Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 4. Ракетное и арт.вооружение в период ВМВ

 

Глава 4. Ракетное и артиллерийское вооружение самолетов в период второй мировой войны (1939-1945 г.г.)

4.3. Совершенствование авиационных пулеметов и пушек в ходе войны.

 

Вторая мировая война ускорила опытные работы по созданию авиационных пулеметов и пушек, способных поражать самолеты с высокой боевой живучестью и наземные цели, защищенные броней. Такие работы велись как у нас, так и за рубежом - в основном в воюющих государствах. Принятый на вооружение ВВС крупнокалиберный авиапулемет М.Е.Березина модернизировался для установки на самолеты в различных вариантах, а также совершенствовалась его конструкция с целью повышения надежности и живучести. Велись конструктивные доработки давно принятых на вооружение авиационного пулемета ШКАС, авиапушки ШВАК и боеприпасов к ним.
Испытывались опытные 20мм авиапушки и 12,7мм авиапулеметы конструкторов Салищева, Галкина, Юрченко и др. Скорострельные авиапулеметы ШКАС и СН внедрялись на самолеты в турельном и крыльевом варианте опытной эксплуатации. Особое место в опытных работах занимали 23мм авиапушки с высокими энергобаллистическими показателями. Это были авиапушки молодого особого конструкторского бюро и центрального конструкторского бюро - ЦКБ, под патрон, разработанный в ГСКБ-47. 23мм авиапушка ОКБ-16 разрабатывалась для установки ее в развале цилиндров мотора с водяным охлаждением. Принцип работы автоматики пушки был основан на отдаче ствола при выстреле с коротким ходом (меньше длины патрона). Питание патронами магазинное. Перезаряжание пневматическое - с помощью сжатого воздуха. 23мм авиапушка ЦКБ-14 разрабатывалась для установки на самолет в моторном, крыльевом и турельном варианте. Питание патронами осуществлялось звеньевой патронной лентой. Принцип работы автоматики пушки был основан на отводе пороховых газов из ствола. Перезаряжание - пневматическое.
Обе авиапушки в 1940 году были предъявлены на Государственные наземные испытания в Научно-испытательный институт авиационного вооружения (НИИАВ) ВВС. Та и другая авиапушки испытание выдержали и были рекомендованы к изготовлению в опытной серии. Авиапушка ОКБ-16 под наименованием МП-6 конструкции Я.Г.Таубина и М.Н.Бабурина очень удачно монтировалась на моторе истребителя, поэтому и называлась МП - моторная пушка. Была легкой с высокой надежностью в стрельбе и простой в эксплуатации.
Авиапушка ЦКБ-14 под наименованием "ВЯ" конструкции А.А.Волкова и С.А.Ярцева была тяжелее МП-6, наблюдались задержки в стрельбе в затруднительных условиях, особенно при обильной смазке. Основные показатели авиапушек были практически одинаковые - преимуществ одна перед другой не имели.
В ходе опытной эксплуатации при стрельбе из авиапушки МП-6 наблюдались трещины в картере двигателя в месте силового крепления пушки. Надежность в стрельбе почему-то стала неудовлетворительной. Пушка оказалась непригодной для установки на самолеты из-за большой силы отдачи и ненадежности в стрельбе. Эти дефекты пушки просмотрели конструкторы, испытатели и заказчики, за что понесли тяжелейшие наказания.
2 октября 1940 г. по указанию И.В.Сталина был издан приказ № 118 Наркома авиационной промышленности о соблюдении технологической дисциплины в авиационной промышленности, т.е. без разрешения Наркома не допускаются никакие технологические изменения в серийном производстве. В октябре 1940 года сам Нарком А.И.Шахурин первым за нарушение технологической дисциплины получил выговор от Центрального Комитета партии. Суть нарушения технологической дисциплины состояла в том, что главный конструктор моторов, которые устанавливались на самолеты Як и ЛаГГ, В.Я.Климов увеличил толщину наплыва металла на картере двигателя в том месте, где монтировалось силовое крепление под авиапушки. Картер больше не давал трещин при стрельбе из авиапушек, но это изменение не было согласовано ни с Наркомом, ни с правительством, а правительство уже приняло решение о 23мм моторных авиапушках (по А.И.Шахурину).
Таким образом, "нелады" с пушкой МП-6 обеспечили принятие на вооружение пушки ВЯ Александра Александровича Волкова и Сергея Александровича Ярцева - авторов пушки, ставших кавалерами ордена Ленина. Авиапушкой ВЯ в крыльевом варианте стали вооружать штурмовики Ил-2, сняв с него пушки ШВАК. Авиапушка ВЯ оказалась в эксплуатации надежной, но обильная смазка была для нее вредной - имели место гидроудары смазки по капсюлю патрона. Выстрел происходил при неполном закрывании канала ствола затвором и выводил пушку из строя.
Энергобаллистические качества пушки ВЯ обеспечивали пробивание брони толщиной 25мм на дальности стрельбы 400м, а осколочно-фугасное действие снаряда превосходило 20мм снаряд авиапушки ШВАК в два раза. При попадании снаряда осколочно-фугасно-зажигательного действия в крыло дюралевой конструкции образовывалось рваное отверстие площадью 0,75 кв.м., а при попадании в бензобак - взрыв самолета. 23мм авиапушка ВЯ была самой мощной из авиапушек в мире и провоевала всю войну на штурмовике Ил-2.
В 1942 году вместе с известным истребителем Ла-5 принята на вооружение синхронная 20мм авиапушка ШВАК, синхронный механизм который был разработан еще в 1937 году, а сама пушка испытана на самолетах истребителях Н.Н.Поликарпова в 1938-1939 годах.
Мощное пушечное вооружение самолета Ла-5 и его хорошие летно-тактические характеристики внесли заметный вклад в завоевание господства в воздухе. Немецкие летчики-истребители воздерживались от открытых воздушных боев - применяли тактику нападения на Ла-5 с разгона скорости полета, что им не всегда удавалось. Летчики самолетов Ла-5 практически становились победителями. Один из них И.Н.Кожедуб славился асом с мировым именем уже с 1943 года. Синхронная авиапушка ШВАК имела большой вес (39 кг), а секундный залп истребителя Ла-5 с двумя авиапушками все же был недостаточным. На подвижных установках бомбардировщиков авиапушка ШВАК была тяжелой, и требовались мощные приводы для турели. Турельные пулеметы УПТ-12,7мм на бомбардировщиках не обладали надлежащей эффективностью действия по воздушной цели. Все эти обстоятельства требовали новой легкой, скорострельной авиапушки, которая могла бы устанавливаться на самолет в различных вариантах (крыльевой, синхронный, турельный).
В 1943 году ВВС заключили договоры с несколькими конструкторскими организациями оборонной промышленности на создание легкой 20мм авиапушки с целью замены авиапушки ШВАК и авиапулемета УБ-12,7. Такая замена должна повысить мощность огня самолета, как по секундному залпу, так и действию снарядов по цели. Вскоре авиапушки были изготовлены и в 1944 году поступили на Государственные испытания.
На Государственные наземные, а затем и летные испытания в НИИ АВ ВВС были предъявлены авиапушки Б-20 конструкции М.Е.Березина, Ш-20 конструкции Б.Г.Шпитального и В-20 конструкции С.В.Владимирова. В-20 была легкой, простой по конструкции, удобной в эксплуатации и надежной в стрельбе. Выдержала наземные испытания, а на летных испытаниях вскрылся чрезвычайно опасный дефект: при стрельбе длинными очередями пушка перегревалась и снаряд, срабатывал в стволе.
Конкурсные испытания выдержала только авиапушка Б-20 и вскоре она была принята на вооружение самолетов - истребителей в синхронном варианте и на вооружение бомбардировщиков и штурмовиков - в турельном. Авиапушка Б-20 конструкции Михаила Евгеньевича Березина конструктивно мало, чем отличалась от его пулемета УБ-12,7. Основное отличие заключалось в том, что запирание затвора при выстреле производилось не боковым клином как у пулемета, а вертикальным, расположенным вдоль строительной оси пушки. Сам затвор разделен был на две части. Одна часть - извлекатель патрона из приемника была сцеплена с основной подвижной деталью-ползуном, а вторая часть-затвор, соединялся тоже с ползуном, но подвижно.
При выстреле извлечение патрона из приемника начиналось без начальной скорости. В то время как у пулемета, извлечение патрона происходило с начальной скоростью, приобретенной ползуном за время свободного хода в заднее положение. Патрон испытывал перегрузки, приводящие к распатронированию (выпадению пули). В авиапушке этот дефект был исключен.
Кроме того, конструктором был разработан оригинальный механизм пневмоперезаряжания без вспомогательного цилиндра, введен электроспусковой механизм и электрические датчики готовности пушки к стрельбе, к автомату пневмоперезаряжания и к счетчику оставшихся патронов. Б-20 стала первой авиапушкой с развитой электрификацией. Вес авиапушки был немного больше веса авиапулемета УБ-12,7. Это дало возможность установить на истребителях Ла-7 вместо двух пушек ШВАК три авиапушки Б-20, значительно повышающих мощность огня истребителя.
Б-20 обеспечивала безусловное поражение любой воздушной цели с высокой боевой живучестью, что подтверждено сбитием в конце войны немецкого реактивного истребителя Ме-262 нашим асом И.Н.Кожедубом.
Для поражения бронированных наземных целей таких, как танки "Тигр" или самоходные орудия "Фердинанд" эта система вооружения истребителя и штурмовика Ил-2 с авиапушками ВЯ стали мало эффективными.
Танки и самоходные орудия поражались, главным образом, путем бомбометания кумулятивных авиабомб ПТАБ-2,5-1,5, принятых на вооружение в 1943 г. Однако, вероятность попадания авиабомбы в танк была очень малой. Для попадания в танк требовалось до 50 авиабомб.
Авиапушки имели меньшее рассеивание снарядов, следовательно, вероятность попадания в танк была значительно больше, но для поражения танка требовался более мощный снаряд, способный пробить броню толщиной более 25мм.
К 1942 году в ОКБ-15 и ОКБ-16 по заданию были разработаны и вскоре испытаны 37мм авиапушки с начальной скоростью снаряда порядка 900 м/с, пробивающего броню толщиной 50мм на дальности стрельбы 400 м.
В результате испытаний авиапушки были рекомендованы к опытной серии. На серийное производство первой была поставлена авиапушка Ш-37, разработанная в ОКБ-15 под руководством Б.Г.Шпитального. Эта авиапушка работала на принципе отвода пороховых газов. Питание патронами осуществлялось из замкнутой патронной ленты, намного увеличивающей габариты самой пушки. Из-за больших габаритов авиапушка с трудом вписывалась в развал мотора истребителя ЛаГГ-3 и значительно увеличивала толщину крыла, при ее установке на штурмовик Ил-2.
Авиапушка НС-37 ОКБ-16 конструкции А.Э.Нудельмана, А.С.Суранова и др. конструкторов работала на принципе отдачи ствола по аналогии с отвергнутой авиапушкой МП-6. Питание патронами производилось звеньевой патронной лентой, рассыпающейся после стрельбы. Авиапушка НС-37 удобно монтировалась в развале мотора истребителя ЛаГГ-3 и в крыле штурмовика Ил-2.


С.А.Суранов

Сравнительные испытания двух конкурирующих авиапушек, установленных на истребителях ЛаГГ-3, выявили преимущества авиапушки НС-37 не только по габаритам и весу, но и по безотказности в работе и по удобству в эксплуатации.
Серийное производство авиапушек Ш-37 было приостановлено. "Зеленую улицу" в промышленности дали авиапушке НС-37, а ее разработчики стали лауреатами Сталинской премии II-й степени. Авиапушка устанавливалась в моторном варианте на самолет-истребитель Як-9т. Появление мощной авиапушки в переломный период войны сыграло большую роль в деле завоевания господства в воздухе и в уничтожении танков.
Летчики на самолетах Як-9т, с авиапушкой НС-37, получили возможность открывать огонь по самолетам врага на больших дальностях. Одного попадания снаряда массой 0,7 кгс было достаточно для разрушения планера любого самолета. С фронта от летчиков истребителей поступали похвальные телеграммы в адрес ведущих авторов пушки Александра Эммануиловича Нудельмана и Александра Степановича Суранова: “...пушка НС-37 зарекомендовала себя как безотказное и грозное оружие. Достаточно попадания одного снаряда и самолет противника падает отдельными обломками на землю. В эксплуатации пушка проста, мало загрязняется, не имеет задержек в стрельбе, отлично показала себя в боях... Командир 133 иап майор Товсташай”.
“...Весь личный состав части благодарит конструкторов за новое оружие... Только за четыре дня боев на самолетах Як-9т, вооруженных вашим оружием, летчики нашей части сбили 49 самолетов противника, потеряв при этом всего лишь четыре самолета... Герой Советского Союза подполковник Ф.И.Шинкаренко”.
Летчики штурмовиков Ил-2 с пушками НС-37 такой радости как летчики-истребители не проявляли не потому, что авиапушка не отличная, а потому, что во время стрельбы самолет рыскал и терял скорость из-за большой силы отдачи при стрельбе. Удержать самолет на линии прицеливания было невозможно. Вскоре от установки 37 мм авиапушек на Ил-2 отказались, несмотря на проведенные конструктивные решения по синхронизации стрельбы из двух пушек.
Сила отдачи при стрельбе все же была велика. Самолет терял скорость полета при стрельбе. Длинная очередь могла привести к потере скорости и срыву самолета в штопор, поэтому стрельба велась короткими очередями по 2-4 выстрела в очереди.
Летчики-истребители, зная эту особенность пушки, иногда прибегали к стрельбе из нее при посадке на аэродром - достаточно было 1-2 выстрела и, самолет приземлится по всем правилам.
Особое конструкторское бюро, возглавляемое А.Э.Нудельманом, прорабатывало вопросы уменьшения силы отдачи. В результате этой проработки созданы патроны с уменьшенным пороховым зарядом, а затем под новые патроны разработаны так называемые легкие авиапушки калибров 20/23мм, 23мм, 37мм, 57 и 76мм, получившие признание в конце и после войны.
Отлично зарекомендовавшая себя в воздушных боях авиапушка НС-37, возбудила в научных кругах исследования, по созданию системы авиационного вооружения с авиапушками крупных калибров, названной "доктриной крупных калибров". Идея этой "доктрины" заключалась в том, чтобы увеличить дальность стрельбы и обеспечить безопасность атакующего самолета от оборонительного огня противника, чтобы атаковывать противника с больших дальностей, лишив его оборонительного маневра, чтобы эффективность действия снаряда по любой воздушной цели была бы рассчитана на безусловное поражение, т.е. на разрушение конструкции.
Далее предполагалось, оснастить снаряды крупных калибров неконтактными или дистанционными взрывателями, срабатывающими в районе воздушной цели и поражающими ее осколками крупной весовой фракции, т.е. компенсируют ошибки в прицеливании.
Автором идеи крупных калибров был начальник НИИ АВ ВВС генерал-лейтенант ИТС М.В.Гуревич. Эта идея была поддержана вышестоящим руководством. В 1943 году Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о разработке мощных авиапушек калибром 45,57 и 76мм с начальной скоростью снарядов не менее 1000 м/с. Это новое направление в развитии авиавооружения детально описано в книге А.Э.Нудельмана "Пушки для боевых самолетов", 1983.
Заказы ВВС на новые мощные авиапушки были размещены во многих конструкторских бюро - ОКБ-15, ОКБ-16, ОКБЛ-46, ОКБ-172, ЦАКБ.
Первых положительных результатов добился коллектив ОКБ-16, представивший в НИИ АВ ВВС на Государственные наземные испытания авиапушку калибром 45мм, а затем авиапушку калибром 45/57мм.
Авиапушка МС-45-успешно прошла наземные, а вслед за ними и летные испытания. Новая авиапушка была модернизацией НС-37, поэтому не вызывала затруднений ни в серийном производстве, ни в установке на самолеты. Она была принята на вооружение и провоевала на самолете Як-9т до конца войны.
Вторая авиапушка ОКБ-16 конструкции С.Е.Рашкова, Е.В.Щенкова и С.С.Розанова РШР-57 испытывалась более длительный период. Основной причиной длительных испытаний была технологическая недоработка гильз патронов – дульца гильз лопались от перенапряжения металла в процессе изготовления. Сама же авиапушка работала безотказно. Две авиапушки РШР-57, установленные в носовой части фюзеляжа бомбардировщики Ту-2 успешно прошли летные испытания, но война закончилась. 25 авиапушек РШР-57, изготовленные в опытной серии остались законсервированными на складах
Параллельно с испытаниями авиапушки РШР-57 велась большая и напряженная работа по испытаниям и отладке еще более энергетически мощных авиапушек конструкции ОКБЛ-46, возглавляемого В.Е.Чарико и ЦАКБ, возглавляемого В.Г.Грабиным.
Авиапушки Ч-20 В.Е.Чарико 57 и 76мм отличались небольшой силой отдачи, благодаря введению в конструкцию принципа разноса масс и дульного тормоза с высокой эффективностью торможения откату. Принцип работы пушек Ч-20 был основан на отводе пороховых газов из ствола, а принцип разноса масс заключался в том, что детали автоматики пушки большой массы (более 25 кг) во время выстрела двигались навстречу друг другу, вращались или двигались в перпендикулярном направлении к движению детали - штока.
Пушка Ч-20 калибром 57мм выдержала наземные испытания, правда, не без приключений - одна пушка сгорела из-за распатронивания патрона при поломке небольшой детали в затворе. В 1945 году авиапушки были рекомендованы для летных испытаний и устанавливались на бомбардировщик Ту-2. Летные испытания, вследствие окончания войны, не состоялись, тем более что нашумевшая "доктрина крупных калибров" шла на убыль. Более обещающей эффект создавали опытные разработки неуправляемых и управляемых ракет класса "воздух - воздух " и "воздух - земля ".
Финалом доктрины крупных калибров стала опытная 100мм авиапушка ЦАКБ весом около 1000 кг и весом патрона 25 кг. Первый и последний выстрел произведен автором этой рукописи в 1947 году на демонстрации новых авиационных пушек генералитету Вооруженных Сил СССР. Выстрел произведен по самолету Ла-7, установленному на дальности 15 м от расчетной точки взрыва снаряда. При взрыве снаряда от самолета осталась небольшая кучка металла.
Всем стало ясно, что "доктрина крупных калибров" должна уступить место ракетам с мощной боевой частью и с неконтактным взрывателем, которые еще долгое время будут отрабатываться.
Среди опытных авиапушек крупных калибров испытывалась 76мм автоматическая динамореактивная авиапушка - ДРП конструкции ОКТ-172.
Эта ДРП, в отличие от ДРП Л.В.Курчевского, работала на принципе отвода пороховых газов, заряжалась унитарными патронами, объединенными в металлическую ленту. Дно латунной гильзы заполнял пластмассовый поддон, рассыпающийся при выстреле. Реактивным соплом служило отверстие, проделанное в клине запирания, создававшее реактивную тягу пороховым газам. Начальная скорость снаряда не превышала 600 м/с.
Динамореактивная авиапушка не имела отдачи при выстреле, а, наоборот, стремилась двигаться вперед вслед за снарядом, влиянием реакции снаряда в стволе. Масса ДРП оказалась слишком велика для установки на самолет. Испытание ДРП не выдержала - много было задержек в стрельбе вследствие конструктивной недоработки подающего и стреляющего механизмов.
Оценивания опыт испытаний безоткатных динамореактивных авиапушек с позиций современности, следует сказать, что это направление в создании оружия крупных калибров для вооружения самолетов развивалось слабо - привлечением небольших конструкторских и исследовательских сил. При надлежащем внимании к данному направлению, очевидно, можно было бы создать на этом принципе оружие более выгодное в сравнении с ракетами, 90% массы, обеспечивающей полет, и только 10 % массы боевого заряда, не говоря о компактности в конструкции самолета и количестве боекомплекта.
В 1943 году опытные конструкторские работы, проведенные в ОКБ-16, по снижению силы отдачи авиапушек при стрельбе, закончились разработкой патронов с уменьшенным пороховым зарядом. Например, патрон к 23мм авиапушки снаряжался 37-39 г. пороха вместо 45-50 г., а начальная скорость снаряда снижалась на 120-150 м/с, что практически не влияло на показатели поражения цели снарядом, тем более что скорости полета самолетов возросли на 30-60 м/с и более.
Руководство ВВС согласилась с аргументацией ОКБ-16 о переходе к проектированию авиапушек под патроны с уменьшенным пороховым зарядом, и заказало конструкторским организациям 23мм и 37мм авиапушки в параллель с 23мм пушками под патрон к авиапушке ВЯ.
Вскоре начались испытания опытных 23мм авиапушек. Среди них наиболее обещающими оказались авиапушки ОКБ-16 23мм авиапушка НС-23 конструкции А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова и 20/23мм бикалиберная авиапушка Г-23 конструкции П.П.Грибкова, которая легко «перестволялась» со ствола калибра 23мм на ствол калибра 20мм.


Общий вид расположения синхронных авиапушек НС-23С и схема их пневмоперезаряжания.

Авиапушка НС-23 безукоризненно выдержала наземные и летные Государственные испытания и была принята в крыльевом варианте для вооружения самолета-штурмовика Ил-10 с четырьмя 23мм авиапушками НС-23 и одной 20мм авиапушкой Б-20, установленной на турели стрелка. Сила отдачи в НС-23 также как и в НС-37 гасилась гидравлическим тормозом, но все же была значительной.


Общий вид авиапушек НС-23 с патронными коробками.

Опытные авиапушки под патрон к авиапушке ВЯ остались просто эпизодом в истории развития авиавооружения, а авиапушкой НС-23 в синхронном варианте вооружили и новый самолет истребитель Ла-9. Для этого еще очень молодой инженер-конструктор А.А.Рихтер разработал оригинальный синхронный механизм, а известный летчик В.К.Коккинаки и летчик НИИ АВ ВВС младший лейтенант Н.Новиков провели рискованные эксперименты по прострелу воздушного винта в полете. Простреленные лопасти винта не отвалились, а вибрация планера из-за разбалансировки воздушного винта не разрушила самолет. Все прошло благополучно. К концу войны появились первые в мире самолеты - истребители с четырьмя 23мм синхронными авиапушками НС-23. Это были Ла-9 и Ла-11. Вооружение истребителей Ла-9 и Ла-11 цельнометаллической конструкции, радовало вооруженцев простотой эксплуатации, надежностью, а летчиков боевым эффектом при стрельбе по самолетам противника в корейском военном конфликте.
В 1943-1944 годах велись опытные работы и по электрификации авиапушек. Электрифицировались капсюль патрона, стреляющий механизм пушки. Внедрялись электроспуски и датчики к агрегатам обеспечения перезаряжания, контроля готовности авиапушек к стрельбе и счетчикам остатка патронов. Все это необходимо было для сокращения времени выстрела, что очень важно при стрельбе по маневрирующей воздушной цели, для автоматизации работы цепей стрельбы и для разумного расходования боекомплекта.
Испытывались электрифицированные пушки ВЯ и ШВАК в синхронном варианте с электрифицированным синхронизатором. Дело с электрификацией цепей стрельбы и капсюля патрона в то время оказалось непростым. Основной причиной ненадежной работы цепей стрельбы и электрокапсюля было технологическое несовершенство получения изоляционного материала на основе термореактивных и термопластических пластмасс.
В конце 1944 года произведена проба создания 37мм авиапушки с коническим стволом и снарядом, напоминающим пулю Герлиха. Снаряд в конической насадке ствола обжимался с 37мм до 20мм, что позволяло получать начальную скорость более 1500 м/с.
Баллистические испытания снаряда, а затем и самой пушки, конструкции подполковника Кнебельмана (ст. военпреда при ЦКП-14) показали, что цель не оправдывает средства. То есть можно получить большую начальную скорость снаряда, но сам снаряд претерпевает такие изменения, при которых его невозможно снаряжать ни взрывателем, ни взрывчатым веществом - получался снаряд-болванка из мягкой стали, влепешку деформировавшийся при встрече с бронированной целью.
В других воюющих государствах, также как и у нас велись опытные конструкторские работы по наращиванию мощности наступательного и оборонительного огня самолетов.
В фашистской Германии опытные работы велись над совершенствованием существующих пулеметов и пушек, а с 1943 года в спешке разрабатывались пушки крупных калибров для борьбы с советскими танками и авиапушки калибром 30мм для сбивания советских самолетов. Немцы в течение войны ввели на вооружение 10 новых образцов оружия воздушного боя и вынуждены снять с вооружения многие из образцов оружия, установленного на самолетах ранее.
В 1943 году они приспособили артиллерийские орудия на самолет для борьбы с нашими танками (37мм пушка Флак-Рейнметалл, 50мм пушка БК-5 и 75мм пушка БК-75). Эти пушки, безусловно, не прижились на самолетах, поэтому с конца 1943 года разрабатывались 30мм авиапушки МК-101, МК-103 и МК-108. 30мм авиапушка МК-108 оказалась удачной, как в производственном отношении, так и в боевом.
Принцип работы автоматики пушки был основан на отдаче свободного затвора весом 25 кг. Выстрел происходил с выкатом затвора, т.е. при движении затвора в крайнее переднее положение. Вес всей пушки 65 кг, а длина около одного метра. Начальная скорость снаряда не превышала 500 м/с. Темп стрельбы - 500 выстр/мин.
Четырьмя авиапушками МК-108 вооружались самолеты истребители Фв-190 и первые реактивные истребители.
Одновременно с созданием авиапушек МК разрабатывалась, и к концу войны испытывалась скорострельная 30мм авиапушка, работающая на использовании принципа Маузера (одноствольная, с вращающимся барабаном зарядных камер). В конце войны эта пушка попала в руки англичан и стала называться авиапушкой "Аден" с темпом стрельбы 3000 выстр/мин.
В США и Англии заметных сдвигов в совершенствовании авиавооружения не было. Основным оружием воздушного боя английских и американских самолетов были пулеметы нормального калибра, крупнокалиберные и на отдельных типах самолетов 20 мм авиапушки "Испано", 37мм и 75мм пушки М4.
Сравнительные показатели авиационных пулеметов и пушек периода второй мировой войны приведены в таблицах №№ 4.3.,4.4.
Из таблицы № 4.3. следует, что результаты опытно-конструкторских работ по совершенствованию и созданию нового оружия воздушного боя интенсивно велись у нас и в Германии.
В ходе второй мировой войны выявились дефекты и просчеты в избранной до войны системе авиационного оружия Германии. В люфтваффе было снято с вооружения четыре образца оружия и принято в спешном порядке - десять.
В США и Англии динамика развития систем вооружения самолетов значительно отставала от самолетов СССР и Германии, не потому что их системы вооружения были рациональными, а потому, что консервативный государственный строй предпочитал более экономичный путь использования технологии производства оружия других государств - Франции, Швейцарии и др. Этот путь в конце войны изменился. США и Англия развернули широкомасштабные опытно-конструкторские работы по созданию скорострельных авиапушек калибром 20 и 30мм с темпом стрельбы 3000-6000 выстрелов в минуту.
В ходе войны на самолетах, поступающих по ленд-лизу из Англии и США, нам приходилось перевооружать их своим отечественным оружием. Показателен факт перевооружения английских истребителей Харрикейн. Вместо 8 пулеметов мы установили две 20мм авиапушки ШВАК и два авиапулемета УПК. В воздушных боях в Европе немецкие истребители Ме-109 хорошо знали, что английский истребитель Харрикейн очень слабо вооружен и легко с ними расправлялись. На нашем фронте произошла встреча Ме-109 c Харрикейном. Ме-109 сделал полупереворот так, что нижняя часть планера предстала перед летчиком Харрикейна. Летчик Ме-109 полагал, что пулеметы Харрикейна против его бронированного "брюха" как дробь бекасинник по гусю, но с Харрикейна ударили русские пушки и крупнокалиберные пулеметы, Ме-109 развалился на куски.
Отечественное авиационное оружие в ходе войны успешно конкурировало с немецким и как далее увидим, обладало более высокими энергобаллистическими показателями, приведенными в таблице № 4.2, что соответствовало изменяющимся условиями воздушного боя и задачам, выполняемым самолетами на войне.
Из таблицы № 4.4. следует, что отечественное оружие воздушного боя с меньшей номенклатурой, чем немецкое, обладало более высокими боевыми показателями с наименьшим весом оружия. Меньший вес отечественного оружия при его высоких боевых показателях обеспечивал создание системы вооружения самолетов с меньшей долей в сравнении секундного залпа не хуже лучших систем оружия других воюющих государств.
Наша победа в войне есть также победа нашей системы вооружения самолетов и крах немецко-фашистской.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама