Глава 2.
Появление оружия воздушного боя - стрелково-пушечного и
ракетного вооружения самолетов (1914-1918 гг.)
2.1. Первые
воздушные бои и
появление стрелкового оружия на самолете
К 1914 году сложилась непримиримая
обстановка среди ведущих капиталистических государств в борьбе за
сферы влияния, источники сырья и сбыта, за мировое господство.
Германия, возглавляющая Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия,
Италия) 1882г., еще в 1905 году разработала план нападения на
Францию и Россию (военный план Шлиффена), рьяно готовилась к его
реализации с применением химического оружия, "цеппелинов" и
самолетов. Франция, жаждущая реванша с Германией за поражение во
франко-прусской войне 1870-71г., лихорадочно искала новые виды
оружия для победы над более сильным в военном отношении врагом -
Германией.
Россия, под влиянием пропаганды Франции и верная русско-французскому
военно-политическому союзу 1891 г., следовала
за Францией, хотя и не имела сколько-нибудь солидной
промышленно-технической базы и рассчитывала на военные заказы
иностранным фирмам.
Англия, второй союзник Франции, связанная англо-французским
соглашением 1904 г. и солидарная
русско-французскому военно-политическому союзу, под влиянием еще
молодого империалиста У.Черчиля - военного министра, уделяла большое
внимание созданию новых видов оружия - самолетов, танков и
отравляющих веществ. В противовес Тройственному союзу во главе с
Германией, сложился более мощный военный союз Антанта. Под предлогом
убийства 28 июня 1914 года, наследника австро-венгерского престола
австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в г. Сараево (Босния),
Австро-Венгрия напала на Сербию.
19 июля 1914 года Германия объявила войну России, 21 июля-Франции и
22 июля - Англии.
Война охватила территории Европы, Азии и Африки в составе 38
государств, из них 34 на стороне Антанты.
В вооруженную борьбу вступило 2,8 млн. человек на стороне
Тройственного союза и 2,3 млн.- на стороне Антанты, с поддержкой 958
самолетами Германии и 461 самолетами Антанты. Роль и место самолетам
в войне определялась старой концепцией: воздушная разведка, связь с
войсками и корректировка артиллерийского огня.
Ведение воздушного боя совершенно не предусматривалось до тех пор,
пока успехи воздушной разведки не натолкнули руководство боевыми
действиями на необходимость уничтожения самолетов-разведчиков с
земли и в воздушном бою.
Об этом странном отношении к боевому применению самолетов, уже после
войны, генерал Дуэ писал: "… до мировой войны
многие совершенно отрицали самую возможность воздушного боя
настолько, что первые применявшиеся на войне самолеты были лишены
оружия, пригодного для воздушного боя, кроме может быть, некоторыми
редкими исключениями".
Разведывательным самолетам удавалось беспрепятственно залетать в
глубокий тыл противника. Им не препятствовали ни самолеты, ни
зенитные орудия. Скрытность, сосредоточение и маневрирование войск
становились достоянием противника.
Воздушное пространство оказалось ареной частых встреч неприятельских
самолетов, выполняющих разведывательные функции.
В последовательной критике Дуэ писал: "Разве
можно, например, допустить, чтобы наши разведывательные самолеты,
встречая разведывательные самолеты противника, не принимали никаких
действий, имеющих целью воспрепятствовать разведке ими нашего
расположения, и наоборот? Несмотря на общую концепцию использования
самолетов в войне без воздушных боев".
Летчики сами прекрасно понимали свою роль, определенную еще задолго
до войны русским летчиком Н.С.Поповым: - летчики должны уничтожать
летчиков противника, а на его вопрос: - "чем уничтожать летчиков?",
летчики сами изыскивали средства борьбы в воздухе. Инициативам в
создании средств борьбы с самолетами не было предела: в войсках
изготавливались различные подвесные орудия для распарывания
матерчатой обшивки крыла самолета противника (ножи, пилы, кошки и
т.п.), строились импровизированные стрелковые установки.
Атака в задней полусфере с
применением личного оружия летчика.
Летчик самолета «Таубэ» (1914г.) обстреливает самолет
«Моран-Парасоль» (схема Райт).
Многие летчики воздерживались от импровизации. В боевой полет они
предусмотрительно брали автоматические пистолеты и винтовки,
вступали в дуэльную борьбу. Некоторые запасались ручными гранатами и
небольшими бомбами, набирали преимущественную высоту над противником
и забрасывали его гранатами или бомбами. Однако ни одно из
импровизированных средств должного эффекта не имело.
Сбитие самолета оканчивалось в основном таранным ударом, который
вынуждены, были применять отважные летчики из-за обезоруженности
собственного самолета. Так, при таране австрийского самолета –
разведчика под г.Жолква (ныне г.Нестеров) на глазах русских войск
погиб замечательный летчик капитан П.Н.Нестеров (1887-1914
гг.), автор фигуры высшего пилотажа "мертвая петля", позднее
названной "петлей Нестерова" и первых групповых полетов. Применение
же стрелкового оружия, главным образом винтовки иногда обеспечивало
победу в воздушном бою.
Сам воздушный бой происходил с некоторыми тактическими приемами. Об
этом писал корреспондент Кравченко в "Новом времени" от 11.9.1914
"... привели двух летчиков. Их взяли в плен наши летчики, в
течение целого часа гонявшиеся за немецким "Альбатросом". Несмотря
на то, что немцы поднялись на 3000 м, стараясь взять возможно
большую высоту, чтобы сбросить на наши аэропланы свои бомбочки, наши
летчики не отставали от них и все время маневрировали, преграждая
дорогу назад. Наблюдатели взялись за винтовки и обстреляли
аэропланы...". Как видно из публикации, право на победу русские
летчики получили после мучительных маневрирований и ружейного
обстрела, принудившего немецкого "Альбатроса" к посадке на русской
территории.
"Илья
Муромец" (тип Б), оснащенный двигателями
Сальмсон.
"Так стихийно, силою вещей
самолеты стали вооружаться, а летчики стремиться нападать друг на
друга" (Дуэ). Самолеты со встроенным на заводах стрелковым
вооружением могли вести огневой бой более успешно, чем самолеты с
импровизированным вооружением. Такие самолеты, как воздушные корабли
"Илья Муромец" с мощным вооружением при выполнении разведки или
бомбометания могли вести бой с несколькими самолетами противника.
"Летопись войны", регулярно выходившая в России, описывает один
эпизод боя "Илья Муромец" с немецкими самолетами: "7 июля 1915 года
наш воздушный корабль "Илья Муромец" производил разведку и метал
бомбы на Холмском направлении. Закончив работу и возвращаясь назад,
"Илья Муромец" на высоте 3.500 метров был атакован тремя германскими
аэропланами и выдержал с ними героический бой. Неприятельские
аэропланы, проходя в 50 м выше и ниже И.М.
"...обстреливали его пулеметами. Неблагоприятная случайность
помешала нашему воздушному кораблю развить полную силу огня со всего
его вооружения, однако первый из нападавших аэропланов, подлетевший
особенно близко, получил значительные повреждения и круто пошел
вниз, а другие аэропланы неприятеля вынуждены были держаться более
осторожно. Поручик Бошко, управлявший нашим воздушным кораблем,
получил две легкие раны". Этот пример показывает, насколько
эффективен огонь со встроенного оружия и вместе с тем подтверждает
начало воздушных огневых боев и появление самолетов воздушного боя -
истребителей.