Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 3. Вооружение самолетов между мировыми войнами

 

Глава 3. Ракетное и артиллерийское вооружение самолетов в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.).

3.4. Первая боевая проверка вооружения самолетов

 

Боевая проверка отечественной системы вооружения самолетов представилась вскоре после принятия на вооружение ВВС скорострельного авиапулемета ШКАС, авиапушки ШВАК, а несколько позднее неуправляемых авиационных ракет РС-82 и РС-132.
Наиболее представительными акциями боевого применения самолетов ВВС были:
- интернациональная помощь испанскому народу в период национально-революционной войны с реакционными силами генерала Франко (1936-1939 гг.);
- союзническое участие ВВС в военном конфликте Монгольской народной республики с японскими захватчиками в районе реки Халхин-Гол (1939 г.).
В войне в Испании на стороне республиканской армии применялись истребители И-15 и И-16, а также бомбардировщики СБ.
И-15 вооружались двумя синхронными пулеметами ПВ-1, установленными по бокам мотора в непосредственной близости от летчика. Боекомплект составляли винтовочные патроны с усиленным капсюлем и обычной пулей.
И-16 вооружались двумя синхронными авиапулеметами ШКАС и двумя такими же авиапулеметами, установленными в корневой части крыла. Боекомплект составляли патроны, предназначенные для синхронной стрельбы из пулемета ШКАС, сначала с обычными пулями, а затем, к 1938 году, с пулями специальных назначений. СБ вооружались двумя пулеметами ДА в носовой части фюзеляжа, одним пулеметом ДА на турели в верхней части фюзеляжа и одним пулеметом ДА, установленным в нижней части фюзеляжа - люковая установка.
Боекомплект состоял из дисков, емкостью каждый в 63 патрона, снаряженных обычными винтовочными патронами. К концу 1937 года по инициативе командира группы Э. Шакта пулемет ДА на самолетах СБ были заменены на авиапулеметы ШКАС.
На стороне мятежников применялись итальянские истребители Фиат G-50 c двумя синхронными крупнокалиберными пулеметами Бреда Сафат и двумя пулеметами нормального калибра в крыле; Ромео R0-51 с двумя крупнокалиберными синхронными пулеметами Бреда Сафат, а также Германские истребители Мессершмитт Bf-109 с двумя синхронными пулеметами нормального калибра, а затем Ме-109 с двумя синхронными пулеметами нормального калибра и одной 20 мм авиапушкой Эрликон, установленной в развале блоков цилиндров мотора.
Боекомплект итальянских и германских истребителей составляли патроны с пулями специальных назначений - зажигательные, трассирующие и бронебойные. Снаряды к пушке Эрликон обладали осколочно-фугасным и зажигательным действием.
Воздушные бои в небе Испании не всегда приносили победу республиканским летчикам, храбро сражавшимся с наступающими мятежниками.
Дерзкие атаки республиканских летчиков поднимали боевой дух наземных обороняющихся войск.
С появлением над полями сражений И-15 «моска» и И-16 «чатос» (так любовно называли республиканцы, что в переводе И-16 – «муха», а И-16 – «курносый»), войска бросались в атаку, поддерживаемую огнем истребителей. Мятежники по-злому назвали И-15 – «оводом», а И-16 – «крысой». Огонь истребителей по живой силе был исключительно эффективным, стрельба длинными очередями из четырех скорострельных пулеметов ШКАС причиняла большой урон в живой силе и вносила панику в войска мятежников.
В воздушных боях эффективность системы оружия истребителей И-15 и И-16, а также бомбардировщика СБ была явно недостаточной.
Огонь истребителей был эффективным только дальностях стрельбы не более 100 м, в то время как истребители мятежников "Фиат-50" открывали огонь с дальности 600 м и не редко сбивали самолеты республиканцев. Высокая тактическая выучка летного состава республиканцев Серова А.К., Рычагова П.В., Грицевца С.И. и др., более маневренные качества их истребителей и воля к победе обеспечили примерное равновесие результатов воздушных боев. А в боях с истребителями Bf-109 истребители И-16 почти всегда выходили победителями до появления Bf-109В с более мощным мотором и 20 мм авиапушкой.
Оборонительная система вооружения бомбардировщика СБ имела большие зоны необстреливаемого пространства, чем успешно пользовались атакующие "Фиаты", причиняющие огнем своих 12,7 мм пулеметов значительные повреждения бомбардировщикам.
Возросшая боевая живучесть самолетов мятежников требовала более мощной системы оружия атакующих самолетов. Пулеметы нормального калибра оказались не эффективными, несмотря на достаточно плотное насыщение обстреливаемой воздушной цели пулями.
Эскадрилья Грицевца С.И. выпустила около 5000 пуль по бомбардировщику "Хейнкель-111". Тем не менее, он благополучно приземлился на своей территории. 08.12.1936 г. по 24 бомбардировщикам "Юнкерс" было выпущено истребителями 62000 пуль с малой дальности. Сбито два бомбардировщика, а на остальных 22 бомбардировщиках, сплошь изрешеченных пулями, но приземлившихся на своей территории, было убито 40 человек экипажа.
Командир отряда 107аэ Тархов в своем донесении писал, что в воздушном бою с 31 бомбардировщиками не сбили ни одного "Юнкерса", несмотря на перекрестные атаки и огонь с малой дальности.
Летчикам было видно, что моторы были выведены из строя, воздушные винты не вращались, тем не менее "Юнкерсы" улетали на свою территорию. Далее он писал о том, что с получением в боекомплект пулеметов патронов с зажигательными и трассирующими пулями отряд сбивал в одном бою по 6-7 самолетов противника. Многие летчики, в том числе Тархов, предлагали установить на самолете И-16 синхронный крупнокалиберный пулемет или авиапушку.
Такое перевооружение было сделано, но только позже актуальной необходимости в испанской войне.
Летчики бомбардировщиков СБ тоже предлагали усилить систему вооружения оборонительного огня скорострельными пулеметами ШКАС, спаренными на турели, или установить крупнокалиберные пулеметы.
Из-за недостаточной эффективности огня истребителей республиканские летчики прибегали к тарану.
Так, 25 октября 1937 г. летчик Степанов Е.Н. ночью таранил бомбардировщик "Савойя-Маркетти-81” над Барселоной, а в 1938 году капитан Жердев Н.П. в небе над Валенсией таранным ударом уничтожил фашистский самолет.
К недостаточной эффективности огня стрелкового вооружения самолетов накладывались случаи отказа оружия.
Летчики вынуждены были с отказавшим оружием оставаться в воздушном бою, поддерживая своих товарищей маневрированием и имитацией атаки.
Частые отказа оружия, прострел воздушных винтов вызывали у летчиков неуверенность в бою.
Основными причинами отказа оружия были конструктивные недоработки, как самого оружия, так и его самолетной установки, а также неграмотная эксплуатация оружия.
Пулеметы не терпели длинных очередей стрельбы. Очереди при стрельбе по истребителям противника были длиной от 7 до 60 выстрелов, по бомбардировщику от 20 до 100, а по наземным целям по 70-150 выстрелов.
При таком режиме огня большинство пулеметов исчерпывали свою живучесть, не достигнув 6000 выстрелов из 16000 гарантированных.
Очень часто наблюдались поломки деталей пулеметов и самопроизвольные выстрелы из-за перегрева ствола.
Задержки в стрельбе, как правило, были неустранимы перезаряжанием.
Самолетная установка оружия была сырой в конструктивном отношении. Часто выходил из строя пулеметный привод - рвались тросы и тяги, ломались рычаги передачи синхронного импульса. Происходило разрегулирование пульпривода, ведущего к прострелу воздушного винта. Патронные коробки прорывались от гильз патронов, а лентоподводящие рукава деформировались, затрудняя протяг патронной ленты и т.п.
Был случай, когда в воздушном бою на самолете И-15 своими пулеметами были отрублены лопасти винта. Мотор отвалился. Летчик сумел уйти от противника и на малой высоте с парашютом покинул планер истребителя.
Военинженер 2 ранга Прачик свидетельствовал, что с 25.08.38 г. по 1.5.38 г. имело место 22 случая возвращения истребителей с боевого задания по разным причинам, в том числе 6 по вине вооружения. Из 80 отказов авиатехники произошло 11 отказов по вине вооружения прострел лопастей винта: на И-15 пять случаев, на И-16-шесть. В сентябре 1938 г. было прострелено 4 винта и 20% отказов оружия произошло из-за несинхронной стрельбы.
Комдив Арженухин в своем отчете писал, что синхронные установки сделаны очень грубо с большим количеством безобразных недостатков. Мы не уверены, что они будут безотказно действовать в бою. "При первых же вылетах звена И-16, находящегося на охране Барселоны, во время атаки бомбардировщиков противника верхние (синхронные) пулеметы после одной-двух очередей отказали".
Эксплуатировались пулеметы неподготовленными людьми, и кроме этого, не хватало времени и людей на проверку и регулировку вооружения в условиях напряженного боевого дня, в течение которого делалось по 4-6 боевых вылетов. На подготовку одного вылета примерно требовалось следующее время:
- зарядка пулеметов одним человеком -1,5 часа;
- неполная чистка 4х пулеметов одним человеком -3 часа;
- проверка регулировки синхронной установки - 20 мин.
В то время как на подготовку самолета к повторному боевому вылету ( осмотр, заправка бензином) затрачивалось не больше 15 минут. Безусловно, при такой напряженной боевой работе не хватало ни времени, ни специалистов для того, чтобы хорошо подготовить систему вооружения к бою. Пулеметы чистились наспех. Применяемая смазка деталей не обладала должной антифрикционностью, что приводило к затрудненным условиям работы автоматики оружия, особенно на средних и больших высотах воздушного боя.
На бомбардировщиках пулеметы, установленные на турели, отказывали в стрельбе под бортовым углом более 20 градусов. На них действовал скоростной напор воздуха, приводивший к изгибу ствольной части пулемета, в результате появлялась дополнительная нагрузка подвижным частям пулемета. Он также заклинивался. Кучность стрельбы из синхронных пулеметов была удовлетворительной, а при стрельбе с крыльевых и турельных пулеметов имело место большое рассеивание, превышающее 15 тысячных дальности стрельбы.
Прицельные устройства истребителей и бомбардировщиков оказались не на должном уровне. На истребителях коллиматорный прицел ПАК-1 в одних условиях ослеплял летчика сильной подсветкой прицельной сетки прицела, а при атаке на Солнце сетка вообще не просматривалась. Оптический прицел ОП-1 в маневренном бою не оправдал себя из-за ограниченного поля зрения. Прицелы подвижных установок - кольцевой прицел КП-5 с флюгер-мушкой МФ-5 уже не соответствовали скорости полета. Прицеливание не выходило за понятие "грубая наводка", т.е. наводка оружия по стволу, причем сама подвижная установка турель Тур-9, с механическим приводом поворота по горизонтали, не обеспечивала быстрого переноса огня и слежения за целью при сопроводительной стрельбе.
В воздушных боях в небе Монголии и Китая система вооружения самолетов оставалась примерно такой же, как по качеству, так и по боевым характеристикам, но отказов в стрельбе было значительно меньше.
На повышение надежности оружия в бою оказало влияние в первую очередь более грамотная эксплуатация и повышенная требовательность к знаниям вооружения летчиками, штурманами, стрелками и инженерно-техническим составом. Увеличилось число грамотных вооруженцев. Больше внимания уделялось подготовке боекомплектов, при которой выбраковывались некондиционные патроны и звенья для патронной ленты. При осмотре оружия применялись калибры и подгонка деталей по ним. Правильно применялись запасные детали из ЗИП.
Чистка оружия производилась не бензином, обезжиривающим детали пулемета, а обезвоженным керосином с последующей смазкой деталей консистентной низкотемпературной не застывающей смазкой КВ. Это улучшало условия работы автоматики оружия во всех условиях боя.
Надежное оружие повышало боевой настрой летчиков, а отказ - психологически подавлял летчика и доводил его до слез, как об этом писала врач Журавлева в своем отчете.
В воздушных боях сбито более 300 японских самолетов. В историю вошли имена прославленных асов Г.П.Кравченко и С.И.Грицевца. Примером патриотизма, боевой воли, мужества и отваги служат имена летчиков Н.П.Жердева в 46 воздушных боях в Монголии, сбившего 14 самолетов японских захватчиков, В.П.Кусова, А.Ф.Мошина, В.Г.Рахова и В.Ф.Скобарихина, таранивших японские истребители И-97 и Губенко А.А. 31.5.1938 г., таранившего японский истребитель над Ханьжоу, и сбивший там пять японских самолетов.
В Монголии опробованы новые виды авиационного оружия – 20мм авиапушка ШВАК и реактивные снаряды РС-82 и РС-132.
Авиационными пушками ШВАК вооружались истребители И-16 тип 17. Пушки были установлены в корневых частях крыла. С установкой на И-16 двух авиапушек резко снизились его летно-технические качества. Если время набора высоты 5000м И-16 тип 18 и тип 24 было равно 5,8-6,0 мин., то пушечный истребитель набирал эту высоту за 8-9 мин. Стрельба из пушек вызывала рыскание истребителя по курсу полета и являлась тормозящей силой, вызывающей резкое снижение его скорости. Недостаточная жесткость стрелковой платформы-самолета приводила к большому техническому рассеиванию снарядов.
Пушки работали надежно, но в воздушных боях с японскими истребителями И-97 сам истребитель был неуклюж. Его применяли, главным образом, в качестве штурмовика под прикрытием непушечных истребителей.
Японские самолеты по боевой живучести были слабее итальянских и германских самолетов, участвующих в испанской войне. Для сбития японского самолета достаточно было нескольких попаданий зажигательных и бронебойных пуль нормального калибра. Поэтому в опытном строительстве оружия воздушного боя большое внимание было уделено созданию сверхскорострельных авиапулеметов с темпом стрельбы от 3000 до 6000 выстрелов в минуту, а также разработка крупнокалиберных пулеметов и ракет полагая, что конструкция отечественных самолетов еще несовершенна для вооружения их пушками.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама