2 сентября 1935 года
Советом Труда и Обороны (СТО) СССР было принято
постановление "О системе подготовки кадров", согласно
которому создавались новые школы лётчиков-наблюдателей в
городах Краснодаре, Челябинске, Мелитополе.
Директивой Генерального штаба РККА от 13 февраля 1936 года
было принято решение прекратить формирование скоростной
бомбардировочной бригады в Челябинске и вместо этого осенью
1936 года приступить к созданию школы лётчиков-наблюдателей
со сроком обучения 3 года. Она получила наименование 15-я
военная школа лётчиков-наблюдателей.
С 1 октября 1936 года начались плановые занятия, и эта дата
стала днём рождения училища и отмечается как ежегодный
праздник.
В 1936-1937 годах
курсанты проходили теоретический курс, поэтому школа не
имела ещё штатного состава самолётов. До конца 1937 года в
школе был только один самолёт По-2, на котором поднимали в
воздух лишь курсантов — отличников учёбы в качестве
поощрения. В 1937 году школой было получено 7 самолётов
По-2, но они поступили без необходимого оборудования. На
них не было бомбодержателей, фотоустановок, пулемётов,
радиостанций, что влияло на качество подготовки курсантов.
В начале 1938 года в школу стали поступать самолёты По-2 и
Р-5 из авиационных школ и училищ. Они были специально
оборудованы для обучения курсантов. Постоянный лётный
состав прибыл из Ворошиловградской лётной школы. Была
сформирована 1-я учебная эскадрилья в составе 75 самолетов
По-2 и Р-5.
В мае 1938 года 15-я школа лётчиков-наблюдателей была
переименована в Челябинское военное училище
лётчиков-наблюдателей. В том же году при училище была
создана школа младших авиационных специалистов, а училище
перешло на новый штат — четырёхэскадрильного состава.
Установилась норма налёта в 36 часов на каждого курсанта.
Полётные задания выполнялись на самолётах По-2, Р-5, ТБ-1 и
ТБ-3.
В 1939 году училище переводится с трёхлетнего на двухлетний
срок обучения, одновременно увеличивая количество
курсантов. Большинство выпускников направлялись в
Ленинградский и Дальневосточный военные округа. Впервые
выпускники челябинской школы показали свои высокие
профессиональные штурманские качества во время
советско-финской войны.
С 1 января 1941 года
училище было переименовано в Челябинскую военную
авиационную школу стрелков-бомбардиров. Срок подготовки — 1
год. Выпускникам присваивалось воинское звание "сержант".
15 мая 1941 года школа приняла в свой состав курсантов
Краснодарской школы стрелков-бомбардиров.
В октябре 1941 года в училище начали формироваться 658, 686
и 688-й боевые авиационные полки ночных бомбардировщиков на
базе самолётов Р-5, Р-зет, Р-5ССС и одна эскадрилья тяжёлых
бомбардировщиков ТБ-3. По окончании подготовки, в ноябре
1941 года, полки вылетели на фронт. Получив опыт
формирования и подготовки авиационных полков, училище
продолжило эту работу и в 1942 году.
В 1941 году в училище влилась Павлоградская авиашкола
стрелков-бомбардиров в составе двух эскадрилий, и с этого
момента училище перешло на штат семиэскадрильного состава
со сроком обучения шесть месяцев.
В 1943 году, согласно приказу Народного комиссара обороны,
училище вновь стало офицерским и именовалось Челябинская
военная авиационная школа штурманов и стрелков-бомбардиров
Авиации Дальнего Действия.
Прибывшие в училище самолёты Ли-2 и ДБ-3 имели лучшее по
тому времени оборудование: радиостанции, радиополукомпасы
РПК-2, бомбардировочное и стрелковое вооружение.
В 1944 году школа перешла на штат 3-полкового состава, а в
декабре 1944 года, в соответствии с Директивой Генерального
штаба от 26.12.1944 года и Директивой ВВС СА от 29.12.1944
года, училище переименовано в Челябинское военное
авиационное Краснознамённое училище штурманов и
стрелков-радистов ВВС СА.
В ноябре 1947 года
училище было переименовано в Челябинское военное
авиационное Краснознамённое училище штурманов и
специалистов связи дальней авиации со сроком обучения 2
года. Училище стало готовить не только штурманов и
стрелков-радистов, но и наземных специалистов связи, а с
1948 года — и командиров огневых установок.
С принятием на вооружение ВВС страны самолёта Ту-4 в
училище началась работа по перестройке как учебных
программ, так и курса учебно-лётной подготовки.
Наряду с подготовкой штурманских кадров и
стрелков-радистов, в 1943—1954 годах в училище работали
курсы подготовки техников по эксплуатации самолётов и
двигателей, по вооружению, метеорологов, начальников связи
и воздушно-огневой подготовки эскадрилий, инструкторов по
физической подготовке.
Основными самолетами, на которых обучались курсанты, в
первые послевоенные годы были учебно-штурманские УчШЛи-2,
американские, полученные по ленд-лизу, Б-25 и
стратегические бомбардировщики Ту-4. В 1954 году на
вооружение УАП поступили Ил-28.
С декабря 1954 года
училище стало именоваться Челябинское военное авиационное
Краснознамённое училище штурманов со сроком обучения три
года. В состав училища вошли три авиационных полка. В
училище продолжал существовать отдел по подготовке
воздушных стрелков-радистов.
В 1957 году училище приступило к подготовке штурманов по
двум профилям: фронтовой бомбардировочной авиации на
самолётах Ил-28 и ДА на самолётах Ту-16 и Ту-4.
В январе - феврале 1957 года в одном из учебных полков
самолёты Ил-28 были заменены самолётами Ту-4 (2 эскадрильи
по 9 самолётов в каждой). Личный состав и самолёты прибыли
из частей дальней авиации.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Советского
правительства от 15 мая 1959 года Челябинское авиационное
училище было преобразовано в высшее военно-авиационное
училище с четырёхгодичным сроком обучения. Оно стало
готовить штурманов-инженеров.
В 1998 году Челябинское
высшее военное авиационное Краснознамённое училище
штурманов имени 50-летия ВЛКСМ переименовано в
Краснознамённый филиал Балашовского военного авиационного
института.
С начала 2000-х годов ЧВВАУШ неоднократно меняло свой
статус, пока в 2009 году не стало частью московской
Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина.
В 2010 принято решение о создании авиабазы на а/д Шагол.
Осенью 2010 г на а/д Шагол перебазирован из Джиды 2-й
Оршанский ГвБАП на Су-24.
На сегодняшний день,
ЧВВАУШ осталось единственным военным институтом, готовящим
штурманов для дальней, морской, фронтовой и транспортной
авиации РФ, а так же зарубежных стран. Но в настоящее
время, появляется все больше информации о расформировании
ЧВВАУШ и сокращения учебной базы до штурманского
факультета.
Учебные авиаполки
Долгие годы учебный
процесс обеспечивали учебные авиаполки: 604 УАП а/д Шагол
Челябинск, 605 УАП Каменск-Уральский (Свердловская
область), 108 УАП Шадринск (Курганская область) и 607 УАП
Кустанай-Упрун (Казахстан-Южноуральск Челябинская область).
В 1966 г. к освоению
Ту-124Ш приступила одна эскадрилья 604-го уап, а/д Шагол
Челябинск. Первые полеты на Ту-124Ш состоялись на аэродроме
Шагол 24 августа 1966 г. на самолете, переданном из 605-го
уап. В том же 1966 г. в училище были проведены
экспериментальные полеты на Ту-124 с целью отработки
бомбометания с предельно малых высот. Вторая эскадрилья на
самолетах Ту-124Ш была сформирована в сентябре 1968 г. На
две эскадрильи тогда имелось лишь 12 Ту-124Ш, полеты
выполнялись в две смены.
До 1974 г. полк выполнял задачи по предназначению двумя
эскадрильями на самолетах Ту-124Ш и двумя эскадрильями на
самолетах УчШЛи-2. В 1975 г. полк полностью перешел на
турбореактивные Ту-124Ш и турбовинтовые Ан-26Ш. В том же
году на аэродроме Шагол ввели в строй бетонную ВПП, ранее
полеты самолетов Ту-124Ш выполнялись с грунтовой, а
самолетов Ли-2 — с железной ВПП.
Во второй половине 1979 г. одна из эскадрилий, не прекращая
полеты на Ту-124Ш, приступила к освоению Ту-134Ш. В 1980 г.
самолеты Ту-124Ш передали в Тамбовское ВВАУЛ, а к
переучиванию на Ту-134Ш приступила вторая эскадрилья 604
УАП, параллельно переучивая на Ту-124Ш летно-технический
состав из Тамбова. Через два года летный и технический
состав 604 УАП помогал тамбовцам осваивать Ту-134.
Между тем, полк, единственный в ВВС, некогда освоил
бомбометания даже с Ан-26Ш, а обучение курсантов
бомбометанию выполнялось на всех типах (Ту-124Ш, Ту-134Ш,
Ан-26Ш) от малых высот до практического потолка с проходом
в одном полете через три полигона. Сегодня 604-й учебный
авиационный полк, сохраняя исправный парк самолетов Ту-134Ш
и Ан-26Ш, остается единственной авиационной частью в
России, занимающейся практическим обучением
курсантов-штурманов.
Сформированный в июле
1944 г. учебный авиаполк в Каменске-Уральском (605 УАП)
имел на вооружении бомбардировщики ТБ-3, а впоследствии
реактивные бомбардировщики Ил-28. В 1962 г. 605 УАП
приступил к переучиванию на самолет Ту-124Ш. Полк получил
девять таких самолетов. В 1964 г. 605 учебный авиационный
полк перешел на самолет Ту-124Ш при штатной численности 30
машин.
В 1980 г. началось переучивание на Ту-134Ш. Окончательно
переучивание с самолета Ту-124ш на Ту-134ш завершился в
1982 г., в том же году из состава 605-го полка была
исключена 4-я эскадрилья на самолетах Ту-16. В 1989 г.
учебный полк в Каменске-Уральском полностью переоснастили
на Ту-134ш. В 1998 году 605 УАП в Каменск-Уральском
расформирован.
В 1960 г. в Кустанае был
сформирован еще один учебный авиаполк, оснащенный
самолетами Ил-28, а с 1979 г. — Ту-134. В 1982 г. его
переформировывают в 607-й УАП с переводом в поселок Упрун.
В 1989г в 607 УАП передаются две АЭ 108-го УАП из
Шадринска. В 1992 г. 607 УАП расформирован
108 учебный авиаполк
Челябинского ВВАУШ сформирован в 1972 в Шадринске. Он был
оснащен учебно-штурманскими самолетами Ту-124Ш. В 1984 г.
108-й уап частично перевооружен на Ту-134ш с сохранением
Ту-124Ш. В 1989 году директивой Главного штаба ВВС
расформированы дислоцированные в городе Шадринске авиаполк
и части обеспечения.