Глава
3. Ракетное и артиллерийское вооружение
самолетов в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.).
3.5.
Корректировка системы вооружения самолетов.
К 1938 году авиапромышленностью
было изготовлено и поставлено в ВВС более 21300
самолетов-истребителей, разведчиков и самолетов вспомогательного
назначения, 7690 самолетов бомбардировщиков.
Наиболее массовыми выпусками были истребители И-15, И-153 и И-16,
разведчик Р-5, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ и учебный самолет У-2,
переименованный в 1944 году в По-2, в память его конструктора
Н.Н.Поликарпова .
Самолетный парк позволил создать Военно-Воздушные силы практически
во всех военных округах и обеспечить массовую подготовку
летно-технических кадров.
Военно-Воздушные силы вышли в полном смысле на уровень
самостоятельного вида войск Рабоче-крестьянской Красной Армии,
способного решать ряд боевых задач тактического, оперативно -
тактического и стратегического значения.
В своей речи на заседании, посвященном XX годовщине Красной Армии
Народный Комиссар Обороны СССР, Маршал Советского Союза
К.Е.Ворошилов о военной авиации сказал: "Авиационным частям в
будущих войнах отводится, как известно, серьезная, разносторонняя, в
том числе и большая самостоятельная роль. На них будут возложены
задачи осуществления не только комбинированных во взаимодействии с
другими родами войск ударов, им будет поставлено решение и
самостоятельных стратегических задач".
Сами самолеты стали цельнометаллической и смешанной конструкции, с
повышенным запасом прочности и улучшенными аэродинамическими
качествами. Увеличилась скорость до 525 км/ч и высота полета до
12000 м. Повышенная прочность самолетов и защищенность жизненно
важных агрегатов увеличило полетный вес самолетов.
Если отношение веса наиболее тяжелых самолетов к весу наиболее
легких самолетов в 1918 году было 13-14, то к 1939 году превышала
30. Вооружение самолетов истребителей и бомбардировщиков составляли
стрелковые установки пулеметами нормального калибра. Система оружия
более крупных калибров не выходила из стадии опытных работ, в ходе
которых созданы стрелково-пушечные установки оружия истребителей и
бомбардировщиков. На истребителях пробовали устанавливать 20мм пушки
ШВАК в крыльевом и синхронном варианте. Для бомбардировщиков
создавались подвижные и ограниченно-подвижные установки тоже под
пушку ШВАК. Вооружения самолетов передовых капиталистических
государств несколько отличалась от наших самолетов.
Одноместные истребители Англии "Гладиатор", "Спитфайр" и "Харрикейн"
вооружались 7,62 мм авиапулеметами Браунинг FN. Германии - Хейнкель
He-112 и Мессершмитт Bf-109 имели несколько вариантов вооружения с
пулеметами калибра 7,92 мм и 20мм авиапушкой; Франции - вооружались
одной моторной 20-мм авиапушкой Испано НS-404 и двумя крыльевыми
пулеметами нормального калибра; - США вооружались 12,7мм пулеметами
нормального калибра; Японские И-96 - пулеметами нормального калибра.
Вооружение многоместных истребителей и бомбардировщиков составляли
главным образом пулеметы нормального калибра.
Германский двухмоторный истребитель Мессершмитт Bf-110 вооружался
двумя 20мм авиапушками и четырьмя пулеметами нормального калибра.
Аналогичные итальянские и французские истребители вооружались 20мм
авиапушками и 12,7мм пулеметами.
Итальянские бомбардировщики (Савойя и Фиат) вооружались 12,7 мм
авиапулеметами выдвижных башнях.
Максимальная скорость одноместных истребителей достигала 644 км/ч,
многоместных - 610 км/ч, а бомбардировщиков - 560 км/ч.
Конструкция почти всех самолетов была цельнометаллической с хорошей
защищенностью экипажа и жизненноважных агрегатов, включая
бронирование, дублирование систем управления самолетом, агрегаты
пожаротушения и т.п.
Нелестная информация, поступающая из Испании о боевом применении
наших истребителей и бомбардировщиков, заставляла повысить темп
опытного строительства, созданию самолетов улучшенных качеств с
мощной системой стрелково-пушечного вооружения.
В начале 1939 ЦК ВКП (б) и правительство провело широкое совещание с
деятелями авиационной промышленности - конструкторами,
изобретателями, учеными, летчиками ВВС и с хозяйственными
руководителями по вопросам создавшегося положения в военной авиации.
В итоге совещания было предложено каждому из присутствующих обдумать
причины неблагоприятной обстановки для страны и внести свои
предложения в правительство.
Весной того же года состоялось второе совещание авиаконструкторов в
Кремле. В ходе обсуждения конкретной работы каждого конструкторского
бюро выяснилась их маломощность и взаимозависимость со слабой связью
в кооперировании с другими КБ и промышленными организациями. Этот
сложный вопрос удалось решить. Главным конструктором
самолетостроительных конструкторских бюро предоставлено право
приоритета. Обеспечены условия быстрого проектирования и
строительства самолетов различных типов с учетом военной доктрины,
экономических возможностей страны боевого опыта, а также
особенностей военной доктрины и вооружения возможного противника.
Особое внимание обращено на создание самолетов-истребителей с
летно-тактическими и боевыми показателями, не уступающими лучшим
зарубежным истребителям.
В разработке и создании опытных истребителей приняли участие
конструкторские бюро, возглавляемые Микояном, Лавочкиным, Яковлевым,
Поликарповым, Сухим, Яценко и др.
Самолеты-штурмовики разрабатывали ОКБ Ильюшина, Поликарпова и
Сухого.
Самолеты-бомбардировщики разрабатывали ОКБ Туполева, Ильюшина,
Петлякова, Мясищева, Яковлева и др.
Курс опытных работ по самолетостроению был взят на капитальное
перевооружение ВВС парком боевых самолетов, способных воевать на
различных театрах военных действий на малых и больших высотах
полета.
Система вооружения новых самолетов выбиралась по принципу
оптимизации, заключающегося в том, чтобы не перегрузить самолет
вооружением и вместе с тем, чтобы эффективность действия боеприпасов
по цели соответствовала ее безусловному поражению, т.е. сбитию
самолета, уничтожению или остановки бронированных наземных
целей и т.д.
Для Главных конструкторов самолетов был представлен следующий
арсенал авиационного оружия, принятого на вооружение к 1939 году:
- скорострельный 7,62 мм авиапулемет ШКАС;
- 12,7 мм авиационные пулеметы БС, БК, БТ конструкции Березина;
- 20 мм авиапушка ШВАК в синхронном, моторном и турельном варианте и
опытные, мощные многообещающие авиапушки;
- 23 мм авиапушка МП-6 конструкции Таубина и Бабурина в крыльевом и
моторном варианте и 23 мм авиапушка ВЯ конструкции Волкова и Ярцева
в крыльевом и моторном варианте.
С новой системой вооружения испытывались истребители смешанной
конструкции (сталь, алюминиевые сплавы, древесина) Яковлева, Микояна
и Гуревича, Лавочкина с Гудковым и Горбуновым, Пашинина, Фролова и
Боровкова, Глушина, Яценко, Шевченко, Козлова и истребитель
цельнометаллической конструкции И-185 конструктора Поликарпова,
вооруженного двумя синхронными 20 мм авиапушками ШВАК.
Наиболее успешно прошли испытания истребители Яковлева, Микояна,
Лавочкина и Поликарпова. Первые три истребителя были рекомендованы к
серийному производству, а истребитель Поликарпова, с высокими
летно-тактическими показателями, к опытной серии, поскольку
народнохозяйственные ресурсы по производству алюминиевых сплавов
были еще недостаточными.
Кроме истребителей создавался легендарный самолет-штурмовик Ил-2
Генерального конструктора С.В.Ильюшина.
В капиталистических государствах к этому времени авиапромышленность
предложила для принятия на вооружение авиации более 20 образцов
авиапулеметов и авиапушек. Например, швейцарская фирма Эрликон еще в
1930 году предложила странам-победителям в 1-й мировой войне три
образца авиационных 20 мм автоматических пушек серии F, L, S. Каждая
из этих серий была в трех вариантах: моторная, крыльевая и
турельная.
Принятые на вооружение ВВС в 1939-1940 г.г. самолеты-истребители
нового поколения Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 с взлетным весом порядка 3000
кг и максимальной скоростью 580-640 км/ч имели следующую систему
стрелково-пушечного вооружения:
- Як-1 - одну моторную 20мм пушку ШВАК и два синхронных пулемета
ШКАС;
- МиГ-3 - один синхронный 12,7мм пулемет БС и два синхронных
пулемета ШКАС;
- ЛаГГ-3 - одну моторную 20мм пушку ШВАК, два синхронных пулемета
ШКАС.
На истребителях МиГ-3 и ЛаГГ-3 предусматривался также пятиточечный
вариант вооружения: на МиГ-3 два 12,7 мм пулемета БК на внешних
подвесках, на ЛаГГ-3 установка двух 12,7 мм синхронных пулеметов БС.
На том и на другом истребителях пробовали устанавливать в моторном
варианте опытные 23 мм авиапушки МП-6 и ВЯ, но картер двигателя, на
котором располагалось силовое крепление пушки, не выдерживал усилий
отдачи при стрельбе - разрушался, особенно при стрельбе из пушки
МП-6.
В весовом балансе самолета стрелково-пушечное вооружение составляло
в среднем 10% от веса самолета, что являлось важным показателем в
повышении боевых качеств новых истребителей.
Вооружение самолетов не пристраивалось к их конструкции, как это
было прежде, а вписывалось в чертежи проекта. Такой подход к
проектированию системы вооружения обеспечил лучшие условия
управления стрельбой, надежность и живучесть установки оружия, а так
же улучшил эксплуатационные показатели подготовки оружия к
повторному вылету. Время на подготовку оружия сократилось в три раза
в сравнении с истребителями И-16 и И-15.
Боекомплект составляли патроны с пулями двойного и тройного
действия, обеспечивающие бронепробивание, зажигание и разрушение
воздушных целей. Снаряды 23 мм авиапушки ВЯ пробивали верхнюю броню
средних танков и воспламеняли его внутренние агрегаты.
Количество патронов на каждую огневую точку истребителя было избрано
из условий ведения непрерывного огня из крупнокалиберного пулемета и
пушек порядка 10-12 секунд, а из пулемета ШКАС до 55 секунд.
Для сбития самолета-цели было достаточным попадания в жизненноважные
центры цели полусекундной очереди.
Расчетной дальностью стрельбы для всего оружия было принято 400
метров.
Техническое рассеивание пуль и снарядов не превышало шести тысячных
дальности, что говорило о вполне удовлетворительных прочностных
качествах неподвижных установках оружия.
В качестве прицела на всех истребителях применялся простой
коллиматорный прицел ПБП-1а с прицельной сеткой, рассчитанной на
дальность стрельбы 400 м и скорость цели 600 км/ч. Зона невидимости
цели, находящейся под штрихом сетки составляла примерно одну
тысячную дальности.
Время на открытия огня из всего оружия не превышало 0,001 секунды,
считая с момента нажатия на гашетки. Гашетки (спусковые рычаги),
установленные на штурвале управления истребителем, были отдельными
для каждого вида оружия.
Секундный залп огня любого из наших истребителей превышал самую
мощную систему оружия новых зарубежных одноместных истребителей.
Таким образом, за очень короткий промежуток времени созданы
истребители, способные вести огневой бой с любыми воздушными целями
и подавлять наземные объекты со средней защищенностью.
Жаль, что к началу войны в части ВВС поступило недостаточное
количество новых истребителей и штурмовиков Ил-2.