Глава 2.
Появление оружия воздушного боя - стрелково-пушечного и
ракетного вооружения самолетов (1914-1918 гг.)
Выводы по
второй главе
1. Империалистическая схватка,
продолжавшаяся в течение четырех лет и трех месяцев, спрессовала не
менее чем 20-летний период мирного развития авиационной техники. Под
давлением войны происходил количественный и качественный рост парка
боевых самолетов. Количество самолетов возросло примерно в 30 раз, а
их качество только в 2-2,5 раза.
2. Первая мировая война открыла новый вид войск - авиацию. Авиация
утвердила свое важное место и роль в войне. Определились
организационные формы и типизация боевых самолетов: истребители,
штурмовики, разведчики, бомбардировщики, корректировщики
артиллерийского огня и связи с войсками.
3. В ходе войны определилась тактика и техника воздушных боев. От
попыток поражения и абордажа воздушного противника к концу войны
воздушные огневые бои стали не исключением, а правилом боя за
господство в воздухе, с участием десятков и сотен сражающихся
летчиков в одном бою.
4. Воздушные огневые бои стали возможными, благодаря внедрению на
самолет оружия воздушного боя сначала личного и стрелкового, а затем
пулеметов, пушек и ракет.
Появились системы вооружения самолетов наступательного и
оборонительного огня. Число сбитых самолетов в начале войны
исчислялось единицами, а к концу войны сотнями.
5. Появлению оружия воздушного боя наступательного огня в
значительной мере способствовала система синхронного оружия,
обеспечивавшая прицеливание всем самолетом при управлении огнем
только пилотом. Синхронное оружие фактически породило
самолет-истребитель, внесший коренные изменения в организацию боевых
действий авиации и в тактику воздушного боя. В создании синхронного
оружия принимали участие русские конструкторы авиазаводов РБВЗ, Дукс
и Анатра в лице Смыслова, Лаврова и др. изобретателей, создавших
синхронизатор, используемый как на отечественных, так и на
английских и французских самолетах.
6. Оружие оборонительного огня создано впервые в России под
руководством авиаконструктора И.И.Сикорского. Вооружение самолетов
"Илья Муромец" являлось первой в мире системой оборонительного огня,
а сам самолет "И.М." был первым хорошо вооруженным самолетом,
способным вести воздушный бой с группами атакующих самолетов
противника и являлся первым самолетом именуемым “летающей
крепостью”.
7. В качестве оружия воздушного боя применялись пулеметы наземных
войск, приспособленные на самолетах с помощью специальных установок
и простейших шкворневых креплений, которые были делом рук умельцев,
инженеров, техников и пилотов. Промышленное изготовление установок
под оружие и прицелов воздушной стрельбы до конца войны практически
не было налажено за исключением отдельных авиационных заводов.
Пулеметы наземных войск не соответствовали условиям стрельбы в
воздухе, поэтому к концу войны в Германии, Англии и Франции были
созданы специальные авиационные пулеметы нормального калибра,
отвечающие специфике воздушного боя.
8. Боевая эффективность пулеметов нормального калибра с пулей,
обладающей только пробивным действием, оказалась недостаточной.
Самолеты с сотнями пробоин возвращались после боя на свой аэродром,
восстанавливались силами технического состава и снова могли вступить
в бой. На один сбитый в воздушных боях самолет растрачивалось более
1000 патронов. Проведенные опыты по повышению боевой эффективности
оружия воздушного боя с применением пушек, а затем и ракет
завершились отказом от пушек, поскольку они имели большую отдачу на
малопрочный и маломощный самолет. Ракеты успешно применялись по
дирижаблям и кораблям, но ракет было мало, и появились они только к
концу войны.
9. Опыт войны выдвинул бесчисленное количество идей по
совершенствованию, как самих самолетов, так и его систем оружия, но
эти идеи начали осуществляться только в середине 20-х годов.