Теперь,
когда авиации у нас почти не осталось, авиационных праздников стало много.
День ВВС (в феврале или марте -- может, кто помнит?), День гражданской
авиации, кажется, появился даже День морской авиации.
И все же
самым любимым и всенародно признанным был и остается День Воздушного
Флота. В этом году главный авиационный праздник пришелся на 18 августа.
Если раньше безальтернативным вариантом было Тушино, то в последнее время
проблема выбора -- куда поехать? -- вышла едва ли не на первое место.
Кто-то, склонный к авантюризму, отважится отправиться в Липецк, другие --
в Тверь или Рязань, ну, а остальным москвичам остается только добраться до
Чкаловской -- в этом году одна из самых именитых и интересных авиабаз ВВС
широко распахнула ворота для всех желающих. Хотя в СМИ употреблялось
выражение "впервые", на самом деле свободный доступ случался еще в 90-е
годы (прошлого века).
В этом
году, однако, мероприятие оказалось более торжественным, нежели 4--5 лет
назад. Львовская трагедия стала доводом (хотя и весьма спорным) для отмены
широко разрекламированного участия пилотажных групп во время выставки в
Домодедово -- иначе одновременное появление "Витязей", "Стрижей" и "Руси"
в Чкаловской вряд ли было бы возможно. Можно с уверенностью сказать, что
многие решились посетить Чкаловскую только из-за этих обстоятельств -- в
противном случае число посетителей военной авиабазы было бы на порядок
меньше.
Официальное
начало было объявлено в 10 часов, но наиболее самоотверженные поклонники
ВВС постарались занять лучшие места и вступили на аэродром минимум на час
раньше. В общем, выгодных, "козырных" точек для наблюдения или съемки было
не так и много -- стенки для газовки на стоянке всех желающих явно
приютить не могли.
Наиболее
зрелищная -- пилотажная -- часть развивалась по нарастающей.
"Разогревающей" командой для ожидаемых всеми "Витязей" и "Стрижей" стали
пилотажники РОСТО (чуть не написал -- ДОСААФ) на L-39
и спортивный Су-26 (или Су-31?). Надо сказать (с оговоркой, что это ЛИЧНОЕ
мнение), что команда из Вязьмы мало проигрывает в зрелищности своим
коллегам на боевых машинах, несмотря на то, что на стороне последних -- и
скорость, и оглушительный гром двигателей, и размеры (конечно, больше это
касается "Витязей"). Почему-то ни "МиГи", ни "Су" не оснащены системой
генерации дымовых трассеров, являющихся непременной принадлежностью всех
легендарных пилотажных команд мира. А на "элках" такая аппаратура, пусть
даже в убогом, нецветном варианте, используется на всю силу. В общем,
"Русь" выступила сильно, порадовав не только числом (как-никак, целых
ВОСЕМЬ машин), но и умением. Хотя и случались некоторые длинноты и
"выпадения", когда не происходило ничего, заслуживающего внимания, все же
нарисованное в небе сердце стало, пожалуй, украшением всей воздушной
части. Завершив выступление, "русичи" сели в полном составе. Помимо
собственно пилотажных машин, "поддержку" обеспечивал L-410,
становящийся все большей и большей редкостью в нашем небе.
И вот,
наконец, ТО, РАДИ ЧЕГО большинство сюда и стремились -- гордость
российской авиации (как ее понимают по-простому), "Русские Витязи"!!!
Тьфу! (3 раза через оба плеча) -- чуть не сбился на тон комментаторов всех
подобных мероприятий. Теперь остается еще подпустить малешко патриотизма,
подбавить патетики и замешать на небольшой истерике. "Лучшие летчики
России,.. асы из асов!.." -- этот набивший оскомину набор знают все,
бывавшие, скажем, на МАКСе. Из года в год ничего не меняется -- Су-27 и
МиГ-29 как были "лучшими истребителями, не имеющими аналогов", так,
видимо, и останутся таковыми вплоть до снятия с вооружения. Понятно, что в
праздник хочется слышать по большей части приятное, но в Чкаловской,
учитывая, что собрались "свои" люди, можно было освещать события более
объективно -- с большим достоинством, что ли. Может ли обмануть кого-то из
штаба ВВС или служащих здесь, в Щелково, подобная информация? С каких пор
о здоровье ВВС судят по демонстрационной (недаром ее же называют
"придворной" или "парадной") группе? Да и в какой степени освоение машины
по части высшего пилотажа (замечу -- весьма специфической его
разновидности, а не боевого маневрирования) свидетельствует о боевой
ценности летчика и машины в целом?
Кстати
сказать, если все же судить о ВВС России таким способом, то ухудшения
налицо -- пилотаж крутила всего лишь пара "Витязей". Учитывая размеры
"Су", даже не очень низкие проходы производили впечатление пилотажа "на
грани", но занять все небо две машины, конечно же, не могли. Завершив
выступление (одним из самых зрелищных моментов был отстрел ИК-ловушек --
раньше этим чаще развлекались "Стрижи"), спарка приземлилась, а место в
небе заняли МиГ-29. Несмотря на "правильный азимут", который организаторы
собирались придать солнцу, освещение для съемки было не особенно удачным
-- только поначалу машины представляли себя зрителям "в выгодном свете".
Затем набежавшие облака значительно убавили яркости и выразительности, а
когда спустя полтора часа после завершения выступлений небо очистилось,
еще более поздние события происходили и вовсе в сильном контровом свете.
"Стрижи"
смогли выступить пятеркой -- традиционный пилотаж в очень плотном строю,
много дыма, свойственного РД-33 придавали этому выступлению свою красоту,
но все же после огромных Су-27 "двадцать девятые" смотрятся мелковато.
Роспуск! Не вертикально, как обычно, и не сбоку, а прямо на зрителей!
Четыре машины ушли вслед за Су-27 домой, в Кубинку, а спарка "Стрижей"
сев, заняла место возле Су-27УБ.
Всегда
хотелось, чтобы кто-нибудь прояснил ситуацию -- отчего в нашей страдающей
от затяжного кризиса стране ее нищие ВВС имеют ДВЕ пилотажные группы на
ТЯЖЕЛЫХ РЕАКТИВНЫХ БОЕВЫХ МАШИНАХ?? Собственно, в мире только одни
вооруженные силы позволяют себе такую роскошь -- ВВС и ВМФ США содержат
"Буревестников" и "Синих ангелов" соответственно. ВСЕ остальные страны
мира -- даже такие богатые -- материально и в смысле традиций, как
Великобритания, Франция или Япония имеют всего ОДНУ пилотажную группу -- и
в большинстве случаев на легких реактивных учебно-боевых самолетах. У нас
есть лишние деньги? Или иметь две показушные группы важнее для обороны
государства, чем обеспечить покупку или модернизацию авиатехники? А может,
подумать о том, что с таким налетом, до которого у нас повсеместно
докатились строевые пилоты, и самолеты скоро не будут нужны? В
благополучных странах, где военные авиаторы представляют собой если не
элиту, то во всяком случае, очень и очень обеспеченную прослойку общества,
такие показательные выступления могут стать весомым аргументом в пользу
службы в ВВС, а у нас... (это к вопросу о пропагандистском предназначении
"Витязей" и "Стрижей"). Скромнее нам надо вести дела -- мы уже не
сверхдержава...
Завершающий
эпизод воздушного действа -- массовый парашютный сброс с трех Ми-8.
Камуфлированные "восьмерки" выглядели очень свежими и новенькими, но
гораздо ярче небо расцветили множество парашютов и флагов -- разумеется,
флаг ВВС был в тот день наиглавнейшим!
На этом
воздушная часть шоу завершилась, и немалая часть народа потянулась к
выходу -- погода никаких радостей не сулила. Если до того на отведенном
участке (перроне) было буквально не протолкнуться, то вскоре стало вполне
свободно, хотя и "Руслан", и "76-й", и Ил-62М, и Ту-135, открытые для
посещения, интересовали многих. Но большинство оставшейся публики не
жалело себя в попытке поближе познакомиться с машинами, составляющими
сегодня основу ВВС России. Командование ВВС не пожалело усилий, и собрало
"всякой твари" -- но только по одной штуке -- МиГ-29, Су-27, МиГ-31Б,
Су-24МР и Су-25. Приятно, что в отличие от того же Жуковского, где фирмы
представляют свою продукцию в "облизанном" состоянии (в идеальной окраске
и т.п.), здесь можно было посмотреть самые обычные строевые машины,
настоящие "рабочие лошади" нашей военной авиации -- облезшие и
обшарпанные, со следами подкрасок (видимо, столь неприглядный внешний вид
ввел в заблуждение даже людей не случайных -- кое-кто принял эти машины за
давно нелетающие экспонаты). Все они были представителями фронтовой
авиации, и некоторой диспропорцией стало полное отсутствие армейских
трудяг-вертолетов -- ни Ми-8, ни Ми-24, не говоря уже о чем-то более
экзотическом. О дальниках и тем более стратегах речь, разумеется, не шла.
Среди
эспонатов статэкспозиции особенно приятно было увидеть разведчик Су-24 с
такими знакомыми эмблемами и символикой на фюзеляже. (Родные! Из Шаталово!
Вот для этой надписи трафарет делал, и здесь тоже помогал...) Похоже,
такой "мэйк-ап" вызвал интерес со стороны многих коллег, прибывших в
Чкаловское с разных баз 16-й ВА. А немногочисленные зарубежные энтузиасты
были просто в восторге!!!
Вряд ли
этим словом можно описать чувства экипажей в отношении орды
посетителей-варваров, буквально терзавших несчастные самолеты. Раньше я
всегда чувствовал себя обделенным, когда доступ к технике был ограничен,
но после увиденного понимаю, что если мы хотим сохранить хотя бы старую
матчасть, то ближе нескольких метров "публику", а особенно детей!
подпускать к ней нельзя! Вот только несколько сюжетов: две плотные девицы
с визгом виснут на ПВД (!), "добрые" молодцы прикладывают силы, испытывая
на прочность ДУА, детки ПРЫГАЮТ на стабилизаторе, веселая компания с
визгом оттягивает заглушки на соплах МиГ-29 и с грохотом отпускает их
обратно. Видимо, если нет ни культуры, ни мозгов, ограждение вокруг
техники остается лучшим вариантом (или можно вообще никого никуда не
пускать -- и это будет вполне оправдано). КАК ТАК МОЖНО себя вести???
Может, заслуженно нас считают варварами? Одним из результатов таких
"испытаний на прочность" стал оторванный шланг азотной системы на МиГ-31.
Перелет на родной аэродром пришлось отложить... Обошлось ли все только
этим, особенно на МиГ-29??
Закончить
все же надо на высокой ноте -- те немногие, кто решил остаться до самого
конца (3 часа пополудни) были вознаграждены красивыми взлетами -- сначала
отправились "русичи", затем ушел "Стриж", и, наконец, последней покинул
Чкаловское "Су" с флагом ВВС на килях...
А в общем,
хотя у нас и много авиационных праздников, не будем забывать, что День
Воздушного флота -- не только для военных в темно-синей форме, а для всех,
имеющих отношение к авиации. Всех их -- С ПРАЗДНИКОМ!
Хотя на
форуме уже наезжали на споттеров (такие редкие и безобидные зверушки с
патологической любовью к авиацифрам), все же не будет лишним привести
паспортные данные присутствовавших машин (вдруг это кому-то поможет?):