Полосы лишней не бывает
невеселая быль
Весной 1984 года в Афганистане каждый мой
день начинался вылетом на разведку погоды. Нужно было определить погоду в
районах первых ударов и определить возможность высадки десантов! Так как
десанты планировались с рассветом, взлетать приходилось еще в темноте. В
связи с ночными обстрелами аэродрома выруливал в конец взлетной и осматривал
с фарой полосу на наличие посторонних предметов (оперений и кусков от
реактивных снарядов). Сам, конечно, не уберешь, - главное на разбеге не
наехать! В тот период в Баграме собрали почти всю авиацию 40А, вертолетные
полки из Джелалабада и Кундуза стояли в три ряда между ВПП и магистральной
РД, на стоянках эскадрилья Су-25, одраэ СУ-17м3Р, эскадрилья Су-17м3 из
Шинданта, наш иап, местная овэ, два афганских полка МиГ-21, Су-22 и
эскадрилья советников Ан-12. Вся эта авиация управлялась четырьмя-пяти РП на
четырех каналах и обеспечивалась всего двумя (нашей и афганской) ротами
связи! У нас был супер-ас РП, наверно лучший РП ВВС А.Кулешов (уже нет его
среди нас, царствие ему небесное!). Приходил на КДП, врубался по всем
четырем каналам, и полностью брал управление на себя! В те времена после
взлета в наборе обнаружить и обойти эскадрилью вертушек, разойтись на
перевале со звеном Су-25, или выполнять удар по цели, в километре от которой
долбит свою цель «Град», было совершенно обычным делом!
Ранним утром в сумерки запускаю на очередную разведку. Выруливаю, осматриваю
полосу. Справа вертушки уже машут лопастями для сбора очередного десанта,
антоны в начале ВПП тоже начали проверку двигателей, подняв облако пыли.
Подруливаю к самому краю полосы, помню принцип, что ее много не бывает.
Разворот, запрашиваю разрешение на взлет. Слышу знакомый голос и
предупреждение Кулешова:
- Взлетайте, внимательнее, много пыли!
Включаю форсаж, начинаю разбег. Полоса впереди скрыта пылью от Ан-12. Высота
аэродрома 1500м, поэтому длина разбега раза в два больше. Проскакиваю облако
пыли, спарка поднимает нос, бежим дальше. Впереди облако пыли от вертушек.
Скорость около 350, видимость сносная - метров 400, и, вдруг впереди на
полосе очертания Ми-8! До него метров 300. Отвернуть не удастся, беру
полностью ручку на себя, самолет неохотно задирает нос, ПВД выше гор, время
растягивается в бесконечность, подскакиваем, колеса проходят в метре от
несущего винта, снова стукаемся о полосу, еще метров 200 разбега, и,
наконец, в воздухе! Шасси, закрылки, от горла отошло, говорю РП, что думаю о
нем и спрашиваю, какой дятел без разрешения вырулил на полосу.
Гости. Ми-8 в Баграме
Поле посадки выясняется, что это замполит
эскадрильи из Джелелабада. В вертолетном царстве созрело понимание, что все
летательные аппараты должны взлетать только после контрольного висения -
самолеты у них бывали раз-два в неделю. Занять (на минутку) без разрешения
на полосу было обычным делом, Разрешение на выруливание было воспринято как
благословение выползти на ВПП для руления по ближайшей РД. РП конечно ничего
видел в пыли, да и предположить подобное не мог - во все мире летный народ
разными жаргонами обычно отдельно просится на взлетную.
Случай был разобран со всем вертолетным составом, были объяснены основные
особенности взлета невинтокрылых машин. Вскоре в суете боевых будней все
быстро забылось. Эскадрилью вертушек заменили другой из Джелалабада.
Информационные сборники не печатались – не до того! Дней через десять утром
выруливаем звеном на удар. Впереди влезла афганская спарка МиГ-21. Ветер еще
не поднялся, над аэродромом снова облако пыли. Первая РД в Баграме выходила
на ВПП в 150 м от ее начала. Полосы 3200 м для взлета вполне хватало, и
самолет, не возвращаясь к началу ВПП, сразу развернулся на взлет. Форсаж,
разбег, спарка вошла в пыль и за мгновение перед отрывом рассыпалась над
полосой огненным шлейфом!
Опять Ми-8 без разрешения выручил на полосу, но на этот раз скорости
взлетающим не хватило и спарка врубилась в заднюю часть вертолета. Экипаж
вертушки отделался шоком и потерей винтокрылой техники, а вот истребителям
не повезло - рассеяло по полосе на три километра (инструктор был наш,
советник заместителя командира аэ).
Много лет спустя, не юге, в Чемитке случайно встретились с праваком Ми-8
того замполита - вспомнили мгновение, когда все определили сто пятьдесят
метров ВПП, десять километров в час взлетной скорости и один метр высоты.