Глава
3. Ракетное и артиллерийское вооружение
самолетов в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.)
3.2.
Военно-теоретические размышления по вопросу вооружения самолета
Послевоенная пауза в
самолетостроении заполнилась военно-теоретическими размышлениями об
авиации будущего и ее боевом применении в войне.
Среди публикаций военно-теоретического характера наиболее
представительными были труды начальника Центрального Управления
авиации Италии генерала Дуэ и его оппонентов в других
капиталистических государствах.
Буржуазный военный теоретик Дуэ создал теорию о ведущей роли
бомбардировочной авиации, которая якобы способна бомбардировочными
ударами по государственным и экономическим центрам тыла противника
решить исход войны.
В своей "доктрине" Дуэ отводил наступательную роль на войне авиации,
а наземным войскам и военно-морскому флоту - оборонительную, т.е.
эти виды войск во время войны должны надежно оборонять границы
государства, а не наступать. Он считал, что "опасность на суше и на
море частична, а воздушная опасность всеобща. Она всеобща потому,
что угрожает и бойцам, и мирному населению, военным запасам,
гражданскому имуществу - одним словом всей стране в целом..."
(Военный зарубежник № 7 1932 г. стр.2-13).
Оппоненты в Италии к 1927 году согласились с доктриной Дуэ. В этом
же году учреждается министерство авиации с независимыми воздушными
армиями. С целью технической проверки доктрины Дуэ до 1931 года
организуются дальние воздушные рейды в Испанию и в г. Одессу при
непосредственном участии министра авиации генерала Бальбо. Сама
доктрина Дуэ и положительные результаты дальних воздушных рейдов
были важной аргументацией при обсуждении государственного бюджета.
Авиацию не ограничивали в деньгах.
В Америке командующий воздушными силами США генерал Митчелл,
основываясь на доктрине Дуэ, сумел добиться перераспределения
государственных доходов в системе национальной обороны.
Распределение доходов к 1930 году стало 50% на авиацию (вместо 10
%), 30% - на армию и 20% на флот. США строит бомбардировщики.
В Англии доктрина Дуэ "раскрыла глаза владычице морей". Военные
специалисты во всех журналах сетуют на то, что с развитием
воздушного оружия Англия перестала быть островом, что авиация спаяла
ее с материком, что обороняться от воздушного нападения практически
невозможно. Действительно, авиация лишила Англию господства на море.
Из-за нехватки собственных сил на оборону от воздушного нападения
Англия заключает с Францией военное соглашение.
До Франции идеи Дуэ дошли с некоторым опозданием, но оппоненты, в
лице генерала Ружерона, сумели распознать иллюзорность доктрины Дуэ
и разработать собственный взгляд на боевое применение авиации вообще
и бомбардировочной в частности. Авиация Франции развивалась в
целесообразных соотношениях типов самолетов, не отдавая предпочтение
бомбардировочной авиации.
В Германии доктрина Дуэ получила серединное признание. При ответе на
вопросы: может ли воздушная война одна окончательно решить конфликт?
Военные специалисты делают Дуэ важную уступку, ответом на
поставленный ими же вопрос: "Принципиально не может, но при
известных частных условиях может". Руководствуясь этим ответом, в
Германии уделяется больше внимания строительству бомбардировщиков.
В Советскую Россию идеи Дуэ дошли значительно позднее, чем в другие
государства и расценивались, как авантюристическая идея
империализма, тем не менее, не учитывать возможность массированных
бомбовых ударов агрессора было нельзя, поэтому для отражения
возможных воздушных налетов в строительстве отечественных самолетов
преобладали истребители, первым из которых был истребитель
Н.Н.Поликарпова И-1.
Самолеты улучшились качественно, а их системы вооружения все еще
исследовались и обсуждались.
В своей доктрине Дуэ, кроме оперативно-стратегических направлений
боевого применения авиации, обращал внимание на вооружение
самолетов. Он писал, что преодоление противодействия противника в
воздушном бою обусловливается мощностью огня, а скорость самолета
необходима для догона противника или для того, чтобы уйти от него.
Он полагал, что "...самолет тихоходный, но вооруженный так, что он
может создавать вокруг себя огневое заграждение, способен сбить
самый быстроходный истребитель. "Верный своему артиллерийскому
настрою и опыту внедрения формулы Наполеона по унификации
материальной части полевой артиллерии, Дуэ выдвинул идею создания
самолета-крейсера с мощной системой наступательного и
оборонительного огня, подобно тому как английский лорд Фишер
призывал создать унифицированный боевой корабль-дредноут с основными
боевыми показателями, присущими линкорам и крейсерам.
Самолет-крейсер Дуэ, с мощностью моторов 2000 л.с., должен был
вооружаться двумя 20 мм пушками и одним 12 мм пулеметом. Вес,
отводимый на вооружение - 500 кг.
Самолет, с мощностью моторов 3000 л.с., - одной 37 мм пушкой, одной
25 мм и одним 12 мм пулеметом. Общий вес вооружения - 1600 кг.
Самолет, с мощностью моторов 6000 л.с., - двумя 37 мм пушками, двумя
20 мм и тремя 12 мм пулеметами. Общий вес вооружения - 2500 кг.
Щедрому обновлению калибров и веса вооружения на самолете по Дуэ
способствовал анализ почти столетнего спора в армии и во флоте по
вопросу оптимальных калибров артиллерии. Общей платформой в этих
спорах был показатель поражаемости целей. Флот отстоял свою точку
зрения о максимальных калибрах, а армия - на наименьшем, полезном
калибре.
В авиации основными целями в воздушном бою являются самолеты с
хорошей защищенностью, поражение которых, по мнению Дуэ, должно быть
за счет разрушения планера мощным разрывным снарядом и жизненных
агрегатов пробивным действием тяжелой пули.
Технически идею Дуэ о вооружении самолетов пушками удалось решить
через десятилетие, а пока, на боевых итальянских самолетах
оставались пулеметы нормального калибра и крупнокалиберные.
Французский генерал Ружерон, критикуя доктрину Дуэ, сходится с идеей
последнего в том, что вооружение самолетов должно соответствовать
уязвимости воздушной цели, и выбираться исходя из экономических
соображений, в зависимости от форм ведения войны. В связи с этим,
Ружерон в книге "Бомбардировочная авиация", пишет: "... пулеметы
рассчитаны на поражение некоторых жизненных элементов самолета,
имеющих довольно ограниченный резерв, а пушки - для поражения низших
поверхностей в целом. ...Выгодно довольствоваться минимальным
калибром...- для пулеметов - нормальный калибр стрелкового оружия и
20 мм для пушек, стреляющих разрывными снарядами. Это говорит в
пользу отказа от 12 мм пулеметов и 37 мм пушек, предусмотренных Дуэ
для воздушных крейсеров".
Поддерживая взгляды Ружерона на систему вооружения самолета,
французский капитан Этьен рекомендует вооружать самолеты 20-мм
автоматической пушкой Эрликон Рейнметалл, стреляющей разрывными
снарядами с начальной скоростью 900-1000 м/с со скорострельностью
350-450 выстрелов в минуту. " Такой снаряд, попадая в цель, образует
отверстие: входное - около 10мм (в диаметре) и выходное - около 40
мм. Одна 20 мм пушка, 100 снарядов и 2 человека прислуги весят 500
кг, 5 пушек- 2500 кг."
В своих работах Ружерон не только обосновал рациональный калибр
оружия, но и определил место установки оружия на самолете. Он
доказал, что оружие, установленное на подвижные установки
бомбардировщиков при стрельбе под большими бортовыми углами
становится неэффективным, а выступающая часть установки с оружием
(турели, башни) за пределы контура самолета (фюзеляжа) снижают
скорость полета самолета на 20%. Поэтому он предложил следующую
схему оружия бомбардировщика: одна огневая точка в носовой части
фюзеляжа, а вторая в корме, причем носовая может быть подвижной или
неподвижной, а кормовая - только подвижной.
Таким образом, во Франции для вооружения самолетов определена 20 мм
авиапушка и авиапулеметы нормального стрелкового калибра.
В Германии скрытно от мира, велись изыскательские работы по созданию
авиационного оружия с использованием французских идей, но обращается
внимание на увеличение скорострельности (темпа стрельбы) пулеметов и
начальной скорости пули.
Немецкие специалисты ориентировались на 7 мм пулемет "Магнум" и 20
мм пушку "Эрликон", а также на многообещавшую пулю Герлиха под
конусный ствол оружия для повышения начальной скорости до 1500 м/с.
Спроектированный для вооружения истребителей пулемет «Магнум», имел
начальную скорость пули 1300 м/с, специалисты полагали, что при
такой большой начальной скорости пули при стрельбе с истребителя по
воздушной цели под ракурсом 4/4 имеется большой шанс на попадание в
цель, даже не вводя поправки на упреждение, т.к. пуля пролетит
расстояние в 200 м за время меньше чем 0,2 с, а самолет - цель за
это же время переместится на 24 метра, при длине фюзеляжа
бомбардировщика 40,05 м.
Пулемет "Магнум" и пуля Герлиха не привились в немецкой авиации.
Вооружение их самолетов составили 7 мм авиапулеметы с пулями
специальных назначений и 20 мм авиапушки с осколочными снарядами.
Англия и США в деле вооружения самолетов оставались на сходных
позициях, заключающихся в том, что на самолет необходимо
устанавливать больше пулеметов нормального калибра для как можно
большего насыщения обстреливаемого пространства пулями, способными
поразить воздушную цель пробивным действием.
Крупнокалиберные пулеметы и 20 мм пушки они начали разрабатывать
перед самой второй мировой войной.
В нашей стране, в начале 20-х годов, также как и за границей шла
оживленная полемика в поисках рациональных систем вооружения
самолетов. Полемика основывалась на зарубежной информации, опыте
войны и просто на умозаключениях.
Красвоенлет К.Трунов в 1922 г. предлагал устанавливать на самолеты
скорострельные пулеметы, мотивируя следующим: " Калибр оружия на
аэроплане не играет большой роли для воздушного боя, т.к. пули
пулемета иногда бывает достаточно, чтобы вывести аэропланы из строя.
Напротив, скорострельность оружия на аппарате является важным
фактором. На аэроплане должно стоять мелкокалиберное, скорострельное
оружие. Пушки могут быть использованы для стрельбы по наземным целям
и подводным лодкам; для воздушного боя до сих пор в широком масштабе
их применять не удавалось. Бывший начальник авиации первой конной
армии М.П. Строев в 1923 году практически приходит к выбору системы
оружия. Он предлагает установить на самолеты скорострельные
авиапулеметы нормального калибра с темпом стрельбы 1500 выстрелов в
минуту, крупнокалиберные 11-13 мм авиапулеметы под патрон с пулями
специальных назначений - бронебойная, разрывная, зажигательная и
трассирующая (светящаяся или дымовая), для корректировки огня и
целеуказания.
В своих доводах М. Строев не исключает из системы вооружения пушку,
не оговаривая ее калибр, и ограничивается начальной скоростью
снаряда 600 м/с, весом снаряда 0,8 кг и пушки с установкой 164 кг,
причем снаряд должен быть снабжен дистанционным взрывателем -
"трубкой идеальной чувствительности и с автоматической установкой
замедления". Оценивая значение пушки на самолете, он пишет: "Такая
пушка дает следующие выгоды:
а) большое моральное впечатление на противника;
б) увеличение в 20 раз вероятности сбить противника прямым
попаданием;
в) некоторое расширение дальности действительного огня;
г) при дистанционных гранатах - возможность заставить сомкнутые
группы противника ("шестерки") рассредоточиваться, действуя с
дальних дистанций.
....недочеты авиатехники должны быть восполнены вооружением".
Свои принципиальные положения о вооружении он переносит на
конкретные системы вооружения различных типов самолетов:
"Разведчик - 4 пулемета с боекомплектом 1200 патронов.
Вес вооружения с установкой 80 кг.
Бомбардировщик - 6 пулеметов. Вес вооружения 100-150 кг.
Боевик (штурмовик) - 24 пулемета, из них 4 для воздушного боя.
Боекомплект 600 патронов.
Вес брони - 400 кг.
Экипаж - 3 человека.
Двухместный истребитель - 2 пулемета у летчика, 2 спаренных пулемета
у наблюдателя, 300 патронов на каждый пулемет летчика и 500 - 600
патронов на пулеметы наблюдателя".
В системе вооружения "боевика" М. Строева предлагалась также батарея
пулеметов, установленных под углом к продольной оси самолета для
обстрела наземных целей с горизонтального полета.
Известный знаток тактики ВВС А.Н. Лапчинский в своих работах уделял
особое внимание вооружению самолетов и его боевого применения. Его
книга "Воздушный бой" является первой работой в стране, в которой
рассмотрены вопросы обнаружения противника, тактики воздушного боя,
атака, воздушная стрельба, система вооружения, эффективность
воздушной стрельбы и подготовка воздушных бойцов. Систему вооружения
самолетов он рассматривал как первую необходимость для всех боевых
самолетов, которая должна соответствовать следующим принципиальным
особенностям: "... 2. Огнестрельное оружие на самолете как носовое,
так и хвостовое приобретает наступательные или оборонительные
свойства, в зависимости от скорости вертикальной и горизонтальной, с
которыми связана инициатива боя.
4. Для атаки требуется, чтобы мощность огня на выбранном направлении
была не меньше мощности огня обороняющегося.
5. Для обороны требуется, чтобы мощность огня по всем возможным
направлениям атаки противника была бы не меньше мощности огня
атакующего.
6. Мощь огня современного истребителя обязывает самолеты более
низких летных характеристик к полетам в группах или к действиям на
принципе неожиданности.
... В воздушном бою нужно всегда стремиться к тому, чтобы сразу
уничтожить своего противника. Чем больше сбивается самолетов
противника, тем больше вместе с тем подавляется моральное состояние
летчиков.
... Сбить самолет противника значит - нарушить его управление".
А.Н.Лапчинский, ограничиваясь общими особенностями систем вооружения
самолета, призывает: "чтобы не ошибаться в выборе систем вооружения
самолетов - надо знать, какая она есть и будет на самолетах
вероятного противника и делать ее более мощной".
Однако отечественная система вооружения самолетов сложилась нескоро.
Этому было много причин, основными из которых были экономические
трудности, недостаточность и раздробленность
проектно-конструкторских сил.