1925 год

Первые попытки создания форм социалистической организации авиастроения и авиации на основе принципов НЭПа. Ставка на использование неадминистративных подходов, на социалистическую инициативу, конечно же быстро провалившаяся через несколько лет.

Январь

К началу года Комиссия по строительству металлических самолетов к началу 1925 г. была упразднена. (346,5)
К началу года На заводе Юнкерса в Филях на площади 15 тыс. кв. м работало более 1000 человек. На оплату Юнкерсу уходило до трети всех средств, выделяемых на авиацию и концессия задержала развитие собственного авиастроения. (1795,17)
1 января Самолетный парк ВВС включал 752 машины. (66,83)
1 января В Париже в моду вошли носки с кросвордами. (2100)
2 января М.В.Фрунзе для подготовки доклада на Съезд советов просил нач. ВВС П.И.Б. дать краткую справку по авиации, самолетам и моторам. (1028,2)
5 января В постановлениях ВСНХ СССР от 5 января N 405/355, 5 февраля N 410/360 и 10 февраля N 415 1925 г. указывалось, что "временное правление Авиатреста действует под общим руководством и управлением ВСНХ СССР и (на основании приказа N 415 от 10 февраля 1925 г. - 1647,4) находится в непосредственном ведении Главного управления металло-промышленности. (598)
7 января Главное управление военной промышленности (ГУВП) было реорганизовано в Производственное Объединение Военной Промышленности - Главвоенпром. (1566,38)
7 января Состоялись переговоры союзников по финансовым вопросам в Лондоне. (2100)
10 января Союзники приостановили вывод своих войск из Рейнской области, обвинив Германию в нарушении обязательств. (2100)
17 января Пленум ЦК ВКП(б) принял решение об отстранении Л.Д.Троцкого. (1074,106)

По другим данным - 15 января 1925 г. (1348,118)

В связи с некоторой нормализацией международного положение СССР, ослаблением непосредственной военной опасности и необходимости максимального сосредоточения средств на хозяйственном строительстве некоторые советские и партийные работники предлагали все силы и средства вкдадывать в востановление народного хозяйства, а армию превратить в милицию (1217,53). Дали решительный отпор на январском пленуме ЦК ВКП(б), но, одновременно, отказались и от другой крайности, предлагаемой Л.Д.Т. - диктатуры промышленности.

Опять, надо помнить, что на самом деле в основе вопроса о скорости и направлениях индустриализации стоял вопрос о возможности победы социализме в одной стране.

О том, что уступки были, свидетельствует создание с 1924 г. территориально-милиционных частей. (226,356)

19 января На пленуме ЦК РКП(б) И.В.С. указал, что международная обстановка требует быть готовыми и надо "улучшать технику, улучшать химию, авиацию, и вообще поднять нашу КА на должную высоту". (271,101)
20 января Были установлены дип. отношения с Японией. (1348,241)
January 22 VF Squadron 2, the first trained to operate as a squadron from a carrier, began landing practice on Langley off San Diego. This was also the beginning of the Langley operations as a unit of Aircraft Squadrons, Battle Fleet. (1090)
24 января В начале 1925 г. Юнкерс почти полность остановил производство и снизил число рабочих с 1100 до 250, а большинство немцев отправил на родину, так как Российское правительство отказалось компенсировать более высокими ценами возросшие затраты. А.П.Розенгольц писал в РВС "Несмотря на неудачу в отношении выполнения первого заказа и несмотря на невыполнение концессионером ряда существенных обстоятельств, считаю, что концессия Юнкерса имеет для военного ведомства серьезное значение и что необходимо, чтобы по возможности концессионного договора с Юнкерсом не разрывать". (1795,11)

24 января Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о желательности сохранения концессии Юнкерса и подчеркнула необходимость принятия мер по по созданию условий для его более плодотворной работы. (1795,11)

25 января Московское общество друзей ВФ передало 13 губернской конференции РКП(б) отряд из 12 самолетов под названием "Красная Москва", в которую вошли "Ильич", "Московский рабочий", "Московский крестьянин", "Московский большевик", "Красная Пресня", имени Баумана и др. (442,42)
26 января Вышло постановление Президиума ЦИК, отстранившее Л.Д.Троцкого от занимаемой должности. НКВМД стал М.В.Ф. и в новый состав РВС вошли кроме него П.И.Баранов, А.С.Бубнов, С.М.Буденый, К.Е.В., А.И.Егоров, С.С.Каменев, Г.К.Орджоникидзе, М.Н.Тухачевский, И.С.Уншлихт и др. (1074,106)
28 января Завершение восстановления народного хозяйства и переход к решению задач по индустриализации экономики обусловливали дальнейшее совершенствование управления производством. Если в первые годы Советской власти, когда шла напряженная борьба с контрреволюцией, экономической разрухой, оптимальными для управления народным хозяйством были органы с высокой степенью централизации власти, с многоотраслевым диапазоном , то в середине 20-х годов, когда разрозненные ранее предприятия группировались в обособленные экономические комплексы, усиливалось отраслевое управление. (275)

Как меру, направленную на значительное расширение прав, возможностей, самостоятельности предприятий, следует рассматривать постановление СТО от 28 января 1925 г. N 121. (275)

28 января Постановлением СТО N 121 (597) авиационный отдел Главвоенпрома (Главкоавиа - 228,52) был упразднен и вместо него был создан Государственный трест авиационной промышленности (Авиатрест), получивший широкую самостоятельность (80,27). Авиатрест был Главного управления металлопромышленности ВСНХ. (173,238)

Это было постановление СТО N 121с. (1647,4)

В систему Авиатреста вошли следующие предприятия: Государственные авиационные заводы. (ГАЗы) N 1,2,4,5,7,8 ("Пропеллер"), 16, 12 ("Радио"), заводы опытного самолето- и моторостроения и два подсобных. (275)

По другим данным заводы включали:
1. ГАЗ-1
2. ГАЗ-2 и 4 - завод Икаримотор
3. ГАЗ-5
4. ГАЗ-7
5. ГАЗ-8 Пропеллер
6. ГАЗ-12 Радио
7. ГАЗ-16
8. Завод опытного самолетостроения
9. Завод опытного моторостроения
10. Подсобный и
11. Подсобный. (1647,4)

СТО предлагалось "временному правлению Авиатреста открыть свою деятельность и немедленно приступить к приему от ГУВП вышеуказанных заводов". (1647,4)

Определилось также положение Авиатреста в структуре ВСНХ СССР: в постановлениях ВСНХ СССР от 5 января N 405/355, 5 февраля N 410/360 и 10 февраля N 415 1925 г. указывалось, что "временное правление Авиатреста действует под общим руководством и управлением ВСНХ СССР и находится в непосредственном ведении Главного управления металлопромышленности. (598)

Нормативно-правовой основой деятельности Авиатреста стал Закон о трестах от 10 апреля 1923 г. (СУ, 1923, N 29, ст.336). (275)

29 января П.И.Б. как ио нач. ВВС писал зам. пред. РВС М.В.Фрунзе письмо N 47/с о том, что ВВС не получали самолет Текстильщиков, получал мало отечественных чуть-чуть Фоккеров и Юнкерсов. (1028,1)
30 января Турецкое правительство изгнало греческого патриарха Константина 2 из Константинополя. (2100)
Январь Состоялся пленум ЦК РКП(б) о развитии химической промышленности. (359,60)
Январь Пленум ЦК ВКП(б) осудил линию на концентрацию ресурсов на восстановлении экономики и преобразованию армии в милицию. И.В.С. выступил и сказал "улучшить технику, улучшить химию, авиацию и вообще поднять нашу КА на должную высоту". Решили увеличить ассигнования на ВВС. (66,84)
Январь Арткомитет рекомендовал танковый пулемет В.А.Дегтярева ДТ для испытаний. (1857,46)
Январь Н.Н.П. (как раз после отъезда Д.П.Г.) добился организации на ГАЗ 1 им. Авиахим опытного отдела и стал его начальником. Вместе с ним были С.А.Кочеригин, В.П.Яценко, М.К.Тихонов, В.С.Пышнов, А.Н.Рафаэлянц, В.В.Никитин. (80,24)

По другим данным в 1925 г. на базе техотдела завода 1 был образован не опытный отдел, а ЦКБ Авиатреста, вскоре разделенное на два отдела (92,314) - опытного отдела завода 1 и ОМОС Д.П.Г.

По третьей версии в это время КБ и опытное производство завода 1 были объединены в ОО и его начальником назначили Н.Н.П. (228,52). В ОО начали с пассажирского П-2 с Майбахом, но постройку прекратили, так как поддержки Авиатреста не было. (228,52)

Более вероятным является мнение о том, что ЦКБ Авиатреста было все же организовано позже - по решению совещания в ВСНХ от 19 мая 1926 г.

Январь Решением пленума ЦК ВКП(б) была поставлена задача "... улучшать авиацию..." Было принято решение об увеличении ассигнований на ВВС. (66,84)

Альтернатива - вкладывать в восстановление НХ, но "война" опять перевесила. Экономически получается, что НЭП так ничего и не дал и когда началась эррозия идеологии И.В.Сталин пошел на централизацию и администрирование. Перестройка в 80-х - подтвердила, что середины - нет.

Январь А.Н.Т. по решению НТО ВСНХ от 7 августа 1924 г. был за АНТ-2 премирован поездкой в Германию и Францию. (71,123)
Февраль
Начало февраля На Ил-400б установили новый двигатель для демонстрации большим чинам. (1774,40)
2 февраля по 8 апреля В.Б.Копылов и др. на J-13 "Лицом к деревне" пролетели из Москвы до Перми и обратно. (272,369)
3 февраля На заключительном заседании ГЭУ ВСНХ приняло решение: признать необходимым производство сплава дюралюминия. (кольчугалюминия) и всех видов полуфабрикатов из него и сосредоточить таковое на Кольчугинском заводе и заводе "Красный Выборжец" Госпромцветмета. (346,3)
3 февраля Коллегия ГЭУ ВСНХ признала необходимым сосредоточить дело опытного строительства металлических самолетов и связанных аэродинамических исследований в ЦАГИ НТО ВСНХ. (71,121)

Протокол 22 - признали дело металлического самолетостроения на русских заводах подлежащим уже в ближайшее время поощрению и дальнейшему развитию в направлении от стадии опытного строительства к серийному. Признали необходимым сосредоточить дело опытного строительства металлических самолетов и связанных с ними исследований в ЦАГИ НТО ВСНХ. Производства сплава дюралюминий решили сосредоточить в Кольчугино и на заводе Красный Выборжец, а на 1 заводе - делать только количество металла, которое необходимо для изготовления металлических деталей для деревянных машин. Признали необходимым серийную постройку металлических машин сосредоточить на заводе 1 не развивая авиапроизводства в Кольчугино. ГУВП обязали финансировать работы ЦАГИ, а ЦАГИ подчинили конструкторские работы по металлическому самолетостроению на 1 заводе. (1033,64)

Декрет НТО ВСНХ в 1925 г. утвердил новое Положение о ЦАГИ и структуру. В коллегию ввели некоторых зав. отделами - в т.ч. А.Н.Т. и Б.Н.Юрьева и представителей заказчика - Авиатреста и УВВС. Председатель и директор - утверждались Коллегией НТО ВСНХ. АГОС А.Н.Т. - был самый большой в коллективе ЦАГИ из 300. (80,36)

5 и 10 февраля В постановлениях ВСНХ СССР от 5 января N 405/355, 5 февраля N 410/360 и 10 февраля N 415 1925 указывалось, что "временное правление Авиатреста действует под общим руководством и управлением ВСНХ СССР и. (на основании приказа N 415 от 10 февраля 1925 - 1647,4) находится в непосредственном ведении Главного управления металлопромышленности. (275)
9 и 12 февраля Состоялись показательные полеты Ил-400б, на которых присутствовал набиравший силу ВРИД нач. Военвоздухсил П.И.Б. и именно он в феврале после полетов разрешил открыть заказ на 5-10 машин с тем, чтобы испытать машину в авиаотрядах. (1774,40)
10 февраля Вышел приказ ВСНХ N 415 о том, что временное правление Авиатреста находится в непосредственном ведении ГУ металло-промышленности. (1647,4)
12 февраля по 19 марта В.Б.Иншаков и Таусон на Р-1 пролетели по маршруту Москва - Киев - Смоленск - Москва. (272,369)
15 февраля В Лондонском зоопарке ввели электрическое освещение, чтобы развлекать животных. (2100)
21 февраля Состоялось 1 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о задержке работы по разведчику, так как силы были переброшены на бомбовоз (1077,66) и о ходе проектирования и постройки бомбовоза. (1077,73)
26 февраля День нового начала нацистской партии. (1796)
28 февраля Состоялось 2 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал об окончании постройки нижних крыльев и о ходе постройки верхних крыльев разведчика (1077,66) и об окраске бомбовоза ТБ-1. (1077,73)
Февраль - март В рамках государственных испытаний летал ИЛ-400б опытный. (80,116)
Февраль И.С.Уншлихт стал зам. Л.Д.Троцкого - Наркомвоенмора, затем М.В.Фрунзе, потом К.Е.Ворошилова - до конца 1930 г. (117,6)
Февраль Н.Н.П. завершил разработку четырехмоторного бомбовоза по заданию Остехбюро под 4хМ-5, названного АКОН. (СОН). На его основе сделали еще 8 проектов 3-х и 4-х моторных Б - монопланы и бипланы на 6 час. полета, но не один не сделали, так как в августе под ту же задачу сделали ТБ-1. (228)
Март
К марту Был готов К-1 К.А.К. (1076,583)
5 марта УВВС в письме Гинзбургу сформулировал вопросы, интересующие УВВС в области дирижаблестроения. Хотели за границей поучиться и заказать в Германии или построить в СССР два опытных дирижабля и в т.ч. особый интерес представляла постройка дирижабля малой кубатуры. (10000 куб.м) полужесткого типа. И дали ТТТ. (1026,45)
6 марта Состоялось 3 совещание ответственных работников АГОС ЦАГИ и В.М.П. докладывал о ходе работы над ТБ-1. (1077,74)
7 марта Советская армия оккупировала Монголию. (2100)
8 марте ОО Н.Н.П. начал проектирование ПМ-1 на основе П-2. (228,53)
9 марта Египет сообщил о находке мумии фараона Шнефера возрастом 5 тыс. лет. (2100)
13 марта Состоялось объединение ОДВФ и Доброхима в Авиахим. (66,92)
13 марта Состоялось 4 совещание ответственных работников АГОС ЦАГИ и В.М.П. докладывал о ходе работы над ТБ-1. (1077,74)
14 марта Нач. ВВС РККА Гамбург писал в ГКК письмо о том, что по вопросу движения переговоров с Дорнье в настоящее время из-за невыясности отношений с Юнкерсом представляется несвоевременным переходить к конкретным договоренностям. Подчеркивалось, что наличные ресурсы не позволяют поддерживать две концессии. (1795,21)
21 марта Состоялось совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал об окончании проектирования крыльев разведчика и их хотели закончить к 15 апреля. (1077,66)
23 марта по 1 апреля Ф.С.Растегаев и Н.Н.Курбатов на Р-1 совершили перелет Москва - Смоленск - Ленинград - Москва. (272,369)
28 марта Состоялось 6 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал об обшивке верхнего крыла и говорил, что закончит к 20 апреля (1077,66) и о работе над крылом ТБ-1. В.М.П. предложили дать предложения по увязке конструкции с центропланом. (1077,74)
30 марта ЦАГИ получил Постановление СТО о Комитете по авто-моторостроению. (351)
30 марта ЦАГИ получил Постановление СТО ВСНХ, которым поручается выделить из ГУВП Авиаотдел со всеми входящими в него заводами и с полным их инвентарем, материалами и денежными средствами... и образовать Авиационный трест с непосредственным подчинением ВСНХ. Но было принято 28 января 1925 г. было принято, но было подготовлено еще где-то в августе 1924 г. (351)
Март Правительство предложило Авиатресту к июлю 1925 г. построить пассажирский самолет для перелета Москва - Пекин. (228,53)
Март Состоялся первый в СССР полет с научно-исследовательской целью - для испытания аэронавигационных приборов. На Р-1 летали Ф.С.Расторгуев и Н.Н.Курбатов. В 1925 г. приняли бортовой визир АНБ-1, ветрочет, бортовой пеленгатор. (271,101)
Март В Москве демонстрировался Юнкерс Г-23. В варианте бомбордировщика пассажирский салон переделывался в бомбоотсек на 700 кг. П.И.Б. - новый начальник ВВС писал "До сих пор в России сконструирован один металлический самолет ЦАГИ со 100 сильным мотором... Сейчас конструируется и скоро будет выведен на разведку металлический бомбовоз ЦАГИ, но это все еще опыты. Вместе с тем, металлическое самолетостроение в отношении бомбовозов имеет огромное значение. Поэтому сотрудничество фирмы Юнкерс, мне представляется, оспариваться не может. (1795,11)
Апрель
1 апреля Приказом Реввоенсовета были сняты с вооружения истребители иностранных типов. (62,690)
1 апреля При Добролете сформировали техбюро Аэросъемка, потом реорганизованное в трест Аэрофотосъемка. Снимали в Тверской и Московской губерниях. (438,546)
2 апреля Состоялся первый выпуск 31 человек из ВВА (66,119) РВС своим приказом N 216 объявил список 30 лиц. (444,265)
April 2 The feasibility of using flush-deck catapults to launch landplanes was demonstrated by catapulting a DT-2 landplane, piloted by Lieutenant Commander C. P. Mason, with Lieutenant Braxton Rhodes as passenger, from the Langley, moored to its dock at San Diego. (1090)
4 апреля Состоялось 7 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о ходе постройки разведчика (1077,66) и о бомбовозе. (1077,75)
5 апреля М.В.Фрунзе сказал "в отношении самолетостроения мы совершенно освободились от зависимости от заграницы. В 1922 мы покупали за границей 90% самолетов, в 1923 - около 50%, а в 1925 вся наша потребность уже полностью удовлетворяется исключительно нашей отечественной авиапромышленностью". (92,295).
6 апреля В выступлении В.В.Маяковского прозвучал призыв "Даешь небо" из поэмы "Летающий пролетарий". (105,5)
April 8 Lieutenant John D. Price, piloting a plane of VF-1, made a night landing on Langley, at sea off San Diego and was followed on board by Lieutenants D. L. Conley, A. W. Gorton and R. D. Lyon. Except for an accidental landing on the night of 5 February when Lieutenant H. J. Brow stalled while practicing night approaches, these were the first night landings made on board a U.S. carrier. (1090)
10 апреля Декрет СНК о трестах дал Авиатресту много и в Авиатрест, который находился в "непосредственном ведении" ГУ Металлопромышленности ВСНХ, вошло 11 предприятий (80,27):
- ГАЗ-1 им. Авиахима;
- ГАЗ-5 Самолет, Москва;
- ГАЗ-3 Красный летчик, Ленинград;
- ГАЗ-10 Лебедь, Таганрог;
- ГАЗ-2 Икар, Москва - двигатели;
- ГАЗ-4 Мотор, Москва - двигатели;
- ГАЗ-9 Большевик, Запорожье - двигатели;
- ГАЗ-6. (б. Русский Рено), Рыбинск - двигатели;
- ГАЗ-8 Пропеллер, Москва;
- ГАЗ-11. (лесопилка ГАЗ-8);
- ГАЗ-16 Аэролак, Москва. (80,27).
Был и ремонтный завод Авиаработник, но у ВВС

Предприятия Авиатреста не обладали полной самостоятельностью, были лишены прав юридического лица, не имели балансов, отчетности, не могли выходить на рынок.

Сам Авиатрест был на полном хозрасчете и налоги для него были такими же, как для других предприятий оборонки - 33% от прибыли - в центральный и 10% - в местный бюджет. (80,27)

Для руководства конкретными предприятиями образовывалось Правление Авиатреста из председателя и 4 членов, назначаемых ВСНХ по согласованию с Профсоюзами. Председатель Авиатреста одобрялся Реввоенсоветом. (80,27)

Основная продукция - военная, сдаваемая Наркомвоенмору по цене не ниже себестоимости по договору. (80,27)

Прочая - реализовывалась свободно и Авиатрест был членом Московской товарной и фондовой бирж. (80,28)

Авиатрест занимал четыре комнаты в здании в Большом Черкасском - туда в 1925 г. (а не в 1924 г. как в 76, т.к. раньше просто не было) пришел комбриг Р.Л.Бартини. (76,26)

По другим данным, Р.Л.Бартини в рамках байки о нем пришел вовсе не в Авиатрест, а в прообраз НИИ ВВС.

10 апреля Царицын был переименован в Сталинград. (1348,118)
12 апреля Cостоялось 8 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о том, что почти полностью завершено проектирование крыла разведчика и скоро начнется сборка стоек. (1077,66)
15 апреля Между Россией и Германией было подписано соглашение об образовании в Липецке (на базе недавно сформированной Высшей школы военных летчиков) немецкого учебно-боевого подразделения. Одновременно создали учебный центр Кама (под Казанью, где учился Г.Гудериан - 70,158) по танкам и Томка (район Вольска, Саратовской обл.) по ОВ. В немецких источниках это был Wissentschaftlische Versuchs und Prufansalt fur Luftfahrzeuge. Согласно ОГПУ это были концессии немцев, во всех отношениях полностью самостоятельная организация Рейхсвера. В конце мая 1925 г. из Германии первым прибыл склад. В Томке был и аэродром куда летали из Липецка. В ходе тренировки использовали и ВАП. (166,30)

Идея использования немецких конструкторов после войны 1914-1918 гг. - была популярной. Англичане пригласили Рорбаха, шведы и японцы - с помощью немцев создали свою авиапромышленность. (168,9)

От СССР подписал П.И.Б., а от немцев фон дер Лит-Томсен, представляющий Московский центр (Zentrale Moskau). (1131,31)

15 апреля Укрвоздухпуть открыл первую линию Киев-Харьков на Фоккер-Кометах. (438,546)
17 апреля Н.Бухарин выступил с призывом к крестьянству "обогащайтесь не боясь никаких репрессий".
20 апреля Закончились гос. испытания К-1 К.А.К. Выполнили перелет Киев - Харьков - Москва. (333,28)
25 апреля Состоялся первый выпуск ВВА (271,101) - видно речь шла не о решении о выпуске от 2 апреля, а о самом выпуске. (444,260)
25 апреля Состоялось 9 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о ходе постройки разведчика. (1077,66)
25 апреля Гинденбург стал президентом Германии. (2100)
27 апреля Состоялось заседание гос. комиссии по результатам гос. испытаний ИЛ-400б. По протоколу - превосходил по горизонтальной скорости - 280 км/ч - все имеющиеся в СССР на вооружении самолеты как заграничной закупки, так и опытные, а по вертикальной - равен. Решили сделать небольшую серию из 8, а в мае 1925 г. решили заказать еще 25 из предполагаемой первой серии в 80. (228,45)
27-29 апреля Состоялась 14 партконференция РКП(б). (1348,118)
Апрель (30 - 1016,117) 1925 г. состоялось окончание полных испытаний АНТ-2, которые начинались в августе 1924 г. Комиссия НОА сообщила о необходимости переделок. (97,10)
Апрель Авиатрест выдал ГАЗ-1 задание на создание П-2, чтобы участвовать в перелете Москва-Пекин в июне 1925 г. и потом переименовали в ПМ-1 (М - Майбах). (80,359)

В 1925-1926 гг. - ГАЗ-1 было построено 10 пятиместных ПМ-1. (62,17)

Апрель На 14 конференции партия по вопросам возможности построения социализма в одной стране заявила "партия и пролетариат должны прилагать все усилия к тому, чтобы строить социалистическое общество в уверенности, что строительство может быть и наверняка будет победоносным, если удастся отстоять страну от всяких попыток реставрации". (226,354)

То есть, логика простая: индустриализация в интересах армии против троцкистов, которые утверждали, что в экономически и технически отсталой Советской стране, в условиях капиталистического окружения и стабитлизации капитализма, без государственной поддержки победившего европейского пролетариата построить в СССР социализм нельзя. Вместе с тем, конференция не была вполне твенрда, так как в резолюции писали, что "единственно гарантией окончательной победы социализма, то есть гарантии от реставрации, является, следовательно, победоносная социалистическая революция в ряде стран". (226,354)

Апрель ЦАГИ получил от УВВС ТТТ в АНТ-4, но уже как к бомбардировщику. (346,14)
Апрель Председатель ВСНХ В.Э.Д. писал "Авиастроение надо во чтобы то ни стало поставить на крепкие "ноги". (262,20)
Май
1-2 мая На первомайском параде впервые в большом количестве была показана авиация - 88 машин. (438,547)

По другим данным 1 и 3 мая и М.В.Ф. сказал "Впервые в наших условиях был произведен в таких крупных масштабах опыт массовой работы авиации под единым руководством с одного аэродрома". (66,133)

2 мая Разобранный И-2 Д.П.Г. привезли из Москвы на Красный летчик. (79,109).
4 мая Политуправление РККА выпустило циркуляр "Об улучшении политико-морального состояния и партполитпросветработы в авиачастях и школах. (505,80)
5 мая Пред. НК УВВС П.С.Дубенский писал П.И.Б. письмо N 841/сс о решении ВВС о выборе мотора для ВВС. Хотели Райт Т3. (675 л.с.). (1028,31)
7-16 мая В Москве шел 11-й Всероссийский съезд Советов, который утвердил Конституцию РСФСР. (1348,148)
8 мая Состоялось 10 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о том, что верхнее крыло окончено, элероны закончены, стойки закончены и делаются баки разведчика. (1077,69)
13-20 мая В Москве проходил 3-й Всесоюзный съезд Советов. Принял решение об увеличении численности и оснащенности КА. (1348,149)
15 мая Состоялось 11 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о ходе работы над ТБ-1. (1077,75)
19 мая III Всесоюзный Съезд Советов в мае 1925 г. (19 - 92,295) отметил "... увеличение роли авиации в военном деле и неуклонный рост ее во всех странах требует исключительного внимания к вопросам планового укрепления КВФ". Съезд обязал правительство в кратчайший срок рассмотреть план развития ВВС, предложенный военным ведомством, и принять меры к его выполнению. (66,84).
19 мая М.В.Фрунзе доложил на съезде, что задача устранения зависимости от заграницы - решена (66,105) и в 1925 г. уже "не было куплено ни одной машины", а всего - свыше 700. (66,105).
Фрунзе сначала говорил "Еще до 1925 г. мы в общей сложности закупили за границей за 3 года более 700 самолетов. В этом же году...". (356,55)
Далее "Конечно, мы не имеем того КВФ, который хотим иметь и который, я надеюсь, мы в будущем создадим". (278,265)
29 мая Состоялось 12 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о том, что стойки разведчика закончены (1077,69) и о бомбовозе. (1077,75)
30 мая Зам. нач. ВВС писал пред. РВС письмо N 94/м с просьбой содействовать в выходе постановления Президиума ЦИК о перелете в Китай. (1028,3)
Май Испытали Испано, отданный на ГАЗ-9 в 1924 г. и делали до 1927 г. (80,49)
Май Р.Амундсен летал на двух самолетах Дорнье Валь на СП (358,98) и летал со Шпицбергена до июня 1925 г. достигнув 88 параллели. (1215,28)
Май На ГАЗ началась закладка первого серийного ГАЗ-1 и под обозначением ИЛ-3 хотели сделать в декабре (Ил-400 - Ил-400а или Ил-1, потом Ил-400б - Ил-2). (1774,40)
Май В штат стрелковых корпусов ввели отдельные авиационные отряды 6-, 8-, и 12-самолетного состава для осуществления ближней разведки и обслуживания артиллерии - корпусная авиация. (66,88)
Май Наркомзем организовал первую авиахимическую экспедицию для борьбы с азиатской саранчой на 2 Конек-Горбунок - на Северном Кавказе. (438,548)
Июнь
1 июня Президиум ВЦИК принял постановление о воздушном перелете Москва - Китай. (238,83)
1 июня На базе отряда "Ультиматум", вооруженного Фоккерами С-4, в который входили "Красная Пресня", "Железнодорожник", "Текстильщик", "Абхазский Совнарком", "Известия ЦИКа" и др., была сформирована разведывательная авиаэскадрилья с базированием в Витебске. Было 28 машин. На знамени отряда, а также на бортах фюзеляжа и была изображена большая фига вместо вината на самолете. (455,52)
5 и 23 июня Состоялись заключительные заседания комиссии по конкурсу проектов маломощных самолетов самолетов и моторов. Были отмечены проекты В.П.Невдачина, С.Д.Черниховского, А.И.Путилова, В.А.Александрова И.И. и Е.И.Погосских "Три друга" Три проекта были осуществлены. (1076,744)
5 июня Состоялось 13 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о ходе работы над ТБ-1. (1077,75)
8 июня Был готов ПМ-1. Предполагаемая цена - 14-16 тыс. руб. (228,53)
10 (9 - 438,540) июня Состоялся первый полет ПМ-1 - конструктор А.А.Семенов в техоотделе ГАЗ-1 под руководством Н.Н.П. (92,333)
10 июня Начался перелет Москва - Пекин и ПМ-1 к этому перелету в Пекин опоздал, хотя и планировался (92,333), но не успел пройти испытаний (228,53). С 10 июня по 13 июля состоялся перелет советских самолетов Р-1, Р-2, АК-1, организованный ОДВФ по маршруту Москва - Пекин. (271,102)

Машины согласно Правде от 25 июня были красными. (442,47)

К 10 июня Была завершена сборка Р-3 (АНТ-3) с мотором Либерти. (346,10)

По другим данным самолет АНТ-3 был готов к июлю 1925 г. (360,76)

12 июня Состоялось 14 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о подборе тросов для управления разведчиком (1077,69) и по ТБ-1. (1077,75)
15 июня Нач. ВВС П.И.Б. и нач. штаба написали письмо пред. РВС N 9270сс с докладом "О самолетах Юнкерс тип Ю-20 и Ю-21. Срок поставки был - апрель 1924 г. и не выполнили, ТУ - тоже не выполнили. (1028,4)
15 июня Нач. ВВС П.И.Б. и нач. штаба написали письмо пред. РВС N 243сс с докладом "О самолетах Фоккер ДХ1 и СIV. Взяли 125 первых и 75 вторых. (1028,9)
15 июня П.И.Б. встречался с немецкими авиаспециалистами (Лит) и обсуждали Липецкую школу, немецких инструкторов и работы Юнкерса. (1028,18)
15 июня СССР подписал еще одно соглашение с Афганистаном и ему бесплатно передали еще несколько машин. (66,136)
16 июня Состоялся первый полет дирижабля "Московский химик-резинщик" (233,166) (МХР) конструкции Н.В.Фомина. Эксплуатировался до 1928 г. и выполнил 21 полет. (233,65)
16 июня Франция приняла немецкие предложения по договору о безопасности. (2100)
June 17 Geneva Protocol on Poisonous Gas and Biological Weapons. (1769).
17 июня П.И.Б. письмом N 1/34 на имя пред. РВС дал справку о работе изобретателя Вирджили, который предлагал нечто летающее секретное, построенное на новом принципе с использованием низкой температуры. (1028,15)
20 июня В ВСНХ под руководством Ф.Э.Д. состоялось совещание, посвященное развитию промышленной базы авиации. (446,43)
20 июня П.И.Б. написал письмо пред. РВС М.В.Фрунзе N 15432с и представил доклад "О рассеивателях прожекторов". (1028,21)
22 июня Франция и Испания договорились об объединении сил для борьбы против Абд Эль Крим в Марокко. (2100)
24 июня НТК УВВС (журнал N 47) утвердил своим постановлением ТТ к одноместному морскому истребителю базовому. (351)
25 июня Начальник УВВС направил Пред. ВСНХ Дзержинскому, пред. РВС М.В.Фрунзе, Пред. Главметалла Межлауку и зам. пред РВС И.С.Уншлихт письмом N 10018/с заключение НТК УВВС (эксперт Г.Линно) по докладной записке Пред. Правл. Авиатреста о металлическом самолетостроении. Подержали со ссылкой на заграницу. (1026,1)
26 июня Состоялись показательные полеты ПМ-1. Затем разбился на маршруте Москва-Берлин (92,333) между Кенигсбергом и Берлином, так как развалился Майбах. Было заказано 10 машин, но они не были построены. (228,53)
26 июня В июне 1925 г. был собран РВЗ-6-К-1, 26 июня - первый полет первого самолета, сделанного на Украине в советское время. Летал С.А.Косинский и К.А.К. (70,97)
28 июня Первые 50 Фоккеров Д-Х, тайно закупленные Германией в 1923 г. у Фоккера на пароходе Эдмунд Гуго Стиннен отправились из Гамбурга в Ленинград чтобы затем попасть в Липецк. (1131,31)
29 июня Состоялось 16 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о ходе постройки разведчика (1077,70), а А.И.Путилов сообщил, что расчеты ТБ-1 закончены. (1102)
29 июня Член ГКК Минкин писал в Правительство, что Дорнье не будет инвестировать в Россию, но переговоры с ним нужны для давления на Юнкерса. (1795,21)
Июнь Должны были начаться испытания гидросамолета МЛР с Либерти 400. (1028,5)
Июнь Из Штеттина в Ленинград отправился пароход Гуго-Стиннес 4 с 50 упакованными в ящики Фоккерами D.XIII для Липецкой авиашколы. Всоре прибыли первые пилоты, которые ходили в советской форме без знаков различия. (1795,34)
Лето А.С.Я. демонстрировал DH-53 М.В.Фрунзе. (74,50)
С лета ОМОС Д.П.Г. работал в Ленинграде. (92,370)
Лето После того как Д.П.Г. закончил постройку и испытание первого экз. М-24 и пассажирского самолета "Укрвоздухпуть", он сумел добиться создания Отдела Морского Опытного Самолетостроения (ОМОС) со своей базой и на самостоятельном балансе. (79,110)

По другим данным самостоятельность ОМОС была получена только в октябре 1925 г. или даже в мае 1926 г.

Лето Был сделан МРЛ-1 (морской разведчик с Либерти), проектирование которого началось на квартире Д.П.Г. еще в 1924 г. (92,371).

По другим данным проектирование в квартире было не в 1924 г., а в 1922 г.

Лето Был готов проект 2И-Н1 Н.Н.П. (228,67)
Лето Д.П.Г. получил задание на РОМ-1 (МДР-1) - важное и срочное. В.Б.Шавров делал лодку - цельнометаллическую. Крыло - деревянное и его делал П.Д.Самсонов. (92,374)

Одновременно задание на МДР-1 (РОМ-1) смешанной конструкции дали ЦАГИ, но институт делать не стал из-за загруженности другими заказами. (80,261)

В середине года На заводе Дека в Запорожье прошли гос. испытания двигателя М-6 300 нр по типу ИС. (60,150)
Июль
К июлю В Киевском политехническом были построены планеры КПИР-4, КПИР-3 - учебный, КПИР-1бис и отремонтирован КПИР-1. (105,33)
1 июля В.С.Михайлов в докладе на НТС ВСНХ писал "Образцы артиллерийских систем, находящихся на вооружении КА, действительно отстали от зарубежных. В этом виновато высшее командование. Была полоса увлечения стрелковым вооружением, авиацией и газами. Всю надежду возлагали на воздушную и газовую оборону. На артиллерию смотрели как на вид оружия, отживающий свой век". (1566,63)
6 июля Состоялось 17 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о ходе работы над ТБ-1. (1077,75)
9 июля Л.Д.Троцкий направил в Главный концессионный комитет директивное письмо "В виду состоявшегося решения о даче Юнкерсу серийного заказа на бомбовозы, необходимо немедленно приступить к переговорам с Юнкерсом о пересмотре концессионного договора... Основной подход должен быть такой: мы рассматриваем аппарат концессионера как необходимое для нас орудие в борьбе за постоянное повышение авиационной техники. С этим должен быть сообразован весь наш подход к этому договору. Производственные интересы концессионера целиком совпадают с нашими интересами. Мы должны подходить к делу не формально, а по существу, устраняя всякие препятствия и трения и всемерно облегчая концессионеру постановку дела. В то же время мы всемерно нажимаем на концессионера, требуя от него максимума...". (1795,12)
10 июля Был готов Р-3, хотя первоначальный срок по договору УВВС и ЦАГИ был определен 19 марта 1925 г. и его вначале перенесли на 15 мая (189,2). Закончили сборку машины с М-5. (1852,37)

Начались заводские испытания, которые шли до 8 августа. Летали В.Н.Филиппов, Я.Н.Моисеев. (438,554)

По другим данным в этот день состоялся первый полет Р-3. (1057,15)

12 июля М.В.Ф. в своем приказе писал "Техника вообще, авиация и химия в частности, являются основой быстрого хозяйственного прогресса нашей страны и важнейшим условием укрепления ее обороноспособности". (271,103)
13 июля Состоялось 19 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о ходе работы над ТБ-1. (1077,75)
14 июля Опубликовали приказ начальника ВВС о праздновании годовщины КВФ совместно с Авиахимом 14 июля - а был 2 августа (20 июля старого стиля). (438,552)
17 июля По решению СТО началась реконструкция завода 26 - б. Русский Рено в Рыбинске. (80,429).
17 (18 - 362,82) июля Состоялся полет аэростата на высоту 7400 м (пилот П.Ф.Фридман) (271,103). Впервые с научной целью. (438,553)
17 июля Президиум ЦИК принял решение по поводу успеха китайского перелета. (442,47)
July 18 Hitler's book "Mein Kampf" published. (1050)
21 июля Johns Scopes в США в Теннеси был осужден за преподавание теории эволюции и оштрафован на 100 долл. (2100)
26 июля Состоялся первый полет К-1 К.А.К. (237,150). В сентябре 1925 г. перелетел в Москву. (438,553)
Июль Было решено сделать пробный заказ на 3 ЮГ-1 не дожидаясь результатов испытаний и несколько месяцев спустя УВВС заказало еще 12 по цене 205 тыс. за один. (1795,12)
Июль Прибор для управления взрывами по радио демонстрировали В.М.Фрунзе и группе высших командиров армии и флота. За 25 км от места события взорвали с тральщика пять фугасов. (93,4)
Июль Проводились заводские испытания Р-3 с Либерти без вооружения (80,181), а по другим данным - с августа 1925 г. (189,2)
С июля ИЛ-400б доделали и стали выпускать под названием ИЛ-3 (228,46), пошла войсковая серия. (307)
Август
1 августа Был принят в эксплуатацию Укрвоздухпутем самолет Д.П.Г. Укрвоздухпуть. (271,103)
2 августа В Серпухове 3 Р-1 выполняли пилотаж будучи связанными лентами. (438,554)
3 августа Состоялось 20 совещание ответственных работников АГОС на котором В.М.П. докладывал о ходе работы над ТБ-1. (1077,75)
4-29 августа Состоялся первый советский арктический перелет Ленинград - Петрозаводск - Архангельск - Колгуев - Маточкин Шар на двух гидросамолетах Ю-20. Летели Б.Г.Чухновский с О.Д.Санаужаком и О.А.Кальвица с А.Н.Федукиным. (237,151)
5 августа Руководство ВВС обратилось к Советскому представительству в Германии с просьбой выяснить возможность приобретения 20 Дорнье Валь. 19 августа Дорнье согласилась. (1085,101)
6 августа Состоялся первый полет Р-3 (237,151). Летал В.Н.Филиппов. (109,234)

По другим данным испытания Р-3 начались в августе 1925 г. и продолжались до апреля 1926 г. (92,344). Встал вопрос о серийном производстве. Потом произвели около 100 (66,102), а по другим данным - 79. А.Н.Т. считает, что он был первым, направившим представителей на серийный завод. (71,128)

По третьим данным на л-т испытания АНТ-3 вышел 20 августа. (271,103)

По другим данным В.Н.Филипов завершил заводские испытания Р-3 за 20 часов и после контрольного перелета Москва - Харьков - Москва и устранения мелких дефектов его передали на гос. испытания, которые начались в феврале 1926 г. (346,10)

Есть мнение, что заводские испытания самолета АНТ-3 завершились к августу и он был передан на гос. испытания, которые длились до апреля 1926 г. (360,76)

8 августа Закончились заводские испытания АНТ-3, начатые 10 июля 1925 г. (438,554)
8 августа В США открылся первый национальный конгресс Ку Клукс Клана. (2100)
11 августа На ул. Радио, 16 разбирали стену второго этажа (92,347), так как была завершена постройка АНТ-4. (44,76).

По другим данным в этот день самолет был уже готов. (1016,140)

19 августа Дорнье Метельбаутен согласилась с поступившем 5 августа 1925 г. предложением представительства в Германии с просьбой выяснить возможность приобретения 20 Дорнье Валь. (1085,101)
20-31 августа Планер "Москва" (АВФ-21), построенный С.В.И. весной 1925 г., в августе 1925 г. принял участие в Ренских планерных соревнованиях в Германии на горе Вассеркупе (24,43) (5,7). Проходили с 20 по 31 августа в Роне. (438,555)
20 августа На испытания поступил АНТ-3. (442,300)
23 августа В Москву прилетели японцы на двух Бреге-19а в рамках полета Токио-Пекин. (438,556)
Август Д.П.Григорович сделал легкий 3 местный пассажирский ПЛ-1 "СУВП" (самолет "Укрвоздухпути") и его произвел ленинградский авиазавод Красный летчик. "Укрвоздухпуть" передал в "Добролет". (70,105)

По другим данным - уже осенью 1925 г. на ГАЗ-3 в Ленинграде - применялся, но в серии не строился. (92,333)

Август Начались испытания Р-3, которые продолжались до апреля 1926 г. (92,344). Встал вопрос о серийном производстве. А.Н.Т. считает, что он был первым, направившем представителей на серийный завод. Всего затем сделали около 100 (66,102), по другим данным - 79. (71,128).
Август Началась постройка УБ-3 (второго учебного с БМВ-3а). (228,56)
Август В Москве торжественно отметили первый миллион километров Дерулюфта и за год перевезли 1322 пассажира. (1795,41)
Сентябрь
1 сентября НТК УВВС (80,7) были утверждены "Нормы прочности самолета", которые были опубликованы в 1926 г. (62,690), разработанные ЦАГИ. (80,7).

По другим данным они были уже в декабре 1924 г., а по третьим - только в октябре 1925 г.

Есть мнение, что это были "Временные русские норму прочности", разработанные ЦАГИ. (88,92)

2 сентября Открылась наша летная школа в Кабуле. (66,137)
8 сентября Состоялись испытания авиетки РВФ-1 А.Н.Рафаэлянца, которые провел л Вержбицкий. (438,557)
8 сентября Германию приняли в Лигу наций. (2100)
9 сентября На Киевском ремонтном заводе 6 был построен К-1 К.А.К. (1019)

Нет, в это время уже закончились заводские испытанияи машину перегнали в Харьков, где в этот же день приземлился японский ВСА-Н, совершавший перелет Токио - Владивосток - Иркутск - Москва - Харьков - Константинополь - Вена - Париж. Когда полетели в Харьков пришла телеграмма - разобрать и отправить в Москву. Но решили лететь и вылетели 16 сентября 1925 г. (70,99)

9-17 сентября С.А.Коссинский на К-1 пролетел из Киева до Москвы. (272,370)
11 сентября ЦК РКП(б) принял постановлекние "О работе специалистов" - решили поддержать как необходимое зло. (423,37)
14 сентября - 10 октября Состоялись Третьи Всесоюзные планерные состязания в Крыму. (237,151)
18 сентября ЦИК и СНК приняли закон об обязательной военной службе и он определил оргструктуру ВС, разделив их на Сухопутные, Морские и Воздушные силы. Служить стали 3 года. (66,113)
20 сентября Закончились испытания К-1 на ЦА. (1076,583)
25 сентября Авиатрест письмом известил ОО ГАЗ-1 о том, что самолет первоначального обучения начнет проектироваться по особому распоряжению в связи с постройкой нового учебного мотора. Это отсчетная точка для У-2. Задание на пятицилиндровый мотор НТК ВВС выдало в том же 1925 г. (228,58)
25 сентября Разбился планер Аист-2 М.И.Гуревича, построенный в Харькове. (553,119)
26 сентября П.И.Б. в письме N 51364с пред. РВС представил доклад о состоянии ВВС. (1028,23)
Сентябрь АГОС переехал в новое помещение. (92,335)

По другим данным АГОС переехал в новое помещение только в конце 1926 г.

АГОС был образован из авиационного отдела с гидроавиационным подотделом АНТ и опытно-строительного отдела А.А.Архангельского (61,125) как бы для решения задач ВВС.

АГОС был частью ЦАГИ, но на особом положении. Средства, отпускаемые на опытное строительство, не могли использоваться ЦАГИ по-иному.

Группы, а позднее бригады АГОС:
- общие виды и макеты - Б.М.Кондорский;
- фюзеляж - А.А.А. и А.И.Путилов;
- крыло - В.М.Петляков;
- оперение - Н.С.Некрасов;
- двигатели - бр. Н.И.Погосский и Е.И.;
- вооружение и оборудование - И.П.Толстых;
- прочность - В.Н.Беляев. (92,10);
- + А.А.А., В.М.П., П.О.С., В.М.М.

Сентябрь Перелетел в Москву К-1 К.А.К. (438,553)
Осень Было получено задание на И-4 (АНТ-5) и поручили П.О.С. (92,343)
Осень Впервые появилось задание на цельнометаллический истребитель. (1060,45)
Осень Был готов СУВП Д.П.Г., который в это время работал на ГАЗ-3 в Ленинграде. Самолет применялся, но в серии не строился. (92,333)

По другим данным - в августе 1925

Октябрь
К октябрю В соответствии с проектом пятилетнего плана усиления РККФ, представленным в 1925 г., было предписано НТК РККФ к октябрю 1925 г. представить эскизный проект авианосца на 50 самолетов водоизмещением 20-22 тыс. т. (1085,122)
К 1 октября С 1 октября 1923 г. КВ в авиапромышленность составили 4.036 млн. руб. Значительная часть пошла на Дукс - флагман, переименованный в ГАЗ-1. (80,22)
В начале октября Выполнялись полеты СУВП Д.П.Г. (80,360)
6 октября В Ленинград прилетали итальянцы на двух гидропланах Макки-25 в рамках кругового перелета по Европе. (438,558)
6 октября Коллегия ЦАГИ приняла решение о преобразовании комиссии по постройке металлических самолетов в Отдел испытаний авиационных материалов и конструкций (ОИАМиК) и начальником стал И.И.Сидорин. (173,334)
12-15 октября К.И.Хмельницкий с тремя пассажирами на УВП Д.П.Г. выполнил перелет Ленинград - Москва. (272,370)
12 октября Был подписан новый торговый договор с Германией. (1348,241)
19 октября П.И.Б. писал пред РВС М.В.Фрунзе письмо N 18226с о том, что случайно узнал о производственных возможностях Авиатреста, который неожиданно решил сократить выпуск с 700 до 500 без согласования. На 1 сентября было 644 самолета (108 запасных), т.е. на 636 меньше, чем требовалось. (1028,23)
19 октября На совместном заседании представителей АП и ВВС было вынесено решение "Признать безусловно желательным привлечение первоклассных иностранных моторостроительных фирм как к техническому содействию нашему моторостроению, так и непосредственной работе в СССР". (1795,31)
22 октября ГУ Госметпрома ВСНХ заслушало вопрос (прот. 3, п. 33) "О работе Авиатреста" и предложили Авиатресту выпустить в 1925/1926 гг. 614 самолетов и предъявить сдаче Военному ведомству. (1026,4)
30 октября John L. Barid провел первую телепередачу движущегося объекта. (2100)
31 октября Умер М.В.Фрунзе. (438,559). Наркомом назначили К.Е.В. (2139,2)
Октябрь С апреля 1924 г. по октябрь 1925 г. на ЦА ЦОА испытали 25 военных и 91 гражданский самолет, выполнили 225 заданий и провели 111 инициативных работ. (172,35)
Октябрь АНТ-4 был показан в собранном виде. (82,60)
Октябрь Коллегия ЦАГИ преобразовала комиссию по металлическому самолетостроению в отдел испытаний авиационных материалов и конструкций (ОИАМиК) и его руководителем стал И.И.Сидорин. (80,46)
Октябрь В.Л.Корвин испытывал двухместный одностоечный биплан А.Н.Сидельникова и В.Л.Корвина, построенный на Красном Летчике в Ленинграде. Мотор в 16 л.с. был слабым и были только полеты на небольшой высоте. (1076,752)
Октябрь На р. Москве испытывался Р-1 на поплавках и в ноябре отправлен на испытания на ЧМ. (1026,31)
Октябрь ОМОС Д.П.Г. стал самостоятельной организацией. Зам. А.Н.Сидельников. (92,371)

По другим данным самостоятельность ОМОС была достигнута уже летом 1925 г. или только в мае 1926 г.

Октябрь - ноябрь На НОА проходили гос. испытания К-1 К.А.К. и его рекомендовали в серию. (70,100)
Вторая половина года Во второй половине 1925 г. был выдан заказ (по другим данным - начались переговоры - 92,427) ОСТЕХБЮРО на будущий ТБ-3 (АНТ-6) - мощность 2000-2400 л.с., то есть больше, чем ТБ-1 по дальности и нагрузке. В задании предусматривалось, что перевозиться должны тяжелые орудия с передками, снарядами, расчетом, танки и т.п. + самолет должен был быть и на поплавках. ВВС также заинтересовались и начали переговоры - летать на 3 тыс. км при полной нагрузке. (80,304)

По другим данным Остехбюро выдало задание на тяжелый бомбардировщик еще в ноябре 1924 г.

По третьим данным - задание было выдано А.Н.Т. осенью 1925 г. (1852,41)

Ноябрь
2 ноября Состоялось совещание по вопросам Морской авиации у НВВС РККА. Решили закупать за границей. (1026,40)
6 ноября Цена на Р-1 для ВВС была повышена до 14312 руб. (без двигателя) и 16664 руб., хотя за границей аналогичные стоили 5500 и 8500 руб. по текущему курсу. (80,27)
6 ноября В Париже была подписана международная конвенция "Об ответственности предприятий воздушных сообщений перед пассажирами и грузовладельцами". (237,151)
6 ноября Состоялось совещание ГУМП ВСНХ по вопросам металлического самолетостроения. Признали, что серийное производство металлических самолетов на первое время требуется в небольших количествах. Серийным производством должен заниматься Авиатрест. Текущий заказ УВВФ - 12 машин. (1033,65)
7 ноября Есть мнение, что в 1925 г. ноябрьский парад на КП был отменен в знак траура по М.В.Ф.. (1836,44)
10 ноября П.И.Б. и Хорьков письмом N 3601сс направили доклад Зам. пред. РВС доклад "О состоянии и развитии Морской авиации" Признали, что в настоящем состоянии небоеспособна. МР-4 утс, проектировавшийся в 1920-1922 гг. отмечен как пример неудачи лучшего нашего конструктора Д.П.Г.. (1026,27)
12 ноября Состоялось заседание Политбюро и приняли решение:
- предложить ГКК изменить так условия договора, чтобы обеспечить наиболее выгодное его прекращение;
- поручить Ф.Е.Д. и К.Е.В. обсудить меры по расширению собственного авиапроизводства, привлечь иностранных специалистов. Поэтому и направили Юнкерсу новый проект концессионного договора, однако Юнкерс оказался уступчивым из-за конфликта с германским правительством. (1795,14)
12 ноября Концессионный отдел УВВС послал Пред. РВС К.Е.Ворошилову письмом N 9006сс проект концессионного договора с Юнкерсом в двух версиях - нашей и немецкой. (1026,7)
16 ноября На 1 техническом совещании по отделу АГОС В.М.П. доложил, что крылья АНТ-4 будут собраны в 3 дня. (1077,76)
21 ноября П.И.Баранов в письме К.Е.Ворошилову направил Доклад о возможности постановки производства металлических самолетов на заводе Юнкерса собственными силами. Для конструкторской работы хотели привлечь А.Н.Т., инженер ЦАГИ. Хотели делать Ю-20, Ю-21, Ю-21с и АНТ-3. (1026,8)
25 ноября ЦАГИ и Остехбюро подписали договор о проектировании и постройке четырехмоторного самолета, который потом стал ТБ-3 (АНТ-6). Аванс - 100 тыс. руб. ВВС потребовали также, чтобы был и бомбардировщиком. (346,24)

Условное обозначение было Т-1-4РТЗ. (1854,6)

26 (25 - 509) ноября Состоялся первый полет АНТ-4 (44,76). При проектировании ТБ-1 - впервые стали делать деревянный макет один к одному. А.Н.Туполев пробовал пригласить художника-архитектора, чтобы самолет смотрелся "как можно красивее" (77,80). Летал А.И.Томашевский и заводские испытания продолжались всю зиму и весну 1926 г. (1852,39)

Лыжи для ТБ-1 сначала были фирмы Юнкерс, затем - несколько типов - ЦАГИ, ГАЗ-8 и ГАЗ-25 и Н.Р.Лобанова. Стандарт - деревянные - 3700х900 мм - 200. (92,351).

Летал А.И.Томашевский. (346,15)

30 ноября Проект нового истребителя Н.Н.П. ИЛ-4 или ИЛ-6 или Ил-400в подписал директор завода 1 Бавтуро. (назначенный вместо Немцова). Авиатрест проект принял и начали строить, но в феврале 1926 г. засомневались, а 26 апреля 1926 г. - прекратили. (1774,41)
Ноябрь На Комендантском аэродроме в присутствии К.Е.Ворошилова, Г.К.A.К.Орджоникидзе и Б.М.Шапошникова и др. испытывались приборы В.И.Бекаури. (93,4)
Ноябрь П.И.Б. писал К.Е.В. секретный доклад по вопросам постановки собственного производства самолетов на мощностях концессии Юнкерса в Филях. Считал, что это возможно, но хотели делать те же самые ЮГ-1, а также привлечь и А.Н.Т. как поставщика новых конструкций. Писал, что с завода Юнкерса в секретном порядке изъяли все необходимые чертежи и материалы и что группа русских инженеров во всех деталях разработала собственную систему организации производства, которая использовалась при ремонте Ю-20, Ю-21 и Ю-13 и при постановке производства разведчиков ЦАГИ на заводе 5 - б. Моска и буд. 25. (1795,13)
Ноябрь Началась подготовка к серии Р-3. (92,344)

По другим данным подготовка к серии Р-3 началась только в декабре 1925 г.

Ноябрь На НОА закончились гос. испытания К-1 К.А.К., которые начались в октябре 1925 г. и его первой советской пассажирской машиной рекомендовали в серию. (70,100)
Ноябрь Главное управление военной промышленности стало Главным военно-промышленным управлением (ГВПУ) и в его ведение входило 50 заводов, которые к 1924 г. уже восстановили. (177,384)
Декабрь
В начале зимы Испытывался МР-1 (в Москве с поплавками Н.Н.П. - 92,311) - потом сделали 124 Р-1 МР + 1300 обычных. Из Москвы МР-1 перевезли в Севастополь (67,60). При испытаниях шасси подломили и Н.Н.П. с В.Н.Филиппов - пилот - спасались вплавь. (228,39)
1 декабря Последние 7 тыс. британских солдат покинули Кельн. (2100)
3 декабря Лига наций потребовала от Греции заплатить за октябрьское вторжение в Болгарию. (2100)
4 декабря Главвоенпром, созданный 7 января 1925 г., был переименован в Производственное объединение военной промышленности - Военпром. (1566,38)
7 декабря Состоялось техническое совещание ответственных работников АГОС ЦАГИ и А.Н.Т. поставил вопрос о составе сотрудников, которые будут работать над разведчиком и лыжами для ТБ-1. (1102)
17 декабря Пред. НК П.С.Дубенский письмом N 12184 послал П.И.Б. рапорт для доклада К.Е.В. о моторе Мороза. (1028,39)
18-31 декабря Прошел 14 съезд партии. Приняли новый устав и переименовали РКП(б) в ВКП(б). Решили настойчиво проводить ленинский план социалистической индустриализации - поэтому стал съездом индустриализации. Лозунг - лицом к производству. Идея была в том, что раньше восстанавливали на старой технической базе, а теперь начинали социалистическую реконструкцию. Высокие темпы были нужны из-за наличия враждебного окружения и поэтомсу требовались как экономическая независимость, так и повышение обороноспособности. Во время съезда оформилась новая опозиция, возглавляемая Г.Е.Зиновьевым и Л.Б.Каменевым - членами ПБ. Несмотря на осуждение троцкизма на 14 конференции опять стали утверждать, что без социалистической революции на Западе социализм в СССР построить нельзя. Вновь вопрос о возможности построения социализма стал главным, по которому все оппортунисты расходились с В.И.Л. (и И.В.С.). Новая оппозиция, центр которой был в Ленинграде, утверждала, что гос. промышленность является не социалистической, а а гос.-капиталистической, что нэп - только отступление. Были против союза с середняком (так как нужна борьба с кулаком) и перерождения партии. Партия одновременно решала бороться с теми, кто недооценивает и переоценивает кулака. Через месяц в Ленинград вместо Г.Е.Зиновьева назначили С.М.К. (226,356)

XIV съезд ВКП(б) поручил ЦК "... принимать все меры... к усилению мощи... воздушного флота". (66,85)

Тут возникает интересный вопрос о направлениях и об источниках средств. Кап. путь через развитие легкой промышленности и ограбление колоний - не шел. Займов не дали. Решили грабить своих - формально крестьян, а на самом деле - всех. Лозунгом стал жесткий режим экономии, снижение непроизводительных расходов, сокращение штатов, ПТ, рационализация, снижение с/с. На самом деле все это были отговорки.

21 декабря Состоялось 3 техническое совещание по отделу АГОС, на котором В.М.П. докладывал о подготовке первой серии чертежей для разведчика с уменьшенной коробкой крыльев. (1077,70)
25 декабря Адмирал США Латимер разоружил никарагуанских повстанцев в пользу диктатора Диаса. (2100)
28 декабря Умер С.Есенин. (1348,268)
31 декабря Пустили трубу Т-I - Т-II ЦАГИ (80,7). Диаметр 6 метров. (80,24)
Декабрь К-1 купил "Добролет". Присвоили обозначение RR-ДБЕ, СССР-481. Летал до 30-х годов и налетал 190 часов. (70,101).
Декабрь П.И.Баранов - зам. начальника ВВС с августа 1923 г. и начальник ВВС РККА с декабря 1924 г. с 1925 г. по 1931 г. был членом Реввоенсовета.
Декабрь Начали строить второй опытный Р-3 с устраненными по результатам испытаний первой машины недостатками. (346,10)
Декабрь Делали головной Р-3 на ГАЗ-5 (подготовка к серии - с ноября 1925 г.) + несколько для больших перелетов 1926 г. (92,344)

По другим данным подготовка серийного производства Р-3 на ГАЗ-5 началась в декабре 1925 г. (80,182)

Декабрь МР-1 с деревянными поплавками, сконструированными Н.Н.П., перевезли в Севастополь, где продолжили испытания. (553,164)
Конец года Началась разработка АНТ-6 (ТБ-3). (71,166)

По другим данным проектирование ТБ-3. (АНТ-6) началось в мае 1926 г.

Конец года ОО Н.Н.П. начал работу над разведчиком РЛ5 - улучшенным Р-1. (228,64)
Конец года Когда созрело решение о разрыве с Юнкерсом вышел меморандум Авиатреста о том, что положение с гидроавиацией очень плохое (а по сухопутному металлическому самолетостроению имеются достижения как в ЦАГИ, атк и в Авиатресте) и надо закупить машины у Дорнье. (1795,21)
Конец года Народное хозяйство в основном было восстановлено. Крупная промышленность давала три четверти довоенной продукции и доля продукции государственной и кооперативной промышленности составляла в ВВП 81%. Однако, чугуна выплавляли треть, а стали - половину. (при этом, если учесть, что валовое производство предметов потребления была равна двум третям довоенного, то, получается, что основной прирост был в обработке, то есть в военной промышленности. Сложилась система управления промышленность, появились успехи в планировании промышленности. (226,354)
В 1925 УВВС дало ЦАГИ задание на проектирование цельнометаллического самолета, который стал АНТ-8. (346,40)
В 1925 УВВС передало ЦАГИ задание на проектирование одноместного цельнометаллического истребителя. Задание получил и Н.Н.П. (346,20)
В 1925 Были подготовлены ТТТ к боевым самолетам на 1925/1926 (351):
N п/п Самолеты Главнейшие характеристики Вооружение Специальное оборудование
А. Сухопутные
1. Истребитель одноместный Скорость на 5000 230 км/час
Скорость у земли 260-270 км/час
2 пул. через винт Радио, фото
2. Истребитель двухместный Скорость на 5000 225 км/час
Скорость у земли 250-260 км/час
2 пул. через винт, 2 пул. на турели Фото
3. Разведчик 1 кл. (армейский) Скорость на 3000 190-200 км/час, Прод. полета 4 часа 1 пул. через винт, 2 пул. на турели, 250 кг бомб за счет горючего Радио, фото
4. Разведчик 2 кл. (корпусной) Скорость на 3000 180-190 км/час, Прод. полета 3.5 часа 1 пул. через винт, 2 пул. на турели, 200 кг бомб за счет горючего Радио, фото
5. Бомбардировщик 3-х местный Скорость на 2000 170-180 км/час, Прод. полета 6 часов 2 пул. на пер. тур., 2 пул. на задн. тур., 1 пул. под хвост, 600 кг бомб Радио, фото
6. Боевик двухместный Скорость у земли 165 км/час, Прод. полета 2,5 часа 1 пул. через винт, 2 пул. на турели, 300 кг бомб + броня для защиты мотора, баков, летчика и летнаба Радио, фото
(351)
В 1925 КБ ОО Н.Н.П. интенсивно работало над проектом первого в СССР бронированного штурмовика ОЛ-1 Боевик. Согласно ТТ броня должна была входить в конструкцию и защищать экипаж, мотор, баки от поражения сбоку и снизу. Скорость - 160 км/ч. Было 7 эскизных проектов для различных компоновок с одним и двумя двигателями М-5. До постройки дело не дошло и основная проблема - неясность назначения и в т.ч. для УВВС. (228,54)
В 1925 ОО Н.Н.П. построило транспортный самолет 2Б-Л2 (2БЛ-2) для экспериментов по сбрасыванию различных грузов. Это была модификация Б 2Б-Л1 Л.Д.Колпакова-Мирошниченко. (228,54)
В 1925 Началось производство И-1 Н.Н.Поликарпова и произведено 33. Началось и производство И-2 и И-2бис Д.П.Григоровича (66,102). Сделали более 200 И-2 и И-2бис.
В 1925 На центральном аэродроме располагались ангары летного отряда ВВА, "Дерулюфт", ангар Московской школы летчиков, ангары "Дукс" (КБ Н.Н.П. и Д.П.Григоровича) - бывшего велосипедного, в котором собирали Р-1. В восточной части был завод "Авиаработник", который делал Фоккер-Д11, на севере - шоссе, на юге - кладбище, а на западе - овраг - свалка старых самолетов. (74,33).
В 1925 А.Н.Т. получил задание на гидроплан, но был занят другим и протянул до 1930 г. (92,355)
C 1925 Существовала вертолетная группа экспериментально-аэродинамического отдела (ЭАО) ЦАГИ, возглавляемого Б.Н.Юрьевым. (63,18)
В 1925 Согласно советско-германскому договору в Россию приезжала делегация с фирмы Хейнкеля. Прибыли с документацией и сразу получили крышу на территории саратовского завода 292 "Саркомбай" - выделили зону и строили HD-37 под руководством Юзефа Эммера. (159,8)
В 1925 Ввели обозначение М для моторов:
Рон-120 - М-2-120
Либерти - М-5-400
Испано Е - М-4
Испано F - М-6
В 1925 ВВС объявил конкурс на двигатель жидкостного охлаждения мощностью 750 л.с. с возможностью повышения до 1000 л.с. Требовалось поддерживать номинальную мощность 600 л.с. до предельной высоты. Вес должен был быть не более 0.7 кг/л.с. Работало 3 группы: А.А.Бессонава на Икаре над М-18, Н.Р.Бриллинга в НАМИ над М-13 и В.В.Киреев на Большевике (Ленинград) над М-9. Так ничего и не получилось. (60,152)
1925 Стал годом появления первого разработанного в СССР авиамотора М-11, созданного А.Д.Швецовым. (80,11)

По другим данным годом появления М-11 следует считать 1926 г., когда он был сделан на заводе 24 и испытан на 200 час.

1925 Уфимское моторостроительное ПО началось с 1925 г., основания Рыбинского завода 26, эвакуированного в ноябре 1941 г. и объединившегося со строящимся комбайновым 105 и 107. (62,613)
В 1925 ГАЗ-9 в Александрове (бывший ДЕКА) стал делать 300 сильные М-6 (Испано-Сюиза) до 1926 г. (80,25)
В 1925 С.В.Ильюшин писал курсовые по двигателям, авиазаводу и воздушной линии. Диплом - самолет-истребитель.
В 1925 На вооружение приняли радиостанцию 13-с (75 км между самолетами и 200 км с землей). (271,105)
В 1925 А.К.Туманскому было поручено формирование первой советской эскадрильи тяжелой авиации на базе самолетов Фарман-Голиаф. (66,87)
В 1925 Было принято спецпостановление об укреплении ПВО объектов гос. значения. (62,33)
В 1925 В конце 1925 в состав ВВС входили. (66,85):

Сухопутная авиация

Истребители 198

Фоккер Д-11 119
Фоккер Д-7 33
Мартинсайд 32
Балилла 13
Фоккер Д-13 1

Разведчики 509

Р-1 271
Фоккер С-4 100
Ю-21 78
Ансальдо 25
Р-2 16
Дехэвиленд 9 10
Дехэвиленд 4 9

Учебные и тренировочные 270

Авро 176
Р-1 38
Анрио 28
Дехэвиленд 9 25
Дехэвиленд 4 1
Моран Сольнье 1
Фоккер С-1 1

Морская авиация

Разведчики 49

Савойя-16 бис 31
Ю-20 17
Виккерс 1

Учебные и тренировочные 59

М-24 27
М-22 22
Му-3 10. (66,86)

В 1925 П.И.Б. подготовил доклад "Место ВВС РККА в составе вооруженных сил государства. "Вопросы организации управления ВВС в СССР и за рубежом". (1027,1)
В 1925 Временный Полевой устав 1925 г. несколько конкретизировал задачу завоевания господства в воздухе, указав, что воздушное охранение необходимо для препятствования планомерной воздушной разведке противника и отражения его нападений на наши войска. Устав определил основное средство борьбы за господство в воздухе - истребительную авиацию, действующую совместно с зенитной артиллерией. (278,321)

Реклама