9 июня 1942 г.

  Главная >> История >> Документы Великой Отечественной >> 09.06.1942

 

Секретно

 

КОМАНДУЮЩИМ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ ФРОНТОВ, ОТДЕЛЬНЫХ АРМИЙ И УДАРНЫХ ГРУПП

1. С наступлением весны действия авиации противника активизировались. Действиями по аэродромам и воздушными боями противник стремится подавить нашу авиацию и достигнуть превосходства в воздухе. Особую активность проявляет германская истребительная авиация.

2. Тактика действий немецких истребителей сводится: во-первых, к стремлению достигнуть внезапности нападения и к занятию исходной позиций для атаки с превосходством в высоте; во-вторых, к стремлению вести бой преимущественно в вертикальной плоскости. Воздушный бой в горизонтальной плоскости немцами применяется неохотно. Отмечается хорошая сработанность отдельных звеньев и патрулей. Своевременный ввод истребителей в действие обеспечивается офицерами противовоздушной обороны, наблюдающими за воздушной обстановкой на линии фронта. Эти офицеры имеют связь с командными пунктами командиров истребительных групп. По-прежнему широко используется радиосвязь для целей оповещения и управления боем с земли и в воздухе.

3. Одной из причин активизации германской истребительной авиации является поступление на вооружение нового самолета Мессершмитт-109ф, ошибочно называемого «Мессершмитт-115». Не исключена возможность, что в ближайший период времени основная масса германской истребительной авиации будет вооружена этими самолетами. Это обстоятельство требует, чтобы наш летный состав хорошо знал эту новую технику противника.

По данным летных испытаний Научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Красной Армии, самолет Ме-109ф при полетном весе 2780 кг развивает у земли скорость 510 км/час, а на расчетной высоте 2900 м — 560 км/час. Высоту 5000 м набирает за 5,4 мин. Полный вираж на высоте 100 м выполняется за 20 секунд. Однако выполнение виража несколько сложно и неприятно. Самолет значительно лучше ведет себя при маневрировании по вертикали энергично с большим углом подъема набирает высоту, устойчиво пикирует и несложен в управлении. При выполнении боевого разворота на высоте 1000 м набирает 850 - 900 м, а при перевороте теряет 550 - 600 м. Вооружение самолета состоит из двух синхронных пулеметов калибра 7,92 м с общим запасом в 1000 патронов и пушки 15- или 20-мм калибра. Пушка стреляет через втулку винта; ее боевой комплект — 200 снарядов. Летчик защищен стальной броней в 10 мм толщиной. Броня установлена за спиной с загибом поверх головы и частично под сиденье. Сзади и снизу защита летчика несколько усиливается бензиновым баком мягкой конструкции.

4. Сравнение характеристик наших новых самолетов с Ме-109ф показывает следующее:

а) вооружение наших самолетов обладает значительно большей мощностью, чем у самолета Ме-109ф;

б) наиболее пригодным типом самолета для боя с Ме-109ф является Як-1, обладающий на высотах свыше 3000 м большей скоростью, чем у Ме-109ф, равной скороподъемностью и лучшим горизонтальным маневром. На меньших высотах превосходство в скорости и скороподъемности — у Ме-109ф. Летчики, хорошо овладевшие самолетом Як-1 и умело вводимые в бой, могут успешно вести бой с Ме-109ф на всех высотах и особенно на высотах более 3000 м. Если этого иногда в действительности не наблюдается, то объясняется тем, что у нас «не хватает только одного — умения полностью использовать против врага ту первоклассную технику, которую представляет наша Родина» (Приказ Народного Комиссара Обороны № 130 от 1 мая 1942 года).

Основные недостатки в действиях нашей истребительной авиации сводятся к следующему:

а) Действия истребителей не направлены на уничтожение противника, а сплошь и рядом сводятся к простой обороне. Это, как правило, передает инициативу действий противнику и подрывает наступательный дух наших летчиков.

б) Деятельность истребительной авиации не организована: истребительные полки действуют совершенно изолированно один от другого. Управление с земли истребителями, находящимися в воздухе, отсутствует, и встречи с противником поэтому носят случайный характер.

в) Силы истребителей не экономятся: истребители очень часто летают без всякой к тому необходимости, так как до сих пор не усвоена мысль, что всякий вылет истребителей, в результате которого не было встречи и уничтожения противника, является напрасной тратой сил и средств.

г) При дислокации истребителей и постановке им задач мало учитываются подготовленность части, ее политико-моральное состояние и качества противостоящего ей противника.

д) Принцип сосредоточения сил еще не стал основой применения истребительной авиации. Слова великого русского полководца Суворова «воюют не числом, а уменьем» понимаются в буквальном смысле, в те время как искусство начальника, применяющего и управляющего действиями истребителей, и заключается в том, чтобы даже при малых силах обеспечить в нужное время, в нужном месте численное превосходство так как наиболее полного успеха можно достигнуть сочетанием мастерства бойцов с искусством управления командирами.

е) Личный пример командиров до сих пор не является основным методом повышения боеспособности части лишь потому, что некоторые командиры полков летают мало, в боях не участвуют и не являются поэтому достаточно авторитетными руководителями. Такие командиры не понимают, что ряд успешно проведенных боев под личным руководством и участии командира полка является лучшим способом повышения боеспособности части и подлинным средством повышения боевого авторитета командира, как руководителя.

ж) Тактическая и стрелковая подготовка истребителей продолжает оставаться на невысоком уровне. Тактика ведения воздушного боя совершенствуется, действия протекают по шаблону, отсутствует непрерывная работа по изысканию и разработке новых приемов боя и хитрости, переоцениваются возможности реактивных снарядов. Огонь ведётся чрезмерно больших дистанций и притом из непристрелянного оружия, что отмечается даже противником, да и низкий процент сбитых самолетов противника говорит о том же.

5. Чтобы подавить активность истребителей противника, необходимо:

а) Сократить до минимума количество вылетов на патрулировав с целью прикрытия. Выполнение этой задачи следует обеспечить надлежащим базированием истребителей, высокой готовностью их к вылету, организацией наблюдения за воздушной обстановкой над полем боя и своевременным оповещением истребителей. В тех случаях, когда патрулирование окажется все же необходимым, нужно выделять достаточные силы для выполнения этой задачи. Патрулирование вести на 2 - 3 высотах. Высота полета верхнего патруля при этом должна быть не менее 3500 - 4000 метров. Наличие групп прикрытия на высоте 3500 м и более расположенных выше противника, должно иметь место во всех воздушных боях с истребителями, — это вынудит противника драться на высотах, выгодных для нас.

Радиосвязь между патрулями и радионаведение истребителей с земли в районе патрулирования должны быть обеспечены. Во всех случаях должно предусматриваться наличие сильного авиационного резерва на земле и прикрытие своих истребителей при посадке.

б) Широко практиковать организацию взаимодействия между и истребителями, базирующимися на различных аэродромах, в целях взаимной поддержки друг друга и объединения в случае необходимости их усилий для разгрома противника. Надежно и быстро работающая связь между аэродромами истребителей является основой для yспешной борьбы с методами блокирования противником наших истребительных аэродромов. Вылетать с аэродрома, не связав предварительно боем блокирующих истребителей противника, не следует. Чаще всего это приводит к ненужным потерям. Деблокада аэродрома должна осуществляться средствами противовоздушной обороны аэродрома во взаимодействии с истребителями соседних аэродромов.

в) Изжить «стандартность» в способах применения и тактике действий наших истребителей. Умение добиваться внезапности и превышения к началу атаки является основным показателем искусства командира истребителей. С противником нужно бороться его же оружием. Внезапность и хитрость наряду со свойственной нашим летчикам напористостью должны стать основными принципами воздушного боя наших истребителей.

г) При благоприятной метеорологической обстановке практиковать «свободную охоту» и подкарауливание противника в районе его аэродромов. Для этой цели должны выделяться наиболее опытные и дисциплинированные истребители, к тому же обладающие должной выдержкой. Иметь в виду, что подобные действия имеют успех только при хорошо поставленной разведке и знании конкретного противника.

д) В воздушных боях всемерно затягивать противника на невыгодную для него высоту, что в первую очередь достигается превышением по высоте хотя бы части наших самолетов над противником. При завязке противником боя с нижней группой наших самолетов группа прикрытия, непрерывно атакуя противника по вертикали, с выходом после атаки вверх препятствует применению противником маневра в вертикальной плоскости и уход его вверх. Грубой ошибкой будет для наших самолетов, находящихся выше, переходить сразу же после первой атаки к ведению воздушного боя с применением только горизонтального маневра. Превышение в высоте над противником, имеющееся к началу боя, должно сохраняться в течение всего боя и расходоваться весьма экономно.

Следует внимательно следить за отходящими в сторону небольшими группами противника и своевременно парализовать их попытки набрать высоту. При переходе противника в глубокое продолжительное пикирование следовать за ним на значительном удалении не менее 500 - 600 м, чтобы по выходе противника после пикирования кверху своевременно перехватить его и обстрелять. Преследование вплотную чаще всего приводит к тому, что противник по выходе из пикирования кверху приобретает преимущество в высоте.

При встрече с численно превосходящим противником на небольшой высоте, в условиях отсутствия превышения в высоте над ним, следует применять решительно проводимую сомкнутую атаку, это обеспечит успех. Нерешительность ведущего и излишняя затяжка начала атаки приводят к тому, что инициатива боя перейдет в руки противника. В процессе самого боя в этих условиях необходимо держаться возможно ближе один к другому, прикрывая друг друга и отражая огнем и маневром атаки противника. Такое поведение наших истребителей затруднит противнику возможность использовать свое численное превосходство.

В практике же часто наблюдаются случаи, когда наши самолеты переходят в строй «круг», т. е. переходят к обороне. Этот прием в данных условиях мало пригоден и от его применения следует отказаться. Непригоден он и в тех случаях, когда противник уступает нам в численном отношении, но находится выше. В этом случае группа должна разделиться на две подгруппы и приступить к набору высоты; обе подгруппы постоянно должны находиться в зрительной связи друг с другом. Если противник навяжет бой, то одна из групп отражает его атаки, а другая группа в это время продолжает набор высоты и, достигнув необходимого превышения, сама атакует противника. При наличии облачности бой надо вести непосредственно под облаками, используя горизонтальный маневр, так как в этом случае противник не сможет использовать своего преимущества в вертикальном маневре.

6. Из характеристики самолета Ме-109ф видно, что он не обладав какими-либо особыми преимуществами в отношении Як-1 и исход бое по-прежнему решает решительность и мужество летчика, примерное поведение командира в бою, умелое управление боем, отличная сработанность звеньев и взаимодействие как между звеньями, так и внутри каждого звена. Это положение должно быть доведено до сознания всего летного состава, который наряду с этим должен твердо знать, что противник уничтожается прицельным огнем и с хорошо отлаженных и пристрелянных пушек и пулеметов с возможно более коротких дистанций

Командующим воздушными армиями, военно-воздушными силами фронтов, отдельных армий и округов ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать обучение и воспитание летного состава в духе настоящих указаний.

2. Организовать изучение летным составом материальной части противника и не позже 15 июня текущего года проверить степень усвоения этого предмета.

3. Молодых летчиков, прибывающих на укомплектование частей, в боевые действия втягивать постепенно: сначала проверить уровень их подготовки и летного мастерства, затем совместно с опытными летчикам выпускать их на боевое задание. Эту же систему ввода в боевые действие применять и в отношении вновь прибывающих на фронт авиационных частей. Если в составе вновь прибывших авиационных полков нет летного состава с боевым опытом, то в такие полки за счет других частей следует вливать летчиков с боевым опытом.

4. С летным составом производить разборы всех воздушных боёв, выявляя ошибки и отмечая наиболее удачные приемы их ведения.

5. Наладить обмен опытом между частями путем командировок из одной авиационной части в другие лучших летчиков, чтобы таким путем их опыт сделать достоянием всех частей фронта.

6. Организовать наведение, оповещение и управление воздушным боем по радио с земли, привлекая для этой цели средства авиационные частей, соединений и посты воздушного наблюдения, оповещения и связи фронтовой системы противовоздушной обороны.

7. Командующим воздушными армиями потребовать, чтобы командиры истребительных авиационных дивизий постоянно имели в своем распоряжении резерв истребителей и руководили воздушным боем истребителей, прикрывающих войска, путем своевременного ввода в бой своего резерва.

8. О принятых мерах донести.

Командующий
Военно-воздушными силами Красной Армии
генерал-лейтенант авиации
НОВИКОВ

Член Военного Совета
Военно-воздушных сил Красной Армии
генерал-лейтенант авиации
ВОРОЖЕЙКИН

Начальник штаба Военно-воздушных сил Красной Армии
генерал-майор авиации
ХУДЯКОВ

9 июня 1942 г.

№ 332234.

 

Назад Вверх Следующая

 

 

 

Реклама