• Технология нанесения маскировочной окраски объектов ВВС

    УДК 629.7.083.222
    Введена в действие Указанием № 604(8099) Главного инженера ВВС от 2 октября 1974 года.

    Настоящая Технология составлена по материалам НИИ МАП и войсковых частей ВВС.
    В Технологии приведены основные принципы маскировочной окраски объектов ВВС, материалы, применяемые при окраске, порядок их подготовки, нанесения и сушки покрытий.
    Технологией предусмотрено также восстановление маскировочных покрытий.
    Технология предназначена для инженерно-технического состава ВВС, занимающегося разработкой схем маскировочной окраски самолетов для конкретных условий их базирования и нанесением маскировочных покрытий на обшивку самолетов в АРП и строевых частях ВВС.

    Составил ШАПОВАЛЕНКО К. М.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Общие положения по маскировочной окраске самолетов....3
    Технология окраски самолетов эмалями С-38М и AC-5130...10
    Общие указания
    Материалы, применяемые при окраске..............................11
    Подготовка лакокрасочных материалов к работе................13
    Приготовление моющих растворов................................ ....15
    Подготовка обшивки самолетов к окраске
    Окраска эмалями С-38А.............................................. .......16
    Восстановление покрытия па основе эмалей С-38М
    Окраска эмалями ЭП-140КМ
    Восстановление покрытия на основе эмалей ЭП-140КМ.......17
    Окраска эмалью АС-5130
    Восстановление покрытия на основе эмали АС-5130
    Контроль качества окраски.................................... ............18
    Техника безопасности.......................... .............................19

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО МАСКИРОВОЧНОЙ ОКРАСКЕ САМОЛЕТОВ

    1. Маскировочное окрашивание самолетов применяется для уменьшения вероятности их обнаружения на аэродромах и в полете на малых высотах с помощью визуально-оптических и фотографических средств авиационной разведки.
    2. В зависимости от характера объекта, окружающего фона и задач маскировки применяются следующие виды маскировочного окрашивания: защитное, подражающее (имитирующее) и деформирующее (искажающее).
    3. Защитная окраска — обычно одноцветная, наименее заметная на данном фоне местности.
    Например, в летнее время при зеленом растительном покрове это будет зеленая окраска с яркостью и цветом травы; зимой, при снежном покрове — белая окраска с коэффициентом яркости 0,7-0,8; для пустынной местности защитная окраска должна иметь цвет песка (песочный, светло-песочный).
    Защитная окраска применяется при окрашивании орудий, танков, машин, стационарных объектов на однообразном фоне.
    4. Подражающая (имитирующая) окраска — многоцветная, воспроизводящая на поверхности маскируемого объекта и вблизи расположенной от него поверхности участка местности цветной рисунок конкретного участка фона.
    Назначение подражающей окраски — обеспечить максимальное слияние поверхности маскируемого объекта по рисунку и цвету с фоном. Применяется главным образом для маскировки стационарных объектов.
    5. Деформирующая окраска (раньше называлась камуфляжем) — крупнопятнистая, многоцветная, применяется только для окраски подвижных объектов, в том числе и самолетов, обладающих резко выраженной типичной формой, значительными габаритами и отчетливо заметных на переменных фонах.
    Эффект деформирующей окраски заключается в том. что каждый раз часть пятен окраски сливается для наблюдателя с изменившимся участком фона. Этим достигается искажение и неузнаваемость оставшейся видимой части формы и контуров объекта.
    6. Маскировочному окрашиванию самолетов должно предшествовать составление проекта маскировки аэродрома. Для осуществления этого проекта необходимо предварительно изучить скрывающие свойства местности, демаскирующие признаки самолетов, определить наличие необходимых маскировочных материалов, уточнить условия наблюдения противника за самолетами, находящимися на аэродроме, и знать условия проведения в жизнь комплекса маскировочных мероприятий.
    Эти работы производится во время маскировочной рекогносцировки. Рекогносцировку можно проводить выездом па место и по аэрофотоснимкам.
    7. Во время рекогносцировки составляют графическую схему участков фона аэродрома, на которую наносятся типичные для этих участков фона пятна и линии, выделяющиеся цветом, своеобразием рисунков и светлотой. Эту схему берут за основу при проектировании маскировочного покрытия или окраски самолетов.
    8. Маскировочное покрытие, независимо от его размеров и назначения, должно быть вписано в фон определенного участка аэродрома. При этом следует иметь в виду, что даже при хорошо разработанной и осуществленной на практике схеме маскировочной окраски самолетов, скрыть их полностью от наблюдателя не представляется возможным из-за теней, выявляющих форму, и из-за своеобразия гладких окрашенных поверхностей.
    9. Эффективность маскировочной окраски самолетов определяется визуальным наблюдением при полетах над своим аэродромом на разных высотах и с заходом с разных направлений в солнечную, пасмурную и т. п. погоду, а также по материалам аэрофотосъемки (цветным и черно-белым).
    10. Если по данным своей разведки установлено, что деформирующая окраска самолетов недостаточно четко вписывается в фон местности по рисунку, основному и дополнительному цветам, производится корректировка этого покрытия по одной из этих характеристик. Для этого составляются уточненные схемы окраски самолётов и производится частичная их подкраска или полная перекраска.
    11. Перекраска самолетов по новому варианту производится, как правило, в случае резкого изменения фона местности, что может иметь место при смене времен года, перебазировании на другой аэродром и т. д.
    Подкраска отдельных участков на маскировочном покрытии выполняется в случаях сезонных изменений расцветки фона без изменения его рисунка, при выцветании, отслаивании покрытия и т. п.
    12. В целях более надежной маскировки самолетов на аэродромах (с учетом фона местности) маскировочному окрашиванию могут подлежать участки поверхности (бетонированные площадки, грунт и др.) в непосредственной близости от самолетов с применением подручных материалов: чернозема, угля пылевидного, торфа, мела, извести, различных по цвету глин и т. п.
    По возможности бетонированные площадки стоянок могут быть окрашены аналогично обшивке самолетов, находящихся на них.
    13. Для усиления эффекта деформирующей окраски самолетов иногда предусматривается устройство дополнительных горизонтальных масок в виде козырьков и оттяжек из брезента или плотной сетки, окрашенных в необходимые цвета, искажающих контуры самолетов и затрудняющих их обнаружение.
    14. Деформирующей маскировочной окраске подлежат верхние поверхности фюзеляжа, крыла и стабилизатора, боковые поверхности фюзеляжа и киля всех типов самолетов на весенне-летне-осенний период года.
    Эта окраска производится с использованием эмалей С-38М защитного, светло-зеленого, песочного, светло-песочного и бурого цветов.
    Нижние поверхности фюзеляжа, крыла и стабилизатора подлежат защитной окраске под небесный фон эмалью С-38М серо-голубой пли светло-голубой.
    На зимний период отдельные пятна маскировочной окраски (до 70%) закрашиваются эмалью АС-5130 белой.
    15. Маскировочная окраска каждого самолета должна быть выполнена применительно к району его базирования, то есть к растительным, пустынным и снежным фонам местности и производиться по выбранной цветовой схеме.
    16. Окрашиваемая поверхность самолета должна быть разбита деформирующим рисунком на 4—6 пятен. Допускается нанесение на крупные пятна более мелких пятен других цветов.
    17. Основной цвет деформирующей окраски для данного фон должен занимать не менее 50% общей площади объекта, а для зимних фонов не менее 70%.
    18. Основные и дополнительные цвета деформирующей окраски на летние и зимние периоды (применительно к местности) по трем природным зонам: северной, средней и южной приведены в табл. 1.

    Тaблица № 1
    Основные и дополнительные цвета деформирующей окраски но периодам года и природным зонам

    Природная зона Цвета деформирующей окраски для периодов
    Летнего Зимнего
    Основной Дополнительный Основной Дополнительный
    Северная Защитный Белый, светло-зелёный Белый Защитный, светло-песочный
    Средняя Защитный Бурый, светло-песочный Белый Защитный, бурый, песочный
    Южная Песочный Защитный, бурый, светло-зелёный, светло-песочный Песочный Защитный, белый

    19. Рисунок деформирующей окраски выполнять пятнами двух типов:
    - закрытыми, то есть находящимися внутри контура самолета или с ним соприкасающимися;
    - открытыми, то есть обрезанными контурами самолета на одном или нескольких участках.
    20. Закрытые и открытые пятна по своему размеру и рисунку должны быть максимально разнообразными и, как правило, криволинейными, Криволинейность пятен выражается в наличии выступов и впадин в их контуре, диаметр которых должен быть не более половины диаметра отдельного пятна. Выступы и впадины по своему очертанию, направлению и размерам должны быть разнообразными.
    21. Расположение пятен окраски в отношении внешнего контура самолета должно быть несимметричным. Контуры пятен окраски не должны повторять контуры окрашиваемого самолета. Большие оси пятен по своим направлениям должны составлять с контуром объекта комбинации углов от 30 до 60°.
    22. Взаимное расположение и чередование пятен в деформирующей окраске должно быть всегда несимметричным, чтобы своим сочетанием не подчеркивать внешние контуры самолета.
    23. Запрещается наносить на окрашиваемый объект пятна правильной формы (круг, овал, прямоугольник и др.).
    24. Пятно должно переходить на все плоскости, образующие угол. Вершина выступающего угла не должна совпадать с геометрическим центром пятна.
    25. С целью лучшего искажения объемной формы самолета при наблюдении с различных направлений крупные пятна должны переходить с одной поверхности на другую, не совпадая при этом своими осями симметрии с линией сопряжения двух плоскостей.
    26. Наибольший эффект деформации вызывают темные пятна, поэтому их следует располагать на участках фюзеляжа и плоскостей, где имеются изломы формы корпуса, выступы и детали, дающие характерные тени.
    27. Более светлые пятна светло-песочного, песочного и светло-зеленого цветов следует располагать преимущественно по периметру контура самолета для наилучшего его выпадания при совмещении с элементами фона местности.
    28 Число цветов в деформирующей окраске может колебаться от двух до пяти в зависимости от пятнистости фона.
    29. При двухцветной окраске один цвет должен быть защитным ко всем основным цветам фона, а другой — максимально контрастным к нему (в светлую или темную сторону), в зависимости от того, какие пятна (более светлые пли более темные) преобладают на данном фоне.
    30. При трехцветной окраске могут быть следующие варианты: для фона с резко выраженной цветовой контрастностью: первый цвет — защитный к фону, второй цвет - той же яркости, но контрастирующий к первому по цветовому фону, третий цвет - контрастирующий к первому и второму цветам по яркости;
    —для фона однообразного по цветовому гону, но пятнистого по яркости: первый цвет — защитный к фону, второй цвет — того же цветового тона, но контрастирующий к первому по яркости, третий цвет — максимально контрастирующий к первому и второму по цветовому тону и яркости.
    31. Размеры пятен окраски зависят от вероятной дистанции наблюдения и должны быть такими, чтобы обеспечить четкую видимость пятен. Для изделий типа 66-96 и других типов самолетов, близким им по габаритам, размеры крупных пятен должны быть в пределах от 0,75 до 1,8 м
    Поперечные размеры выступающей части деформирующего пят-па должны быть не менее 1/3 длины выступа.
    32. При деформирующей окраске самолетов одной строевой части ВВС в авиаремонтном предприятии во избежание опасности создания однообразного (шаблонного) рисунка с одинаковым числом цветов и повторяющейся системой чередования необходимо:
    - создание нескольких вариантов окраски по рисунку:
    - введение разного чередования цветов в окраске:
    - применение разного числа цветов в окраске.
    33. Разнообразие вариантов окраски по рисунку может быть достигнуто:
    — изменением размера пятен в сравнении с принятым в первом варианте;
    — изменением направления осей пятен в отношении контура самолета;
    — заменой простых пятен сложными.
    34. Разное чередование цветов в вариантах окраски требует такого их размещения, которое не нарушало бы эффекта деформации.
    35. Применение разного числа цветов в окраске означает, что часть вариантов окраски будет иметь больше пли меньше цветов (от 2 до 5) в сравнении с исходным вариантом.
    Например, при окраске самолетов для местности с преобладанием лесов, лугов и машем наиболее целесообразна трех-четырехцветная окраска деформирующими пятнами извилистого начертания.
    В качестве основного варианта может быть принята окраска со следующими изменениями (при равномерном распределении различно окрашенных самолетов в каждом подразделении строевой части ВВС):
    - часть самолетов окрашивается по основному варианту в 1 цвета: 50% защитного, 20% светло-зеленого, 15% бурого и 15% светло-песочного;
    - часть самолетов окрашивается в 3 цвета: 50% защитного. 25% светло-песочного и 25% песочного;
    - часть самолетов окрашивается в два цвета: 70% защитного и 30% светло-зеленого;
    - часть самолетов окрашивается в два цвета: 70% защитного и 30% светло-песочного.
    36. Разбивку контурных линий пятен окраски производить (простым мягким карандашом) согласно разбивочному чертежу в соответствии с основными положениями по маскировочной окраске самолетов, изложенными в настоящей Технологии.
    Внутри контура каждого пятна делается мазок (отметка) эмали соответствующего цвета.
    Примерное расположение пятен деформирующей окраски изд. 66—68 приведено на рисунке.
    37. Все опознавательные знаки и фонари перед окраской изолируются оберточной бумагой м липкой лентой.
    38. В первую очередь на поверхность самолета, окрашенную эмалью основного цвета деформирующей окраски, наносятся темные, а затем светлые пятна.
    Размыв контура пятна допускается не более 10 см. Последовательность нанесения пятен должна исключать ВОЗМОЖНОСТЬ хождения по свежеокрашенной поверхности.
    39. После нанесения цветовых пятен и высыхания эмалей произвести осмотр и выявление дефектов окраски. Непрокрасы устранить методом повторного нанесения эмалей.

    ТЕХНОЛОГИЯ ОКРАСКИ САМОЛЕТОВ ЭМАЛЯМИ С-38М И АС-5130

    Общие указания

    1. Маскировочными эмалями С-38М различных цветов окрашиваются самолеты, бывшие в эксплуатации и имеющие акриловые или перхлорвиниловые покрытия на наружной поверхности обшивки па основе лаков АС-16, АС-82, АК-113, эмалей АС-1115, АС-599, ХВ-16, ХВ-132 и других лакокрасочных материалов на аналогичной смоляной основе.
    При нанесении маскировочного покрытия на участки обшивки, подвергающиеся воздействию синтетических масел типа Б-ЗВ, 36/1К, ранее окрашенные эпоксидными эмалями (ЭП-140, ЭП-255 и др.), применяются эмали ЭП-140КМ различных цветов.
    2. Эмаль АС-5130 белая применяется в качестве маскировочного покрытия самолетов на время снежного периода года и наносится на основное маскировочное покрытие (акриловое и эпоксидное).
    3. С наступлением весны, после полного исчезновения снежного покрова, пленка эмали АС-5130 белой удаляется с основного маскировочного покрытия при помощи хлопчатобумажных салфеток, ветоши или волосяных щеток, смоченных топливом Т-1 или бензином Б-70, без нарушения целостности этого покрытия.
    4. Все работы но нанесению эмалей С-38М должны производиться и закрытых помещениях при температуре не ниже 12°С и относительной влажности воздуха не выше 75%. Допускается нанесение эмалей С-38М и ЭП-140КМ вне помещений, в сухую безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 12°С.
    5. Эмаль АС-5130 белую наносить в закрытых помещениях при температуре не ниже 5°С. Допускается нанесение эмали под открытым небом в сухую безветренную погоду при температуре воздуха не ниже минус 5°С.
    6. В случае непогоды (дождь, снег и т.п.) выкатку самолетов после окраски эмалями С-38М и ЭП-140КМ под открытое небо производить не ранее чем через 24 час, после окраски эмалью АС-5130 —не ранее чем через 12 час.
    Самолеты можно выпускать в полет не ранее чем через 24 час, после практического высыхания последних слоев эмалей С-38М, ЭП-140КМ и АС-5130

    Материалы, применяемые при окраске
    Материалы, применяемые при окраске, приведены в табл. 2.

    Наименование материала Марка Номер стандарта Назначение материала
    Эмали — защитная, светло-зеленая, песочная, светло-песочная, бурая, серо-голубая и светло-голубая С-38М ВТУ ОП-321— 69 Для маскировочной окраски внешней поверхности самолетов
    Эмаль красная С-38 ОП-283—67 Для нанесения опознавательных знаков
    Эмаль белая АС-5130 ТУ ОП-398—73 Дли маскировочной окраски внешней поверхности самолетов
    Отвердитель №2 ТУ-6-10-1279-72 Для добавления в эмали С-38М и ЭП-140КМ перед окраской (поставляется комплектно с эмалями)
    Эмали — защитная, светло-зеленая, песочная, светло-песочная, бурая, серо- голубая и светло-голубая ЭП-I40KM ТТ ВИАМ Для нанесения маскировочной окраски на участки, ранее окрашенные эмалями ЭП-255 ЭП-140, т.е. на участки, подвергающиеся обливу синтетическими маслами



    Примерная схема маскировочной окраски изделий 66—68 (южная природная зона, летний период):
    1, 2, 3 — покрытия на основе эмалей C-38M соответственно песочного, зеленого и голубого цветов; 4 — детали (конус, обтекатель нижнего гребня, лючки и поверхности обшивки, покрытие эмалью КО-814 ал. и др.), не подлежищие маскировочной окраске.

    OCR: Андрей Зинчук
    Lama123 likes this.
    Комментарии 2 Комментарии
    1. Аватар для kfmut
      kfmut -
      странно, а меня не пущают...
      Вложение 37066
    1. Аватар для Д.Срибный
      Д.Срибный -
      починил, теперь должно быть в порядке