Потери Люфтваффе 22 июня 1941 г.

   Главная >> История >> Потери Люфтваффе 22 июня 1941 г.

 

Потери Люфтваффе в первый день войны

Роман Ларинцев
Алексей Валяев-Зайцев

22 июня 1941 года первыми удар по территории Советского Союза нанесли германские ВВС – Люфтваффе. Уничтожив часть советской авиации на земле, они надолго завоевали господство в советском небе. Но это господство не было для них безоблачным. С первого же дня войны Люфтваффе стали получать вначале хаотичный, а потом все более организованный отпор.
В этом материале мы даем факты потерь и повреждений авиационной техники соединениями Люфтваффе на советско-германском фронте. Они сведены в единую таблицу и даются практически без коментариев и анализа.
Источник: Bundesarhiv-Militaerarhiv. RL 2 III/1177 Flugzeugunfalle und - verluste des fliegenden Verbanden seit 30.05.1941 bis 02.08.1941
Архивные данные предоставлены Романом Ларинцевым.

Перечень обозначений:
F- означает, что самолет выполнял боевое задание
dF- потеря вызвана воздействием противника
MSch - Motorschaden - повреждение мотора
Bombenexplosion - это взрыв бомбы, но, как правило, своей
MG - обстрел из пулемета
Jager – потеря/повреждение от огня истребителей
Flak - потеря/повреждение от огня зенитной артиллерии
LK mit Jager -воздушный бой с истребителем, что равнозначно Jager
Erdbeschuss - обстрел с земли, ПВО
BL- Bauchlandung - аврийная посадка
NL - вынужденная посадка
Вauchlandung inf. Motorschaden - вынужденная посадка без шасси вследствие ПОВРЕЖДЕНИЯ мотора
NL inf. MotStoer = Notlandung infolge Motorstoerung – вынужденная посадка из-за ОТКАЗА мотора
Unfreiwillige Bodenberuhrung - неконтролируемое столкновение с землей
Zusammenstoss bei Start - столкновение на старте
Start ausgebrochen - авария на старте
Landung ausgebrochen - авария при посадке
Brennstoffmangel - кончилось горючее
Reifenschаden - повреждение пневматика, колеса
Fahrwerkschaden - повреждение шасси
PF - Bedienungsfehler - ошибка пилота
FFu- Flugzeugfuhrer – пилот
+ - погиб
= - ранен
v. (vermisst) - пропал без вести
Сведения о членах экипажей не приводятся, кроме случаев, когда были сбиты командиры отрядов, групп и т.п
verm.- вероятно
FPl – аэродром
bei - возле, около, в районе
По градации потерь: до 59% - повреждения разной тяжести, но устранимые
59-99% - повреждения, приведшие к списанию машины
100% - безвозвратная потеря
«?» в графе «Причина» при 100% потере - не вернулся с боевого задания.
OKH - части, подчиненные сух. войскам

Таблица потерь

 

Часть

Боевой
/ небое-вой вылет
Место (если место в скобках, то это - район задания) Причина потери Тип Зав. и борто-вой номер % потерь Сведения о судьбе экипажа Примечания

LF4 S.121

1 II./KG54  F Rowno dF       =1  

OKH S.123

2 1(H)11 F Durovo-Nord Infanteriebeschuss       =1 Огонь пехоты. Я думаю, что речь идет о Дубно, а в оригинале описка
3 5(H)14 F bei Edwardpole dF       =1  

LF1 S.130

4 1./KG76  F Skworby dF       =1  

LF2 S.131

5 6./SKG210 F Wysokie dF       =1  

LF4 S.132

6 9./KG51 F Buszasz dF       =1  

OKH S.139

7 7(H)12 F Nowoska ? Hs126     =1  

LF2 S.162

8 6./SKG210 F Gorniczka dF       1  

LF4 S.164

9 7./KG55 F Mlynow-Luck dF       =1  
10 9./KG55 F Brody dF       =1  

OKH S.170

11 7(H)12 F Fronolow Erdbeschuss Hs126 B-1 w/n 2487 50%    

OKH S.199

12 2(H)23 F bei Klanec dF       =1  

LF1 S.201

13 6./KG76 F bei Schaulen Jager       =1  

LF4 S.202

14 Stabstaffel KG27 F Cernowitz MG He111P-2 w/n 5476 30% =1 По этой машине хроника 27-й эскадры сообщает, что повреждения получены при перелете границы
15 2./KG27 F Cernanti MG       =1  
16 3./KG27 F Ladakura MG       =1  

OKH S.208

17 1.(H)21 F Rogozniczka dF Hs126 w/n ? ?%  =1 =2 Номер отряда (1.) - неразборчив, мог ошибиться

LF4 S.215

18 Stab JG77 F Balti Flak Bf109E w/n 1092 100% v.1  

LF2 S.228

19 II/JG52 F ? MG       =FFu  
20 II/JG52 F Perjota NL inf. Mot Stoer Bf109F-2 w/n 5780 100%    

OKH S.232

21 3(F)11 F (Lemberg-Sambow) ? Bf110C-5 w/n 2231 (6M+LL) 100% +2  
22 4(H)10 F (Lazdijaj) dF       =1  
23 6(H)21 F bei Bielgaraj BL Hs126 w/n 3125 50%    
24 1(H)31 F (Grodno) dF Fw189 w/n 0158 0% =1  
25 1(H)41 F Cielesica

 

BL dF Fw189A-1 w/n 0151 90% =2  

S.235

26 5(H)13 F Sculeni dF Hs126 w/n 3401 40% =1  
27 1(H)31 F bei Grodno ? FW189A-1 w/n 0057 (5J+BH) 100% 3  
28 7(H)21 F ? dF       =1  

OKH S.242

29 4(H)31 F Tilsit dF Fw189 w/n ? 10%    
30 3(H)21 F bei Brody Jager Hs126B-1 w/n 4391 ?% 1  
31 5(H)31 F Zdzarrywielki dF Hs126B-1 w/n? 65% =1  
32 5(H)32 F неразб. ? Hs126B-1 w/n 4124 (V7+5J) 100% 2  
33 3(H)41 F Lindengarten Flak Hs126 B w/n 3167 40%    
34 2(F)22 F Pufesti (Rumanien) BL Ju88A-5 w/n 537 40%    
35 4(F)33 F Tilsit BL Bf110E-3 w/n 2325 20%    
36 6(H)21 F Szczebr escyn BL Hs126 A w/n 3025 60%    

OKH S.243

37 2(H) 23 F bei Tauroggen Jager       =1  
38 2(H) 23 F (Grodno) ? Bf110E-3 w/n 2333 (8H+DK) 100% =1, v.2  

LF2 S.249

39 8./KG2 F ? Flak       =3  
40 Stab StG1 F Thorn BL Bf110E-3 w/n 2402 60%    

S.251

41 Verb. Staffel 52  F Biala-Podlaska Bombenwurf Fw58 w/n 3117 20%   Эти две машины попали под налет нашей авиации
42 Verb. Staffel 52  F Biala-Podlaska Bombenwurf Fw58 w/n 0242 100% =1 Эти две машины попали под налет нашей авиации

LF2 S.256

43 2./KG53 F Strawic BL He111H-5 w/n 3811 15% =2  
44 III/KG2 F ? dF          
45 5./KG3 F bei Kock Bauchlandung inf. Motorschaden Ju88A-5 w/n 6285 50% =1  
46 4./KG3 F Ulez dF Ju88A-5 w/n 4264 10%    
47 6./KG3 F Ulez Unfreiwillige Bodenberuhrung Ju88A-5 w/n 4307 100% =1  

LF2 S.257

48 2./ZG26 F Rosten BL dF Bf110E-2 w/n 2933 20%    
49 4./ZG26 F Suwalki BL Bf110D-3 w/n 4285 30%    
50 8./JG51 F Biala-Podlaska NL Bf109 F-1 w/n 5653 80%    
51 8./JG51 F bei Brest NL in Feindgebiet Bf109 F-1 w/n 6635 100%   Вынужденная посадка на вражеской территории
52 9./JG51  F bei Volka-Dobrinska NL inf. MotStoerung Bf109 F-1 w/n 5662 40%    
53 9./JG51  F Kuftyer NL dF Bf109 F-1 w/n 5672 40%    
54 11./JG51 F Krcezewica Bauchlandung inf. MotSchad Bf109 F-1 w/n 6630 70%    
55 Stab II (Sch)/LG2 F Berzniki Start ausgebrochen Bf109 E-7 w/n 3256 60%    
56 II(Sch)/LG2 F Suwalki Zusmmaenstoss bei Start Bf109 E-7 w/n 6312 90%    
57 II(Sch)/LG2 F Suwalki Zusmmaenstoss bei Start  Hs123 B-1 w/n 0938 25%    
58 II (Sch)/LG2 F bei Suwalki Start ausgebrochen Bf109 E-7 w/n 5400 60%    
59 II (Sch)/LG2 F bei Suwalki Start ausgebrochen Bf109 E-7 w/n 2794 45%    
60 II(Sch)/LG2 F bei Suwalki Start ausgebrochen Bf109 E4B w/n 1399 30%    
61 II(Sch)/LG2 F bei Berzniki Landung ausgebrochen Bf109 E-7 w/n 5329 40%    
62 II (Sch)/LG2 F Berzniki NL Bf109 E-7 w/n 0699 90%    
63 II(Sch)/LG2 F bei Berzniki Landung ausgebrochen Hs123 B-1 w/n 2425 15%    
64 II(Sch)/LG2 F bei Berzniki Landung ausgebrochen Hs123 B-1 w/n 0943 20%    

LF2 S.259

65 II(Sch.)/LG2 F bei Grodno ? Bf109E-7 w/n 1635 100% v.FFu  
66 II(Sch.)/LG2 F bei Grodno ? Bf109E-7 w/n 5937 100%    
67 II(Sch.)/LG2 F bei Grodno ? нечитаемо w/n 0820 100%    
68 5./JG27 F (Knyscyn) ? Bf109 E-4B w/n 3352 100% v.FFu  
69 6./JG52 F ? dF       =FFu  
70 3./JG51 F Brest ? Bf109 F-2 w/n 5678 100%    
71 4./JG51 F Siedec dF Bf109 F-2 w/n 12793 20%    
72 9./JG53 F Leupalingen NL Bf109 F-2 w/n 6689 100%    
73 9./JG27 F bei Berzniki Landung ausgebrochen Bf109 E-4B w/n 0785 12%    
74 5./JG27 ? Grodno NL Bf109 E-4B w/n 6036 100% =FFu  

LF2 S.260

75 6./JG27  F Berzniki Bombenwurf Klemm35 w/n 1759 15%    
76 Stab III/JG51 F Terespol NL dF Bf109F-2 w/n 6672 60%    

LF1

77 Stab KG77 F bei Breitenstein NL dF Ju88A-6 w/n 2331 100%   =Oberst Reithl,H. und FFu
78 6./KG77 F ? dF       =1  
79 1./KG77 F (Kedainia) Absturzt Ju88A-5 w/n 3432 (3Z+EH) 100% +2, v.2  
80 Stab/JG54 F Trakehnen dF Bf109 F-2 w/n 5761 20%    
81 1./JG54 F bei Allenburg Brennstoffmangel Bf109F-2 w/n 12638 50%    
82 Stab II/JG53 F Nemakscinai dF Bf109F-2 w/n 6674 100% +=FFu Gr.Kdr. Bretnunz H 22.6.41 ранен, скончался 27.6.41
83 III/JG54 F bei Litzmannstadt BL Bf109F-2 w/n 8230 20%   Интересно, потому как это Лодзь. Есть пара вариантов: 1)есть еще место с таким названием, 2)это не боевой вылет и 3)вовсе переврано название н.п.

LF4 S.261

84 I/KG55 F Kowel Jager He111P-4 w/n 2878 (G1+DH) 100% 3  
85 II/KG55 F (Lemberg) ? He111H-8 w/n 3930 (G1+BN) 100% 3  
86 II/KG55 F (Zlocew) ? He111P-4 w/n 2965 (G1+BP) 100% v.5  
87 II/KG55 F неразб. ? He111P-4 w/n 2814 (G1+DС) 100% v.5  
88 III/KG55 F (Mlynow-Luck) ? He111P-2 w/n 1410 (G1+MR) 100% 5  
89 III/KG55 F (Mlynow-Luck) ? He111P-2 w/n 2140 (G1+KR) 100%    
90 III/KG55 F Klemensow BL He111P-2 w/n 1537 25% =2  
91 I/KG54 F Lublin Reifenschaden bei Land Ju88A-6 w/n 3384 12%    
92 I/KG54 F Lublin Bauchlandung Ju88A-5 w/n 6324 15%    
93 I/KG54 F Lublin dF Ju88A-5 w/n 8145 20%    
94 III/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n 6296 (9K+ES) 100% 4  
95 III/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n 7076 (9K+DS) 100% 1  
96 III/KG51 F (Stryi) ? Ju88A-5 w/n 8259 (9K+LT) 100%    
97 III/KG51 F (Zlocew) ? Ju88A-5 w/n 5178 (9K+AT) 100%    

S.262

98 III/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n5126 (9K+CT) 100%    
99 III/KG51 F Tarnopol ? Ju88A-5 w/n 6229 (9K+FR) 100% +1, v.3  
100 III/KG51 F Tarnopol ? Ju88A-5 w/n 6318 (9K+DF) 100% v.4  
101 III/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n 6234 (9K+AS) 100% +4  
102 III/KG51 F Tarnopol ? Ju88A-5 w/n 5245 (9K+GT) 100% +4  
103 III/KG55 F Labunie dF He111P-2 w/n 2128 100% =2  
104 II/KG55 F Labunie dF He111H-8 w/n 3919 100%    
105 III/KG55 F Mlynow ? He111P-2 w/n 1385 (G1+CT) 100% =5  
106 I/KG55 F bei Dubno LK mit Jger He111P-4 w/n 2928 (G1+AL) 100% 5  
107 II/KG54 F Krasystaw dF Ju88A-6 w/n 2401 45%    
108 I/KG54 F неразборчиво ? Ju88A-5 w/n 6360 (B3+GL) 100% 4  
109 II/KG54 F ? ? Ju88A-6 w/n2363 (B3+FM) 100% =1 =3  
110 Stab KG55 F Labunie dF Bf110C w/n 2206 40%    

S.263

111 III/KG55 F ? ? He111P-2 w/n 1494 (G1+KS) 100% 5  
112 I/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n 5136 (9K+FK) 100% v.5  
113 II/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n 3171 (9K+AM) 100% 2  
114 II/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n 2373 (9K+GN) 100% v.4  
115 II/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n 8179 (9K+IC) 100% =3 =1  
116 II/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n 2364 (9K+HN) 100% +3, v.1  
117 II/KG51 F ? ? Ju88A-5 w/n 4328 (9K+CN) 100% v.4  
118 II/KG51 F Krosno dF Ju88A-5 w/n 6143 ?% =1  
119 II/KG51 F Pantalowice Flak Ju88A-5 w/n 8196 ?% =2  
120 II/JG3 F ? ? Bf109F-2 w/n 12659 100%    
121 Stab JG3 F Kocudza Brennstoffmangel Bf109 F-2 w/n 8145 100%    
122 II/JG3 F Hostynne Fahrwerkschaden Bf109 F-2 w/n 12601 20%    
123 II/JG3 F bei Zamosc NL inf.Brennstoffmangel Bf109 F-1 w/n 5709 ?%    
124 I/JG3 F FPl Dub beim Start ausgebrochen, verbrannt Bf109 F-2 w/n 8173 100% +FFu FPl Dub - аэродром Дуб, авария на старте, сгорел
125 III/JG3   Moderowka Bombenexplosion Bf109 F-2  w/n 8148 15%    

LF4 S.264 

126 III/JG3 F Moderowka BL Bf109 F-2 w/n 8246 25%    
127 III/JG3 F Moderowka BL Bf109 F-2 w/n 8239 35%    
128 III/JG3 F Moderowka PF Bf109 F-2 w/n 1856 25%    
129 III/JG3 F Moderowka PF Bf109 F-2 w/n 8146 45%    
130 III/JG3 F ? ? Bf109 F-2 w/n 8244 100% v.FFu  
131 III/JG3 F ? ? Bf109 F-2 w/n 8238 100% v.FFu  
132 II/ JG3 F Hostynne Reifenschden Bf109 F-2 w/n 6742 15%    

LF2 S.267 

133 Stab KG2 F (bei Lomza) ? Do17Z w/n 3603 (U5+DA) 100%   Убит StFu Olt Peters H. и еще два пилота, 1 - ранен
134 3./KG3 F Podolow BL Ju88A-5 w/n 6301 35%    
135 3./KG3 F (Pinsk) Erdabwehr (verm. NL) Ju88A-5 w/n 6276 (5K+E2)     Ранен к-р группы Maj. Heinze G.и еще один летчик

LF2 S.268

136 4./KG3 F bei Jablonow BL inf. MSch Ju88A-5 w/n 4278 80% =FFu  
137 5./KG53 F Radom BL He111H-5 w/n 3926 20%    
138 Stab I/SKG210 F ? dF Bf110E w/n 3794 30%    
139 Stab I/SKG210 F ? dF Bf110E w/n 3996 40%    
140 2./SKG210 F (Pinsk) dF Bf110E w/n 3796 100%    
141 4./SKG210 F (Zambrow) Flak Bf110E w/n 3767 (S9+FM) 100% v.2  
142 4./SKG210 F (Zambrow) Flak Bf110D-3 w/n 4291 (S9+LM) 100% +2  
143 4./SKG210 F     Bf110E-2 w/n 3937 40%   Эти два столкнулись на аэ Rogoznica
144 6./SKG210 F     Bf110E-2 w/n 4064 15%   Эти два столкнулись на аэ Rogoznica
145 1(F)122 F ? dF       =Bo Такая запись обозначает, что ранен штурман, но данных по повреждению самолета не приведено (в теории он мог быть и сбит, а мог и не пострадать вообще)
146 2./StG77 F (Kobryn) vem. Jager Ju87B-1 w/n 5525 (S2+LK) 100% +2  
147 8./StG77 F Wostronici Fehlstart Ju87R-4 w/n 6209 10%   Сомнение в точном переводе, что-то вроде неправильного или неудачного старта
148 Stab JG27 F (Grodno) verm. Flak Bf109 E-7 w/n 4189 100%   v. Maj. Schellmann W., Geschwaderkommodore
149 1./JG51 F (bei Bielsk) Jager Bf109F-2 w/n 5423 10%    
150 2./JG51 F bei Starwies Start ausgebrochen Bf109F-1 w/n 5668 10%    
151 8./JG53 F Merkino LK Bf109F-2 w/n 5523 100%    

LF2 S.270

152 Stab KG3 F Ulez Fahrwerkschaden Ju88A-6 w/n 3399      
153 1./StG77 F Sycze bei Brest-Litowsk brennend abgesturzt (vermutlich Flak) Ju87 B-1 w/n 5264 (S2+EH) 100% +2 "Упал горящим, (возможно от огня ЗА)"

 


Ниже мы помещаем таблицу, уже введенную в оборот Д.Б.Хазановым в его статье, посвященной первому дню войны, и опубликованной в украинском журнале "Авиация и время". Автор просто дал ссылку на немецкий архивный документ. К сожалению, как выяснилось, документа этого он не видел, а воспроизвел сводную табличку из хроники 77-й истребительной эскадры.
Мы также воспользуемся этим изданием, но на сей раз даем достоверные данные по ее происхождению: Prien,Jochen. Einsatz des JG77 von 1939 bis 1945. Tle.2. Juli 1941 bis November 1942.-Hamburg, 1993.-S.639
dF/oF (durch Feindeinwirkung / ohne Feindeinwirkung) –- от воздействия противника/без оного

 
100%
60-99%
10-59%
Bf109
14/4
0/5
6/18
Bf110
5/0
1/1
4/5
Ju88
21/1
0/1
11/6
He111
11/0
0/0
6/2
Ju87
2/0
0/0
0/1
Do17
1/0
0/0
3/0
Hs123
0/0
0/0
0/3
sonstige
3/1
3/3
20/4
Zusammen
57/6
4/11
50/39

К данным, переданным Романом Ларинцевым, без каких либо комментариев добавляем сканы летной книжки Жидова Георгия Никоноровича, летчика 123 иап, встретившего войну на границе СССР и, по некоторым источникам, до сих пор считающегося первой жертвой Мельдерса с начала войны с СССР.
Сканы предоставил Игорь Жидов.

P.S. Кстати, в процессе работы Роман нашел интересный факт: 24 июня 1941 года под Минском наши истребители сбили семь Ю-87 и еще два под Волковыском. Это эпизод нигде не комментировался в отличие от широко известного случая потери девяти "штук" 22 мая 1943 года под Курском.

Сентябрь 2004

 

© Роман Ларинцев Алексей Валяев-Зайцев

Реклама