Глава
3. Ракетное и артиллерийское вооружение
самолетов в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.).
3.6.
Вооруженческие кадры
До 1934 года Военно-Воздушные силы
и авиационная промышленность не располагали специалистами по
авиационному вооружению. Их роль в частях ВВС выполняли авиационные
специалисты, авиатехники и мотористы-оружейники.
В авиационной промышленности и в учреждениях авиационным вооружением
занимались инженеры - артиллеристы, инженеры-механики или просто
практики. Рост парка боевых самолетов, появление чисто авиационных
систем вооружения, теоретические разработки по вопросам
авиавооружения и его боевого применения требовали подготовки
специальных кадров.
ХVII съезд ВКП(б), породивший важнейший лозунг "Кадры решают все!",
определил основные направления подготовки специалистов народного
хозяйства, в том числе и по авиавооружению.
В 1934 году в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) имени
профессора Н.Е.Жуковского организуется факультет авиавооружения, а
вслед за ним открывается под руководством Е.В.Агокаса аналогичный
факультет в Московском авиационном институте (МАИ).
В 1935 году Ленинградская теоретическая школа летчиков преобразуется
в 5-ю авиационную школу техников по авиавооружению, а в авиационных
соединениях открываются школы младших авиаспециалистов, готовивших
мастеров по авиавооружению.
В авиационных частях вводятся должности старшего техника, техника и
мастеров по авиавооружению эскадрилий, инженеров авиаполков,
авиадивизий и авиакорпусов по вооружению.
В авиационной и оборонной промышленности тоже произошли изменения в
расстановке кадров специалистов.
В начале 1936 года для руководителей партии и правительства в Кремле
была организована демонстрация серийных и опытных образцов
авиационного вооружения. При этом выяснилось, что авиационное
вооружение требует значительного совершенствования и хорошей
материально-технической базы, позволяющей в более короткие сроки
создавать лучшие образцы вооружения.
В начале было принято решение о переводе вооруженческих ОКБ на
серийные заводы и об организации новых ОКБ. Руководителям ОКБ было
присвоено звание Главный конструктор.
Г.М.Можаровский
Центром разработки самолетных
установок авиавооружения стал завод № 3, где работали ОКБ
И.И.Торонова, И.П.Шебанова, А.И.Шульгина и КБ ВВИА Г.М.Можаровского
и И.В.Веневидова. На заводе № 145 работало ОКБ М.Н.Родионова.
Работами по авиавооружению в ОКБ А.Н.Туполева руководил
А.В.Надашкевич с конструкторскими бригадами Д.А.Горского,
С.И.Савельева и др., в ОКБ П.О.Сухого - В.А.Алыбин, в ОКБ
В.М.Мясищева - Н.Г.Волков, в ОКБ А.И.Микояна - Н.И.Волков, в ОКБ
А.С.Яковлева - С.Г.Кулагин и Г.Н.Гудименко, в ОКБ Н.Н.Поликарпова -
А.Г.Ротенберг и т.д.
Б.Г.Шпитальный |
А.Э.Нудельман |
Авиационное оружие разрабатывалось
вновь созданными ОКБ А.Э.Нудельмана, Б.Г.Шпитального, а также в
ОКБ-2, ЦКБ-14, ЦАКБ и др., созданных ранее ОКБ.
Конструкторские организации и серийные заводы пополнились
инженерами-механиками по авиавооружению, закончившими ВВИА и МАИ.
Опытное и серийное строительство авиавооружения набирало темп.
Наземные и летные испытания авиавооружения проводились на
Научно-испытательном полигоне авиационного вооружения ВВС (НИПАВ
ВВС) и в отделе испытаний авиавооружения Научно-испытательного
института ВВС (НИИ ВВС), организованных - первый в 1933 году, а
второй в 1920 году.
На НИПАВ ВВС возлагались не только испытания, но и исследования
авиавооружения, разработка тактико-технических требований к опытным
образцам и системам авиавооружения, руководство опытным и серийным
строительством. В НИИ ВВС в основном проводились летные испытания
авиавооружения и взаимосвязь с самолетостроительными ОКБ и
авиазаводами. В 1942 году НИПАВ ВВС стал называться АВ ВВС, а в 1944
году Управлением испытаний авиавооружения Государственного
Краснознаменного научно-испытательного института ВВС - УИ АВ ГК НИИ
ВВС с его начальником генерал-лейтенантом инженерно-авиационной
службы М.В.Гуревичем.
Под руководством М.В.Гуревича выполнен ряд важных для перспективного
развития авиавооружения, работ. К их числу относится работа по
обоснованию систем авиавооружения, выполненных совместно с ВВИА,
перспектив развития авиавооружения на период 15-20 лет вперед, в том
числе так называемая "Доктрина крупных калибров". Суть этой доктрины
заключалась в вооружении истребителей, штурмовиков и отдельных типов
бомбардировщиков авиапушками крупных калибров и мощными ракетами с
дистанционными неконтактными взрывателями.
Научная отечественная база не только не уступала, но и превосходила
все зарубежные работы по вопросам оружия вообще, и авиационного в
частности.
Капитальным научным наследием авиационного оружия являлись труды
русских ученых артиллеристов по вопросам внутренней и внешней
баллистики Н.В.Маневского, Г.А.Забудского, А.Д.Засядко,
К.И.Константинова, А.В.Годолина, А.Н.Энгельгардта, Д.К.Чернова и
Р.А.Дурляхова.
Неоценимым опытом в строительстве авиационного вооружения были
работы Комиссии Особых Артиллерийских опытов (КОСАРТОП) под
председательством артиллерийского конструктора В.М.Трофимова с
участием академиков А.Н. Крылова, П.П. Лазарева, профессоров Н.Е.
Жуковского, С.А.Чаплыгина, Г.А. Забудского, С.Г. Петровича, Н.Ф.
Дроздова, инженеров Р.А. Дурляхова, В.П. Ветчинкина, Ф.Ф. Лендера и
др.
Работы комиссии привлекли внимание В.И.Ленина, который вместе с
А.М.Горьким в конце 1919 года познакомился с некоторыми образцами
артиллерийской техники в ГАУ. При ознакомлении с прибором для
корректирования стрельбы по самолетам, как свидетельствовал
А.М.Горький, В.И.Ленин своими вопросами к изобретателю прибора
А.М.Игнатьеву и к членам ГАУ удивил ученых артиллеристов глубиной
знаний военного дела вообще и артиллерийского в частности.
Знание военного дела В.И.Лениным объясняется тем, что он наряду с
изучением работ К.Маркса и Ф.Энгельса по военным вопросам, изучал
труды Суворова, Клаузевица, Наполеона, Леера, Меринга и других
военных теоретиков и полководцев.
Большую роль в развитии авиавооружения сыграли труды советских
ученых: академика А.А.Благонравова по вопросам проектирования
автоматического оружия, начатые профессором Федоровым. Профессоров
В.А.Беркалова, И.П.Граве, Н.Ф.Дроздова, Д.Е.Козловского,
Г.В.Оппохова, М.Е.Серебрякова, В.Е.Слухоцкого по вопросам
боеприпасов к автоматическому и ракетному оружию, баллистике,
радиопеленгации и т.д.
Первыми работами по вопросам боевого применения авиационного
вооружения были: статья в Вестнике Вооруженного флота (научное
приложение) 1925 г. П.П.Хондожко о методах расчета областей
возможных атак, обоснования мест установки оборонительного
вооружения и построение диаграмм обстреливаемого пространства по
градусной сетке; книга А.Н.Лапчинского "Воздушный бой", в которой
автор на научной основе рассмотрел тактические приемы, определил
основные требования к одноместному истребителю, системе вооружения и
его боевой эффективности.
В 1929-1941 г. публикуются труды профессоров Д.А.Вентцеля,
В.C.Пугачева, С.С.Рукавишникова, Е.М.Энвальда и Е.В.Агокаса по
теории воздушной стрельбы, имевшие большое значение в обоснованном
прицелостроении, и в повышении боевой эффективности огня в воздушном
бою.
Теория боевой эффективности в ВВС начинала свой путь с 1926 года,
когда научно-технический комитет (НТК) ВВС опубликовал работу
красвоенлета П.П.Хондожко "О вероятности сбития цели истребителем".
В этой книге впервые дан кинематический метод расчета траектории
полета одноместного истребителя, атакующего прямолинейно и
равномерно летящую цель, с учетом угла упреждения, и определены
области возможных атак. Был разработан приближенный метод
определения вероятности попадания хотя бы одной пули в цель при
стрельбе очередью из пулемета.
В начале 1935 года по заданию Главкома ВВС Я.Н.Алксниса ВВИА
совместно с НИПАВ ВВС выполнила большую научно-исследовательскую
работу, с постановкой натурного эксперимента, по расчету вероятности
поражения цели при стрельбе с одноместного самолета.
В 1938 г. вышла работа профессора В.Л.Гончарова по боевой
эффективности техники ВВС и в этом же году ВВИА закончила
научно-исследовательскую работу ”Исследование рациональных схем
размещения реактивного вооружения на самолетах-истребителях и
штурмовиках".
Эти две работы послужили началом внедрения в расчеты вероятности
поражения цели "Координатного закона поражения" для боеприпасов
осколочного действия, укомплектованными дистанционными и
неконтактными взрывателями.
В 1940 году вышла в свет книга полковника В.И.Чайкина "Применение
оружия в воздушном бою". Эта книга представляла обобщение научных
достижений в области систем вооружения самолетов и ставила перед
вооруженческими кадрами ряд проблем, с разрешением которых
авиационное вооружение отечественных самолетов и его боевое
применение выйдет на рубеж, определенный В.И.Лениным еще в 1920
году. Он говорил, что пока капитализм гораздо сильнее нас, он сможет
во всякое время направить против нас свои силы, опять выступить
против нас в войне. И нам, поэтому нужно сделаться сильнее...".
(В.И. Ленин). Полн. собр. соч.т.27, с.372-373.
Такое военное время приближалось.
В конце 1940 г. приказом Народного Комиссара Обороны СССР маршала
Советского Союза С.К.Тимошенко № 0362 определена подготовка
авиационных кадров среднего звена. Суть этой подготовки заключалась
в повышении уровня профессионального мастерства и знаний
авиационного дела летчиками и техниками. Срок обучения летчиков и
техников определен четыре года, из них два года теоретической
подготовки, год войсковой практики в качестве пилотов и механиков и
еще год учебы в военных училищах.
В начале 1941г. после двух лет учебы, около 1000 механиков по
авиавооружению 2-го Ленинградского Краснознаменного Военного
авиационно-технического училища им. Ленинского Краснознаменного
комсомола направилась в авиационные части на стажировку.
Стажировкой стала Великая Отечественная война, в которой на долю
вооруженческих кадров выпала большая работа по обеспечению
безотказности работы систем авиавооружения в огненном небе над нашей
Родиной.
В 1943 году по приказу Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина с
фронтов Великой Отечественной войны собрали выпускников 2-го ЛКВАТУ,
отправленных на стажировку для продолжения учебы, но далеко не всех.
Около 3/4 этих вооруженцев отдали жизнь за Родину на фронтовых
аэродромах и в кабинах самолетов в качестве стрелков штурмовиков.