Лётные шлемы советских лётчиков ВВС
с 1945 по сегодняшний день
Алексей Гершин
Часть 1. Кожаные
шлемы
К концу Великой Отечественной
войны советские лётчики использовали несколько разновидностей лётных
шлемов. Некоторые типы шлемов были разработаны в СССР, но помимо
этого использовалось и большое количество шлемов произведённых в
других странах. В то время среди наших лётчиков большой
популярностью пользовались немецкие шлемы - особенно версия с
сетчатым верхом. Популярность этих шлемов была такова, что многие
лётчики продолжали использовать эти шлемы вплоть до начала/середины
50-х годов, когда в СССР решили так же начать производство летней
версии своего нового кожаного шлема с сетчатым верхом. Помимо
немецких шлемов, советские пилоты в больших количествах использовали
американские и английские шлемы, которые поступали в СССР во время
войны по ленд-лизу. В итоге, когда в конце 40-х годов в СССР
началась разработка нового лётного шлема, именно эти зарубежные
образцы оказали громадное влияние на облик нового шлема.
С первых годов ВОВ и до конца
40-х, в СССР, в основном, производились копии немецких кожаных
шлемов. Разница была минимальна - советские шлемы имели
дополнительную пару кожаных тесёмок по бокам шлема (они помогали
удерживать лётные очки в нужном положении). Ещё одной отличительной
чертой советских шлемов было использование собачьей шерсти как
утеплительного материала внутри шлема, в то время как немецкие шлемы
использовали овчинную шерсть. На этом фоне немного непонятным
остаётся тот факт, что в СССР в то время так и не начали
производство копии немецкого шлема с сетчатым верхом, хотя именно он
пользовался самой большой популярностью среди лётчиков.
Этот
советский послевоенный кожаный шлем (сделан в 1946 году) является
почти точной копией немецкого LKPW 101 шлема времён Великой
Отечественной Войны.
В 1950 году начинается
производство новой серии кожаных шлемов, ШЛ-50. Шлемы производились
в обычной, зимней и летней версиях. Разница заключалась лишь в том,
что обычные шлемы имели внутреннее покрытие из материи, зимние шлемы
имели подкладку на собачьей шерсти, а летние шлемы, наконец-то,
получили сетчатый верх. Дизайн самого кожаного шлема почти не
изменился и очень сильно напоминает немецкие шлемы с той разницей,
что наушники теперь стали делаться из резины, почти как на
американских шлемах периода второй мировой войны (разница в том что
на американских наушниках в середине было круглое отверстие, куда
вставлялся телефон, в то время как на советских шлемах телефон был
сверху прикрыт резиновым наушником). Ларингофон также был
усовершенствован и теперь уже не крепился сзади к шлему, а
придавался отдельно. Новые ларингофоны помещались в небольшой
продольный кожаный мешочек и крепились к шее с помощью эластичного
материала, что позволило добиться более плотного прилегания самих
ларингов к шее и сделало их ношение более удобным.
На этом
снимке показан ШЛ-50. Как легко заметить, главным отличием ШЛ-50 от
его предшественника является резиновые наушники напоминающие те, что
были на американских шлемах второй мировой войны. Шлем так же не
имеет встроенных ларингофонов.
Оригинальная версия ШЛ-50 шлема не
имела никаких встроенных креплений для кислородных масок, поэтому
шлем пришлось дорабатывать. Сначала ШЛ-50 был доработан под маску
КМ-16. Первые версии маски КМ-16 крепились к шлему посредством двух
боковых (по одному с каждой стороны) и одного верхнего креплений;
более поздние версии имели также и крепление снизу. Тут,
по-видимому, решили идти по пути меньшего сопротивления и не стали
ничего изменять на самом шлеме, а просто включили в комплект маски
два (потом три) небольших крепления и инструкцию как их правильно
устанавливать на шлем. При получении шлема и маски, лётчик должен
был сам установить крепления на шлем.
В середине 50-х в использование
стали поступать первые высотно-компенсирующие маски (типа КМ-24,
КМ-30), где уже требовалось плотное прилегание маски к лицу пилота и
шлем был ещё раз модернизирован. На этот раз простыми креплениями
уже было не обойтись, поэтому новые шлемы начали переделывать на
фабриках. Эта версия ШЛ-50 шлема известна под обозначением ШЛ-58.
Сзади к шлему добавили две вертикальные кожаные лямки - по середине
своей длины они были пришиты к шлему, а по краям крепились к шлему
на кнопках (или пуговицах). Эти лямки использовались для крепления
подушки натяга. Помимо вертикальных, были сделаны также две
горизонтальные лямки. Каждая горизонтальная лямка была сделана из
кожи и по краям была пришита к специальному креплению (т.е.
получалось, что на каждой лямке было по два крепления). С другой
стороны к креплению был пришит эластичному материал, который уже, в
свою очередь, крепился к шлему. Каждая горизонтальная лямка
крепилась к шлему по оба бока по обрезу (получалось, что лямка
огибает полностью шлем по наружней стороне), так что нижняя лямка
находилась примерно по нижнему, а верхняя лямка по верхнему концу
резинового наушника. Горизонтальные лямки использовались для
крепления маски к шлему.
ШЛ-58
переработанный под крепления первых серийных
советских высотно-компенсирующих кислородных масок.
В 1961 году пошла в производство
новая версия кожаного шлема, ШЛ-61. Новый шлем имел несколько
отличий от ШЛ-50. ШЛ-61 производился с новыми металлическими
креплениями под кислородную маску КМ-32 (хотя и более старая
КМ-16 тоже могла быть прикреплена к этим креплениям). Крепления
устанавливались на фабрике - по одному слева и справа в передней
части резинового наушника. Верхнее крепление под маску также было
переделано и теперь уже крепилось к лямке сделанной из материи, а не
из кожи как на ШЛ-50. Подушка натяга была передвинута и теперь
располагалась сзади в специальном кармашке между внешним кожаным и
внутренним матерчатым покрытиями. Подушка крепилась внутри кармашка
на кнопках, по одной кнопке в каждом углу с обеих сторон. Основным
же отличием новых шлемов от ШЛ-58 стало наличие мягкой, но в тоже
время довольно таки плотной подушки сверху шлема, которая служила
для соединения кожаного шлема с новым, только что поступившем в
производство, первым серийным советским защитным шлемом для лётчиков
- ЗШ-3. Наверное следует тут заметить, что лётчики использовали
ШЛ-61 как с ЗШ-3, так и без него - фронтовая авиация и авиация ПВО
довольно таки быстро получил новый шлем в достаточном количестве и
после этого уже только лётчики бомбардировщиков и вертолётов
продолжали летать в кожаных шлемах. Как и его предшественник, ШЛ-61
производился в трёх вариантах (обычном, зимнем и летнем), но и тут
надо отметить что зимняя модель шлема уже шла с внутренней
подкладкой из овечьей шерсти. В 1970-х ШЛ-61 стал производится с
укороченной лямкой под верхнее крепление для маски.
ШЛ-61 отличался от
своих предшественников наличием боковых металлических креплений для
маски, модернизированным верхним креплением и наличием подушки под
шлем ЗШ-3.
Новое боковое
металлическое крепление для кислородной маски на шлеме ШЛ-61.
Модернизированное
верхние крепление на ранних шлемах ШЛ-61
(в маленьком окошке то же самое крепление на шлеме ШЛ-50).
Верхнее крепление
на поздних шлемах ШЛ-61.
С началом производства защитного
шлема ЗШ-5 в 1960-х и его широким распространением в авиационных
частях, нужда в новых кожаных шлемах начала уменьшаться. Несмотря на
это, в 1978 и 1982 гг. были выпущены новые версии кожаных шлемов -
ШЛ-78 и ШЛ-82 соответственно. Насколько известно автору этой статьи,
эти модели ничем не отличались от последних ШЛ-61 шлемов. Эти шлемы
в основном использовались пилотами бомбардировщиков, вертолётов и
курсантами авиационных школ, во фронтовой авиации и авиации ПВО за
редким исключением лётчики летали в шлемах ЗШ-5 (сейчас там кожаные
шлемы используются только техническим персоналом).
ШЛ-78/-82 ничем не
отличались от поздних ШЛ-61 шлемов.
Ссылки:
Сайт автора
(на английском языке)