20 июня 1942 г.

  Главная >> История >> Документы Великой Отечественной >> 20.06.1942

 

Секретно

 

КОМАНДУЮЩИМ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ
ФРОНТОВ И ВОЗДУШНЫМИ АРМИЯМИ

Штабы — органы управления. Всякий недостаток в области управления отрицательно сказывается на результатах боевых действий войск и вместе с тем свидетельствует о неблагополучном состоянии штабной службы.

Основные недочеты в работе авиационных штабов заключаются в следующем:

1. Штабные командиры слабо знают наземную и воздушную обстановку, что является одним из основных тормозов в деле организации боевых действий авиации и без чего невозможно организовать четкого взаимодействия с наземными войсками. Кроме того, опыт показывает, что слабое знание наземной обстановки авиационными штабами в ряде случаев было причиной бомбардирования нашими самолетами своих войск.

Так, например, начальник оперативного отдела штаба военно-воздушных сил Калининского фронта полковник Серов 7.5.42 г. в 18.20 передал 128-му пикирующему бомбардировочному авиационному полку задачу — бомбить колонну мото-механизированных войск противника на дороге от Белый на Точилино. Перед принятием решения на вылет начальник штаба этого полка майор Дробышев доложил командиру полка, что вся дорога Белый — Точилино в руках противника. Высланные самолеты для бомбардирования противника в районе Точилино сбросили бомбы по своим войскам, потому что этот район, в том числе и Точилино, находился в наших руках.

В период организации этого вылета в штабе 128-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка присутствовал начальник разведывательного отдела штаба военно-воздушных сил Калининского фронта майор Якубович, который сам не знал обстановки и поэтому не смог исправить допущенной ошибки. Все это случилось лишь потому, что вопросу получения данных о положении противника и наших войск не уделяется должного внимания. Авиационная разведка организована плохо и не ведется систематически. Опрос экипажей, возвратившихся с боевого задания, производится поверхностно, а данные, полученные из этого источника, не изучаются, не обобщаются, не систематизируются, а неясные вопросы не становятся объектом дополнительной разведки. За выявленными объектами не ведется систематического и регулярного наблюдения. Наконец, слабо используются такие источники получения информации об обстановке, как штабы наземных войск, соседи и вышестоящие штабы.

2. Отсутствие штабной культуры и навыков в организации управления боевыми действиями авиации является также одним из очень существенных недочетов в работе штабов военно-воздушных сил. В качестве примера, характеризующего, насколько плохо работают некоторые из наших штабов, можно привести следующий: 223-я авиационная дивизия Брянского фронта 26 и 27.5.42 г. выполняла задачи на одном из участков Юго-Западного фронта. В результате плохой подготовки боевых вылетов и нечеткости решения вопроса прикрытия истребителями в районе цели значительное число самолетов этой дивизии не вернулось на свой аэродром. Перед штабами военно-воздушных сил Брянского и Юге-Западного фронтов стояла задача — в кратчайший срок установить местонахождение и состояние невернувшихся самолетов и их экипажей Работа эта была настолько плохо организована, что для установлена числа невернувшихся самолетов потребовалась целая неделя, а для выяснения, где они находятся, потребовалось более 10 суток времени.

Пример нарушения самых элементарных правил штабной службы дал штаб военно-воздушных сил 28-й армии Юго-Западного фронта, который 16.5.42 г. направил в части боевой приказ и карту целей, подлежащих бомбардировке, на которой наши войска и войска противника были обозначены красным цветом. Это обстоятельство ввело в заблуждение исполнителей. Цели (танки противника) не были подвергнуты бомбардировке.

Приведенные примеры в особых комментариях не нуждаются. Они с исключительной убедительностью свидетельствуют о крайне низком уровне штабной культуры и отсутствии организационных навыков у наших штабов. Происходит же это потому, что штабы организационно не сколочены, руководящие работники подменяют собой исполнителей, а командиры частей и соединений не руководят работой своих штабов.

3. К числу серьезных недочетов в работе штабов относится также и слабость контроля за выполнением приказов и распоряжений, отданных командованием подчиненным частям. Начальники штабов этому вопросу уделяют недостаточно внимания. В результате штабы бывают мало осведомлены о фактическом состоянии частей и в большинстве случаев не знают, как реализуются в частях приказы командира. Командиры штаба редко бывают в частях, а если и бывают, то их посещение приносит мало пользы делу, так как многие из них проверяют “вообще” все вопросы и ни одного вопроса конкретно, а главное становятся в роль ревизоров-фиксаторов и не принимают на месте мер к устранению обнаруженных недочетов.

Этот недочет имеет место потому, что начальники штабов не руководят своими подчиненными, не ставят перед ними конкретных вопросов и не требуют от них постоянных и систематических докладов о ходе выполнения приказов и распоряжений.

4. Представление донесений снизу вверх и посылка информации сверху вниз организованы слабо. Все донесения, как правило, поступают с большим опозданием, что снижает их боевую ценность. В результате этого командование не имеет возможности реагировать на Действия противника в духе складывающейся обстановки. Авиационные штабы, нарушающие установленные сроки донесений, свою неаккуратность и бездеятельность стремятся оправдать отсутствием или повреждением средств связи, а также иными какими-нибудь объективными причинами. Несостоятельность такого “оправдания” очевидна. Ссылаться на плохую связь, это значит не понимать, что современные средства связи при их умелом использовании гарантируют непрерывность получения донесений. Основным средством связи для военно-воздушных сил, безусловно, является радио, а дублирующим — самолет. При умелом использовании этих средств связь всегда будет надежной и непрерывной. Так и есть там, где вопросами состояния связи постоянно интересуются командование и начальник штаба. Положительным примером в этом отношении может служить штаб 3-й воздушной армии Калининского фронта.

5. Неправдивость донесений — крупнейший недочет в работе штабов. Неправдивость же столь велика, что порой граничит с неправдоподобностью. Примером таких неправдоподобных донесений может служить такой факт. По донесениям штаба 8-й воздушной армии (Юго-Западный фронт) получилось, что частями этой армии за период с 10 по 14.6.42 г. было повреждено и уничтожено 202 танка наступавшего противника, что составляло до 40% от численности всех танков противника, действовавших на Харьковском направлении. Если учесть, что и наземные наши войска в это же время также уничтожали танки противника и притом не меньше, а больше, чем уничтожала их наша авиация, то казалось бы, что из-за больших потерь в танках, близких к 90 - 100%, наступление противника должно было бы остановиться. Между тем танковое наступление противника на этом направлении 14.6 продолжалось, из чего наглядно видна неправдоподобность донесений штаба 8-й воздушной армии.

Неправдоподобность донесений является следствием того, что результаты боевых действий авиации никем не контролируются, и донесения обычно составляются на основании докладов экипажей самолетов, летавших на выполнение задания. Неправдивые донесения дезориентируют командование. С этим пороком нужно покончить раз и навсегда.

6. Неумение организовать службу скрытого управления войсками также изрядно снижает качество работы штабов. Нарушений и недочетов в этом вопросе исключительно много. Разговоры при помощи проводных средств связи, особенно по телефону, как правило, ведутся открытым текстом. Плохое состояние службы скрытого управления войсками объясняется отсутствием внимания этому вопросу у большинства штабных командиров. Составляемые в штабах частей документы по скрытому управлению войсками громоздки и малоустойчивы. Начальники отделений и отделов шифровально-штабной службы мало привлекаются к разработке документов по скрытому управлению войсками. Чем быстрей мы покончим со всякого рода недостатками в этом вопросе, тем больше будет гарантии в сохранении нами военной тайны.

7. Боевой опыт авиации штабами слабо учитывается. Этот недостаток выражается в том, что нигде обстоятельно не фиксируются ни способы действий, ни обстановка, в которой выполнялась та или другая задача. В результате мы не можем дать обобщений в области тактики и бессильны правдиво обрисовать роль и место авиации в современных операциях. Самое же главное заключается в том, что это не осознается в должной мере ни командованием, ни штабами. Богатейший боевой опыт проходит бесследно, теряется.

В целом же главная причина всех недочетов в работе штабов заключается в том, что командиры и комиссары всех степеней мало уделяют внимания вопросу наведения порядка и дисциплины в своих штабах. Дело заключается не только в том, чтобы ежедневно огульно ругать свой штаб и этим ограничивать свое руководство им. Существо руководства заключается в том, чтобы грамотно и разумно поставить задачи штабу, а затем потребовать выполнения в срок поставленной задачи, для этого командир и комиссар сами должны знать существо штабной службы. Командир и комиссар, знающие штабную службу, правильно смогут найти причины недочетов, соответственно смогут принять меры к устранению этих недостатков в работе своего штаба и создадут ему необходимый авторитет. Командир, руководящий деятельностью подчиненных ему частей помимо своего штаба, дезорганизует работу своего штаба, подрывает его авторитет и в трудной обстановке обычно теряет управление.

В целях улучшения работы штабов командующий Военно-воздушными силами Красной Армии ПРИКАЗАЛ:

1. Доукомплектовать штабы и в первую очередь пополнить должности, связанные с ведением оперативной работы. На укомплектование штабов использовать лучший и наиболее подготовленный состав, показавший свои высокие моральные и деловые качества на фронтах Великой Отечественной войны.

2. Запретить всякого рода перемещения штабных командиров без специального на то разрешения вышестоящих начальников.

3. Штабных командиров, имеющих слабую теоретическую подготовку, в 1942 году пропустить через краткосрочные курсы штабных командиров при Военной академии командно-штурманского состава Военно-воздушных сил Красной Армии.

Начальникам штабов воздушных армий и военно-воздушных сил фронтов к 15.7.42 г. представить списки штабных командиров, нуждающихся в переподготовке на краткосрочных курсах при Военной академии командно-штурманского состава Военно-воздушных сил Красной Армии.

4. Командирам и комиссарам задачи штабам ставить конкретно с указанием сроков их исполнения. Начальникам штабов организовать планирование работы в штабе, учитывая обстановку и характер задач. поставленных перед его отдельными исполнителями и штабом в целом. Отсутствие плановости в работе штаба приводит к спешке, неорганизованности и другим порокам штабной работы.

5. Потребовать от штабов всех степеней детального изучения обстановки. Все случаи незнания обстановки или несвоевременного ее доведения до нижестоящих штабов (исполнителей) специально расследовать и с виновных строго взыскивать.

6. Считать первейшей задачей штабов контроль исполнения приказов и распоряжений. Шире практиковать посылку штабных командиров в части с целью контроля и оказания практической помощи частям в выполнении приказов и распоряжений. Штабным командирам, едущим в части, ставить конкретные задания с указанием, что нужно сделать и в какие сроки. Начальникам штабов всех степеней научить своих подчиненных тактичному поведению во время пребывания в частях. Штабные командиры, находясь в строевых частях и выполняя задания вышестоящего штаба, ни в коем случае не должны подменять командиров этих частей и их штабы.

7. Начальникам штабов всех степеней организовать поступление информации точно в установленные сроки, добиваясь при этом полноты и правдивости сведений. Все случаи неправдивой информации тщательно расследовать и виновных привлекать к строгой ответственности.

8. Начальникам и комиссарам штабов взять под свой личный контроль вопросы скрытого управления. Проверить всю документацию по скрытому управлению войсками, составленную непосредственно в частях, обратив при этом внимание на устойчивость документов и простоту пользования ими.

9. В оперативных сводках и отчетных докладах подробно излагать обстановку, тактические приемы и способы действия нашей авиации при выполнении разного рода задач. Чтобы отчеты не носили сухого казенного характера, нужно показывать живых людей, участников выполнения той или иной задачи. Полезно в отчетах излагать детали выполнения задачи, поведение экипажей и отдельных их членов. Эти же данные должны регулярно записываться в журналы боевых действий частей.

10. Потребовать от всего командного состава, в первую очередь от всех командиров штабов твердого знания основ штабной службы, добиваясь при этом пунктуального выполнения ими указаний “Наставления по полевой службе штабов”.

11. Командующим воздушными армиями и военно-воздушными силами фронтов о принятых мерах по улучшению работы в подчиненных штабах донести не позднее 1 июля 1942 г.

 

Заместитель начальника штаба
Военно-воздушных сил
Красной Армии
генерал-майор авиации КРОЛЕНКО

Военный комиссар штаба
Военно-воздушных сил
Красной Армии
бригадный комиссар НИКУЛИН

 Начальник Оперативного управления штаба
Военно-воздушных сил Красной Армии
генерал-майор авиации
ЖУРАВЛЕВ

20.6.42 г.
№ 332309с

 

Назад Вверх Следующая

 

 

Реклама