Таблицы к главе 2
Таблица № 2.1
Основные показатели револьверов и пистолетов,
применяемых летчиками в первых воздушных боях.
№№п/п |
Наименование |
Револьвер
«Наган»
обр. 1895 г. |
Пистолет
«Маузер»
обр. 1908 г. |
Пистолет
«Борхардт-Люгер»
обр. 1908 г. |
Пистолет
«Браунинг»
обр. 1903 г. |
1 |
Калибр, в мм |
7,62 |
7,63 |
9 |
9 |
2 |
Вес, в кг |
0,75 |
1,15 |
0,935 |
0,93 |
3 |
Длина ствола, в мм |
110 |
140 |
148 |
128 |
4 |
Число патронов, в магазине |
7 |
10 |
8-32 |
7 |
5 |
Вес патрона, в г |
11,87-13 |
10,7 |
12,5 |
13 |
6 |
Вес пули, в г |
6,7-7 |
5,5 |
8 |
7,15 |
7 |
Вес заряда, в г |
0,28-0,30 |
0,36 |
0,45 |
0,35 |
8 |
Начальная скорость пули, в м/с
|
272 |
425 |
348 |
330,0 |
9 |
Дульная энергия, кгм |
25 |
50,7 |
49,3 |
39,6 |
Таблица № 2.2
Основные показатели винтовок различных государств, состоящих на
вооружении к началу войны 1914-1918 годов.
№№
п/п |
Наименование |
Государство,
система, год принятия |
Россия
«Мосин»
1891 г. |
Германия
«Маузер»
1898 г. |
Франция
«Лебель»
1907 г. |
Англия
«Энфилад-маузер»
1914 г. |
США
«Спринг-фильдт»
1903 г. |
Япония
«Арисака»
1905 г. |
1 |
Калибр, в мм |
7,62 |
7,92 |
8 |
7,71 |
7,62 |
6,5 |
2 |
Род магазина |
серединный |
серединный |
серединный |
серединный |
серединный |
серединный |
3 |
Число патронов,
в магазине |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Способ заряжания |
обойма |
обойма |
пачка |
обойма |
обойма |
обойма |
5 |
Вес винтовки без штыка, в кг |
4,2 |
4,1 |
3,9 |
4,15 |
3,94 |
3,9 |
6 |
Вес винтовки со штыком, в кг |
4,55 |
4,56 |
4,55 |
4,45 |
4,9 |
4,3 |
7 |
Вес пули, в г |
9,6 |
10,0 |
12,8 |
10,0 |
9,72 |
9,0 |
|
Форма и тип пули |
острая, оболочечная |
острая, оболочечная |
острая, сплошная,
томпаковая |
острая, оболочечная |
острая, оболочечная |
острая, оболочечная |
|
Поперечная нагрузка, в г/см2 |
21,2 |
20,4 |
22,5 |
21,5 |
21,7 |
27,1 |
8 |
Вес заряда, в г |
3,25 |
3,05 |
3,0 |
3,1 |
3,24 |
2,24 |
9 |
Вес патрона, в г |
22,5 |
23,75 |
27,6 |
24,65 |
26,0 |
21,1 |
10 |
Прицельная дальность, в шагах |
3200 |
2000 |
2400 |
2380 |
2000 |
2400 |
11 |
Длина ствола, в мм |
800 |
740 |
804 |
660 |
640 |
790 |
12 |
Начальная скорость пули, в м/с |
860 |
880 |
700 |
840 |
823 |
770 |
Таблица № 2.3
Основные показатели пулеметов, состоящих на вооружении различных
государств перед войной 1914-1918 г.г.
№№
п/п |
Наименование |
Государство, система, год принятия |
Россия |
Германия
"Максим"
обр. 1908 г. |
Франция
"Гочкис"
обр. 1914 г. |
Англия
"Виккерс"
обр. 1909 г. |
США
"Кольт"
обр. 1914 г. |
"Максим"
обр. 1908 г. |
"Мадсен"
обр. 1902 г. |
1 |
Калибр, мм |
7,62 |
7,92 |
8 |
7,71 |
7,62 |
6,5 |
2 |
Принцип работы автоматики |
короткий ход ствола |
короткий ход ствола |
короткий ход ствола |
отвод пороховых газов |
короткий ход ствола |
отвод пороховых газов |
3 |
Вес тела пулемета, в кг |
20 |
8,9 |
18,35 |
25 |
15 |
16 |
4 |
Вес установки (станка) пулемета,
в кг |
36,5 |
- |
32,3 |
26,5 |
17,3 |
25 |
5 |
Вес всей системы,
в кг |
56,5 |
- |
50,65 |
51,5 |
32,3 |
41 |
6 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
500-600 |
500 |
500-600 |
500 |
500-600 |
600 |
7 |
Скорострельность практическая, выстр/мин |
250-300 |
200 |
250-300 |
250 |
300 |
300 |
8 |
Длина ствола,
в мм |
721,5 |
- |
721,0 |
800 |
721 |
700 |
9 |
Прицельная дальность, в м |
3200 шагов |
2400 шагов |
2000 |
2400 |
3100 |
- |
10 |
Тип ленты или магазина и число патронов |
матерчатая, 250 |
магазин,
25 |
матерчатая, 250 |
лента жесткая, 25 |
матерчатая, 250 |
матерчатая, 250 |
11 |
Система охлаждения |
водяное |
воздушное |
водяное |
воздушное |
водяное |
воздушное |
Таблица
№ 2.4
№№
п/п |
Наименование |
Государство, система, год принятия |
Англия
"Льюис"
обр. 1915 г. |
Франция
"Шоша"
обр. 1915 г. |
Италия
"ФИАТ"
обр. 1917 г. |
Германия
"Максим"
обр.
1908/15 г.г. |
Германия
"Бергман"
обр.
1915 г. |
1 |
Калибр, в мм |
7,71 |
8,0 |
6,5 |
7,92 |
7,9 |
2 |
Принцип работы
автоматики |
отвод пороховых газов |
короткий ход ствола |
короткий ход ствола |
короткий ход ствола |
короткий ход ствола |
3 |
Вес пулемета, в кг |
11,75 |
8,35 |
8,0 |
17,8 |
12,0 |
4 |
Темп стрельбы |
500 |
240 |
470 |
550 |
550 |
5 |
Скорострельность
практическая, выстр/мин |
100 |
120 |
- |
300 |
300 |
6 |
Длина ствола, в мм |
660 |
450 |
- |
720 |
710 |
7 |
Тип ленты или магазина |
дисковый магазин |
коробчатый дуговой
магазин |
коробчатый магазин |
матерчатая лента |
матерчатая лента |
8 |
Число патронов в магазине или ленте |
47 |
20 |
25 |
100-250 |
100-250 |
9 |
Система охлаждения |
алюминиевый радиатор |
воздушное |
воздушное |
воздушное |
воздушное |
10 |
Прицельная дальность, в м |
1800 |
2000 |
- |
2000 |
2000 |
11 |
Начальная скорость пули,
в м/с |
775 |
700 |
- |
870 |
870 |
12 |
Дульная энергия, в кгм |
327,5 |
- |
- |
386 |
386 |
Таблица
№ 2.5
Основные показатели авиационных пулеметов, введенных на вооружение
во время войны 1914-1918 г.г.
№№
п/п |
Наименование |
Государство,
система год принятия |
Германия
"Парабеллум"
обр. 1913 г. |
США
"Марлен"
обр. 1918 г. |
1 |
Калибр, в мм |
7,92 |
7,62 |
2 |
Система автоматики |
короткий ход ствола |
отвод пороховых газов |
3 |
Вес пулемета, в кг |
9,6 |
10,6 |
4 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
700-800 |
680 |
5 |
Тип магазина или ленты |
матерчатая лента |
матерчатая или
металлическая лента |
6 |
Число патронов |
500-1000 |
250-500 |
7 |
Охлаждение |
воздушное |
воздушное |
8 |
Начальная скорость пули,
в м/с |
870 |
- |
9 |
Дульная энергия, в кгм |
386 |
- |
Таблица № 2.6
Основные показатели стрелкового вооружения самолетов русской армии.
№№
п/п |
Наименование самолета |
Год
постройки |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
Вид
пулеметной установки |
Количество пулеметов, шт. |
Место
установки пулемета на самолете |
Боекомплект патронов, шт. |
Вес
вооружения, кг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Истребители |
1 |
C-XVI
(Сикорского) |
1916 |
|
синхронная шкворневая
|
1
1 |
над фюзеляжем
за кабиной для стрельбы назад |
|
|
2 |
"Ньюпор-XI"
("Бебе")
(французский) |
1916 |
150 |
шкворневая |
1 |
над центропланом для
стрельбы вперед |
|
45 |
3 |
"Моска-Б-бис"
(МБ-бис) |
1916 |
|
надфюзеляжная:
- с пулеметом, стреляющим под углом к продольной оси
самолета;
- с пулеметом, стреляющим через плоскость вращения винта. |
1 |
над фюзеляжем впереди
кабины летчика |
|
|
4 |
"Спад-VII"
(французский) |
1916 |
193 |
синхронная с пулеметом
"Виккерс" |
1 |
над фюзеляжем впереди
кабины летчика |
500 |
40 |
5 |
"Ньюпор-X" |
1917 |
164 |
надфюзеляжная с пулеметом,
установленным под углом к продольной оси самолета |
1 |
|
|
40 |
6 |
"Ньюпор-XXIV" |
1917 |
174 |
надфюзеляжная с пулеметом
"Виккерс", установленным параллельно оси самолета |
1 |
над фюзеляжем, выше круга,
ометаемого воздушным винтом |
|
|
7 |
"Ньюпор-XXVII" |
1917 |
|
надфюзеляжная с пулеметом
"Виккерс", установленным параллельно оси самолета |
1 |
над фюзеляжем, выше круга,
ометаемого воздушным винтом |
|
40 |
8 |
"Спад-XIII" |
1917 |
208 |
синхронная с пулеметами
"Виккерс" |
2 |
над
фюзеляжем |
|
65 |
9 |
"Сопвич-IX" |
1917 |
191 |
синхронная с пулеметом
"Виккерс" |
1 |
над
фюзеляжем |
|
40 |
10 |
S.E.S.A. (Эсифайд трофейный) |
|
|
синхронная
шкворневая |
1 |
|
|
|
11 |
"Сопвич-Кемел" (английский) |
|
|
синхронная |
1 |
|
|
|
Разведчики |
12 |
"Вуазен-1" (французский) |
1914 |
110 |
шкворневая |
1 |
пулемет размещался во
второй кабине над головой летчика |
|
30 |
13 |
"Моран-Парасоль-I" |
1914 |
136 |
надфюзеляжная:
- 1-й вариант – несинхронный пулемет;
- 2-й вариант – синхронный пулемет;
- 3-й вариант – синхронный пулемет + пулемет на шкворне для
стрельбы назад |
1
1+1 |
Пулемет размещался над
фюзеляжем. Подвижный пулемет устанавливался во второй кабине
с 1916 г. |
44 |
|
14 |
"Вуазен-V" с пушкой |
1915 |
120 |
шкворневая под 37-мм пушку
"Кольт" |
1 |
монтировалась в передней
кабине |
188 |
|
15 |
"Ньюпор-X" |
1916 |
149 |
турельная |
1 |
монтировалась в передней
кабине |
|
|
16 |
"В.И." (Вуазен Иванова) |
1916 |
|
шкворневая |
1 |
в передней кабине |
|
|
17 |
"Анаде" (з-д А.А.Анатра) |
1916 |
|
шкворневая |
1 |
в передней кабине |
|
|
18 |
"Фарман-XXX" (французский) |
1916 |
135 |
шкворневая с дугой |
1 |
В кабине
летчика-наблюдателя. Пулемет мог перемещаться с одного борта
на другой |
35 |
|
19 |
"Анасаль" (з-д А.А.Анатра) |
1917 |
|
синхронная, турельная и
шкворневая |
1 |
над центропланом или в
задней кабине |
|
|
20 |
"Сопвич" –
разведчик |
1917 |
162 |
турельная |
1 |
в задней
кабине |
77 |
|
21 |
Бреге-XIV В.Г. (трофейный) |
|
|
синхронная турельная |
1
1-2 |
|
|
|
22 |
R.E.8 Эрриэйт (трофейный) |
|
|
синхронная и турельная |
1
1 |
|
|
|
23 |
Хавеланд-IX и (трофейный) |
|
|
синхронная и турельная |
2 |
|
|
|
Бомбардировщики |
24 |
"Гранд" ("Русский витязь") |
1913 |
|
шкворневая передняя;
шкворневая
верхняя |
1
1 |
|
|
|
25 |
"Илья Муромец". Серия Е, к 1916 году |
1913/14 |
|
шкворневая передняя;
шкворневая, перемещающая на рельсах;
шкворневая;
шкворневая люковая ("воронье гнездо")
выдвижная кормовая на шкворне |
1 (Максим)
1 (Максим)
2 (Мадсен)
1
1 (Максим)
|
в носовой части фюзеляжа;
на верхней плоскости крыла, могла
перемещаться с одного борта на другой
в левой и правой двери фюзеляжа
в полу фюзеляжа на опускающемся блоке.
Обстреливала заднюю, нижнюю полусферу
установка в опасной ситуации выдвигалась в
корму. Обстреливала заднюю полусферу |
|
|
|