Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 2. Появление оружия воздушного боя (1914-1918гг.)

 

Глава 2. Появление оружия воздушного боя - стрелково-пушечного и ракетного вооружения самолетов (1914-1918 гг.)

2.4. Боевое применение оружия воздушного боя в первую мировую войну

 

К концу войны авиация окончательно оформилась как род войск, способный решать целый ряд боевых задач. Она получила четкую организацию, достаточно высокий качественный уровень конструкций самолетов, высокие летные и боевые показатели, а также устанавливающуюся систему стрелкового, бомбардировочного вооружения и оборудования. Авиация в соотношении родов войск занимала к 1918 году 3% (1915 - 0,4%, 1916 - 1,2%, 1917 - 2%).
Экономический потенциал авиационной промышленности воюющих государств: Франции, Англии, Германии, США и Италии на 1500 авиапредприятиях в 1918 году обеспечил выпуск 90432 самолетов и составлял 131448 авиаторов при занятости 675000 рабочих с затратой денежных средств около 6 млрд. рублей золотом. В строю находилось 50000 исправных самолетов.
К 1918 году количество боевых эскадрилий возросло более чем в 10 раз. Если во Франции в начале войны было 25 эскадрилий, то в конце 1918 года - 258. В остальных воюющих странах был примерно одинаковый рост боевой авиации, сопоставимый с французским. Качественные показатели самолетов характеризовались следующими значениями: скорость полета самолета-истребителя увеличивалась до 220 км/ч (самолет Спад), максимальная высота полета с 3500 до 6500 м (самолет Бреге), время набора высоты 2000 м - 4 мин.30 с (самолет Спад), продолжительность полета до 2-х часов. Бомбовая нагрузка бомбардировщиков возросла до 5000 кг (самолет Фарман E-50). Мощность моторов увеличивалась с 80-100 л.с. до 185-220 л.с. Система вооружения самолетов включала для одноместных самолетов 2 пулемета, двухместных-3 и трехместных на двух турелях по 2 спаренных пулемета на каждой.
Соотношение типов самолетов к концу войны определялось: 90% истребители и разведчики и 10% бомбардировщики. Основными, боевыми задачами для авиации стали:
- воздушная разведка на поле боя и в тылу противника, на морских коммуникациях, разведка погоды и воздушной обстановки;
- корректировка артиллерийского огня и связь с наземными войсками;
- бомбардировка тактических целей, аэродромов, военно-промышленных и административно-политических центров;
- воздушное прикрытие боевых действий наземных войск и флотов на море; штурмовка живой силы и техники на поле боя;
- воздушные сражения за превосходство в воздухе и противовоздушная оборона важнейших объектов днем и ночью.
Успешное выполнение боевых задач, возлагаемых на авиацию, было бы немыслимым без оснащения каждого военного самолета оружием воздушного боя и самими воздушными боями. Основные показатели стрелкового вооружения самолетов русской армии, построенных на отечественных заводах и закупленных за границей, приведены в таблице №2.6.
Воздушные бои в начале войны велись между самолетами - разведчиками, разведчиками и бомбардировщиками с применением личного оружия, винтовок, карабинов, мелких бомб и гранат, а также устройств метания стрел, пуль или просто гвоздей. Применялись и импровизированные средства борьбы в воздухе в виде кошек, пил, сеток и т.п. для распарывания (вскрытия) полотняной обшивки крыла самолета или запутывания пропеллера сетью.
На русских самолетах-разведчиках применялись специальные сбрасыватели стрел и пулесбрасыватели конструкции инженера Колпакова. С учетом того, что пули и стрелы достигают убойной силы при высоте сбрасывания 380-400 м. В бою, атакующий самолет набирал преимущественную высоту (если это удавалось выполнить), бомбил противника бомбами, стрелами, пулями и т.п. или на параллельных курсах полета летчики пускали в ход оружие, стараясь поразить противника. Некоторые самолеты, оборудованные шкворневой пулеметной установкой, более смело вступали в бой, как с самолетами, так и с дирижаблями. В бою с дирижаблями или при уничтожении воздушных шаров иногда применялись огнеметы.
Все воздушные бои начального периода войны пока еще не могли характеризоваться настоящими огневыми боями.
Огневые, воздушные бои зарождались после установки на самолеты пулеметов нормального калибра – 8-мм. Наиболее удачной, для ведения воздушного боя, являлась синхронная установка пулеметов, которая придала одноместным самолетам качество самолета-истребителя. Самолеты-истребители, вооруженные пулеметами сначала устанавливаемые над плоскостью вращающего воздушного винта, а затем в синхронном варианте, стали, со своим оружием наступательного боя основным боевым средством в завоевании господства в воздухе. Они успешно вели бои с самолетами-разведчиками, корректировщиками артиллерийского огня, бомбардировщиками и с дирижаблями.
Самолеты корректировщики, как их тогда называли "курятники", стали легкой добычей для истребителей - воздушной мишенью для немецких истребителей. Такой же мишенью были бомбардировщики и гидросамолеты, до тех пор, пока на них не было оборонительного пулеметного вооружения или прикрытия (охраны) истребителями.
До 1915 года английские дозорные отряды на гидросамолетах, действовавшие в районе пролива Па-де-Кале, оказывали большую помощь военным кораблям в подавлении немецких подводных лодок до тех пор, пока немецкие сухопутные самолеты - истребители, не устроили им большую бойню. Такая же бойня была устроена немецкими истребителями английским гидросамолетам - разведчикам, действующим вдоль голландского побережья по вскрытию немецких морских транспортов. Бомбардировочная авиация Франции, начавшая боевые действия по наземным тактическим целям с первого дня войны на самолетах Ваузен и Фарман в 1915 году терпит поражение от немецких истребителей. Бомбардировщики, приспособленные к ведению воздушного боя, несли от истребителей противника очень большие потери.
Ряд неудачных дневных налетов заставил французское командование отказаться от применения бомбардировочной авиации днем, созданная бомбардировочная группа расформировывается. Бомбовые удары днем все же производились англичанами и немцами, но уже под прикрытием достаточных сил истребителей. Без прикрытия истребителей действовали только русские бомбардировщики "И.М."
Из-за невооруженности бомбардировщиков были предприняты попытки ночных налетов, но и в этом случае ночные истребители легко расправлялись с бомбардировщиками.
1916 год стал годом начала вооружения всех боевых самолетов пулеметами не только вновь производимых, но и находящихся в строю.
На двухместных самолетах устанавливался пулемет в кабине стрелка или летчика - наблюдателя, а на бомбардировщиках - по 2-6 пулеметов, способных обстреливать наиболее доступные для атаки противника части воздушной сферы.
Воздушный бой истребителей из-за появления оборонительного огня на многоместных самолетах тактически осложнился. Им при атаке необходимо было избрать не простреливаемый участок воздушного пространства или вести групповой воздушный бой, т.е. атаковывать самолет противника группой истребителей с разных направлений с целью ослабления ответного огня или его подавления.
Летчики все же охотнее ввязывались в воздушный бой с одноместными самолетами. Русский летчик Е.Крутень, один из первых летчиков установивший на своем самолете пулемет и одержавший 7 официально зарегистрированных побед (всего 15 побед), в своей брошюре "Воздушный бой", писал, что французские летчики охотнее атаковывали одноместные самолеты, как он их называл "моноплясы", и воздерживались от атаки "биплясов" - двухместных самолетов с оборонительным вооружением.
Русские летчики, выходцы из привилегированных классов общества, воздерживались от воздушных боев - предпочитали патрулирование у линии фронта, получая за каждый такой боевой вылет по 200 рублей.
К 1918 году практически все виды авиации были вооружены стрелковым оружием, а воздушный бой, как для истребителей, так и для бомбардировщиков официальными документами предписывается не как воздушная случайность, а, как правило, и необходимость.
В воздушный бой начали вступать не одиночные самолеты, а целые авиационные подразделения в составе нескольких десятков самолетов истребителей и бомбардировщиков.
Так, при 29 налетах немецких бомбардировщиков в 1917 году на Лондон (всего около 1140 самолетовылетов) в отражении налетов участвовало 1220 английских истребителей. За 3,5 месяца 1918 года на Лондон совершено 7 налетов (490 самолетовылетов) и противодействовало столько же английских истребителей.
В период наступления союзников (1918 г.) в налетах на войска и объекты немцев участвовало 150-200 бомбардировщиков с истребителями прикрытия. Немцы противостояли этим налетам большим количеством истребителей. Знаменитый Рихтгофен вводил в воздушный бой истребительные группы в составе 60 и более аэропланов.
Воздушные налеты и их отражение внесли ряд новых, ранее непредвиденных, изменений в тактику видов авиации и в систему ведения огня в воздушном бою. Система огня в боевых порядках бомбардировщиков строилась так, чтобы каждый бомбардировщик своим оборонительным огнем перекрывал непростреливаемый сектор соседа по строю, а группы бомбардировщиков перекрывали бы огнем затененные сектора соседней группы.
Истребители прикрытия бомбардировщиков строили свои боевые порядки эшелонировано по высоте и по курсу так, чтобы атаки вражеских истребителей были разгаданы до их начала и созданы условия открытия огня первыми. Так, при налете 9.10.1918 французских бомбардировщиков в сопровождении патрульных истребителей на г. Дамвиллер в результате правильно построенных боевых порядков и системы огня сбит 21 немецкий истребитель при двух потерянных своих истребителях. Такой же пример можно привести из боевых действий авиации ПВО. Благодаря налаженной системе управления, тактических форм прикрытия объектов и системе огня при налете на Париж 483 немецких бомбардировщиков долетело только 23.
Успех боевого применения стрелкового оружия в воздушных боях предсказал возможность использования самолетов-истребителей для штурмовки войск на поле боя. Для этого истребители помимо стрелкового вооружения оснащались бомбовым вооружением. В сентябре 1918 года отряд немецких истребителей в составе 24 самолетов атаковал переправы войск союзников через реку Сому у Бри и Крист. В атаке на войска сбрасывались бомбы и гранаты, а с пикирования, при сильном пулеметном огне завершался разгром скопления войск, и парализовалось наступление целой дивизии. С этих пор истребитель, благодаря своему стрелковому вооружению, приобрел боевое смежное назначение - штурмовика, а в дальнейшем и разведчика. Для законченности нового вида самолета - штурмовика на самолетах, предназначенных для боевых действий по наземным целям, увеличивается количество стволов стрелкового оружия. Так, на самолете Джон Ларсен 12 устанавливалось до 30 пулеметов на неподвижных крыльевых установках и на шасси.
Эффективность стрелкового оружия при стрельбе с устойчивой платформы истребителя по живой силе оказалась очень высокой как по поражению, так и по психологическому воздействию на войска, вызывавшему безумную панику на переправах через реку Сому.
Эффективность огня в воздушных боях все же была недостаточной по ряду объективных причин:
1. Пули калибра 7,62-8-мм обладали только пробивным действием. При попадании в планер самолета, минуя жизненноважные агрегаты, они не вызывали какой-либо степени поражения самолета. Самолеты с сотнями пробоин в планере продолжали выполнять боевую задачу, а по возвращению на аэродром быстро восстанавливались, т.е. вводились в строй. Например, русский самолет "Илья Муромец" возвращался с боевого задания с сотнями пробоин.
Казалось бы, его деревянная конструкция, содержащая сотни метров тросовой проводки, большое количество расчалок, должна бы в полете разломиться, но "И.М." оставался в боевом строю - выполнял функции бомбардировщика. Война в воздухе указывала на необходимость введения пуль, обладающих зажигательным действием для создания пожара на самолете от воспламенения топлива и масел.
Заведующий практическими занятиями Киевской военной школы летчиков-наблюдателей поручик Я.В.Окулич-Казарин, предвидя причины недостаточной эффективности воздушной стрельбы, в книге "Применение авиации в войне" 1916 года, обращал внимание на маневрирование самолетом в воздушном бою для открытия удобных секторов обстрела, на повышение грамотности в обращении и эксплуатации оружия, на совершенствование навыков в воздушной стрельбе, а также на знание возможностей оружия противника, его тактики с целью использования недостатков в свою пользу.
Относительно особенностей воздушной стрельбы автор писал:
«Искусство стрельбы зависит на двухместном самолете от наблюдателя. Оно заключается в следующем:
а) выбирать правильную точку прицеливания в зависимости от скорости и взаимного положения обеих аппаратов, требуется много тренировки;
б) иметь выдержку начать стрельбу после полного сближения (менее чем на 100 м), в противном случае можно оказаться в наивыгоднейший момент, вблизи аппарата, с незаряженным пулеметом;
в) уметь быстро перезаряжать и устранять задержки (пулемет Льюиса, например, можно при навыке перезарядить в 3 сек.)».
Искусство воздушной стрельбы требовало терпеливых тренировок на земле с прицеливанием по моделям самолетов, для чего силами летчиков по рекомендации преподавателей и инструкторов летных школ было создано множество тренировочных приспособлений - тренажеров воздушной стрельбы. Действительно приобретенный навык на земле, учебные стрельбы в воздухе по буксируемым мишеням, знания теории стрельбы, тактики воздушного противника и его слабых мест в конструкции самолета, в системе оружия и огня делали воздушных бойцов искусными стрелками.
Французский ас Дорм, в кругу друзей хвастался, что он может сбить самолет одним выстрелом. В принципе, можно сбить самолет одним выстрелом при попадании в летчика. Дорму иногда удавалось сбить самолет несколькими выстрелами, но это было не часто. Для сбития самолета по осредненным данным требовался расход боеприпасов полного боекомплекта - от нескольких сотен до 1000 патронов. Появление на войне бронированных самолетов сделали пулеметы с обычной пулей беспомощным средством поражения. Пули броню не пробивали.
2. Вероятность попадания пуль в жизненноважные агрегаты была ничтожна мала. Такие агрегаты как летчик, мотор, радиатор водяного охлаждения и моторного масла имели очень малую площадь, попасть в которую являлось делом случая. Проекция поражаемых площадей, жизненноважных агрегатов, относительно всей площади планера самолета составляла не более 7%. По опытам, проведенным А. Журавченко, считалось, что для попадания хотя бы одной пули на самых малых дальностях стрельбы в жизненноважный агрегат самолета требовалось не менее семи выстрелов при рассеивании 10-15 тысячных дальности. В воздушных боях рассеивание пуль значительно превышало результаты опытов Журавченко, а особенно при стрельбе с подвижных установок.
3. Недостаточная жесткость и устойчивость стрелковых установок при стрельбе приводили к увеличению рассеивания пуль, превышающего техническое рассеивание самого оружия от 3 до 10 раз, т.е. кучность стрельбы также была недостаточной для ожидания попаданий в жизненноважный агрегат самолета.
4. Прицельные механические устройства, изготовленные из проволоки и металлических лент (мушка и прицельное кольцо), затеняли точку прицеливания на 3-4 тысячных дальности. При таком значительном затенении кажущееся точное прицеливание фактически сдвигалась относительно избранной точки прицеливания.
5. На пулеметы подвижных установок оказывал воздействие скоростной напор воздуха, увеличивающий нагрузку на стрелка при стрельбе под бортовым углом 90 градусов и скорости полета 210 км/ч до 17,6 кг. Значительная дополнительная нагрузка при переносе огня создавала дефицит времени на прицеливание и вообще на наводку оружия в цель при примитивной системе наводки и переноса огня самой подвижной установки (турели или шкворня, шара). С увеличением угловой скорости атакующего истребителя стрелок физически не мог своевременно открыть огонь. Сбитие атакующих истребителей сопроводительным огнем обороняющегося самолета было редким случаем. Заградительный огонь также не имел должного успеха вследствие того, что различимость самолетов (все они были похожи друг на друга) была возможна с дальности 550-785 м при остроте зрения 1 и ракурсе 0/4. Такая небольшая дальность различимости (узнаваемости) образовывала также дефицит времени на изготовку к заградительному огню.
6. Пулеметы, рассчитанные на эксплуатацию в наземных войсках, в воздушном бою себя не оправдывали из-за недостаточной скорострельности и надежности. На задержки в стрельбе из наземных пулеметов влияли перегрузки, возникающие при маневрировании самолета, недостаточный теплоотвод при стрельбе и нагрузки от скоростного напора, если не считать неграмотную эксплуатацию, плохой уход и сбережение, а также некачественные смазки для оружия.
Авиационные пулеметы, появившиеся в конце войны, зарекомендовали себя более надежным оружием, но их скорострельность все же была недостаточной.
7. Недостаточные практические навыки летчиков и воздушных стрелков в прицеливании, ведении огня и в маневрировании самолетом в ходе атаки и самого боя.
Сбить самолет в воздушном бою оказалось делом не простым, а с земли и тем более. На один сбитый самолет зенитчиками производилось в начале войны 12000 выстрелов и к концу войны 3000 оружейных выстрелов.
Потери самолетов за всю войну все же были ощутимыми - примерно 54% от мировой продукции самолетов 1914-1918 гг.
Большая часть этой убыли приходилась на воздушные бои и на аварии и катастрофы в особо неблагоприятной военной обстановке. Около 70% самолетов потеряно именно по этой причине. В воздушных боях по американским данным сбито:
- французами 847 самолетов;
- англичанами 1629;
- итальянцами 193;
- американцами 121;
- бельгийцами 77;
- русскими - 28;
По уточненным французским данным французскими летчиками сбито 2683 самолетов и 375 аэростатов.
Германия уничтожила в воздушных боях 6951 самолет Антанты с потерей 15562 своих летчиков. Для восполнения потерь летного состава в ходе войны подготовлено около 80000 человек летного состава, в том числе: Англией 21957, Францией - 20000.
В воздушных боях росло боевое мастерство летчиков, которое можно характеризовать числом сбитых асами самолетов:
- французские 52 аса сбили 908 самолетов, (летчик Фонк сбил 75 самолетов, Гинмер - 54, Ненжессер – 43);
- английские 29 асов сбили 681 самолет (Меннок - 75, Бишоп - 72, Мак-Кадди - 54);
- 10 асов США сбили 142 самолета;
- итальянские - 183, бельгийские - 56, русские - 24 (Казаков - 17, Крутень - 7).
- германские 161 ас сбили 3270 самолетов, в том числе Рихтгофен (Манфред) - 80, Удет - 60, Левенхардт - 53, Фосс - 48. Кроме того, 304 летчиками Германии сбито 1665 самолетов союзников.
К концу войны в воюющих странах осталось следующее количество боевых самолетов из 90000 выпущенных за всю войну:
В Германии осталось - 2730 самолетов и 620 Австро-Венгерии, во Франции - 3320, Англии - 1760, - США - 740 и в России - 700. Война заканчивалась для России мирным, кабальным договором с Германией, а для Германии - Версальским миром, обезоружившим ее на несколько лет. Наступило время мирного периода, но он этот период, не был мирным по отношению к Советской России.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама