Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 2. Появление оружия воздушного боя (1914-1918гг.)

 

Глава 2. Появление оружия воздушного боя - стрелково-пушечного и ракетного вооружения самолетов (1914-1918 гг.)

Выводы по второй главе

 

1. Империалистическая схватка, продолжавшаяся в течение четырех лет и трех месяцев, спрессовала не менее чем 20-летний период мирного развития авиационной техники. Под давлением войны происходил количественный и качественный рост парка боевых самолетов. Количество самолетов возросло примерно в 30 раз, а их качество только в 2-2,5 раза.
2. Первая мировая война открыла новый вид войск - авиацию. Авиация утвердила свое важное место и роль в войне. Определились организационные формы и типизация боевых самолетов: истребители, штурмовики, разведчики, бомбардировщики, корректировщики артиллерийского огня и связи с войсками.
3. В ходе войны определилась тактика и техника воздушных боев. От попыток поражения и абордажа воздушного противника к концу войны воздушные огневые бои стали не исключением, а правилом боя за господство в воздухе, с участием десятков и сотен сражающихся летчиков в одном бою.
4. Воздушные огневые бои стали возможными, благодаря внедрению на самолет оружия воздушного боя сначала личного и стрелкового, а затем пулеметов, пушек и ракет.
Появились системы вооружения самолетов наступательного и оборонительного огня. Число сбитых самолетов в начале войны исчислялось единицами, а к концу войны сотнями.
5. Появлению оружия воздушного боя наступательного огня в значительной мере способствовала система синхронного оружия, обеспечивавшая прицеливание всем самолетом при управлении огнем только пилотом. Синхронное оружие фактически породило самолет-истребитель, внесший коренные изменения в организацию боевых действий авиации и в тактику воздушного боя. В создании синхронного оружия принимали участие русские конструкторы авиазаводов РБВЗ, Дукс и Анатра в лице Смыслова, Лаврова и др. изобретателей, создавших синхронизатор, используемый как на отечественных, так и на английских и французских самолетах.
6. Оружие оборонительного огня создано впервые в России под руководством авиаконструктора И.И.Сикорского. Вооружение самолетов "Илья Муромец" являлось первой в мире системой оборонительного огня, а сам самолет "И.М." был первым хорошо вооруженным самолетом, способным вести воздушный бой с группами атакующих самолетов противника и являлся первым самолетом именуемым “летающей крепостью”.
7. В качестве оружия воздушного боя применялись пулеметы наземных войск, приспособленные на самолетах с помощью специальных установок и простейших шкворневых креплений, которые были делом рук умельцев, инженеров, техников и пилотов. Промышленное изготовление установок под оружие и прицелов воздушной стрельбы до конца войны практически не было налажено за исключением отдельных авиационных заводов. Пулеметы наземных войск не соответствовали условиям стрельбы в воздухе, поэтому к концу войны в Германии, Англии и Франции были созданы специальные авиационные пулеметы нормального калибра, отвечающие специфике воздушного боя.
8. Боевая эффективность пулеметов нормального калибра с пулей, обладающей только пробивным действием, оказалась недостаточной. Самолеты с сотнями пробоин возвращались после боя на свой аэродром, восстанавливались силами технического состава и снова могли вступить в бой. На один сбитый в воздушных боях самолет растрачивалось более 1000 патронов. Проведенные опыты по повышению боевой эффективности оружия воздушного боя с применением пушек, а затем и ракет завершились отказом от пушек, поскольку они имели большую отдачу на малопрочный и маломощный самолет. Ракеты успешно применялись по дирижаблям и кораблям, но ракет было мало, и появились они только к концу войны.
9. Опыт войны выдвинул бесчисленное количество идей по совершенствованию, как самих самолетов, так и его систем оружия, но эти идеи начали осуществляться только в середине 20-х годов.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама