Приложение 4


Фотоархив

В этом разделе приведены немецкие фотографии, которые, я уверен, в большинстве своем еще не известны российской публике. Я не пытался как-то специально их группировать, желающие могут сделать это сами.

 

Фото 1

1. Советский аэродром после налета утром 22 июня. Из-за ошибки в выборе типа бомб, несмотря на верный прицел, налет прошел неудачно. Фугаски оставили глубокие воронки в мягком грунте, но осколков почти не было и самолеты пострадали мало.

 

Фото 2

2. Противопехотные бомбы SD-2 в заводской упаковке. Именно такие бомбы использовались для атаки советских аэродромов.

 

Фото 3

3. Неповрежденные И-16 на захваченном немцами Луцком аэродроме.

 

Фото 4

4. Захваченный аэродром в Орше, уже восстановленный после налетов. Обратите внимание на засыпанные воронки на взлетных полосах.

 

Фото 5

5. Бомбежка зажигательными бомбами аэродрома в Конотопе, 24 августа 1941.

 

Фото 6

6. АНТ-7, захваченный немцами на Оршинском аэродроме.

 

Фото 7

7. Оснащенные сиренами 250-кг немецкие бомбы падают на аэродром в Вильнюсе. Внизу, на летном поле, – полоса разрывов, несколько советских самолетов еще видны рядом с дорогой в верхней части снимка.

 

Фото 8

8. Бомбежка советского аэродрома 22 июня.

 

Фото 9

9. Разрывы на летном поле советского аэродрома, 22 июня.

 

Фото 10

10. Обломки ТБ-1.

 

Фото 11

11. Сгоревший И-15. Единственный снимок, по которому трудно определить, загорелся ли этот самолет после атаки с воздуха или сожжен своими же на земле.

 

Фото 12

12. Сбитый И-16

 

Фото 13

13. Ил-4, сбитый под Калугой

 

Фото 14

14. Осмотр захваченного Як-4

 

Фото 15

15. Немецкий солдат с любопытством озирает окрестности, стоя на месте носового бортстрелка ТБ-3

 

Фото 16

16. Сбитый СБ-2

 

Фото 17

17. Еще один СБ-2, сбитый к востоку от Вязьмы

 

Фото 18

18. Советские самолеты на аэродроме Шауляй, в Литве, после захвата его немцами

 

Фото 19

19. Аэродром в Шауляе. На переднем плане – английский истребитель Глостер "Гладиатор", закупленный для литовских ВВС перед войной

 

Фото 20

20. Лето 1941. Редкий снимок - Хейнкель-111 из KGr 126, чудом уцелевший после таранной атаки советского истребителя. Обратите внимание на верхнюю часть хвостового оперения, иссеченную пропеллером советского истребителя и повреждения, нанесенные задней части гондолы правого двигателя, в которую пришелся основной удар.

 

Фото 21

21. Немецкая осколочная бомба SD-2 крупным планом.
В Англии, которая первой познакомилась с этим достижением немецкого технического гения, ее прозвали "бомба-бабочка". Она весила 2 кг и была самой маленькой бомбой, применявшейся во второй мировой войне. В собранном виде она представляла собой цилиндр длиной 7,5 см в диаметре и 9 см в длину. После сброса бомба раскрывалась на две части, которые образовывали «крылья», замедлявшие ее падение. Такие бомбы сбрасывались не поштучно, а в контейнерах разного размера. Например, контейнеры для Bf-109 вмещали 96 таких бомб, а для Bf-110 – 360. SD-2 были специально сконструированы для атаки с воздуха небронированных целей: автомашин, пехоты, самолетов, стоящих на земле. С точки зрения создателей этого оружия, сброс большого числа маленьких бомб, а не одной большой имел явные преимущества: сравнительно медленное падение SD-2 и небольшой радиус разлета осколков означали, что их можно было сбрасывать с небольшой высоты – до сотни метров, что резко улучшало точность атаки небольших целей. Именно этот тип бомб широко применялся немцами в июне 1941 года во время атак советских аэродромов. Тем не менее, после ряда взрывов в воздухе и катастрофах при посадке, связанных с дефектами механизмов сброса контейнеров, SD-2 были запрещены фельдмаршалом Кессельрингом как представляющие опасность для самих немецких самолетов и экипажей.

 

Фото 22

22. Июнь 1941. Самолет бомбардировочной группы KG 51 сбрасывает на советский аэродром осколочные бомбы SD-2.
Редкий снимок, сделанный непосредственно во время атаки на аэродромы утром 22 июня. Разрывы бомб – в правой части снимка, слева внизу, на летном поле стоит истребитель И-15 (И-153?). Обратите внимание на сверхмалую высоту, с которой производилась бомбежка.

 

Фото 23

23. Карта к статье «Смысл битвы. За свободу и единство Европы», опубликованной в гитлеровском иллюстрированном журнале «Сигнал». Сам текст статьи я не привожу, потому что он не представляет интереса ни для «суворовцев», ни для «антисуворовцев». Никаких фактов, кроме ссылок на какую-то загадочную информацию, кажется, болгарского посла, в ней не приведено. Хотя, надо полагать, если бы у немцев были бы конкретные факты о сорванном в последнюю минуту советском вероломном нападении, они бы не мешкали с их использованием. Как не мешкали они с публикацией фоторепортажей из Рижского НКВД и Катыньского леса.

 

Фото 24

24. После разгрома Киевского котла.

 

Фото 25

25. В Киевском котле.

 

Фото 26

26. Советские танки в Киевском котле.

 

Фото 27

27. 1943? Редкое фото Як-9, сделанное с немецкого самолета во время воздушного боя.

 

Фото 28

28. Командир уничтоженной советской авиадивизии в плену.

 

Фото 29

29. Захваченный По-2. За характерный звук работающего двигателя немцы прозвали их Nahmaschinen, «швейными машинками».

 

Фото 30

30. И-16.

 

Фото 31

31. Июнь 1941. Русские танки, которых не успели разгрузить.

 

Фото 32

32. 1941 г. Немецкие летчики из состава 7/JG3. Третий справа обер-лейтенант Курт Сохатци (Sochatzy), награжденный Рыцарским крестом за 38 воздушных побед. 3 августа он был взят в плен после того, как обломки сбитого Ил-2 повредили крыло его самолета.

 

Фото 33

33. Истребитель Курта Сохатци.

 

Фото 34

34. Эта серия фотографий иллюстрирует воздушную победу Курта Сохатци над СБ-2 в июле 1941 г. С расстояния 100 метров его «Мессершмитт» открывает огонь, СБ падает, взрыв...

 

Фото 35

35. И-16, поврежденный при налете. При всем желании трудно себе представить, чтобы такие повреждения смогли нанести сами «разбегавшиеся» летчики.

 

Фото 36

36. Захваченный И-153.

 

Фото 37

37. Cмертельные враги. И-16 и Bf-109 (на заднем плане).

 

Фото 38

38. Еще один И-153.

 

Фото 39

39. И-16.

 

Фото 40

40. Лето 1942 г. Сразу же после воздушного боя группа немецких летчиков-истребителей допрашивает советского пилота. Третий слева (листает разговорник), - сбивший его самолет известный немецкий ас Гордон Голлоб (150 побед). Вот он, мост из 1941 в 1945! В показной деловитости немецких офицеров сквозит, тем не менее, тщательно скрываемая озабоченность... Почему победы перестали даваться так легко? И за что получил свои награды, Звезду Героя Советского Союза и два Ордена Ленина, этот русский, который держится с такой уверенностью?

Может быть, кто-то знает имя этого пилота? Автор приносит извинения за плохое качество снимка и в случае необходимости может разыскать другую его репродукцию, лучшего качества.

Фото 41

41. Июнь 1941 г. К берегу! Немецкая пехота форсирует Днестр.

 

Фото 42

42. 1941 г. Понтонный мост под Вязьмой на шоссе Смоленск-Москва уничтожен с воздуха, отступающие советские части, пытавшиеся избежать окружения, отрезаны и уничтожены. Следует ли считать ли эту технику «брошенной»? И нужно ли винить всех тех, кто оказался в окружении?

 

Фото 43

43. Июнь 1941. Разгромленная с воздуха советская автоколонна. Эти снаряды так и не попали на артиллерийские батареи.

Источники использованных в статье фото:

Carell P. Opeartion Barbarossa in photographs. Schiffer Publishing, 1991.
Hardesty von. Red Phoenix. The Rise of Soviet Air Power. Washington, 1982.
Hooton, E.R. Eagle in Flames, Arms and Armour, London, 1997.
Miller R. The Soviet Air Force at War, Time-Life Books , 1985. p. 80
Price A. The Luftwaffe, 1939-1945. v.1-4. London, 1980-1981.
Ries K. The Luftwaffe. A photographic record, 1941-1945. London, 1987.
Signal. Hitler's wartime picture magazine. Prentice-Hall, 1978.


Реклама