История ЧВВАУШ

Главная >> Фотогалерея >> Аэродром Шагол, ЧВВАУШ >> История

 


2 сентября 1935 года Советом Труда и Обороны (СТО) СССР было принято постановление "О системе подготовки кадров", согласно которому создавались новые школы лётчиков-наблюдателей в городах Краснодаре, Челябинске, Мелитополе.
Директивой Генерального штаба РККА от 13 февраля 1936 года было принято решение прекратить формирование скоростной бомбардировочной бригады в Челябинске и вместо этого осенью 1936 года приступить к созданию школы лётчиков-наблюдателей со сроком обучения 3 года. Она получила наименование 15-я военная школа лётчиков-наблюдателей.
С 1 октября 1936 года начались плановые занятия, и эта дата стала днём рождения училища и отмечается как ежегодный праздник.

В 1936-1937 годах курсанты проходили теоретический курс, поэтому школа не имела ещё штатного состава самолётов. До конца 1937 года в школе был только один самолёт По-2, на котором поднимали в воздух лишь курсантов — отличников учёбы в качестве поощрения. В 1937 году школой было получено 7 самолётов По-2, но они поступили без необходимого оборудования. На них не было бомбодержателей, фотоустановок, пулемётов, радиостанций, что влияло на качество подготовки курсантов.
В начале 1938 года в школу стали поступать самолёты По-2 и Р-5 из авиационных школ и училищ. Они были специально оборудованы для обучения курсантов. Постоянный лётный состав прибыл из Ворошиловградской лётной школы. Была сформирована 1-я учебная эскадрилья в составе 75 самолетов По-2 и Р-5.
В мае 1938 года 15-я школа лётчиков-наблюдателей была переименована в Челябинское военное училище лётчиков-наблюдателей. В том же году при училище была создана школа младших авиационных специалистов, а училище перешло на новый штат — четырёхэскадрильного состава. Установилась норма налёта в 36 часов на каждого курсанта. Полётные задания выполнялись на самолётах По-2, Р-5, ТБ-1 и ТБ-3.
В 1939 году училище переводится с трёхлетнего на двухлетний срок обучения, одновременно увеличивая количество курсантов. Большинство выпускников направлялись в Ленинградский и Дальневосточный военные округа. Впервые выпускники челябинской школы показали свои высокие профессиональные штурманские качества во время советско-финской войны.

С 1 января 1941 года училище было переименовано в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. Срок подготовки — 1 год. Выпускникам присваивалось воинское звание "сержант". 15 мая 1941 года школа приняла в свой состав курсантов Краснодарской школы стрелков-бомбардиров.
В октябре 1941 года в училище начали формироваться 658, 686 и 688-й боевые авиационные полки ночных бомбардировщиков на базе самолётов Р-5, Р-зет, Р-5ССС и одна эскадрилья тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3. По окончании подготовки, в ноябре 1941 года, полки вылетели на фронт. Получив опыт формирования и подготовки авиационных полков, училище продолжило эту работу и в 1942 году.
В 1941 году в училище влилась Павлоградская авиашкола стрелков-бомбардиров в составе двух эскадрилий, и с этого момента училище перешло на штат семиэскадрильного состава со сроком обучения шесть месяцев.
В 1943 году, согласно приказу Народного комиссара обороны, училище вновь стало офицерским и именовалось Челябинская военная авиационная школа штурманов и стрелков-бомбардиров Авиации Дальнего Действия.
Прибывшие в училище самолёты Ли-2 и ДБ-3 имели лучшее по тому времени оборудование: радиостанции, радиополукомпасы РПК-2, бомбардировочное и стрелковое вооружение.
В 1944 году школа перешла на штат 3-полкового состава, а в декабре 1944 года, в соответствии с Директивой Генерального штаба от 26.12.1944 года и Директивой ВВС СА от 29.12.1944 года, училище переименовано в Челябинское военное авиационное Краснознамённое училище штурманов и стрелков-радистов ВВС СА.

В ноябре 1947 года училище было переименовано в Челябинское военное авиационное Краснознамённое училище штурманов и специалистов связи дальней авиации со сроком обучения 2 года. Училище стало готовить не только штурманов и стрелков-радистов, но и наземных специалистов связи, а с 1948 года — и командиров огневых установок.
С принятием на вооружение ВВС страны самолёта Ту-4 в училище началась работа по перестройке как учебных программ, так и курса учебно-лётной подготовки.
Наряду с подготовкой штурманских кадров и стрелков-радистов, в 1943—1954 годах в училище работали курсы подготовки техников по эксплуатации самолётов и двигателей, по вооружению, метеорологов, начальников связи и воздушно-огневой подготовки эскадрилий, инструкторов по физической подготовке.
Основными самолетами, на которых обучались курсанты, в первые послевоенные годы были учебно-штурманские УчШЛи-2, американские, полученные по ленд-лизу, Б-25 и стратегические бомбардировщики Ту-4. В 1954 году на вооружение УАП поступили Ил-28.

С декабря 1954 года училище стало именоваться Челябинское военное авиационное Краснознамённое училище штурманов со сроком обучения три года. В состав училища вошли три авиационных полка. В училище продолжал существовать отдел по подготовке воздушных стрелков-радистов.
В 1957 году училище приступило к подготовке штурманов по двум профилям: фронтовой бомбардировочной авиации на самолётах Ил-28 и ДА на самолётах Ту-16 и Ту-4.
В январе - феврале 1957 года в одном из учебных полков самолёты Ил-28 были заменены самолётами Ту-4 (2 эскадрильи по 9 самолётов в каждой). Личный состав и самолёты прибыли из частей дальней авиации.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Советского правительства от 15 мая 1959 года Челябинское авиационное училище было преобразовано в высшее военно-авиационное училище с четырёхгодичным сроком обучения. Оно стало готовить штурманов-инженеров.

В 1998 году Челябинское высшее военное авиационное Краснознамённое училище штурманов имени 50-летия ВЛКСМ переименовано в Краснознамённый филиал Балашовского военного авиационного института.
С начала 2000-х годов ЧВВАУШ неоднократно меняло свой статус, пока в 2009 году не стало частью московской Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина.
В 2010 принято решение о создании авиабазы на а/д Шагол. Осенью 2010 г на а/д Шагол перебазирован из Джиды 2-й Оршанский ГвБАП на Су-24.

На сегодняшний день, ЧВВАУШ осталось единственным военным институтом, готовящим штурманов для дальней, морской, фронтовой и транспортной авиации РФ, а так же зарубежных стран. Но в настоящее время, появляется все больше информации о расформировании ЧВВАУШ и сокращения учебной базы до штурманского факультета.

Учебные авиаполки

Долгие годы учебный процесс обеспечивали учебные авиаполки: 604 УАП а/д Шагол Челябинск, 605 УАП Каменск-Уральский (Свердловская область), 108 УАП Шадринск (Курганская область) и 607 УАП Кустанай-Упрун (Казахстан-Южноуральск Челябинская область).

В 1966 г. к освоению Ту-124Ш приступила одна эскадрилья 604-го уап, а/д Шагол Челябинск. Первые полеты на Ту-124Ш состоялись на аэродроме Шагол 24 августа 1966 г. на самолете, переданном из 605-го уап. В том же 1966 г. в училище были проведены экспериментальные полеты на Ту-124 с целью отработки бомбометания с предельно малых высот. Вторая эскадрилья на самолетах Ту-124Ш была сформирована в сентябре 1968 г. На две эскадрильи тогда имелось лишь 12 Ту-124Ш, полеты выполнялись в две смены.
До 1974 г. полк выполнял задачи по предназначению двумя эскадрильями на самолетах Ту-124Ш и двумя эскадрильями на самолетах УчШЛи-2. В 1975 г. полк полностью перешел на турбореактивные Ту-124Ш и турбовинтовые Ан-26Ш. В том же году на аэродроме Шагол ввели в строй бетонную ВПП, ранее полеты самолетов Ту-124Ш выполнялись с грунтовой, а самолетов Ли-2 — с железной ВПП.
Во второй половине 1979 г. одна из эскадрилий, не прекращая полеты на Ту-124Ш, приступила к освоению Ту-134Ш. В 1980 г. самолеты Ту-124Ш передали в Тамбовское ВВАУЛ, а к переучиванию на Ту-134Ш приступила вторая эскадрилья 604 УАП, параллельно переучивая на Ту-124Ш летно-технический состав из Тамбова. Через два года летный и технический состав 604 УАП помогал тамбовцам осваивать Ту-134.
Между тем, полк, единственный в ВВС, некогда освоил бомбометания даже с Ан-26Ш, а обучение курсантов бомбометанию выполнялось на всех типах (Ту-124Ш, Ту-134Ш, Ан-26Ш) от малых высот до практического потолка с проходом в одном полете через три полигона. Сегодня 604-й учебный авиационный полк, сохраняя исправный парк самолетов Ту-134Ш и Ан-26Ш, остается единственной авиационной частью в России, занимающейся практическим обучением курсантов-штурманов.

Сформированный в июле 1944 г. учебный авиаполк в Каменске-Уральском (605 УАП) имел на вооружении бомбардировщики ТБ-3, а впоследствии реактивные бомбардировщики Ил-28. В 1962 г. 605 УАП приступил к переучиванию на самолет Ту-124Ш. Полк получил девять таких самолетов. В 1964 г. 605 учебный авиационный полк перешел на самолет Ту-124Ш при штатной численности 30 машин.
В 1980 г. началось переучивание на Ту-134Ш. Окончательно переучивание с самолета Ту-124ш на Ту-134ш завершился в 1982 г., в том же году из состава 605-го полка была исключена 4-я эскадрилья на самолетах Ту-16. В 1989 г. учебный полк в Каменске-Уральском полностью переоснастили на Ту-134ш. В 1998 году 605 УАП в Каменск-Уральском расформирован.

В 1960 г. в Кустанае был сформирован еще один учебный авиаполк, оснащенный самолетами Ил-28, а с 1979 г. — Ту-134. В 1982 г. его переформировывают в 607-й УАП с переводом в поселок Упрун. В 1989г в 607 УАП передаются две АЭ 108-го УАП из Шадринска. В 1992 г. 607 УАП расформирован

108 учебный авиаполк Челябинского ВВАУШ сформирован в 1972 в Шадринске. Он был оснащен учебно-штурманскими самолетами Ту-124Ш. В 1984 г. 108-й уап частично перевооружен на Ту-134ш с сохранением Ту-124Ш. В 1989 году директивой Главного штаба ВВС расформированы дислоцированные в городе Шадринске авиаполк и части обеспечения.
 

© Илья Пономарев 2011

Автор: Илья Пономарев
Дата публикации: 12.01.2011

Вверх Следующая

Реклама