Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 1. Зарождение оружия воздушгого боя (до 1914 г.)

 

Глава 1. Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года)

1.2. Полет в войны

 

Братья Сергей Николаевич (1775 (76) - 1847 гг.) и Федор Николаевич Глинка, известные первый как писатель, а второй как поэт, оставили заметный след в русской истории изданиями журнала "Русский Вестник", труда "Русская история", патриотических "Письмах русского офицера" и др. печатных публикаций.
Из их трудов следует, что с овладением полетом человечество использует воздушное пространство не только в мирных целях, но и в военных, т.е. оно может стать новой ареной войны. Ф.Н.Глинка в "Письмах русского офицера" писал:..."К земным и морским разбойникам прибавились бы еще и воздушные, которые подобно коршунам или известному по сказкам чародею Тугарину нападали бы на беззащитных. Тогда не уцелели бы и народы, огражденные морями: крылатые полки, вспорхнув с твердой земли, полетели бы как тучи саранчи, разорять их царство".
Этот пророческий и несколько преувеличенный взгляд относится к 1815 году. В последующие времена итальянский генерал артиллерист Джулио Дуэ и его последователи именно так и предполагали использовать воздушные армии для порабощения государств.
Однако воздушное пространство начало использоваться в военных целях. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.) в "Истории Государства Российского" приводит несколько примеров использования воздушной среды для достижения победы над врагами. Так в 906 году князь Киевский Олег (Вещий Олег), осаждая Царьград, пустил в неприятельский стан целые полки "летучих всадников" для психологического воздействия на осажденных. Это событие, по словам летописца, достигло цели -..."сотворища кони и люди бумажны вооружены и позлащены и пусти на воздух, на град, видев же грецы и убояшася". По этому преданию видно, что хитрость Олега удалась - греки побеждены. А " кони и люди бумажны", очевидно, были пущены, по ветру или в восходящие потоки над крепостью и представляли собой не что иное, как надувные или змейковые аппараты аэростатического летания. Там же, у Карамзина, приводится случай применения голубей в боевых целях. В 945 году княгиня Ольга, мстя древлянам за убийство своего мужа Игоря Рюриковича при сборе дани, сожгла город Коростень. Для этого, по велению Ольги, отлавливались коростельские голуби. К их туловищу привязывали пучки промасленной пакли и поджигали. Голуби с горящими факелами летели в свой обетованный Коростень на гнезда, забивались под крыши. Коростень запылал. Враг сдался на милость победителям. Эти приведенные примеры, безусловно, надо рассматривать только как военную, возможно выдуманную летописцами хитрость русских народов, но не как аппараты для полетов человека в войну. Осознанное и технически оснащенное летание в военных целях появилось в XVIII веке. Конец XVIII века замечателен широким применением аппаратов статического летания в военных целях.
Воздушные шары с человеком на борту применялись в период Французской революции и в битвах французов с австрийцами при Мобеже и Флерусе в 1794 г. Это были привязные монгольфьеры, поднятые на высоту 350-400 м, с помощью которых велась разведка мест сосредоточения противника и корректировка огня дальнобойной артиллерии. Большая польза от применения монгольфьеров на войне была оценена французским правительством, которое в 1794 году организовало первую воздухоплавательную военную школу в Шале-Медон.
Во время междоусобной войны американцев (1861-1865 гг.) был использован опыт Франции по применению воздушных шаров на войне. При осаде г. Ричмонда (1862 г.) северяне, при помощи двух привязных шаров организовали телеграфную связь с лагерем своих войск и могли следить, что делается в осажденном городе, а также более эффективно направлять артиллерийский огонь на вражеские батареи.
Привязные шары французы применяли в период военных действий в Тонкине в 1884 году, а в 1870-1871 гг. - при осаде пруссаками городов Париж и Меце уже применялись воздушные шары-аэростаты для воздухоплавания. Из осажденного Парижа выпущено около 65 аэростатов. Семь аэростатов из 65 пропали, два унесено в океан, а пять захватили пруссаки. На аэростатах из Парижа вылетели 164 человека, в том числе премьер-министр Франции Гомбетта, было отправлено 2,5 млн. писем общим весом около 10000 кг и вывезено 380 почтовых голубей, из которых 57 возвратились в Париж с большим количеством депеш. Из Меце отправлено 40 аэростатов, каждый из них брал по 5000 писем. Не долетело по назначению 6 аэростатов.
Успешно применялись англичанами воздушные шары во время войны с бурами (1900-1901 гг.), русскими и японскими армиями в период русско-японской войны при осаде Порт-Артура (1905 г.). Австрийцы во время осады г. Венеции в 1849 году использовали воздушные шары для бомбометания тридцатифунтовые бомбы. Сбрасывание бомб производилось после сгорания специального шнура, удерживающего подвеску снаряда. Результаты бомбометания оказались малоэффективными, поэтому от поражения наземных целей бомбами, сбрасываемыми с привязных аэростатов, отказались. Однако такое бомбардирование было первым опытом применения оружия с воздуха. Бомбометание с аэростатов снова воскресло только в Триполитанскую кампанию 1911-1912 гг., в которой итальянцы применили не привязные шары, а небольшие управляемые аэростаты с авиабомбами на борту. Бомбометание, как способ ведения вооруженной борьбы, получило широкое распространение в первую мировую войну. Носителями авиабомб в этой войне стали немецкие дирижабли высокомерного графа, генерала Фердинанда Цеппелина, конструктора дирижаблей с жестким остовом.
В России также как и в других развитых государствах предпринимали попытки создания боевого, вооруженного аэростата. Идея о создании такого корабля была внесена из-за границы немецким механиком Липпихом в тяжелое для нашего Отечества время, когда в 1812 году в пределы России вторглась французская армия под предводительством императора Наполеона. Предложение Липпиха, переданное в строгой секретной форме через русского посланника при дворе короля Влонтеберского графства (столица Штутгарт) Александру I гласило: " Открытие сие состоит в управлении аэростатического шара, конструкции воздушного корабля, который вмещать будет в себя нужное число людей и снарядов для взрывания всех крепостей, для остановки и истребления армии.
Конструктивно "воздушный корабль" Липпиха представлял собой длинную гондолу, которая крепилась к воздушному баллону с помощью деревянных рам. В гондоле предполагалось размещать несколько человек и 300 пудов груза. Воздухоплавание корабля, по выбранному курсу полета, должно было производиться при помощи крыльчатых весел, приводимых в действие мускулами экипажа, под управлением кормчего. Липпих, обещавший построить 50 кораблей в течение трех месяцев был доставлен инкогнито в Россию. При попечительстве московского губернатора Растопчина в подмосковном селе Воронцово, в тайне, велась огромная работа: стучали топоры, визжали пилы, шелестел сшиваемый шелк для баллонов... От Липпиха ждали обещанного. Вот, вот отправится в полет чудо техника, истребит лютого врага, но Наполеон приближался к Москве, а спасательного корабля все еще не было. Его на 130 подводах сначала перевезли во Владимир, а затем в Нижний Новгород и, наконец, в Ораниенбаум, где Липпих заканчивал свой корабль. Наполеона изгнали из России, а корабль только к 1814 году поднялся над землей, но против ветра не полетел: "Он корабль поднимал на шару на привезях не выше 5-6 сажень от земли, но полета против ветра произвести не мог, а главное его средство, предполагаемое для достижения его цели, состоящее в тафтянах крыльях, оказалось недостаточным". Так констатировала специальная комиссия результаты испытания корабля. Истратив 200000 рублей на постройку неудавшегося управляемого аэростата, Липпих был объявлен "сумашедшим шарлатаном" и в августе 1814 года выдворен из России.
Но идея Липпиха не пропала даром, на ее основе в дальнейшем были построены управляемые аэростаты с жесткой оболочкой, в гондолах которых устанавливались метательные и огнестрельные устройства для поражения наземных и морских целей. Это были дирижабли типа "Граф Цеппелин", примененные немецкой армией в войне. В России после "воздушного корабля Липпиха" были выдвинуты собственные предложения о постройке вооруженных дирижаблей. Изобретатель Снегирев в сороковых годах XIX века предложил проект управляемого аэростата, снабженного плоскостью с изменяющимся углом наклона, а в 1866 году Н.М.Соковкин разработал дирижабль жесткого типа объемом 5250 м3 с реактивным двигателем. Предложения русских изобретателей не сбылись - царская Россия ориентировалась на Францию, которая могла построить дирижабли для русской армии.
Дирижаблестроение в экономически развитых государствах и успешное их применение в военном деле заставило шевелиться военное ведомство России. В 1869 г. при главном инженерном управлении военного министерства образована "Комиссия по применению аэростатов для военных целей", способствовавшая строительству аэростатов, их вооружению, боевому применению и организации боевых действий. Она делает заказы во Франции на военные дирижабли. Вслед за известными германскими цеппелинами появились не менее мощные отечественные дирижабли французского производства типа "Лебедь", "Ястреб", "Альбатрос" и др. Дирижабли выполняли разнообразные боевые задачи: воздушная разведка, транспортировка войск и техники, бомбометание и обстрел позиций неприятеля. На дирижаблях для обороны устанавливались подвижные стрелковые установки, защищающие нижнюю полусферу от нападений самолетов. С появлением мощных военных дирижаблей угроза воздушной бомбардировки казалась настолько серьезной, что решением Гаагской конференции 1899 г. использование воздухоплавательных аппаратов для бомбардирования и обстрела противника было запрещено на шесть лет.
Дирижабль господствовал в войне 1914-1918 гг. до тех пор, пока не научились сбивать их с самолетов, специально созданными зажигательными ракетами лейтенанта французской армии Ле-Приера. Неприступность "цеппелинов" сразу же была ликвидирована - они факелом вспыхивали при первом попадании ракеты, но это было уже в конце войны, т.е. в 1917-1918 годах.
Дирижабли на поле боя больше не появились, а их полет в войны надолго приостановлен. Воздушным пространством овладели аппараты тяжелее воздуха - самолеты, развитие и совершенствование которых заняло больший период времени в сравнении с аэростатическими летательными аппаратами. Оружие воздушного боя с аппаратов статического летания переходит на аппараты тяжелее воздуха - самолеты.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама