Положение об опознавательных знаках

Главная >> Информация >> Положение об опознавательных знаках

 


Министерство обороны СССР
Военно-Воздушные Силы

Для служебного пользования

 Положение об опознавательных знаках летательных аппаратов авиации Вооружённых Сил СССР

 Воениздат


Введено в действие приказом ГК ВВС от 20 июня 1974 года №120.

 Ордена Трудового Красного Знамени
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
МОСКВА-1975

 

Настоящее Положение устанавливает опознавательные знаки и порядок нанесения их на летательные аппараты авиации Вооружённых Сил СССР.  

Положение распространяется на всю авиацию Вооружённых Сил СССР, Пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР, Министерства авиационной промышленности и ДОСААФ СССР. 

С выходом настоящего Положения Положение об опознавательных знаках самолётов Военно-Воздушных Сил СССР, Воениздат, 1955 год, отменяется. 

 

I.                    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.     Настоящим Положением устанавливаются опознавательные знаки для самолётов, вертолётов, аэростатов, планеров и беспилотных средств Вооружённых Сил СССР и Всесоюзного добровольного общества помощи армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)*, а также определяется порядок их нанесения.

*Здесь и далее по тексту Положения,
касающиеся самолётов, относятся также
и к другим видам летательным аппаратам
(если нет специальной оговорки).

2.     Для определения государственной и ведомственной принадлежности на каждый самолёт перед началом его лётной эксплуатации наносятся соответствующие опознавательные знаки.

3.     Полёты самолётов в воздушном пространстве Союза Советских Социалистических Республик без опознавательных знаков или с опознавательными знаками, не соответствующими настоящему Положению, категорически запрещаются. Лица, нарушающие это правило, привлекаются к ответственности.

4.     В качестве государственного и ведомственного опознавательных знаков устанавливаются соответствующие изображения и цифровые обозначения, наносимые на поверхность самолёта в местах, установленных настоящим Положением.

5.      По своему назначению опознавательные знаки подразделяются на основной и дополнительные.

6.     Основной опознавательный знак определяет принадлежность самолёта Союзу Советских Социалистических Республик. Основным опознавательным знаком самолётов является ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА красного цвета, окаймлённая по внешнему контуру белой или алюминиевого цвета, а за тем красной полосами (приложение 1).

7.     Дополнительные опознавательные знаки определяют принадлежность самолёта соответствующей организации, обществу или воинской части (подразделению). Дополнительными опознавательными знаками самолётов являются бортовые номера, полосы, особые надписи («ДОСААФ»), особые изображения (КРАСНЫЙ КРЕСТ).

8.     По времени действия опознавательные знаки подразделяются на постоянные и временные. К постоянным опознавательным знакам относятся знаки, которые наносятся на самолёт на весь период их лётной эксплуатации. К временным опознавательным знакам относятся знаки, которые наносятся на самолёт на определённый срок.

9.     Все испытания самолётов в воздухе, в том числе опытных и серийных самолётов, выпускаемых Министерством авиационной промышленности для Вооружённых Сил СССР и ДОСААФ СССР, производятся с нанесённым согласно настоящему Положению основным опознавательным знаком ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА.

10.  На боевые самолёты, находящиеся в эксплуатации в Министерстве авиационной промышленности, наносится опознавательный знак ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА.

11.  Расположение опознавательных знаков для самолётов новых типов определяется конструктором данного самолёта в соответствии с требованиями настоящего Положения, рассматривается макетными комиссиями и утверждается Главнокомандующим Военно-Воздушными Силами.

12.  Расположение и порядок нанесения опознавательных знаков на беспилотные средства являются такими же, как и для самолётов.

13.  Опознавательные знаки на самолётах должны быть хорошо видимыми. Для поддержания соответствующего цвета опознавательные знаки должны периодически подкрашиваться.

14.  Контроль за соблюдением настоящего Положения возлагается на командующих авиационными соединениями Вооружённых Сил СССР и Председателя ЦК ДОСААФ СССР.

 

II.                 ОПИСАНИЕ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ И ПОРЯДОК ИХ НАНЕСЕНИЯ НА САМОЛЁТЫ.

1.      Основной опознавательный знак ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА наносится :

А) на самолёты-монопланы – на крылья снизу и сверху, а также с двух сторон на вертикальное оперение (приложения 2-8 и 10);

Б) на самолёты-бипланы – на верхние крылья сверху, на нижние крылья снизу и с двух сторон на вертикальное оперение (приложения 2 и 9);

В)  на планеры – на крылья снизу и сверху, а также с двух сторон на вертикальное оперение (приложение 11);

Г)  на вертолёты с хвостовым винтом – на боковые стенки кабины в её задней части и снизу кабины, на вертолёт сосной схемы – на хвостовое оперение (приложения 12, 13 и 14);

Д)  на привязные аэростаты – по бокам и сверху оболочки (приложение 15);

16. При нанесении опознавательного знака ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА на крыло самолёта (сверху и снизу) центр звезды должен находиться примерно посредине хорды крыла. Расстояние от центра звезды до конца крыла должно быть в пределах 0,1-0,2 размаха крыла, а расстояние от передней кромки крыла до вершины звезды вместе с окантовкой – в пределах 50-150 мм. Лучи опознавательного знака ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА вместе с окантовкой не должны выходить на элерон или предкрылок.

     17. На вертикальное оперение самолёта с низким расположением горизонтального оперения ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА наносится в центре общей площади киля и руля направления выше стабилизатора, с высоким расположением горизонтального оперения - в центре площади киля ниже стабилизатора. На самолёты, имеющие двойное вертикальное оперение - ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА наносится на внешних сторонах вертикального оперения. Звезда на вертикальное оперение наносится с таким расчётом, чтобы её концы находились на расстоянии 50-150 мм от кромок обтекателя киля и руля направления (приложение 3).

     18. Знак ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА при нанесении на самолёты должен иметь возможно бОльший размер. Исключение составляют самолёты с защитной окраской – камуфляжем, для которых звезда выбирается на один типовой размер меньше, чем для обычно окрашенных самолётов.

     19. Устанавливаются следующие типовые размеры опознавательного знака ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА : 300, 600, 800, 1000, 1200, 1500, 1800, 2000-2500, 2700 и 3000 мм. Ширина окантовки зависит от размера звезды и указана в таблице :

 

           

  20. На привязных аэростатах знак ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА наносится без окантовки. Размер звезды (диаметр описанной окружности) – два метра (приложение 15).

    21. Бортовой номер на самолётах обозначается двухзначным числом и наносится на боковые поверхности фюзеляжа или вертикальное оперение самолёта с двух сторон. На тяжёлые бомбардировщики номер наносится только на вертикальное оперение выше звезды. На фронтовые бомбардировщики номер наносится на борт фюзеляжа и на вертикальное оперение выше звезды. На все другие самолёты номер наносится на борт фюзеляжа: на самолёты с удлинённой носовой частью – впереди крыла, с укороченной носовой частью – сзади крыла (приложения 3 и 8).

     22. На все самолёты, входящие в состав авиационной части, номера наносятся по указанию старшего авиационного начальника гарнизона, с соблюдением следующих требований :

            - номера должны быть в пределах от 01 до 99;

            - выдача номеров для частей, расположенных на одном аэродроме, производится без соблюдения последовательности, например : одному из полков присваиваются номера с 05 до 16 и с 43 до 72, другому с 21 до 35 и с 81 до 99;

            - в пределах полученных номеров решением командира части номер каждому самолёту части присваивается произвольно;

            Если количество самолётов одного и того же типа на аэродроме превышает 100 единиц, разрешается нанесение одних и тех же номеров на самолёты разных частей.

            - бортовые номера на самолёты, базирующиеся на одном аэродроме, наносятся краской одного цвета (красной, голубой или жёлтой) и окантовываются чёрной полосой шириной 10-15 мм.

      23. Устанавливаются следующие размеры и форма цифр для бортовых номеров самолётов:

            А) Высота цифр без окантовки : 300, 400, 600, 900, 1200, 1500, 2000, 2500 и 3000 мм;

            Б) Ширина цифр должна равняться 2/3 их высоты, а толщина линий, составляющих цифру – 1/6 их высоты;

            В) Цифры на борту фюзеляжа должны вписываться в условный прямоугольник и наноситься по возможности на боковой проекции оси фюзеляжа в месте, где они лучше видны, с учётом требований ст. 22 настоящего Положения;

            Г) Цифры бортового номера самолёта на вертикальном оперении тяжёлого бомбардировщика должны быть высотой 400 мм, а на вертикальном оперении фронтового бомбардировщика - высотой 400 мм.

      24. На самолёты авиации Пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР помимо основного опознавательного знака ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА и бортового номера дополнительно наносятся полосы шириной 250 мм :

            А) На самолёты – на руле направления параллельно нервюрам с двух сторон ниже звезды и на руле высоты параллельно лонжерону снизу и сверху (приложение 9);

            Б) На вертолёты – на боковые стенки кабины :

            - с хвостовым винтом – длиной 1500 мм на расстоянии 100-150 мм в сторону хвоста за опознавательным знаком ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА (приложение 12);

            - с винтом сосной схемы - длиной 1500 мм на расстоянии 400-450 мм в сторону носовой части от хвостовой балки (приложение 13).

            На тёмном фоне наносятся полосы белого цвета, на светлом фоне – красного цвета.

      25. Дополнительными опознавательными знаками для самолётов ДОСААФ СССР являются надписи «ДОСААФ» и бортовой номер.  Надпись «ДОСААФ» наносится :

            А) На самолёты и планеры – по бокам фюзеляжа впереди кабины лётчика (приложение 16);

            Б) На вертолёты – по бокам передней части кабины;

            В) На привязные аэростаты – на боковые поверхности оболочки за знаком ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА в сторону задней полусферы (приложение 15).

            Высота букв надписи «ДОСААФ» устанавливается следующая :

            - на самолётах лёгкого типа – 150 мм;

            - на самолётах тяжёлого типа – 200 мм;

            - на аэростатах – 500 мм.

            Ширина букв должна равняться 2/3 их высоты, а толщина линий, составляющих букву – 1/6 их высоты.

     26. Самолёты, предназначенные для выполнения задач, связанных с медико-санитарным обслуживанием, и попадающие под действие соответствующих международных конвенций, имеют дополнительный опознавательный знак – КРАСНЫЙ КРЕСТ. На самолёты, окрашенные в белый цвет, КРАСНЫЙ КРЕСТ наносится непосредственно на окрашенную поверхность, а на самолёты, окрашенные в другие цвета – в круге белого цвета максимальных размеров. Диаметр белого круга и размеры КРАСНОГО КРЕСТА приведены в приложении 1.

     27. На санитарные самолёты основной опознавательный знак ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА наносится с обеих сторон на боковую поверхность кабины в её задней части, а дополнительный знак КРАСНЫЙ КРЕСТ – на боковую поверхность кабины в центре с обеих сторон и снизу кабины (приложение 14).

     28. В период авиационных учений для различия однотипных самолётов, а также при проведении спортивных соревнований, испытаний самолётов в воздухе и в других необходимых случаях разрешается наносить на самолёты временные опознавательные знаки. Временными опознавательными знаками могут быть :

           А) На самолётах – полосы на крыльях сверху и снизу вдоль нервюр шириной :

           - на истребителях – 200 мм;

           - на фронтовых бомбардировщиках – 300 мм;

           - на тяжёлых бомбардировщиках – 400 мм;

           - на транспортных самолётах – 300 мм.

           Б) На вертолётах – полосы вдоль кабины с боков и снизу шириной 100-300 мм.

           Полосы должны быть хорошо видны и не затенять постоянных опознавательных знаков. Расстояние между полосами должно составлять половину ширины полосы. Полосы на тёмном фоне должны быть белого цвета, а на тёмном фоне – тёмного цвета. Временные полосы наносятся красителями, которые легко смываются и не портят лакокрасочного покрытия самолётов. 

 ________________________________________________________________________________

Редактор А.П. Дегтярёв, Технический редактор А.Ф. Соколова, Корректор Т.А. Королёва
Сдано в набор 12.11.1974 г., подписано в печать 20.05.1975 г.

 

Приложения

©   www.airforce.ru 2006

Дата публикации: 22.08.2010
OCR: Александр Мелихов

 

Реклама