конкурсного проекта подводного корабля. (359,64)
Конец августа Коллегия НТО предложила ЦАГИ начать строительство. (80,34)
Конец августа Агент ОГПУ сообщал командующему ВВС РККА Розенгольцу, что в Дессау на авиазаводах, работающих по русским заказам, состоялось соглашение инженеров и правых баварских организаций о том, что в случае революционного выступления в Баварии самолеты пойдут не в Россию, а правым. (1795,18)
Сентябрь
1 сентября Сильнейшее землетрясение разрушило Токио и Иокогаму и 300 тыс. чел. погибли. (2100)
3 сентября В.И.Л. и Н.К.К. внесли шесть червонцев на покупку Юнкерс Ю-13 "Правда". (237,145)
12 сентября ОДВФ подписал договор с КЛ в Ленинграде стараясь поддержать этот завод, наодящийся на грани краха, и профинансировал производство М-24 Д.П.Г. (1085,97)
19 сентября В штаб НОА п/я 5 прибыл Р.Л.Бартини. Проработал - 6 лет. (172,39)
23 сентября СТО принял постановление об отводе земли для устройства аэродромов в губернских городах и запретил использовать забронированные для строительства материалы и РС на другие цели. (66,83)
Конец сентября Состоялось чрезвычайное заседание Политбюро и назначил революцию в Германии на 9 ноября. (1031,54)
Осень Когда самолет КОМТА был окончательно готов (314,21), начались первые полеты, но плохо летал до 1924 г. (92,321)
По другим данным полет КОМТА (летчик А.И.Томашевский) состоялся зимой 1923 г. Получилось плохо. Продули модель повторно и Коллегия ЦАГИ признала машину бесперспективной. (80,297)
Осень В рамках кружка Мастерских тяжелой и осадной артиллерии (Мостяжарт), а затем Московского института путей сообщения (с 1923 г.) под руководством С.В.И. были созданы учебные планеры "Мостяжарт 1" (Академия воздушного флота - АВФ-3) (осень 1923 г.), "Рабфаковец" (АВФ-4 март 1924 г.), планеры парители "Мостяжарт 2" (АВФ-5 - апрель 1924 г.) и "Москва" (АВФ-21 - весна 1925 г., который в августе 1925 г. принял участие в соревнованиях в Германии (24,43)). (5,7)
Осень Немцы отказались брать в концессию второй завод в Петрограде из-за проблем с "усвоением знаний русскими рабочими". (1795,9)
С осени 1923 по осень 1924 Д.П.Г. - технический директор ГАЗ-1.
По другим данным - с весны 1923 г., а по третьим - по весну 1924 г.
Октябрь
К октябрю На заводе Юнкерса в Филях было 549 чел. работающих, но программа отставала. (1795,9)
Начало октября Л.Д.Т. направил в ЦК письмо с критикой его работы о том, что аппарат подменил партию. Вскоре поступило заявление 46, подписанное троцкистами, децистами, остатками левых коммунистов и рабочей оппозиции. (226,345)

Этот вопрос обсудили на объединенном пленуме ЦК и ЦКК соместно с представителями 10 крупнейших парторганизаций. Некоторые, например, В.А.Антонов-Овсеенко, А.С.Бубнов и др. одумались, но Л.Д.Т. выступил с брошюрой "Новый курс", где обвинил партруководство в перерождении, требовал введения в руководство молодежи. Дали отпор. (226,345).

4 октября Главвоенпром выдал заводу 3 КЛ заказ на 15 М-24 Д.П.Г. До этого финансировал ОДВФ. (1085,97)
5 октября Авиаотдел ГУВП рассмотрел и утвердил проект перекомпонованного Ил-400б. (1774,40)
8 октября Л.Д.Т. написал в ЦК письмо, в котором предупредил об опасности перерождения партии в связи с растущей бюрократизацией и усилением власти аппарата во главе с И.В.С.. (1348,117)
12 октября НТК Главвоздухфлота поручил Н.В.Фомину разработать проект дирижабля мягкой конструкции. (273,277)
15 октября Появилось заявление 46 с осуждением экономической политики ЦК и диктатурой вождей. (1348,117)
19 октября Постановлением СТО был утвержден план развития гражданских воздушных линий на ближайшее трехлетие. (271,95)
20 октября Главвоздухфлот утвердил требования к пассажирским самолетам. (271,95)
21 октября В октябре 1923 г. было завершено строительство АНТ-1, 21 (20 - 237,146) октября - взлетел (71,119). Потом долго висел в углу ЗОК, пропал во время ВОВ (71,120). Летал Е.И.Погосский. (71,119)
23 октября На 23 октября 1923 г. было назначено восстание в Германии. Эмиссар Коминтерна - тот же К.Радек. (70,105)
По другим данным - восстание было назначено на 9 ноября 1923 г. (68,22)
28 октября На заседании СТО было принято постановление "Об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок". (442,39)
31 октября Окончила работу линия Москва - Кенигсберг в 1923 г., полеты которой начались 1 мая 1923 г. С 1924 г. стали летать ежедневно и билет стоил 70 руб. СССР покрывал 70% расходов. Летал и В.В.Маяковский. (1795,41)
Октябрь НТК ВВС обсуждал вопрос о проекте Ил-400. В резолюции: - считать аппарат опытным, продолжить работу. После этого в ЦАГи исследовали две модели. (228,44)
Октябрь В Москве был создан отряд "Ультиматум", вооруженный Фоккерами С-4, в который входили "Красная Пресня", "Железнодорожник", "Текстильщик", "Абхазский Совнарком", "Известия ЦИКа" и др. На знамени отряда, а также на бортах фюзеляжа и была большая фига вместо вината на самолете. (455,52)
Октябрь Начались испытания И-1 Д.П.Г. - плохо охлаждался (80,115). Группа Н.Н.П. конкурировала с Д.П.Г. и его И-1 на ГАЗ 1. Работал там же, но отгораживался от Д.П.Г. из-за неудачи с Ил-400.
Ноябрь
1-18 ноября Первые Всесоюзные планерные испытания (состязания) - 1-18 ноября 1923 г. (62,690) дали дорогу в небо всем АВФ. С.В.И. принял участие и в первых и во вторых (24,40) и в ряде следующих. C 1923 по 1937 было 11 Всесоюзных планерных состязаний. На первых порах допускался каждый член ОДВФ и доставка аппаратов туда и обратно и содержание участников производились на средства центра безмоторной авиации ОДВФ и Главвоздуха. (105,14)

По воспоминаниям А.С.Я. он познакомился с С.В.И. в 1923 г. Коктебеле, куда А.С.Я. взял Анощенко по рекомендации К.К.Арцеулова. А.С.Я. работал в ВВА. С.В.И. - дал ему записи лекций по конструкции и расчету прочности. Встречались дома у С.В.И.

С 1 ноября По приказу ВСНХ СССР N 136 вместо коллегии в Главвоенпроме было введено единоначалие. (596)
1 ноября В Крыму начались первые планерные состязания - 9 планеров. (438,523)
1 ноября Goodyear купил патент на производство дирижаблей Цеппелин. (2100)
November 1 Robert H. Goddard successfully operated a liquid oxygen and gasoline rocket motor on a testing frame, both fuel components being supplied by pumps installed on the rocket. (1038)
2 ноября Флотский авиатор H.J.Brown поставил рекорд скорости 259 миль/час. (2100)
4 ноября На заводе Каучук начали строительство советского дирижабля мягкой системы "Химик-Резинщик". Конструктор Н.В.Фомин, строили на средства ОДВФ. (271,96)
November 5 Series of tests demonstrating feasibility of stowing, assembling, and launching a seaplane from a submarine were completed, which involved assembling a Martin MS-1 and launching it by submerging the submarine. (1038)
November 5 A series of tests, designed to show the feasibility of stowing a seaplane aboard the submarine S-l and launching it, were completed at the Hampton Roads Naval Base. A crew from the Langley, supervised by Lieutenant Commander V. C. Griffin, had cooperated with the S-l's Commanding Officer, Lieutenant P. M. Rhea, in carrying out the tests which involved removing a disassembled Martin MS-1 from a tank on the submarine, assembling it, and launching it by submerging the submarine. (1090)
6 ноября Одна буханка хлеба стоила в Берлине 140 млрд. марок. (2100)
November 8/9 Hitler's Beer Hall Putsch - Nazis attempt to takeover German government. (1050)
8 ноября Состоялся Мюнхенский путч и А.Г. арестовал правительство Баварии, а Рем захватил штаб военного округа. 9 ноября состоялась демонстрация, но полиция разогнала и 16 сторонников А.Г. было убито. (1031,56)
8 ноября Началось рабочеее проектирование Ил-400б. (1774,40)
10 ноября Состоялся первый полет планера Мостяжарт-1 С.В.И. Летчик В.Денисов получил ушибы, так как планер заскользил на крыло и упал. (24,33)
11 ноября Состоялся первый полет дирижабля VI Октябрь. (233,166)
По другим данным - 27 ноября 1923 г. (271,96)
11 ноября ОДВФ передали ВВС 9 самолетов отряда "Ультиматум". (271,96)
12 ноября В связи с образованием СССР постановлением ЦИК от 12 ноября 1923 года вся оборонная промышленность была передана в общесоюзное ведение, и Главвоенпром вошел в структуру ВСНХ СССР (275). Создание СССР значительно увеличило масштабы социалистического экономического строительства, руководство которым требовало усиления персональной ответственности тех, кто стоял во главе промышленных предприятий. Назрела необходимость введения приоритета единоначалия над коллегией. Особенно нуждались в такой реорганизации отрасли, работавшие на оборону (275). В ноябре 1923 г. СТО определил порядок расчетов между НКВМД и военными предприятиями. (1566,56)
12 ноября А.Гитлер был арестован за попытку переворота. (2100)
18 ноября На Харьковском аэродроме встречали первые Дорнье Кометы. Выступил М.В.Ф. Первую закупили 31 сентября, еще пять - к концу октября и открыть в 1923 г. линии до Киева и Одессы так и не смогли. Осенью начали строительство крупнейшего в СССР железобетонного ангара на 10-12 самолетов. (70,93)
25 ноября ОДВФ передал Добролету пассажирские машины "Красный камвольщик", "Наука" и "Правда". (271,96)
25 ноября Состоялась трансатлантическая радиопередача из Англии в Америку. (2100)
27 ноября Состоялся первый полет дирижабля VI Октябрь (61,179). Первый советский был построен работниками Высшей воздухоплавательной школы. Сшили из старых аэростатов, а гондолу приспособили от Фармана. После двух полетов разобрали из-за ветхости. (438,525)
27 ноября В.С.Писаренко совершил первый полет на ВОП-1 в Севастополе, а в начале 1924 г. перевез его в Москву. (553,104)
Ноябрь В Севастополе был построен ВОП-1 В.О.Писаренко, оснащенного как и АНТ-1 двигателем Анзани в 35 л.с. (261,6). 27 ноября состоялся первый полет этого первого советского спортивного самолета. (237,146)
Ноябрь Испытывался первый цельнометаллический речной глиссер ГАНТ-2. (261,13)
Ноябрь Был готов АК-1. (335)
Ноябрь Была разоблачена антигерманская деятельность советского военного атташе М.Петрова, который согласно Рапалльскому договору закупал в Германии оружие для нужд РККА, а сам передавал его немецким коммунистам. Это нарушило проекты организации в россии производства кораблей по немецким проектам. (1096,61)
Ноябрь Вышел первый номер журнала "Самолет". (237,146)
Ноябрь Завод ГАЗ-2 в Москве ставший заводом Икар сделал 400-сильный двигатель, названный потом М-5. Его испытали к ноябрю (по-видимому, к 7). Стали производить для Р-1. (80,24).
По другим данным - испытали к декабрю.
Ноябрь ЦА оборудовали электроустановкой для ночных полетов. (271,96)
Ноябрь - декабрь АНТ начал строить сани АНТ IV и АНТ V. (71,98)
Декабрь
11 декабря СНК разрешил Главвоздуху передавать ОДВФ, снятые с вооружения КА. Здорово оживило движение. (438,526)
15 декабря В ходе публичной дискуссии о "новом курсе" И.В.С. от имени ЦК начал борьбу с троцкизмом. (1348,117)
20 декабря При опытно-показательном клубе Наркомпроса "Детский уголок" организовали первую в стране группу авиамоделистов Юные авиаторы. (438,526)
20 декабря Был подписан договор о поставке самолетов Фоккер ДХ1 и СIV. Хотели взять 125 первых и 75 вторых, но Фоккер не успевал. (1028,9)
31 декабря Сахару первый раз пересекли на втомобиле. (2100)
Декабрь Состоялись испытания советского Либерти, который делал заводы Икар и Большевик (б. Обуховский) в Ленинграде (80,49). Название - М-5-400 (80,55).
По другим данным в декабре 1923 г. М-5 прошел 50 часовые испытания (60,149).
Впервые применили алюминиевое литье (85,149).
По другим данным - испытания будущего М-5 закончились в ноябре 1923 г.
Разработка Либерти - первый опыт шараг, но на американский манер - в 1917 г. - два крупных инженера (один ГИ из фирмы Паккард) были вытребованы в Вашингтон. Первая встреча - 3 июня - и были как бы арестованы в номере получив в помощь лучших инженеров и техников, работавших круглосуточно. Станки и инструмент заказали еще до выпуска чертежей. Детали делали на многих заводах. 3 июля - Либерти был готов и затем выпустили 20 тыс. (80,55).
Вероятно И.В.С. кто то подсказал и он, конечно-же, преобразовал на наш лад.
Декабрь Н.И.Петров и Е.И.Погосский испытывали АНТ-1. (438,527)
Декабрь Был готов проект К-1 К.А.К. Хотел, чтобы машина была одновременно пассажирской, санитарной на 3 больных, для разбрызгивания химикатов весом до 400 кг, бомбардировщиком на 400-800 кг, бронированным штурмовиком с 16 пулеметами. (70,90)
Декабрь Ф.Э.Д. дал указание зам. В.Р.Менжинскому о необходимости иметь со стороны ОГПУ постоянный надзор за деятельностью концессионеров в нашей стране. (1795,18)
Конец года ОГПУ начало проявлять интерес к деятельности Юнкерс в России. (1795,18)
Конец года Был образован немецкий "Московский центр" - представительство группы Фишера в Москве, руководимый полковником Отто фон Нидермайером. (166,30)
Конец года Д.П.Г. создал на ГАЗ-1 свою конструкторскую группу - А.Н.Седельников, В.Л.Корвин, А.А.Крылов, В.В.Калинин, В.Л.Моисеенко и опытную мастерскую - делали И-1. (92,330) Пожалуй это также можно рассматривать как процесс формирования второго московского авиастроительного центра.
Конец года С опозданием было принято решение о типе двигателя для производства Юнкерсом в СССР. (1795,18)
Конец года При немецкой Особой группе Р было организовано ее отделение в Москве Особая группа Москва или Московский центр (Zentrale Moskau) под руководством Германа фон дер Лит-Томсена, нач. штаба ВВС Германии. (1795,33)
Конец года ВМВ обратилась с предложением наладить в России производство авиамоторов. Испытания ВМВ 4 в 1924 в НАМИ под руководством В.Я.К. не принесли ожидаемых результатов. (1795,30)
В 1923 г. Был запущен в серию У-1 (Авро-504K) на заводе Красный летчик (ГАЗ-3) - 664 У-1 в 1923 - 1931 гг. и 73 МУ-1 в 1924 - 1930 гг. (92,314) (80,22).
По другим данным заказ на Авро на ГАЗ-3 принес Д.П.Г. и только в конце 1924 г.
В 1923 г. В.Ф.Савельев все же построил двухместный разведчик четырехплан с Рон в 120 л.с. Это была 3 машина. Получилось не очень. (1773,28)
В 1923 г. ЦА стал называться "Центральный электроаэродром им. товарища Л.Д.Троцкого". (1836,111)
В 1923 г. ГАЗ-10 (Таганрог) начал серию Р-1. (80,23).
В 1923 г. Завод ГАЗ-4 Мотор, Москва, выпускавший Рон-120. (М-2) был переведен с Даниловской заставы на Семеновскую и в него влился ГАЗ-6. (Амстро), который был упразднен и передал название ГАЗ-6 строящемуся в Рыбинске заводу "Русский Рено". (80,24).
В 1923 г. ГАЗ-8 "Пропеллер" (бывший Аэротехнический) получил мебельную фабрику Мюр и Мерелиз и стал выпускать винты и лыжи (80,25).
Пожалуй, именно на него потом приехал Ришар и там был С.А.Лавочкин, В.Б.Шавров, С.П.Королев и другие.
В 1923 г. Работал и ГАЗ-16 "Аэролак" (бывший завод И.К.Коха), но где именно в Москве он был и что конкретно делал - не ясно. (80,25).
В 1923 г. Были опубликованы общие требования к пассажирским самолетам - лучшие, чем IATA. (88,91)
В 1923 г. В Ленинграде было создано Особое техническое бюро по военным изобретениям. (Остехбюро), просуществовавшее до 1929 г. - для работ В.И.Бекаури (93,347).
В 1923 г. Была издана Инструкция по выполнению полетов. (356,58)
В 1923 г. Прекратилась экономическая блокада России со стороны стран Антанты и появилась возможность импорта. (80,49)
В 1923 г. В ГАМ-7 построили У-8. (Хиони-5). Серия в 31 была закончена в 1924 г. (161,20)
В 1923 г. На Ю-13 испытывались ДРП калибра до 6 дюймов (92,414).
В 1923 г. Л.В.Курчевский совместно с сотрудником Отдела военных изобретений ВСНХ С.А.Изембека подал заявку на ДРП и вскоре испытал на Ржевском полигоне. (203,28)

Реклама