16 сентября 1941 г.

  Главная >> История >> Документы Великой Отечественной >> 16.09.1941

 

Секретно

ШТУРМАНУ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ РЕЗЕРВНОГО ФРОНТА

Представляю отчет согласно Вашему приказанию.

1. Первый период боевых действий характеризовался тем, что не всегда учитывалась наземная и воздушная обстановка (наличие противовоздушной обороны и истребителей противника в районе цели), вследствие чего маршруты экипажами прокладывались без учета воздушной маскировки (использование солнца, облачности и т. д.).

2. Пренебрегались самые простые правила подготовки к полету, как-то: не намечались исходный пункт маршрута и конечный пункт маршрута, прокладка маршрута велась от своего аэродрома к цели и обратно, что способствовало приводу за собой самолетов-разведчиков противника.

3. С переходом на новую материальную часть, особенно на самолеты Ил-2, МиГ-3 и Пе-2, ее расчетные возможности разошлись с практическими данными по расходу горючего и дальности полета. Это в первые дни приводило к вынужденным посадкам из-за недостатка горючего. Для самолета Пе-2 надо считать практическую дальность полета 800 км.

4. Основным способом самолетовождения являлся способ по компасу, дополняемый визуальной ориентировкой. Радиовождение не применялось, так как не было приводных средств (как правило, в батальонах аэродромного обслуживания их нет). Необходима передача радиоприводных средств непосредственно частям.

5. В первое время отсутствие истребителей прикрытия отвлекало летчиков-наблюдателей от наблюдения за землей, приборами и приводило к частым потерям ориентировки.

6. Основными способами бомбометания являлись: одиночными бомбами с индивидуальным прицеливанием. При ударах по площадным целям (пехота, расположенная в лесу, мотомеханизированные части в населенных пунктах, аэродромы) серийное, по отрыву бомбы у ведущего звена. При штурмовых действиях истребителей на самолетах И-153 с пикирования, при выводе на высоте 600 - 700 м. Результат такого бомбометания эффективен и позволяет точно наблюдать его. Сбрасываемые с пикирования бомбы ФАБ-50 и АО-25 давали хороший результат по средним танкам, особенно артиллерии и автомашинам, которые полностью уничтожались.

7. Применялись бомбы: ФАБ-100, ФАБ-50 по танкам, артиллерии и автомашинам: АО-25, ФАБ-50, АО-10, АО-2,5, ЗАБ-13 и ЗАБ-2,5 — по аэродромам и живой силе. В некоторых случаях из-за неорганизованности и несвоевременной доставки нужных типов бомб батальонам аэродромного обслуживания бомбовая нагрузка на самолеты не соответствовала наибольшему поражению цели, а составлялась, исходя из наличия бомб. Примером этому служат действия самолетов И-153 по скоплениям пехоты с ФАБ-50 4 — 6 августа 1941 г. с аэродрома Знаменка.

8. Очень большим недостатком являлось, что вылеты сопровождались одновременным поиском цели, что приводило к излишнему пребыванию над территорией, занятой противником, и к бомбометанию не по тактически важным объектам, а по целям, выбираемым самими экипажами. В тех же случаях, когда экипажам давалась определенная цель и указывалось примерно место ее нахождения, эффективность бомбометания была отличная. Например: действия 1-й авиационной эскадрилий 411-го ближнего бомбардировочного полка по аэродрому Шаталово, 127-го истребительного авиационного полка по аэродрому Сеща и скоплению мотомеханизированных частей в деревне Рябчичи и ряд других.

9. Во всех бомбардировочных полетах выявилась трудность наблюдения за результатами бомбометания непосредственно самими экипажами, а отсюда — почти невозможность учета ошибок и передачи положительного и отрицательного опыта между экипажами и частями. Необходимо для наблюдения за результатами бомбометания выделять специальный самолет.

10. При применении с самолетов И-153 и Ил-2 реактивных снарядов выявился новой способ обстрела по целям в воздухе с установкой реактивных снарядов для действия назад. Этот способ дал положительный результат, необходимо лишь выработать технику прицеливания.

11. Обеспечение бомбардировочных и штурмовых полетов истребителями. Полеты бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием во всех случаях давали наиболее положительные результаты по меткости бомбометания (по выражению летного состава, “можно было спокойно работать”). При правильном взаимодействии бомбардировщиков с истребителями потерь от воздушного противника не было, и лишь в двух случаях бомбардировщики, оставаясь без прикрытия, несли потери:

9.8.41 г. 4 СБ 46-й разведывательной авиационной эскадрильи при подходе к цели в районе Ельни ушли в облачность, вследствие чего сопровождавшие истребители потеряли самолеты СБ, в результате 3 СБ не вернулись; 11.8.41 г. ведущий звена МиГ-3, прикрывая действия двух Пе-2, принял Дорогобуж за Ельню и, боясь недостачи горючего на обратный путь, бросил самолеты Пе-2. Самолеты-бомбардировщики, оставленные без прикрытия, над районом цели были атакованы истребителями противника и задание не выполнили.

12. Исходя из условий местности и погоды, в районе действий наивыгоднейшими высотами для бомбометания надо считать высоты в пределах 800 - 2500 м, обеспечивающие правильную наводку на цель, прицеливание и наблюдение экипажами за результатом своего бомбометания. При больших высотах результат бомбометания в большинстве случаев не наблюдался.

13. Действие зенитной артиллерии противника на высотах 800 - 2500м слабое, самолеты-бомбардировщики подвергались интенсивному огню зенитной артиллерии на этих высотах, но потерь и пробоин не имели. Лучшим противозенитным маневром надо считать маневр скоростью. Как пример: Пе-2 на высоте 2100 м, изменяя скорость в пределах 380 - 420 км в час при действиях “змейкой” с креном 20 - 30°, наблюдал разрывы 3 - 4 батарей зенитной артиллерии на далеком от себя расстоянии, но точно по высоте полета.

14. Применение фосфора с жидкостью “КС” дает отличный результат по скоплениям пехоты и особенно по целям, расположенным в постройках. Наивыгоднейшей высотой выливки фосфора надо считать 20 - 50 м, время суток 11—15 часов. При применении ампул “КС” и мелких бомб необходимо усовершенствование кассет мелких бомб (КМБ), так как были случаи возвращения на свой аэродром с ампулами и бомбами, оставшимися в кассетах.

Штурман 12-й смешанной авиационной дивизии

майор ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

16 сентября 1941 г.

№0346

 

Назад Вверх Следующая

 

 

 

Реклама