1924 год
Борьба с троцкизмом в армии коснулась авиации и дало ей, а также авиастроению, новые значительного объема ресурсы. Появились первые реальные результаты военного самолетостроения, созданные уже не стихийно, не одиночками, а по заданиям РВС и в соответствии с определенным, уже сложившимся порядком опытного самолетостроения. Началось планирование опытного строительства. Первые широко рекламируемые международные перелеты, использование авиации в политических целях.
Январь
В начале года А.Н.Т. получил задание на постройку военного цельнометаллического самолета, который стал АНТ-3. (360,76)
В начале года Дорнье предложил УВП перенести в Россию строительство 100 Комет и предлагали все необходимое оборудование и приспособоения. Хотели пригласить и К.Дорнье в качестве ГК. Предполагалось делать и Валь. Государство отказало, хотя УВП был за. (70,104)
В начале года Был испытан DH-4, на который В.В.Калинин и В.Л.Моисеенко на заводе Дукс ГАЗ-1 поставили более толстое крыло. Были некоторое улучшение ЛД, но в серию внедрять не стали. До этого на машину поставили двигатель Майбах в 260 л.с. (92,308)
В начале года НТК УВВС выдал ЦАГИ задание на строительство двухместного цельнометаллического разведчика под Либерти. (1852,36)
К 1 января Закупили за границей:
- 60 Фоккер С-4
- 125 Фоккер Д-11
- 20 ДХ-9а с Сиддлей-Пума и 10 с Либерти
- 21 Мартинсайд
- 54 Анрио + двигатели. (438,527)
9 января Стоимость компании Форд составила 1 млрд. долл. (2100)
9 января Сун-Ят-Сен обратился к США с просьбой о содействии в востановлении мира в Китае. (2100)
11 января СТО принял постановление о порядке производства полетов с агитационными целями. (446,363)
16 января Вертолет испанского конструктора Р.П.Пескара пролетел более 1 км за 8 мин 13 сек. (274)
16-18 января Состоялась 13 партконференция РКП(б) и осудили позицию Л.Д.Т. (1348,117)
19-29 января В Москве шел 11-й Всероссийский съезд Советов, одобрил Конституцию СССР и поставил задачу ликвидации неграмотности. (1348,148)
20 января Ф.А.Цандер делал доклад на теоретической секции Московского общества любителей астрономии и говорил о межпланетном корабле, взлетающем по самолетному. (356,368)
24 января Умер В.И.Ленин.
26 января - 2 февраля В Москве был 2 Всесоюзный съезд Советов, который принял первую конституцию СССР и постановление об увековечении памяти В.И.Л. - строительстве мавзолея и переименовании Петрограда, а также издания ПСС. (1348,117)
С 26 января Петроград стал Ленинградом. (2100)
27 января На КП состоялся траурный митинг, на котором были слушатели ВВА и в т.ч. С.В.И. (24,39). В.И.Л. поместили в мавзолей. (2100)
28 января В Москве состоялось открытие первой выставки безмоторной авиации и выставлялись планеры - участники первых состязаний в Крыму: рекордный К.К.Арцеулова, планер В.П.Невдачина, "Коршун" И.П.Толстых, "Макака" Н.Д.Анощенко и "Маори" С.Н.Люшина. (105,14)
Январь Авиетку ВОП В.О.Писаренко перевезли в Москву на ЦА и на ней выполнили сотни полетов. НТК Главвоздухфлота дал высокую оценку .(171,11)
Январь Военная комиссия ЦК РКП(б) обследовала состояние КА и пришла к выводу, что "организованной, обученной, политически воспитанной и обеспеченной мобилизационными запасами силы у нас в стране нет" Виновником был назван Л.Д.Троцкий и его заменили М.В.Фрунзе. (203,28)
По другим данным М.Ф.Фрунзе сменил Л.Д.Троцкого позже - в 1925 г.
Январь 13 конференция подвела итоги дискуссии 1923 г. и осудила троцкистов и обвинила их в мелкобуржуазном уклоне. И.В.С. выпустил книгу "Об основах ленинизма". (226,346)
С января Начались испытания саней АНТ IV и АНТ V, которые строили с ноября-декабря 1923 г. (71,98)
Конец января Первый полет И-1 Д.П.Г. - по тому же заданию, что и И-1 Н.Н.П. Скорость оказалась маловатой и плохой была скороподъемность (92,331). Д.П.Г. тяготился заводом и директор Немцев при поддержке Главкоавиа сумел освободить его от должности технического директора оставив зав. техотделом (конструкторским). (449)
К концу января Завод Юнкерса в Филях сумел сделать только 20 вместо 75 самолетов несмотря на то, что осуществлялась лишь сборка из частей, доставленных из Германии. (1795,9)
Январь-февраль В.А.Лыкошин и Н.Г.Михельсон на "Красном летчике" в Ленинграде построили авиетку ЛМ с мотором от мотоцикла Индина можностью 7.5 л.с. Летал, но выше 40 м не поднимался. (1076,745)
Февраль
1 февраля Состоялся первый полет АК-1. Испытания длились до 15 июня 1924 г., когда самолет передали Добролету. (80,357)
По другим данным первый полет АК-1 состоялся 8 февраля 1924 г. (62,690; 271,97). Летал А.И.Томашевский. (1016,89)
1 февраля Британское правительство признало СССР. (2100)
2 февраля Были установлены дипломатические отношения с Великобританией. (1348,241)
5-22 февраля Прошла денежная реформа при деноминации знаков в 50 тыс. раз. (1348,198)

12 военных заводов из 62 перешли в гражданские тресты, а 50 заводов ГУВП стали искать мирные заказы, чтобы загрузить производство. (1566,56)

7 февраля Были установлены дипотношения с Италией. (1348,241)
8 февраля В США для казни впервые была использована газовая камера. (2100)
14 февраля Была основана IBM. (2100)
15 февраля УВВС и ЦАГИ заключили договор на проектирование и постройку двухместного цельнометаллического самолета-разведчика под Либерти (Р-3) к 19 марта 1925 г. (189,2)

По другим данным в начале 1924 г. задание ЦАГИ на строительство двухместного цельнометаллического самолета-разведчика под Либерти выдал НТК УВВС. (189,2)

Настоящим заказчиком было Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбюро), руководимое Бекаури. Требовалась грузоподъемность - 2 т, скорость -165 км/ч. Сначала хотели заказать в Англии (81,53), "для сбрасывания бомб, мин, торпед". (80,298).

В начале 1924 г. НК УВВС выдал ЦАГИ задание на строительство Р-3. В задании были также поставлены задачи накопить опыт проектирования металлических боевых ЛА и освоить технологию их серийной постройки. (346,10)

19 февраля Приступили к постройке Ил-400б Н.Н.П. (1774,40)
22 февраля Колумбийский университет объявил об успехе использования радиовещания в целях образования. (2100)
23 февраля К.А.К. получил заключение НТК ВВС на К-1. (70,95)
26 февраля А.Гитлер попал под суд за путч. (1796)
26 февраля Cталелитейная промышленность объявила, что 8 часовой рабочий день ведет к повышению производительности труда и улучшению служебных отношений. (2100)
28 февраля В Москве открылась выставка безмоторной авиации, на которой были планеры, вернувшиеся из Коктебеля. (237,147)
28 февраля США направили войска в Гондурас. (2100)
Февраль С.В.И. закончил проект планера-парителя - Мостяжарт-2. (24,39)
Февраль Была готова авиетка ЛМ В.А.Лыкошина и Н.Г.Михельсона. Машина летала, но за пределы аэродрома ее не выпускали. (310)
Февраль На заводе КЛ в Ленинграде л В.А.Лыкошиным и Н.Г.Михельсоном была сконструирована и построена авиетка под мотоциклетный мотор от Индианы мощность 7.5 л.с., названная Л.М. Несколько раз летала. (1140,61)
Март
1 марта ОДВФ открыло отдел аэрофотосъемки. Начали в районе Можайска на Дорнье-Комета. (438,529)
2 марта Нач. ГУ Военной промышленности ВСНХ П.И.Богданов вместе с помошником проф. В.С.Михайловым в докладе "Об организации военной промышленности", представленном в РВС, Совнарком и СТО изложили основнфе принципы формирования советского ВПК. (1566,32)
4 марта Был подписан акт по результатам испытаний триплана Комта. Согласно акта А.И.Томашевский сделал круг над ЦА на высоте 250 м. и продолжительность полета составила 8 мин. До этого летал и 15. Легко набирал высоту, хорошо планировал, летал устойчиво, но моторы Фиат работали плохо (1016,52). К этому времени сформировалась конструкторская группа А.Н.Т. и коллегия ЦАГИ решила работы прекратить. Самолет передали в отделение ОДВФ в летную школу Стрельбом в Серпухове. (426,50)
March 4 Two Martin bombers and two DH-4's broke up an icejam on the Platte River at North Bend, Nebr., by bombing. (1038)
8 марта А.И.Томашевский начал испытания АК-1. (335)
9 марта Состоялась закладка АВФ-5 Мостяжарт-2 и в апреле он был закончен. (24,40)
11 марта М.В.Ф. был назначен зам. РВС, а должность главкома упразднили как ненужную в условиях мирного времени. (1074,105)
В.В.Маяковский писал: "Заменить ли горелкою Бунзенав Тысячевольтный Осрам. Что после Троцкого Фрунзе нам, После Троцкого Фрунзе срам". (1836,111)
13 марта В марте 1924 г. был проведен аэросанный испытательный пробег Москва - Нижний Новгород - Москва протяженностью 800 км, в котором приняло участие 11 саней разных типов. А.Н.Т., В.М.П. (АНТ-1), А.А.М. Б.С.Стечкин были водителями. До Новгорода дошло 5 и в т.ч. АНТ-1, НРБ-11, АНТ-4, Арбес-4 (которые пошли обратно) и НАМИ-36. В Москву пришли 13 марта 1924 г. (1077,47)
13 марта В пятый раз был разогнан Рейхстаг. (2100)
15 марта Швеция признала СССР. (2100)
16 апреля ЦАГИ получил Приказ по ВСНХ N 184 от 25 марта 1924 по порядку наблюдения за военными заказами. Подписал Ф.Э.Д. (351)
17 марта В ответ на убийство В.В.Воровского построили эскадрилью В.И.Ленина. (271,97)
17 марта 4 самолета Дуглас вылетели из Лос Анджелоса для кругосветного перелета. (2100)
19 марта Отряд ДХ-9а под командованием П.Х.Межераупа вылетев из Хивы разгромил банду Агаджи-Ишана. (438,530)
Есть данные, что на Ю-13 участвовал и немецкий летчик О.Виппих, который потом был награжден золотыми часами. (1795,10)
March 21 The Bureau of Aeronautics directed that service parachutes be used by all personnel on all flights. (1090)
24 марта Греция стала республикой. (2100)
27 марта НТК УВВС рассмотрел проект ИЛ-400б и расчеты и разрешил строить. (80,114)
29 марта Была подписана выписка из списка научных сотрудников ЦАГИ по авиационному отделу и там были Н.С.Некрасов, Н.И.Подключников, Б.М.Кондорский, Н.И.Петров, И.И.Погосский, А.И.Путилов, Т.П.Сапрыкин, В.М.П., Е.И.Погосский. (1077,60)
Март А.С.Я. с помощью С.В.И. поступил в учебные мастерские академии ВА. (74,32)
Март Apparatus developed at Wright Field for scattering insecticide from the air, for use in checking spread of gypsy moth in New England. (1038)
Март Высшая аэрофотограмметрическая школа стала Высшей школой вспомогательных служб ВВС РККА. (237,135), а Главвоздухфлот стал УВВС. (505,52)
Март В Добролете был создан отдел аэрофотосъемки и летом снимали в Калининской обл. (356,411)
Март Состоялся испытательный полет Р-1 Н.Н.П. с М-5. (271,97)
Апрель
1 апреля А.Гитлер был приговорен к 5 годам тюрьмы. (2100)
6 апреля по 28 сентября Состоялся первый успешный кругосветный перелет (44 тыс. км) двух (из четырех стартовавших) Дуглас World-Cruiser, который выполнили американцы (237,147) стартовав из Сан Диего. (2100)
15 апреля Решением правительства РККВФ стал именоваться ВВС РККА, а ГУ ВФ стало УВВС, подчиненное РВС (66,82) (Упрвоенвоздухсил) и именно с этого дня стали называть ВВС. (438,530)
16 апреля ЦАГИ получил Приказ по ВСНХ N 184 от 25 марта 1924 г. по порядку наблюдения за воеными заказами. Подписал Ф.Э.Д.. (351)
27 апреля Совершен первый опытный рейс гражданского самолета по маршруту Ташкент - Алма-Ата. (442,300)
Апрель ГУ РККВФ было преобразовано в УВВС (66,107) - ему подчинялись все авиачасти и соединения, но оперативное управление осуществлялось командующими войсками военных округов. Среди начальников ВВС были - сначала назначен А.В.Сергеев (до 1922 г.), затем - А.А.Знаменский - (с сентября 1922 г. по май 1923 г.), А.П.Розенгольц (с апреля 1923 г.) и, наконец, П.И.Баранов - член ВКП(б) с 1912 г. (с 10 декабря 1924 г.). (66,108)
Основные подразделения УВВС:
- оперативный;
- строевой;
- учебный;
- научно-технический;
- инспекции ГВФ. (66,110)
Апрель Сдача М-24 - летчики жаловались на Д.П.Г. Назначили спец. комиссию (92,325). К весне 1924 г. на ГАЗ-3 было произведено 20 М-24бис, а Д.П.Г. был в это время уже на ГАЗ-1 в Москве. (92,326)
Апрель Был готов проект Р-3 по заданию, полученному ЦАГИ в начале 1924. (92,344)
Апрель В воздух поднялся Фоккер F.VII с одним двигателем Р-Р Игл в 356 л.с. (1460,7)
Весна Происходили испытания И-1 Н.Н.П. Признали годным к серии, но произвели - 13. (92,329)
Май
1 мая Группа летчиков под командованием П.С.Шелухина на военном параде над КП выписали слово Ленин и М.В.Ф. отмечал в приказе "Впервые в наших условиях был произведен в таком крупном размере опыт массовой работы авиации под единым руководством с одного аэродрома". (66,133)
Есть мнение, что в 1924 г. первомайский парад на КП был отменен в знак траура по В.И.Л. (1836,44)
May 2 A DT plane, carrying a dummy torpedo, was launched by catapult from Langley, at anchor in Pensacola Bay. The plane was piloted by Lieutenant W. M. Dillion and also carried Lieutenant S. H. Wooster as gunnery officer. (1090)
7-13 мая Летчики Н.Н.Васильченко и П.И.Лозовский совершили перелет на двух Р-1 в Персию по маршруту Баку - Энзели - Тегеран. Машины были закуплены Персией в России. (237,147)
9 мая Начали строительство новой аэродинамической лаборатории ЦАГИ (271,98) в Лефортово на той же Вознесенской улице, включив в комплекс и старую лютеранскую церковь. (307)
10 мая Э.Гувер стал главой ФБР. (2100)
23-31 мая Состоялся 13 съезд РКП(б). Отметили общий хозйственный подъем в стране, дали директиву развернуть борьбу за металл, за подъем тяжелой промышленности, за налаживание производства средств производства. Решили усилить работу по кооперириванию крестьянства. Снижение цен оправдало себя и одобрили создание Наркомата внутренней торговли. Не было открытых выступлений оппозиции. По делегациям часли письмо к съезду В.И.Л., но все же поддержали И.В.С. (226,347)
25 мая Открылись первые регулярные пассажирские авиалинии на Украине: Харьков - Полтава - Елисаветград - Одесса (590 км) и Харьков - Киев (430 км). За год сделали 93 рейса. Летали на Дорнье Комета. (70,102)
26 (24 - 109,234) мая Состоялся пробный полет АНТ-2 (66,101) (61,10) на ЦА им. Троцкого в Москве (261,15). Летал инж. ЦАГИ Н.И.Петров (1016,116) до апреля 1925 г. (1851,35)
По другим данным АНТ-2 был переделан и начал испытываться в августе 1924 г.
По третьим данным АНТ-2 был в мае 1924 г. закончен постройкой. (1852,35)
27 мая А.Н.Т. отправил письмо в Научный комитет Главвоздухфлота - запрос на испытания АНТ-2 на Центральном аэродроме. Машина была продемонстрирована руководству УВВС и ЦАГИ. (71,123)
По другим данным, с 28 (26 - 446, 363) мая 1924 г. начались официальные испытания АНТ-2 в присутствии представителей УВВС и ЦАГИ. (97,10)
28 мая Был подписан новый договор с Фоккер, подразумевающий сокращение поставок CIV до 50 вместо 75 по 30 ноября 1924 г. (1028,9)
31 мая На 13 съезде ВКП(б) хвалили ОДВФ. (438,532)
31 мая Были установлены дип. отношения с Китаем. (1348,241)
Май (с 23 по 31 мая - 226,347) XIII съезд ВКП(б) - поставил перед комсомолом задачу - забота о ВФ. (66,115)
XIII съезд ВКП(б) поручил ЦК поддержал ОДВФ/Авиахим и лозунг "Трудовой народ - строй Воздушный флот". (66,92).
Май Создали Техническое бюро, входившее в систему ГУ ВП ВСНХ, которым руководил Ф.Э.Дзержинский, для разработки бронетанковой техники. (176,19)
Таким образом, с 1924 г. советской авиапромышленностью в конечном счете руководил именно Ф.Э.Дзержинский. (66,98)
Май Председатель ВСНХ Ф.Э.Дзержинский утвердил Положение о строительной комиссии ЦАГИ. (80,35)
Без А.Н.Т. в составе комиссии почему-то.
Май РВЗ-6 "Ремвоздух-6" (Киев) получил заказ-наряд на производство К-1 (70,95) и проект был утвержден НТК УВВС, а в сентябре 1924 г. началось само строительство. (70,96)
Май Состоялся перелет закупленных в СССР Р-1 в Иран. (66,137)
Май На базе ликвидированного одесского ГАЗ 11 создаются мастерские ГАМ 7, конструкторский отдел которого возглавлял В.Н.Хиони. (553,103)
Весна - лето Испытывали пассажирский самолет ГАЗ-5 Е.Э.Гипиуса и АНТ-2. (80,357)
Июнь
1 июня Состоялась передача эскадрильи "Ленин" (19 Р-1) к XIII (c 23 по 31 мая) съезду РКП(б). От Реввоенсовета выступал С.С.Каменев, от съезда - М.И.Калинин. Резолюцию съезда по ОДВФ зачел К.Е.Ворошилов (74,45). Резолюция требовала от партийных и рабочих организаций "систематически вносить сознание необходимости создания мощного КВФ в рабоче-крестьянские массы. К этому вынуждает усиленный рост военной и гражданской авиации в капиталистических странах". (66,78)
Самолеты "Самарец - Ильичу", "Красный Воронеж - Ильичу", "Земля Ильича", "Сибирский рабочий", "Красный Сормовец" и др. (442,42)
2 июня США предоставили индейцем полномасштабное гражданство. (2100)
3 июня Состоялось заседание Черноморской авиационной группы (ЧАГ) в Одессе, на котором С.П.Королев представил проект планера К-5. Так как назван сухопутным безмоторным самолетом мог быть авиеткой или мотопланером. (105,22)
6 июня П.И.Б. как нач. ВВС писал пред. РВС о том, что во Франции заказано 4 Фармана Голиаф с 2 ЛД по 450 л.с. и они должны быть готовы к отправке осенью. Французы хотели лететь, но И.С.Уншлихт сказал по ЖД. (1028,14)
6 июня Рейхстаг принял принял план Dawes по помощи Германии в выплате военных долгов. (2100)
9 июня Штаб ВВС выделил гидрографическому управлению Ю-20 и именно на нем потом летал Б.Г.Чухновский. (99,135)
10 июня Состоялись испытания ГАЗ-5 Е.Э.Гроппиуса постройки ГАЗ-5. Оказался не лучше, чем имеющиеся. (438,533)
10 июня Итальянсие фашисты похитили и убили лидера социалистов Джакомо Маттеотти. (2100)
11 июня Состоялся полет АНТ-2 с пассажирами. (97,10)
15 июня АК-1 передали в "Добролет" (92,323) и эксплуатировали на линии Москва-Нижний до 15 сентября 1924 г., когда начался перелет в Китай, в котором АК-1 принял участие. (80,357)
16 июня Состоялся первый полет дирижабля "Московский химик-резинщик". (61,179)
17 июня В Риме состоялся марш фашистов. (2100)
17 июня по 8 июля 5 конгресс Коминтерна. (1348,241)
20 июня В НТИ ВСНХ состоялось совещание об аэросанях и определяли направления работ в этой области, а также обобщали результаты мартовского пробега Москва - Нижний Новгород - Москва. А.Н.Т был за металл, а Н.Р.Бриллинг от НАМИ утверждал, что деревянные и металлические сани являются равнопрочными. (71,99)
20 июня Был готов Ил-400б с кабиной, сдвинутой вперед на 300 м и центровкой 30%. (1774,40)
25 июня На Украине открылись авиалинии Харьков-Полтава-Киев и Харьков-Одесса. (446,363)
26 июня После 8 лет оккупации американские войска оставили Доминиканскую республику. (2100)
30 июня Линию Москва - Нижний Новгород продолжили до Казани. (438,534)
Июнь - июль Состоялся 5 конгресс Коминтерна. Обсудили дискуссию и осудили Л.Б.Т. (226,350)
Лето ОДВФ объявил конкурс маломощных самолетов и авиамоторов и итоги подвели 1 декабря 1924 г. (1040)
Июль
1 июля Был воздушный парад ОДВФ (97,10), организованный ОДВФ в связи с торжественной передачей XIII съезду РКП(б) эскадрильи самолетов им. В.И.Л. (19 разведчиков Р-1), на котором в одном строю с Юнкерсами на правом фланге летел АНТ-2. (261,15)
4 июля Г.Е.Котельников получил патент на парашют РК-3 с мягким ранцем. (274)
4 июля Согласно американским газетам, профессор Годдард собирался послать снаряд на Луну. (1856,58)
5 июля Вышло постановление РВСР N 218, которое определило, что РККФ в будущих боях по охране Республики и по защите мировой революции придется играть крупнейшую роль. (1085,122)
6 июля На Ходынке, переименованеной в Октябрьское поле, состоялась передача Московской парторганизации знамени Парижской Комунны, которое на 5 конгресс Коминтерна привезли французские делегаты. (1836,111)
8 июля В.А.Цандер направил в Комитет по изобретениям статью "Описание межпланетного корабля-аэроплана системы Ф.А.Цандера" и приложил патентную формулу. (1856,35)
9 июля Остехбюро передало ЦАГИ задание на самолет для "сбрасывания грузов". (346,14).

По другим данным предложило ЦАГИ разработать исходные данные самолета, предназначенного для "сбрасывания предметов", габариты которых были указаны. По заданию - скорость - не менее 165 км/час, вес полезного груза - 2000 кг, а машину хотели заказать в Англии. Там попросили 400-500 тыс. рублей и срок три года, но денег не было. (1852,38)

Перед этим ОСТЕХБЮРО при НТС ВСНХ поставило вопрос о необходимости постройки тяжелого самолета, который бы мог использоваться для сброса бомб, мин и торпед. (1852,38)

10-22 июля А.И.Томашевский и др. на АК-1 выполнили перелет Москва - Нижний Новгород - Казань и обратно. (272,369)
12 июля Б.Г.Чухновский в Ленинграде испытал Ю-20 перед тем как отправиться на судне Юшар в Арктику из Архангельска. (1215,17)
13 июля Вышло постановление Правительства "Об условиях изготовления и приобретения возушных судов и авиационных моторов" - ввело протекционизм и ограничения импорта (92,295). Выражение идеологии "одинокого бастиона социализма в окружении враждебных капстран". (70,105)
Года либерализации импорта не вытерпели, но за это время закупили Дорнье и Юнкерсы.
К середине июля Был готов ИЛ-400б. (228,45)
17 июля А.И.Томашевский и механик Н.А.Камышев прилетели на АК-1 в Пекин. (1016,89)
17 июля Вышло постановление Коллегии НТО ВСНХ (прот. 281) о том, что необходимо разработать новое положение о ЦАГИ. (1033,33)
18 июля Состоялся первый полет ИЛ-400б (К.К.Арцеулов), а в октябре (15) закончились его заводские испытания. Всего было 25 полетов (145,27). Летали и А.И.Жуков и А.Н.Екатов, а М.М.Громов выполнил весь комплекс высшего пилотажа (228,45). Потом были гос. испытания. Заказали 33 машины. (80,114)
19 июля В Одессе А.Т.Бербека испытывал Конек-Горбунок В.Н.Хиони. Построили 30. (438,534)
21 июля Президиум РВС составил контр-предложение Фоккеру, но они полностью соответствовали требованиям Фоккера. (1028,10)
22 июля В.А.Дегтярев представил опытный образец ручного пулемета для испытания. (1857,49)
25 июля Греция объявила депортацию 50 тыс. армян. (2100)
27 июля по 10 августа и с 14 по 19 декабря Состоялись полные испытания И-2 Д.П.Г. на прочность в присутствии представителей Авиатреста - В.Л.Александрова и В.В.Калинина - конструкторы АК-1. Отмечено хорошее соответствие советским "Нормам прочности". (92,331)

По другим данным "Нормы прочности самолета" были утверждены 1 сентября 1925 г. или даже в октябре 1925 г. и были опубликованы в 1926 г. (62,690)

Летные испытания начались осенью.

27 июля В Тушино проводили опытные работы по опылению подмосковных видов саранчи. (438,534)
Июль Комиссия во главе с председателем Стрелкового комитета РККА Н.В.Куйбышевым рекомендовала для принятия на вооружение спаренный пулемет В.А.Дегтярева ДА. (1857,45)
Июль Началась разработка А.Н.Т. двухместного разведчика по заданию НК УВВС. (71,127)
По другим данным - 11 ноября 1924 г.
Июль Проект К-1 К.А.К. был окончательно утвержден НТК УВВС. (70,96)
Август
3 августа Состоялся первый полет авиетки В.П.Невдачина Буревестник-С2 (271,99). Испытания шли до 5 августа. Переделан из планера. (438,535)
3-5 августа Летчик И.В.Васильев проводил испытания Буревестника С2 В.П.Невдачина и выполнил 4 полета продолжительностью 19 мин. и высотой до 50 м, так как мощности двигателя в 9 л.с. не хватало. (1076,747)
7 августа Коллегия НТО ВСНХ (прот. 283 - 1033,33) решила командировать А.Н.Т. в январе 1925 г. за границу, в Германию и Францию, "за конструирование и постройку первого русского цельнометаллического самолета". (261,18)

А.Н.Т. не утвердили зам. директора ЦАГИ. (1033,33)

8 августа Был подписан новый торговый договор с Великобританией. (1348,241)
9 августа Был подписан капитулянтский договор с Фоккером. (1028,11)
16-19 августа В Лондоне прошла конференция, на которой был одобрен первый после Первой мировой войны крупномасштабный план восстановления европейского хозяйства - план Дауэса.
20-21 августа Состоялся двухдневный "маскировочный маневр" войск МВО. Впервые в СССР с воздуха определяли возможность обнаружения замаскированных войск. (438,536)
21 августа Б.Г.Чухновский совершил первый испытательный полет на Ю-20 в Арктике. (1215,22)
22 августа Б.Г.Чухновский на Ю-20 на Маточкином Шаре начал работу по разведке льдов в Арктике. (271,99)
23 августа В Ленинграде состоялось испытания парашюта Г.Е.Котельникова РК-3 на манекене. Внедрялся с трудом. (438,537)
Август Н.Н.П. был освобожден от должности зам. начальника конструкторской части авиаотдела ГУ военной промышленности ВСНХ. (80,24)

По другим данным Н.Н.П. был откомандирован из конструкторской части Главкоавиа обратно на завод чтобы заменить Д.П.Г. на посту начальника КБ и зав. производством. (228,51)

Август Начались всесторонние испытания АНТ-2. (97,10)
Август В НИАП был доставлен самолет, по которому огонь велся из 40 мм автомата Виккерса аэротральным снарядом - две половинки, соединенные троссом длинной 1 м. (1116,41)
Август Было подготовлено Постановление СТО, которым поручено "выделить из ГУВП Авиаотдел со всеми входящими в него заводами и с полным их инвентарем, материалами и денежными средствами... и образовать Авиационный трест с непосредственным подчинением ВСНХ" и которое было принято 28 января 1925 г. (351).
Август 1924 - апрель 1925 Комиссией НОА под председательством Андреева проводились повторные испытания АНТ-2. АНТ пытался организовать серийное производство АНТ-2 в небольшой мастерской в Кольчугино под руководством Е.И.Погосского. (261,18)
Сентябрь
5-22  сентября (28 - 271,99) Состоялись вторые Всесоюзные планерные состязания в Коктебеле. Было 15 планеров. С.В.И. попал в Техком и стал его председателем. (24,148)
11 сентября В СССР приняли закон о промышленных изобретениях и в результате разбирательства по вопросу Ил-400б установили, что инициатором постройки был И.Костиков и Н.Н.П., а всего приняло участие 9 конструкторов. Но авторство отдали ГАЗ-1 и он получил право на серию. (1774,40)
September 15 Unmanned N-9 seaplane equipped with radio control successfully flown on 40-minute flight from Naval Proving Grounds, Dahlgren, and sank from damage sustained on landing. (1038)

An N-9 seaplane, equipped with radio control and without a human pilot aboard, was flown on a 40-minute flight at the Naval Proving Grounds, Dahlgren. Although the aircraft sank from damage sustained while landing, this test demonstrated the practicability of radio control of aircraft. (1090)

15 сентября АК-1 разбили в Китае. (1016,89)
15 сентября УВВС и ЦАГИ заключили договор, определяющий дату изготовления первого экземпляра АНТ-3 - 19 марта 1925 г., скорость 215 км/час и потолок 5500 при 820 кг нагрузки. Предполагали, что может быть использован для поддержки войск на поле боя при использовании бомбового и пулеметного вооружения. (1852,36)
16 сентября РВСР (278,260) были введены новые штаты ВВС. Высшая единица - отдельная авиаэскадрилья из 3 отрядов, состоявших из 2-3 звеньев. Истребительная - 46 машин (12 запасных). Разведывательная и легкобомбардировочная - 31 машина (12 запасных). Тяжелобомбардировочная - 2 отряда по 3 самолета. (66,87)

По другим данным, с сентября 1924 г. авиаотряды были объединены в эскадрильи - высшие авиасоединения. Р, Ш, и ЛБ Э имели каждая 2 отряда по 31 самолету (включая 12 запасных), а отряд имел два звена. В И - 43 (в т.ч. 12 запасных) и 3 отряда по три звена. ТБ - 2 отряда по 3 самолета в каждом. Потом стали объединять эскадрильи в АБ. При стрелковых и кавалерийских корпусах были отдельные авиаотряды по 12 самолетов (в т.ч. 4 запасных). (356,57)

По третьим данным - истребительная - 31, разведывательная и легкобомбардировочная - 19. (1217,54)

В сентябре 1924 авиаотряды были объединены в эскадрильи - высшие авиасоединения по родам авиации. (356,57)

20 сентября Начались полеты на первой в СССР гидролинии Добролета - Ялта - Симферополь - Евпатория. Эта линия было популярна среди курортников. (99,134)
24 сентября Реввоенсовет принял трехлетний план развития ВВС РККА. Он был уточнен и утвержден СТО и ЦК ВКП(б) и предусматривал производство 1000 боевых самолетов к 1927 г. (66,84)
С 24 сентября по 1 октября 6 Р-1 были переправлены в Афганистан по маршруту Ташкент-Кабул по воздуху под командованием П.Х.Межераупа. (172,9)
По другим данным с 29 сентября. (66,136)
28 сентября Открылись первые в СССР Московские состязания летающих моделей. (271,99)
28 сентября Был завершен кругосветный перелет 3 американских самолетов, которые прибыли в Сиэтл после 22 дней путешествия. (2100)
Сентябрь Был первый полет И-2 Д.П.Г. (1022,40)
По другим данным в августе уже закончили испытания
Сентябрь Б.Г.Чухновский выполнил 11 полетов на Ю-20 на Новую Землю - первые советские полеты в Арктике. (92,299)
Сентябрь ачалось строительство К-1 на РВЗ-6 "Ремвоздух-6" в Киеве. Оно вызвало трудности, помогал П.Постышев - секретарь Киевского губкома и ЦК ВКП(б)У возвел задание в ранг особо важных. (70,96)
Сентябрь АГОС изготовил гондолу для дирижабля "Химик-резинщик Ильич". (71,114)
Осень Проводились испытания И-2 Д.П.Г. Проектировался на ГАЗ-1 с весны 1924 г. (92,331) и в июле-августе прошел всесторонние статические испытания (92,331). Запустили в серию в 1925 г. и машина стала первым советским серийным истребителем. (80,115)
Осень Был готов М-24бис Д.П.Г. и до 1926 была сделана серия в 20 машин. (686,165)
Октябрь
К октябрю Доля самолетов новых конструкций в парке сухопутной и морской авиации составила до 50%, правда в основном за счет импорта. (317,204)
5 октября Ленинградский завод "Большевик" выпустил первый в стране серийный авиадвигатель. (274)
12 октября В Москве состоялись первые Всесоюзные воздухоплавательные состязания с участием 8 сферических аэростатов. (271,100)
13 октября Работала комиссия по приемке Конька-горбунка 19 с двигателями, 15 - без - приняли. (161,20)
14 октября До конца 20-х годов основные опытно-конструкторские работы по боевым самолетам велись в ЦАГИ, где c 14 октября 1924 г. (61,125) (с 1925 г. (24,52)) существовал отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства - АГОС ЦАГИ, и руководимый А.Н.Туполевым, и на заводе "Авиаработник" (не ГАЗ-1), в конструкторском бюро Н.Н.Поликарпова.
14 октября АГОС образовался в результате слияния опытно-строительного отдела ЦАГИ, руководимого А.А.А. и авиационного отдела с гидроавиационнным подотделом, руководимого А.Н.Т. (61,125)

По другим данным это было в конце года.

October 15 The rigid airship ZR-3 was delivered at NAS Lakehurst, completing a 5,000-mile flight from Friedrichshafen, Germany, in 81 hours under the command of Dr. Hugo Eckener, and with prospective commanding officer, Captain G. W. Steele aboard. (1090)
October 16 EMERGENCY USE OF PARACHUTE Following a mid-air collision over Coronado, California, Gunner W. M. Coles, USN, of VF Squadron 1, made a successful emergency parachute jump from his JN. (1090)
16 октября Состоялось совещание у нач. УВВС по выбору моторов для производства и поручили ГУВП, но УВВС их предложения не поддерживал. (1028,32)
17 октября Начались гос. испытания ИЛ-400б и продолжались до апреля 1925 г. (228,45) в НОА и до февраля 1925 г. (1774,40)
24 октября Произошло преобразование НОА при ГУ РККВФ в Научно-опытный аэродром ВВС СССР. (172,290)
28 октября Были установлены дип. отношения с Францией. (1348,241)
29 октября РВСР принял решение о приобретении за рубежом самолетов корабельной и минной авиации, а также призвнли необходимость вооружения морской авиации современными истребителями. (1085,98)
31 октября Вышел приказ Нач. ВВС N 732, который положил конец сезонности и бесплановости в учебе и полеты стали выполняться круглый год. (356,57)
Октябрь СТО выделил средства на строительство и оборудование лабораторий, постройку новых конструкторских и производственных корпусов ЦАГИ. (80,7)
Октябрь Состоялся пленум ЦК и обсудил очередные задачи в деревне. Наметили меры по снижению влияния кулака на середняка. Лозунг Лицом к деревне. Осенью Л.Д.Т. навязал новую дискуссию, выпустил статью о том, что быльшевизм стал последовательным только в 1917 г. когда принял его идею перманентной революции. (226,351)
Октябрь После выхода в свет "Уроков октября" Л.Д.Т. начался новый виток внутрипартийной борьбы. (1348,117)
Октябрь Н.Н.П. проанализировав работу КБ завода 1 решил реорганизовать его и оно было разбито на секции:
- общих видов;
- особых заданий;
- фюзеляжа, крыльев и оперения;
- шасси;
- вооружения и др. (228,51)

При этом учитывался опыт работы над ИЛ-400, когда с целью ускорения выпуска чертежей Косткин сконцентрировался на фюзеляже, Тисов - на радиаторе, а Н.Н.П. - на крыле, в то время как Яровицкий вел все проверочные расчеты. (228,51)

Октябрь Началось проектирование двухместного истребителя 2И-Н1 (2ИН-1). (228,67)
Октябрь Инспекция ГА рекомендовала ЦАГИ, Добролету и УВП разработать ТУ на проектирование пассажирских машин. (70,105)
Октябрь ЦАГИ в октябре 1924 г. представил Остехбюро проект АНТ-4 и сдача машины предполагалась в августе 1925 г. (346,14)

По другим данным ЦАГИ сообщил Остехбюро исходные данные и А.Н.Т. пообещал сделать машину за 9 месяцев и 200 тыс. руб., но полезный груз был только 960 кг. (1852,39)

Ноябрь
1 ноября При НОА организовали Комиссию по ночным полетам во главе с Н.Н.Курбатовым. (438,541)
4 ноября Президентом США был избран К.Кулидж. (2100)
7 ноября На демонстрации были первые ярко красные АМО-Ф-15. (1231,19)
10 ноября ВСНХ разрешил передачу ЦАГИ заказа Остехбюро на постройку тяжелого самолета. (1852,39)
11 ноября Началось проектирования ТБ-1 (АНТ-4) - официально. Решили сделать за 9 месяцев. (92,347)
По другим данным это случилось в июле 1924 г.
По третьим данным проект был представлен Остехбюро в октябре.
Есть мнение, что Остехбюро только выдало задание ЦАГИ в ноябре 1924 г. (71,145)
November 11 Lieutenant Dixie Kiefer piloted a plane in a successful night catapult launch from California at anchor in San Diego harbor. The launch at 2146 was aided only by searchlights trained about 1,000 yards ahead. (1090)
C 12 ноября Авиаотдел ГУВП в НК УВВС представлял ГИ по мотостроению Авиатреста М.П.Макарук, организовавший производство М-5. (286,7)
14 ноября В Москву прилетел М.Ногес на Кодроне для переговоров об открытии линии Москва - Париж. (438,541)
15 ноября Приказом РВС всему летно-подъемному составу ВВС присвоили звания по принадлежности и слово красный заменили словом военный. (438,542)
November 17 Langley reported for duty with the Battle Fleet, thereby ending over 2 years in experimental status and becoming the first operational aircraft carrier in the U.S. Navy. On 1 December she also became the flagship of Aircraft Squadrons, Battle Fleet. (1090)
19 ноября В ГЭИ ВСНХ прошло совещание с участием УВВС, НК УВВС, авиаотдела ГУ Военной промышленности (ГУВП), 1 Авиазавода (б. Дукс) ГУВП, Главмета, Металлосекции ГЭУ, Госпромцвета и ЦАГИ. ГАЗ-1 предлагал организовать базу авиационной металлургии у себя (и сделал потом) и других авиазаводах. Решили - отдельно. А.Н.Т. настаивал, что надо на Кольчугинском заводе и грозил снять с себя ответственность. (71,126).

Было и вопрос был "О постановке производства на русских заводах металлических самолетов" (1033,35). Косткин и Н.Н.П. были от ОДВФ. Выяснилось, что дураллюминий делали не только в Кольчугино (инж. Буталов), но и на 1 заводе им. ОДВФ ГУВП (Дукс) - дукс-алюмин, игрек металл (инж. Музелевский) и они конкурировали. Косткин сообщил, что на Дукс продвинулись далеко и просил поддержки, так как можно сочетать с производством самолетов. Д.П.Григорович сказал, что в Кольчугино - то же. А.Н.Т. - сказал, что главное - крупная металлургическая база и есть 13 тыс. м. мощностей. (1033,39)

22 ноября НК УВВС в журнале тех. секции N 19 определил, какие моторы следует закупать за границей для воспроизводства и назвал Райт Т-3. (650 л.с.), Паккард 650 л.с., Юпитер/Бристоль 400 л.с., Роллс-Ройс 680 л.с. и Бердмор 800 л.с. на тяжелом топливе. (1028,32)
Ноябрь В ходе испытаний чуть-чуть не разбили И-2 Д.П.Г. - был сильный туман. (79,108).
Ноябрь Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбюро) дает ЦАГИ задание на проектирование тяжелого бомбардировщика. (71,145)

По другим данным задание на тяжелый бомбардировщик было выдано только во второй половине 1925 г.

Декабрь
1 декабря В Ленинграде открылся первый в России музей авиации и воздухоплавания. (237,148)
1 декабре На конкурс легкомоторных самолетов, организованный ОДВФ, было представлено 23 проекта, из которых пять - премировано - Три друга, Буревестник, Колибри и авиетки С.Д.Черняховского и А.И.Путилова (438,542). Был объявлен летом 1924 г. (1040,5)
10 декабря ЦК назначил начальником ВВС П.И.Баранова. (505,69)

П.И.Баранов стал с декабря 1924 г. (c 10 - 66,108) начальником УВВС РККА (108,20) сменив А.П.Розенгольца.

December 13 The NM-1, an all-metal airplane, was flown at the Naval Aircraft Factory. This aircraft was designed and built for the purpose of developing metal construction for naval airplanes and was intended for Marine Corps expeditionary use. (1090)
15 декабря Юнкерс открыл линию Баку - Энзели - Тегеран на Ю-13. (438,543)
15 декабря СССР предупредил США о неоднократных нарушениях своих территориальных вод. (2100)
17 декабря СТО принял постановление о переходе от исключительного порядка установления цен нап военные заказы к обычному с ключением пошлин, акцизов, 3% налога на прибыль. В течение 1925 г. на 314 наименований продукции установили твердые цены. (1566,57)
18 декабря Папа Пий проклял большевистский режим в России. (2100)
19 декабря Состоялись полные испытания И-2 Д.П.Г. на прочность в присутствии представителей Авиатреста - В.Л.Александрова и В.В.Калинина - конструкторы АК-1, которые проходили с 27 июля по 10 августа и с 14 декабря. (92,331)
30 декабря А.Гитлер был освобожден из тюрьмы. (2100)
Декабрь Инспекция гражданской авиации рекомендовала ЦАГИ, "Добролету", "Укрвоздухпути" разработать ТУ для проектирования пассажирских машин, рассчитывая положить начало конструкторской работе. (70,105)
Конец года Вышла директива Главвоздуха КБ авиазаводов об обязательных лабораторных испытаниях моделей строящихся опытных самолетов в экспериментальной базе ЦАГИ. (80,7)
Конец года Д.П.Г. поссорился с Немцовым, директором ГАЗ-1 и переехал в Ленинград на завод Красный летчик. Завод пострадал от наводнения и Д.П.Г. многое сделал, чтобы возродить его. Директором КЛ был Н.А.Афанасьев, Тех. директором - Е.И.Сивальнев и именно они пригласили Д.П.Г.
Конец года В подразделение А.Н.Т. включили опытно-строительный отдел (ОСО), которым ведал А.А.А. и именно это новое образование назвали АГОС. (346,3)

По другим данным это было 14 октября 1925 г.

Конец года К маневрам ЧФ привлекалась сухопутная авиация и летали летчики отряда им. Ильича УкрВО. (66,134)
Конец года В.И.Бекаури изготовил и испытал первые образцы приборов для управления взрывами на расстоянии с помощью радиоволн. Доложили В.М.Фрунзе и тот оказывал Остехбюро полную поддержку. (93,4)
Конец года Вышла директива Главвоздухфлота конструкторским бюро авиазаводов об обязательных лабораторных испытаниях моделей строящихся опытных самолетов на экспериментальной базе ЦАГИ. (80,7)
В 1924 г. При содействии Сивальнева еще во время работы на Дукс Д.П.Г. поступил заказ от Остехбюро Бекаури заказ на 6 моторный гидроплан спецназначения назначения. (79,108).
В 1924 г. Д.П.Г. принес на завод заказ на Авро (79,109) и это подтверждается тем, что есть данные, что "Красный летчик" в Ленинграде делал Авро именно с 1924 г. (74,34).

По другим данным Авро-504 запустили на ГАЗ-3 (КЛ) еще в 1923 г.

По другим данным к этому времени считалось, что У-1 уже устарел и задание на новый учебный под БМВ-IIIа было выдано в конце 1924 г. Н.Н.П. (228,56)

В 1924 г. Главвоздухфлот в 1924 г. ввел обязательное условие испытаний в воздухе новых самолетов. Каждое КБ с этого года было обязано получать от ЦАГИ "воздушный паспорт", дающий право на первый взлет - первый шаг к сертификации. (88,90).
В 1924 г. Б.И.Черановский построил первый планер "летающее крыло" БИЧ-1. (237,148)
В 1924 г. С 1924 г. С.В.Ильюшин избирался председателем Технического комитета (Техкомитета) планерных слетов в Коктебеле (5,8) (24,40). В частности, именно С.В.И. в 1924 г. разрешил полеты параболы Б.И.Черановского.
В 1924 г. Н.Н.П. также входил в техническую комиссию ВВС. (67,61)
В 1924 г. Н.Н.П. ездил во Францию, Англию, Германию и Голландию закупать двигатели (67,61) в составе технической комиссии. Первая поездка за границу. (228,72)
В 1924 г. А.А.Архангельского и Б.С.Стечкина коллегия ЦАГИ командировала в Берлин, Париж, Лондон. (77,69)
В 1924 г. Есть данные, Р-1 - первый советский боевой - был пущен в серийное производство только в 1924 г. и всего было произведено 2800. (66,101)
В 1924 г. НТК УВВС составлял ТТТ на самолет-штурмовик, но до конца не довел, так как мощности Либерти явно не хватало. (92,417).
В 1924 г. Было начато массовое производство двигателей М-5 на заводе Большевик, Ленинград, б. Обуховском, где был оборудован специальный цех под руководством М.П.Макарук. Этот цех просуществовал до 30. (80,24).
В 1924 г. Рыбинское моторостроительное ПО началось с 1916 г. строительством Русского рено, с 1918 г. - ремонт автомобилей, с 1924 г. - передан Авиатресту как завод 6, затем 26. С 1928 г. - делала М-17, с 34 - М-100. В ноябре 1941 г. - в Уфу. В 1942 г. восстановлен в Рыбинске как 36. (62,491)
В 1924 г. В КВФ прибыло первых 7 германских пилотов. (166,30)
В 1924 г. Л.В.Курчевского отправили на Соловки за то, что истратил казенные деньги и не построил обещанный вертолет. Там сделал новую ДРП. (203,28)
В 1924 г. В.А.Артемьев предложил использовать для РС порох марки ПТП. (пироксилинотротиловый). (1233,15)
В 1924 г. Авиация получила Временный строевой устав авиации СССР и Временное наставление по боевому применению воздушных сил СССР. (356,58)
В 1924 г. Журнал ВВФ отдельной брошюрой издал работу С.А.Меженинова "Вопросы применения и организации авиации". В ней он писал "Скорость боевых самолетов позволяет применять их в земном бою как подвижный резерв, влияние которого может оказаться на широком фронте. Действуя огнем своих пулеметов по земным целям, сбрасывая на них бомбы, боевой самолет свои вмешательством на данном участке боя в решительный момент вырывает победу у врага". "Для атаки этим аппаратам иногда приходится спускаться до 30 метров, почему моторы их должны быть особо надежны, а ответственные части аппаратов - забронированы". (501,159)

Реклама