Сразу оговорю аббревиатуры. ТАвКр – тяжёлый авианесущий
крейсер, РКр - ракетный крейсер.
Наш ТАвКр имел различные имена на протяжении своей истории.
Сейчас гордо носит имя знаменитого комфлота: "Адмирал Флота
Советского Союза Кузнецов". Итак, ТАвКр "Кузнецов".
Единственный на сегодня авианосец в России. Не буду сейчас
говорить банальности о причинах сложившейся ситуации,
достаточно того, что она есть "де факто".
Любой авианосец есть не что иное, как ходящий по
морям-океанам аэродром со всеми вытекающими отсюда
сложностями. (Не видел ни одного аэродрома без сложностей!
Может, не там летал?) Ну, а раз есть аэродром – должны быть
и полёты, и все присущие им тонкости и нюансы.
Крайний раз со всем этим "комплексом мероприятий" довелось
столкнуться в сентябре - октябре 2004 года во время
демонстрации нашего флага у берегов Исландии.
Основной задачей вертолётной авиации на нашем авианосце
можно однозначно назвать поисково-спасательное обеспечение
полётов истребительной авиации. В начале лётной смены –
облёт радиотехнических средств корабля вертолётом Ка-29,
далее - разведка погоды. Потом взлетает вертолёт Ка-27ПС в
зону по правому борту от ТАвКр и сопровождает все взлёты и
посадки истребителей с палубы. При этом необходимо
рассчитывать полёт так, чтобы в минимальное время, в случае
аварии или, не приведи Господь, катастрофы, выйти в точку
приводнения катапультировавшегося пилота истребителя.
Короткий перерыв на дозаправку - и снова туда же. И так в
течение всей лётной смены. По мере надобности производится
доразведка погоды, осмотры районов полётов, зон отработки
техники пилотирования.
Мобильность вертолётов палубного базирования позволяет им в
кратчайшие сроки в случае необходимости вылететь и на
доставку различных грузов, перевозку личного состава. Так,
во время выхода в октябре 2004 года, в ходе выполнения
плановых полётов был доставлен с РКр "Устинов" на ТАвКр
"Кузнецов" матрос, у которого начались осложнения после
операции по удалению аппендикса. Вовремя оказанная помощь,
возможно, спасла человеку жизнь.
В конце выхода к берегам Исландии вертолётами совместно с
корабельными спасательными командами отработаны учения по
спасению людей, находящихся в воде. Были отработаны поиск,
наведение и подъёмы с воды спасателей и манекенов. С твёрдой
уверенностью могу заявить, что вертолётчики спасать умеют.
Совместно с кораблём отрабатывались задачи боевого дежурства
авиации по ПВО. Вспоминались и заново нарабатывались навыки
совместных боевых дежурств истребителей и вертолётов,
несколько подзабытые с боевой службы 1996 года. Нормативы на
взлёт не фантастические, но немного напрягаться приходилось
при переводе в высшие степени боевой готовности. Как не
крути, а длина корабля чуть больше 300 метров. Их ещё
помножить на количество коридоров, отсеков и палуб. В общем,
из каюты ещё нужно успеть добежать до вертолёта по сигналу.
Корабли отрабатывали и свои задачи. Из них самыми
запоминающимся, на мой взгляд, были учения по одновременной
заправке нескольких кораблей от одного танкера. Это красиво.
К сожалению, погодные условия в этой части Гренландского
моря и в это время года не располагают к морским круизам.
8-балльный шторм даже на авианосце неприятное явление. А о
других кораблях ордера уж и говорить не приходится. Эсминец
на наших глазах клало на борт с кренами (как потом
выяснилось) свыше 45 градусов. А это не маленькая "шаланда",
длина корабля свыше 100 метров. Зрелище то ещё!
Впрочем, всё описанное мной можно было увидеть в фильме
бригады НТВшников "Зашкеренные в океане". Правда, про
вертолётную авиацию там была одна лишь фраза (цитирую): "…
базируются самолёты и вертолёты…" и показана левая передняя
стойка шасси после доставки больного матроса с "Устинова".
Но и за это, как говорится, спасибо киношникам! Хотя, по
словам друзей с "Кузнецова", этой съёмочной бригаде лучше
больше не приезжать на авианосец. Так ничего и не поняли
люди за месяц пребывания на корабле, к сожалению!
В общем, несмотря ни на что, флот ещё живёт, авиация летает.
Обидно только, что недалеко и немного. Мои снимки, я
надеюсь, помогут немного более детально прокомментировать
этот кратенький рассказ. К сожалению, не всё удалось снять в
ходе выхода в море. Такова особенность работы штурмана,
отвлекаться особенно некогда. Всем удачи, привет!
|
Часть 1. Полеты на БПК
"Адмирал Чабаненко"
Часть 2. ТАвКр "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"
Часть 3. Су-25УТГ
на
"Адмирале Кузнецове"
Часть 4. Су-33: На
палубе
Часть 5. Су-33:
Взлеты
Часть 6. Су-33:
Посадки
Часть 7. Ка-27:
Взлеты |