Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 1. Зарождение оружия воздушгого боя (до 1914 г.)

 

Глава 1. Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года)

1.5. В войну без оружия воздушного боя

 

Авиационными специалистами к началу войны 1914-1918 годов созданы аэропланы различных классов и назначений. Уже в середине 1912-1914 гг. определился ряд самолетов, который в течение последующих 15-20 лет не претерпел принципиальных изменений. Ряд самолетов включал:
- летающая лодка Кернис, 1912 г.;
- одноместный моноплан-монокок со средним расположением крыла
Депердюссен, 1913 г.;
- одноместный биплан Сопвич "Таблоид", 1913 и Авро 504-к;
- двухместный разведчик биплан Альбатрос, 1914 г.;
Определились и классы авиадвигателей мощностью от 35 до 180 л.с. Скорость полета аэропланов возросла с 45-60 км/ч до 100-200 км/ч. Отрабатывались фигурный пилотаж, полеты на максимальную высоту, дальность и продолжительность. Само проектирование аэропланов из чисто эмпирической практики перерастает в научно-обоснованное на базе научно-исследовательских трудов ученых, в том числе Эйфеле "Сопротивление воздуха и авиация", 1911 г. и классического труда профессора Н.Е. Жуковского "Теоретические основы воздухоплавания", 1912 г., явившегося на длительный период основополагающей наукой об авиации. Самолетостроительная промышленность из приспособленных других отраслей производства: авто, мото, вело, каретных, мебельных, тароупаковочных и т.п., создает авиационные предприятия и их филиалы.
Авиационных предприятий к 1914 году было: во Франции-20, Англии-9, Германии-16, Италии-3, Австрии-1 и в России-9. В России самолеты строились на следующих предприятиях: Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), "Первое Российское товарищество воздухоплавания" в Петербурге, велосипедные фабрики "Дукс" в Москве и Лейтнера в Риге, фабрика Меллера и отдельные мастерские в Киеве, Одессе, Баку.
Месячная производительность самолетов в 1913 году составляла: во Франции-110 и 190 моторов; в России- до 40, преимущественно копий французских самолетов (по другим данным 20-25 самолетов в месяц). Франция, Англия, Германия, США и Италия вместе взятые, в 1914 году производили 2183 самолета и 2562 авиамотора, что оценивалось в 5,5 млд. золотых рублей. Стоимость одного американского серийного самолета составляла 16 тыс. золотых рублей.
Вступая в первую мировую войну, противоборствующие государства имели боеспособный авиационный парк примерно в следующем количестве самолетов:
- Германия - 258;
- Франция - 156;
- Англия - 50;
- Россия - 263.
К началу войны в России было сформировано шесть авиарот, состоящих из 39 авиаотрядов. Авиация в соотношении родов войск, в 1914 году занимала 0,17%. Эта небольшая доля и та оказалась невооруженной для войны в воздухе, точнее она заимствовала оружие, применяемое с аэростатов в виде стрел, мелких бомб, винтовок и личного оружия - пистолетов, но автоматическим оружием - пулеметами не вооружались. Пулеметы наземных образцов были тяжелыми, неудобными для установки на самолет. Легкие пулеметы только появлялись. Кроме того, пулеметы многими военными специалистами отвергались вообще или относились к ним с большим недоверием. Недоверие к пулемету военные специалисты обосновывали сложностью самой машины трудной для освоения бойцами, ненадежностью из-за порчи механизмов во время стрельбы, сложностью и обилием механизмов, требующих много забот при обслуживании и обеспечении. Далее выдвигались соображения об излишней скорострельности, ненужной, по словам командующего Киевским военным округом, а позднее военного министра генерала - адъютанта Драгомирова. Он считал, что нет надобности, расстреливать человека очередью из пулемета - достаточно подстрелить его одной пулей. Им же высказывалась мысль, что пулемет хорош против плохо вооруженной толпы в степных экспедициях. И еще: применение в войне пулеметов приведет к ненужной и опасной трате большого количества патронов, что якобы, создаст трудности в боевом обеспечении, что пулемет вообще не экономичен. Поэтому не случайно, что первый в мире пулемет американского фабриканта и изобретателя Хайрема Стивенсона Максима (1840-1916 гг.), созданный в 1883 г., в России для пробы испытывался только в апреле 1887 года в атмосфере прямого противодействия представителей военной мысли и предвзято-скептическом отношении самого Артиллерийского комитета, руководившего испытаниями. Пулемет Максим все же был принят на вооружение перед началом Русско-Японской войны и был применен на маньчжурских полях сражений. Здесь же был испытан датский, легкий пулемет Мадсен, разработанный в 1903 г. Этот пулемет положил начало развитию автоматического оружия в России и созданию отрасли пулеметостроения. Фирма Мадсен распространяла торговлю своими пулеметами по всему миру, что не обошло и Россию. В ходе империалистической войны Мадсену была выдана концессия на постройку пулеметного завода, в дальнейшем ставшего одним из мощных предприятий оборонной промышленности России в г. Коврове.
Автоматические ружья, полученные Россией из заграницы в 1908 г., также находились в стадий испытаний. Решение 1912 г. об изготовлении 150 экземпляров автоматических винтовок русского изобретателя В.Г.Федорова не реализовано.
В других европейских странах принятые для вооружения самолетов ручные пулеметы были разработаны только в 1907-1913 годах. Во Франции было создано три вида ручных пулеметов: Шоша-1907 г., Бертье-1908 г., Гочкис-1909 г., а в Германии - Парабеллум (1913 г.) и ручной пулемет Максим в 1908 г. весом 19,4 кг. Все эти пулеметы не выходили из стадии испытаний до начала войны. Основным огнестрельным оружием для ведения воздушного боя являлись револьверы, пистолеты и винтовки, которыми вооружались летчики и летчики-наблюдатели.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама