Глава 1.
Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года)
1.5. В войну
без оружия воздушного боя
Авиационными специалистами к
началу войны 1914-1918 годов созданы аэропланы различных классов и
назначений. Уже в середине 1912-1914 гг. определился ряд самолетов,
который в течение последующих 15-20 лет не претерпел принципиальных
изменений. Ряд самолетов включал:
- летающая лодка Кернис, 1912 г.;
- одноместный моноплан-монокок со средним расположением крыла
Депердюссен, 1913 г.;
- одноместный биплан Сопвич "Таблоид", 1913 и Авро 504-к;
- двухместный разведчик биплан Альбатрос, 1914 г.;
Определились и классы авиадвигателей мощностью от 35 до 180 л.с.
Скорость полета аэропланов возросла с 45-60 км/ч до 100-200 км/ч.
Отрабатывались фигурный пилотаж, полеты на максимальную высоту,
дальность и продолжительность. Само проектирование аэропланов из
чисто эмпирической практики перерастает в научно-обоснованное на
базе научно-исследовательских трудов ученых, в том числе Эйфеле
"Сопротивление воздуха и авиация", 1911 г. и классического труда
профессора Н.Е. Жуковского "Теоретические основы воздухоплавания",
1912 г., явившегося на длительный период основополагающей наукой об
авиации. Самолетостроительная промышленность из приспособленных
других отраслей производства: авто, мото, вело, каретных, мебельных,
тароупаковочных и т.п., создает авиационные предприятия и их
филиалы.
Авиационных предприятий к 1914 году было: во Франции-20, Англии-9,
Германии-16, Италии-3, Австрии-1 и в России-9. В России самолеты
строились на следующих предприятиях: Русско-Балтийский вагонный
завод (РБВЗ), "Первое Российское товарищество воздухоплавания" в
Петербурге, велосипедные фабрики "Дукс" в Москве и Лейтнера в Риге,
фабрика Меллера и отдельные мастерские в Киеве, Одессе, Баку.
Месячная производительность самолетов в 1913 году составляла: во
Франции-110 и 190 моторов; в России- до 40, преимущественно копий
французских самолетов (по другим данным 20-25 самолетов в месяц).
Франция, Англия, Германия, США и Италия вместе взятые, в 1914 году
производили 2183 самолета и 2562 авиамотора, что оценивалось в 5,5
млд. золотых рублей. Стоимость одного американского серийного
самолета составляла 16 тыс. золотых рублей.
Вступая в первую мировую войну, противоборствующие государства имели
боеспособный авиационный парк примерно в следующем количестве
самолетов:
- Германия - 258;
- Франция - 156;
- Англия - 50;
- Россия - 263.
К началу войны в России было сформировано шесть авиарот, состоящих
из 39 авиаотрядов. Авиация в соотношении родов войск, в 1914 году
занимала 0,17%. Эта небольшая доля и та оказалась невооруженной для
войны в воздухе, точнее она заимствовала оружие, применяемое с
аэростатов в виде стрел, мелких бомб, винтовок и личного оружия -
пистолетов, но автоматическим оружием - пулеметами не вооружались.
Пулеметы наземных образцов были тяжелыми, неудобными для установки
на самолет. Легкие пулеметы только появлялись. Кроме того, пулеметы
многими военными специалистами отвергались вообще или относились к
ним с большим недоверием. Недоверие к пулемету военные специалисты
обосновывали сложностью самой машины трудной для освоения бойцами,
ненадежностью из-за порчи механизмов во время стрельбы, сложностью и
обилием механизмов, требующих много забот при обслуживании и
обеспечении. Далее выдвигались соображения об излишней
скорострельности, ненужной, по словам командующего Киевским военным
округом, а позднее военного министра генерала - адъютанта
Драгомирова. Он считал, что нет надобности, расстреливать человека
очередью из пулемета - достаточно подстрелить его одной пулей. Им же
высказывалась мысль, что пулемет хорош против плохо вооруженной
толпы в степных экспедициях. И еще: применение в войне пулеметов
приведет к ненужной и опасной трате большого количества патронов,
что якобы, создаст трудности в боевом обеспечении, что пулемет
вообще не экономичен. Поэтому не случайно, что первый в мире пулемет
американского фабриканта и изобретателя Хайрема Стивенсона Максима
(1840-1916 гг.), созданный в 1883 г., в России для пробы
испытывался только в апреле 1887 года в атмосфере прямого
противодействия представителей военной мысли и
предвзято-скептическом отношении самого Артиллерийского комитета,
руководившего испытаниями. Пулемет Максим все же был принят на
вооружение перед началом Русско-Японской войны и был применен на
маньчжурских полях сражений. Здесь же был испытан датский, легкий
пулемет Мадсен, разработанный в 1903 г. Этот пулемет положил начало
развитию автоматического оружия в России и созданию отрасли
пулеметостроения. Фирма Мадсен распространяла торговлю своими
пулеметами по всему миру, что не обошло и Россию. В ходе
империалистической войны Мадсену была выдана концессия на постройку
пулеметного завода, в дальнейшем ставшего одним из мощных
предприятий оборонной промышленности России в г. Коврове.
Автоматические ружья, полученные Россией из заграницы в 1908 г.,
также находились в стадий испытаний. Решение 1912 г. об изготовлении
150 экземпляров автоматических винтовок русского изобретателя
В.Г.Федорова не реализовано.
В других европейских странах принятые для вооружения самолетов
ручные пулеметы были разработаны только в 1907-1913 годах. Во
Франции было создано три вида ручных пулеметов: Шоша-1907 г.,
Бертье-1908 г., Гочкис-1909 г., а в Германии - Парабеллум (1913 г.)
и ручной пулемет Максим в 1908 г. весом 19,4 кг. Все эти пулеметы не
выходили из стадии испытаний до начала войны. Основным огнестрельным
оружием для ведения воздушного боя являлись револьверы, пистолеты и
винтовки, которыми вооружались летчики и летчики-наблюдатели.