Давно это было, еще
в прошлом веке. Ностальгия по доброму,
светлому, трепетно оберегаемому
памятью времени. В 2001 году наш курс
Тамбовского ВВАУЛ праздновал 20-летие
выпуска. Меня там не было, так уж жизнь
сложилась, разметав всех по свету,
словно пожелтевшие листки календаря.
Жаль. Могу только представить о чем
были разговоры старых друзей. Нет, не
на праздничном банкете, а гораздо
позже, когда уютно сели на перекур. И
срок-то небольшой, а сколько событий
втиснулось и у страны, и у каждого...
Что
ж, сядем в курилке, где нет
протокольных речей, а посему разговор
доверителен, как "мысли в слух
Старого Пилота".
Пачка
традиционного "Казбека" по кругу,
тянутся руки, хотя все давно курят
Мальборо. Это ведь было традицией:
после самостоятельного вылета
подарить папиросы "Казбек"
проверяющему, инструктору и технику.
Самое сильное
впечатление от самостоятельного
вылета: в полете несколько раз
оборачивался в заднюю кабину - не
верилось, что лечу один! И просто
неописуемый восторг - ты САМ
пилотируешь! Пусть это всего лишь Л-29,
"Элочка" как мы его ласково звали,
но в 17 лет это было пределом мечтаний!
Даже не помню, что орал в полный голос
от восторга.
Господи! Спасибо
тебе, за счастье прикоснуться к
крылатому племени. Стать частичкой
его, сохранить на всю жизнь это
детское ощущение праздника. Как иной
раз жалко людей, так и не поднявшихся в
воздух, не увидевших за всю жизнь, что
такое рассвет, встреченный на высоте 10
000 метров.
Врезалась в память
картина увиденная на взлете. Это
мгновение длилось всего несколько
секунд: солнце еще не выкатилось из-за
горизонта, его восходящие лучи не
успели осветить всю землю. Она
затаилась в полусне, укрытая дымкой,
стершей все детали и только реки и
озера, отражающие ярко освещенные
облака, казались кусками зеркал,
разбросанных на покрывале. Жадно
пытался запомнить этот вид, сознавая,
что вряд ли он повторится. Ужасаясь и
восторгаясь, что кроме меня, его никто
не видит. А сколько неповторимых
пейзажей увидел в полете, ловя себя на
мысли, что таких красок не бывает, что
если это написать фотографически
точно на холсте, любому зрителю сразу
придет мысль, что цвета слишком
фантастичны, чтобы существовать в
природе.
- Ха! А вот у меня
было... А помните?… Погодите, пока не
забыл...
Тлеют светлячки
папирос, тревожат душу воспоминания
детства.
А как Валерка
Тостиков (некоторые имена изменены -
дабы не смущать народ продолжающий
службу) блуданул над точкой?
- А чего, бывает.
Прошел по маршруту на Л-29, старательно
отсчитывая время, контролируя
Курсовые Углы Радиостанций, наконец,
дождался когда крутнулась стрелка АРК,
оторвав взгляд от приборов, выглянул
за борт… и ничего не увидел. Нет, не то,
что бы совсем ничего, но аэродрома не
было. Заерзал. Опять выглянул - ну нет
его. (В это время нос самолета
полностью закрыл аэродром, который
можно было теперь увидеть лишь
догадавшись сделать крен градусов 45)
037: - Я 037...
РП:- 037, где находитесь? (улыбаясь)
037: - Я 037, не знаю, честно.
Курсант перед
машиной РП, назначенный наблюдателем
за воздушным пространством, слыша
этот диалог, возмущенно тычет палкой в
самолет, пролетающий над головой РП.
Я
попал в звено инструкторов со сплошь
авиационными фамилиями: инструктор -
Крылов, потом шел Гусев, Комаров и
старший летчик Коровин (!).
По традиции корова
считалась авиационным животным,
поэтому все было в масть!
...Где-то на
двадцатом самостоятельном вылете и
мне довелось поерзать в нестандартной
ситуации.
Обычный полет по
кругу. После уборки шасси замечаю, что
как-то они нехотя убираются. На
траверсе выпускаю и вижу, что не
падает давление в системе, как обычно
после установки на замки. Смотрю на
лампочки выпущенного положения, так и
есть - не горит лампа передней стойки.
С надеждой смотрю на механический
указатель - в просторечии "солдатик".
Не вышел полностью. Чисто курсантская
логика: во влупят по прилету, по самые...
в общем, по самые "нехочу". Млин,
неужели это со мной?
В башке -
наставления инструктора, о том, что
прежде чем выходить с докладом в эфир,
надо продумать, дабы сообщить
максимум полезной информации. Весь
полет до третьего разворота репетирую
и выдаю для РП домашнюю заготовку:
- 044, на третьем,
шасси не выпущено полностью, основные
зеленые горят, передняя не горит,
механический не торчит, давление не
упало.
Кручу кран выпуска
аварийно. Черт, что ж он тугой такой? На
тренажере все не так было. Хм... Ничего.
044: - Не выпускается,
ухожу на второй круг.
РП: - На второй! 044, пройдите над стартом
на 200 метров.
Далее начинается
совсем не по инструкции: при уходе на
второй круг жму кнопку уборки и убираю
шасси (хотя после аварийного выпуска
надо было стравливать давление из
аварийной системы специальным краном,
но на этом самолете его не было).
На земле
замешательство - заметили, что я убрал
шасси (переднее действительно не
вышло, а лишь чуть торчало из ниши).
РП: - 044, Выпускай
шасси после первого.
044: - (глуповато) основной или аварийной?
РП: - Попробуйте основной.
044: - (радостно) тоже самое, переднее не
становится на замок!
РП: - Посмотри на кран аварийного
выпуска, положи руку, поворачивай кран
и считай обороты.
044: - (дурковато в эфир) 1,2,3,......41,42,43...
РП: - ...???????? Сколько?????
044: - 45 оборотов.
На земле притихли,
представляю изумление инженеров и РП -
кран вообще-то имел рабочий ход
оборота четыре. Может курсант его
вообще сдуру оторвал?
Не дождавшись их
резюме, докладываю, что буду садиться.
Представляю помятый нос самолета
после посадки, брр... Решаю сесть с
плюхом, может от удара встанет на
замок, говорили иногда грязь попадает
на полевых аэродромах.
Плюхаюсь и ... О, чудо!
Характерный удар по корпусу при
постановке на замок.
До последнего
удерживаю колесо в воздухе, слышу как
забарабанило по земле… Уф, пронесло!
Заруливаю на стоянку, там уже толпа
инженеров и инструкторов. Вылезаю из
самолета, докладываю, и тут начинают
дрожать руки. Чтоб не заметили, сую их
в карманы.
Инструктор:
- Сходи за хвост, отлей и покури.
Инженеры в кабину -
зафиксировать положение кранов.
Обалдело разглядывают законтренный
контровкой кран.
– Так он его и не
открывал!
Подняли самолет на
подъемники: все убирается и
выпускается. Я в шоке: не верят что ли?
Что оказалось: на
кране была резиновая накладка. Сам
кран законтрили проволокой вместо
диаметра 0,3 (КОК-0.3) той, что
подвернулась - 0,7.
Когда рука в
перчатке лежала сверху, надписей на
нем было не видно, а вращающиеся края
резинового ободка я принял за
вращающийся кран. Как мне потом
объяснил инженер, надо было
расконтрить кран, а потом его крутить.
Во как! Его бы засунуть одного в кабину
и спросить голосом Жванецкого: - Чего,
чего надо раскручивать? При
расследовании оказалось, что при
плановом ремонте был установлен
укороченный шток цилиндра выпуска, с
самолета 51
серии на самолет 23
серии, что и привело к недовыпуску
стойки при большей скорости, но не
выходящей за ограничения. В общем,
спустили все на тормозах: вроде и
самолет не побил, и действовал не по
инструкции.
Невероятный случай,
не зарегистрированный официально,
произошел, когда мы летали на самолете
Ил-28 (3-й курс) в Тамбове, на базовом
аэродроме. Разгар смены, сижу на
фюзеляже - заправляю самолет к своему
же вылету, поглядываю на подходы к
точке выравнивания своих сокурсников.
А через пару минут мы стояли с
отвалившимися челюстями, не веря
глазам своим...
Ил-28-великолепный
по своим характеристикам
бомбардировщик имел, конечно, и свои
темные стороны. Далеко вынесенные
двигатели заставляли изворачиваться
червяком, дабы полностью дать педаль и
умудриться выпрямить колено -
поставить ногу на замок при полете на
одном двигателе. Хорошо если рост
средний, у меня же нога не
выпрямлялась полностью, и в такой
раскоряке летел 1,5 часа по маршруту.
После полета нога ходила ходуном еще
пару часов. Была и еще одна бяка: при
определенном остатке топлива, дабы на
посадке обеспечить переднюю
центровку, надо было включать помпу
перекачки топлива в переднюю группу
баков.
Саня Роханенко
выполнял полет на "спарке",
штурманов не хватало, и в переднюю
кабину подсаживали курсантов, имеющих
допуск курсанта-наблюдателя. В его
экипаж подсадили молодого
инструктора, которого взяли из
боевого полка и катали по программе
инструкторов. То, что они оба забыли
перекачать топливо,
еще ничего, но, занимаясь перекачкой
на глиссаде, они еще умудрились
прозевать этап выпуска закрылков, и
начали мостить его с голым крылом,
удивляясь чего скорость такая, но,
полностью сосредоточившись на
проблеме центровки, сочли, что это
следствием ее нарушения. У нас было по
программе пару посадок с голым крылом,
но какой это опыт?
Концовка: разогнали
самолет выше заданной скорости, ну и
приложили его от души с двойным
перелетом.
Есть такое понятие
в авиации "козел". Нет, это не из
лексикона сегодняшних братков. Это
грубая посадка с резким опусканием
носовой стойки, после чего самолет
отходит от земли и приземляется еще
грубее. Этот "козел" бывает двух
видов: обычный и прогрессирующий. Ил-28
отличался ярко выраженным
прогрессирующим, причем остановить
его было практически невозможно: с
каждым скачком он отходил все выше от
земли с потерей скорости, а
приземлялся все грубее и, говорят, на
третьем ударе разваливался.
Рекомендацией было: полностью зажать
тормоза, "разуть" шасси, но
остановить эти скачки.
В общем, на каком
этапе "инструктор" сунул
максимальные обороты обоим
двигателям, непонятно. Секунд 20
двигатели, судорожно сося воздух,
пытались раскрутить турбины. Мы,
застыв, с ужасом смотрели за этими
бешеными скачками, понимая, что сейчас
катастрофа произойдет у нас на глазах.
На третьем скачке
они отошли до уровня антенны РСБН, а
это примерно 15 метров и начали
валиться, покачиваясь с крыла на крыло.
Невероятно, но когда до земли
оставалось метр-полтора, двигатели
набрали обороты и они, отчаянно
раскачиваясь на вторых режимах ...ушли
с козла на второй круг!
Случай замяли,
поэтому официально такое новшество
зафиксировано не было.
Ну,
а это почти анекдот. Я закончил
лидерную программу пораньше и
подлетывал наблюдателем, дабы не
попасть в наряд. Слетал на спарке в
зону пилотажную с сокурсником Вовой
Маманычевым. Тот все переживал перед
полетом: вдруг дадут зону номер 3, где
он ни разу не был. Говорю ему: я там был
несколько раз, найдем!
Точно, дают третью.
Приходим, показываю Вове - вон
коровники - центр зоны, граница леса с
севера, озеро с востока, дорога с
запада, ну а на юге характерного нет,
но ориентируйся по краю поля с юго-востока.
Запомнил?
- Та шо тута
запоминать...
Прилетаем,
следующий у него вылет с другим
курсантом через 1,5 часа.
- Теперь найдешь?
Запомнил ориентиры?
- Да легко! Там в центре зоны
здоровенное облако стоит...