












 |

Мое увлечение авиацией началось
примерно... лет 30 назад. За это время
мои пристрастия претерпели немало
кардинальных перемен -- начинал я с
зарубежной авиации времен второй
мировой войны, позже расширил
хронологически свои интересы до 70-х гг.,
затем переключился на гражданскую
авиацию (уже преимущественно
отчественную, а не только зарубежную)
и, наконец, в середине 80-х стал
заниматься и советскими военными
самолетами.
В общем, любителей нашей
авиации можно весьма условно поделить
на тех, кто интересуется
отечественной авиаисторией (т.е. всеми
самолетами, служившими с красными
звездами или несшими регистрацию СССР-....)
и поклонников советских самолетов (пусть
даже и за рубежом). Я себя отношу ко
вторым, и оттого все еще могу получать
удовольствие от "живых" МиГ-21 -
например, в польских ВВС.
Эта коллекция (собрание,
архив) началась в середине 80-х годов,
когда я понял, что многие самолеты,
долгие годы бывшие олицетворением
советской авиации и казавшиеся "вечными",
вот-вот навсегда исчезнут из боевого
состава, а вскоре после этого
останутся лишь в памяти (поскольку
фотографировать в части в то время
было более, чем проблематично). В какой-то
мере толчком к этому послужила
поездка на месяц (офицерские сборы) в
Шяуляй. Там мне удалось увидеть немало
редкостей (единственный полк Ан-12ПП,
камуфлированный Су-7 на ремзаводе, и
более всего поразившие воображение Ту-126)
-- отснятую пленку отняли и все это
осталось лишь в воспоминаниях.
После этого я и
начал при любой возможности искать
старые фото советских самолетов --
имеются в виду оригиналы, а не
опубликованные картинки. Я вполне
осознанно сделал упор на фото из
строевых частей, поскольку служба для
любого самолета - едва ли не самый
интересный этап жизни (собственно, для
того он и создается, не так ли?). Найти
людей, снимавших более-менее свободно
в те годы (период с середины 50-х до
конца 80-х) само по себе проблема. Но
даже перебирая десятки и сотни
фотографий и негативов, часто видишь
либо откровенный брак (смазанные или
мелкие или просто нерезкие снимки)
либо замечательные постановочные
кадры политзанятий. Самолетов
попадается не так уж много, а найти что-либовыдающееся
случается крайне редко.
В 1988 г. начал
снимать и сам (помню, телеобъективы
были огромной проблемой), а вскоре
начал и ездить по строевым частям (к
сожалению, гораздо реже, чем хотелось
бы). Многое из того, что мог бы "пощелкать"
упустил (Ту-16, Ту-95РЦ, МиГ-21, МиГ-27, Су-17,
Як-28, Су-15), но кое-что все же удалось
запечатлеть -- финские МиГ-21 (за
полгода до списания), крайние летающие
МиГ-23П (за 9 месяцев до расформирования),
крайние Су-17 в военной авиации РФ,
польские МиГ-21, доживающие последние
годы и кое-что другое.
Лучшее из того, что
мне удалось заснять самому, что мне
подарили и того, что пришлось купить
будет представлено на airforce.ru.
Сергей Цветков
|