Глава 1.
Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года)
1.3. От
дирижабля к боевому самолету
Аппаратам тяжелее воздуха -
самолетам пришлось пройти более тяжелый исторический путь, в 400 лет
- от Леонардо да Винчи (XV век) до полета первого самолета братьев
Райт (1903 г.). Этот период характерен сплошной цепью работ, над
делом механического летания с использованием воздушной среды в
качестве опоры, двигателем и самим аппаратом.
Первым научным обоснованием летания на аппаратах тяжелее воздуха
являются работы всемирно известного ученого XV века Леонардо да
Винчи. Исследовав полет птиц, он спроектировал аппарат с бьющими,
подобно птицам крыльями. Впоследствии такой аппарат назван
орнитоптелем. Вслед за Леонардо да Винчи известный ученый наш
соотечественник М.В.Ломоносов спроектировал модель воздушной
вертушки - предвестницы автожиров и вертолетов. От моделей до
самолета прошли века. Только в конце XIX века начались опытные
работы по созданию самолетов множеством энтузиастов практически во
всех передовых государствах, в том числе и в России. В России
впервые в мире создан летательный аппарат, который содержал
практически все элементы современного самолета. Автором этого
аппарата был изобретатель капитан первого ранга Александр Федорович
Можайский. Он же предсказал широкое военное применение воздушных
летучек с применением оружия.
В 1877 году, когда автор только еще представлял свой проект на
рассмотрение комиссии, журнал "Кронштадтский вестник" (1877 г. №5)
уже писал: "Нужно ли говорить о неисчислимых последствиях этого
замечательного изобретения... Представьте только, какую панику...
способна навести на неприятеля одна такая летучка..., какое
губительное расстройство может произвести она на его сборных пунктах
и сообщениях! Крепости и минные заграждения не спасут от ее когтей
ни армий, ни пресловутых броненосных флотов. А между тем, сама
летучка, носясь в воздухе... будет оставаться неуязвимой на высоте".
К сожалению "летучке Можайского" не суждено было наводить панику в
неприятельских станах, как и многим другим важным изобретениям
государственного значения в условиях социального консерватизма
России. Тем не менее, опыты Можайского, Максима, Лилиенталя и других
энтузиастов не пропали даром и были воплощены в реальном воздушном
аппарате тяжелее воздуха. Это удалось выполнить американским
братьям-механикам Райт. Они открыли новую эру в истории завоевания
воздушной стихии на аппаратах тяжелее воздуха - на самолетах.
Первый полет братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года, а перелет
французского летчика Луи Блерио через пролив Ла-Манш - 25 июля 1909
года. Перелет Блерио через Ла-Манш сам собой к данному времени
ничего особенного не представлял, но он остался памятным потому, что
Англия перестала быть недосягаемым в военном отношении островом. С
этим перелетом утверждалась роль самолета как боевого средства в
войне.
Самолет сулил столь большие возможности боевого применения, что
вторая Гаагская конференция мира в 1907 году под давлением военных
была вынуждена считать воздушную бомбардировку и обстрел "законным"
способом ведения войны. Такая дипломатическая отдушина усилила
работы над вооружением самолетов.
В 1909 г. в Москве А.А.Пороховщиковым уже проектировался самолет с
бронированной гондолой, пулеметной установкой и прибором для
бомбометания, а вслед за ним Д.П.Григоровичем создан гидросамолет с
бронированием жизненно важных агрегатов и с хорошим вооружением на
борту.
К 1910 году авиация из увлечения и спорта становится насущной
необходимостью всех капиталистических государств, бешено готовящихся
к войне за передел мира и сфер влияния.Авиация впервые опробована в
Триполитанской кампании 1911-1912 гг. В этой кампании итальянцы
применяли самолеты для поражения войск не только метанием железных
стрел, но и бросанием ручных гранат и небольших бомб. По сообщению
русского военного корреспондента, при итальянской армии,
Н.П.Мамонтова в войне участвовало восемь самолетов "Ньюпор" и четыре
самолета "Фарман". Для бомбометания было заготовлено 600
однокилограммовых бомб, снаряженных мелинитом. Первым объектом
бомбометания с самолетов 19 октября 1911 года стал оазис Айн-Сара.
Полеты самолетов проходили не без противодействия со стороны
противника. Их обстреливали с земли групповым ружейным огнем.
Русский журнал "Техника воздухоплавания" (ТВ №1 за 1912 г.),
оценивая боевое применение самолетов в Триполитанской кампании,
высказал мысль об улучшении боевой живучести самолетов путем
повышения высоты полета с 500-600 метров до 1000-1200м над целью и
введения бронирования летчика и мотора. В этом же номере ТВ есть
сведения, что кроме "Ньюпоров" и "Фарманов" в кампании принимал
участие самолет "Анатра" русской постройки на одноименном заводе.
Самолет в этой войне завоевал репутацию несравнимо большую, чем
воздушные шары, аэростаты и дирижабли. Летчики вели ближнюю и
дальнюю разведку, независимо от направления ветра, поддерживали
связь между войсками, производили съемки местности путем
фотографирования и зарисовок, бомбили и обстреливали войска и
фортификационные сооружения.
Самолет стал новым видом боевых средств во многих армиях мира.