• Перелёт с посадкой на «Мистраль»

    Автор: Александр Дундин


    Всё когда-то совершается впервые. И, как правило, неожиданно. На флоте, во всяком случае.

    - Летите на «Мистраль».
    - ??? Куда?!
    - В Питер, чего уж непонятного тут?
    - А, ну ладно, не впервой, в Питер-то. А что там, про этот, как его…?

    Вот так, примерно, всё и начиналось. Потом, естественно, всё прояснилось и стало совсем даже понятно. Карты, планы перелёта, заявки туда-обратно и всё такое прочее, что сопутствует перелёту, отработано. Контроль готовности, напутствия.…



    Летим. Начало ноября мало радует погодой в Заполярье. Впрочем, по всему маршруту через Архангельск и Петрозаводск – тоже. Поэтому вылетели мы почти за месяц до запланированных посадок. Забегая вперёд, сообщу, что не прогадали. Сидели на перелёте по погоде от души! 12 суток в Архангельске. Там ветер был встречный всё время, нам топлива не хватало. Вылетели, когда заштилило малость. Топлива по штилю в обрез, только-только хватает. Приподнялись повыше, оп-па! А ветер-то, естественно, есть! Гадайте два раза, встречный или нет? Летим, топливомер сверлим глазами. Вроде хватает. На рубеже возврата переглянулись с командиром - ну, что? А что? Топлива как в ИШР, литр в литр. Ну и полетели дальше. Молиться не молились, но очень хотелось, чтобы ветер встречный не усилился. Хоть расход топлива и поменьше, чем считали, да и полётный вес после часа полёта уменьшился, но дополнительные 15-20 километров в час навстречу были совсем не нужны. Кругом тундра, леса, болота. Даже так – БОЛОТА! Докричаться до РЦ можно только через высотные борта. Слава Богу, ни разу никто не отказывал «маленьким вертикальным», как они нас называли, в помощи. Погода дрянь, снег лежит местами, дождь переохлаждённый льёт, ПОС не выключали вообще. Обогрев в кабине не включаем - топливо экономим. Холодина. Кто летал без обогрева, знает, как мёрзнут ноги в полёте и какие физиологические последствия этого. Выкрутились. Хотя в вертолёте туалет и не предусмотрен…



    В Петрозаводске сели радостные, фактический расход существенно меньше расчётного, теперь имеем в запасе реально несколько десятков километров полёта, если что. Это греет душу, несмотря на пронизывающий ветер, ледяной дождь и отсутствие гостиницы для перелётных экипажей. Всё занято молодыми семьями, и я понимаю командование части. Строительства жилья нет и неизвестно, как говорил классик. Вот нам теперь и приходится ехать в город в гостиницу. А это на час раньше вставать утром. Хорошо ещё местные военные подсказали нам телефон дешёвого такси, «народное» что ли называется, не помню точно. Так и выкручивались 11 суток. С утра на аэродром, ждём до упора, потом опять в гостиницу. Погоды нет и всё тут. Нижний край 50 - 100 метров, видимость хуже некуда. Нас не пускают. Сверху уже давят, мол, чего это вы? Саботаж? Нет, говорим, погода плохая. А вы там не отмазывайтесь, отвечают, по нашим данным саботаж всё-таки имеет место быть! Вот так с шутками, прибаутками, поломанным и заменённым в процессе «по-сиделок» генератором, собрались-таки мы лететь. Если сегодня не прилетим в Левашово, то завтра уже можно давать заявку обратно, «Мистраль» уйдёт. А погода так себе, провисания облаков, дождь со снегом. Ноябрь, Карелия….

    Поорали на нас сверху, мол, враги, срываем задачу государственной важности. Экие капризули, дескать, погода им не нравится! А на пенсии вам понравится? Если сорвёте задачу? Смотрите, новый облик ещё не сформирован! Взбодрили, в целом, улучшили настроение перед вылетом. Короче, надавили, где надо и на кого надо, погоду нам улучшили, полетели.



    Долетели нормально, Левашово встретило проливным дождём. Питер, однако, осень…. Поставили задачу на завтрашние полёты, поехали размещаться в город. Благо заранее народ технический выехал поездом, места были зарезервированы. Утро. Ждём добро на вылет. Погода есть, хотя и мокрая. Не пускают почему-то. Выяснили, что ждём Ка-52. Старшего брата-хищника. Они тоже по погоде подзависли где-то на перелёте. Вроде бы мы особо-то и не нужны на «Мистрале», на своих Ка-29 и Ка-27, как выяснилось в процессе. Вроде как раз нужен-то «Аллигатор». А нет его. Ну, делать нечего, дали добро нам, «Мистралю» уходить нужно, ждать не будет. Взлетаем парой.

    Как раз в процессе взлёта услышали подлетающий к аэродрому Ка-52. Ну, значит, за нами полетит, позже. Топлива ему не хватает уже к нам пристроиться.



    Прилетели на «Мистраль». Не впечатлил. После палубы НАШЕГО авианосца маловат показался корабль.



    Посадки никаких затруднений не вызвали. Не сравнить с посадкой на БПК ночью в шторм. Грело душу сознание того, что мы ПЕРВЫЕ из российских лётчиков на палубе этого корабля.
    Сначала Ка-29, потом Ка-27.



    Сделали по несколько посадок, полетели назад.







    Погода по-прежнему не радовала, дождь. Но льда не было, и слава Богу!

    В процессе заруливания услышали, как запрашивается прилетевший позднее Ка-52. Ему, естественно, никто не мешал, полетел и он отрабатывать посадки. Хотя, я думаю, испытателям посадки на палубу ТАКОГО размера доставляют чисто спортивный интерес.

    Вечером был небольшой импровизированный банкет по случаю первых посадок на «Мистраль», эйфория прошла. Как пишут в книгах серьёзные авторы, впереди был путь домой.

    Пошлявшись по друзьям-знакомым в Питере в выходные, засобирались и мы обратно. Вспоминая перипетии перелёта «туда», с опаской прикидывали шансы «оттуда». А зря опасались. Через 2 дня были в Архангельске, откуда самолётом нас доставили домой. Вертолёты потом гнали дальше другие люди и это другая история.

    Теперь о грустном. Из ТТХ «Мистраля» ясно следует, что он может героически нести на своём борту 16 тяжёлых вертолётов. Ну, пусть наши вертолеты тяжелее французских, пусть погабаритней. Ну, пусть НАШИХ 10 штук (я для примера, цифра из головы). Но всё равно, откуда столько? Аж на 4 корабля, которые собираются строить для нашей страны? К сожалению, совсем не секрет, что вертолётный парк поизносился настолько, что мы не в состоянии обеспечить полным комплектом эти корабли. Да и не в вертолетах, в принципе, дело, увы. Железо, при необходимости, профинансируют и достаточно быстро. Если будет действительно нужно для страны, сделают вертолёты. А вот кто летать на них будет? Вот это вопрос. Лётный состав качественно за год не подготовишь. Да и за два проблематично. И это при наличии техники, топлива и регулярности полётов. И, главное, на мой взгляд, не техника в этой ситуации. То есть, не её наличие. А вот кто учить-то будет летать? Инструкторский состав достаточно возрастной, вот-вот большинство перестанет вписываться в новый облик. И тогда будет поздно присылать новые вертолёты. Одним-двумя инструкторами много не наготовишь.

    Можно долго дискутировать о путях решения этой проблемы, отчего же воздух не посотрясать. На самом деле гигантская проблема в том, что выросло целое поколение нелетающих лётчиков. Как раз тех, кто в 90-е годы не имел возможности летать потому, что все силы были направлены на сохранение уровня реально летающего лётного состава. И вот эта гигантская дыра в подготовленном лётном составе потихоньку накрывает авиацию.

    Ну, и постоянные продления ресурса авиационной техники тоже не добавляют оптимизма в данной ситуации. Фраза, аналогичная «вон трактор железный, пусть он и работает» в авиации не применима. Это народ у нас железный, он как раз-то ещё работает! Над тем, чтобы старые «дрова» летали безопасно! А если ещё воплотится в жизнь переход на обслуживание авиатехники сержантским и старшинским составом, вообще станет весело и спокойно! Вроде не война, не тяжёлые годы разрухи (хотя, это ещё как сказать)! Этак мы и летать скоро станем с сержантами, подготовленными по принципу «взлёт – посадка», а там, мол, в войсках доделают. Не доделают! Готовить нужно тщательно и старательно людей, сознательно пришедших в авиацию, чтобы лётный и технический состав с молодых лет понимал ответственность за безопасную и качественную работу связки «человек – техника – среда»!
    Иной вариант развития событий попросту опасен, если не преступен!


    Александр Дундин
    Май 2010 г.