Глава
3. Ракетное и артиллерийское вооружение
самолетов в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.).
Выводы по
третьей главе
1. Послевоенная экономическая
обстановка не позволяла до 1924 года создавать собственную, боевую
отечественную авиацию и вооружение. Только после 1924 года появилась
минимальная возможность в разработке первых самолетов - истребителей
под руководством Н.Н. Поликарпова и оружия воздушного боя под
руководством В.Г. Федорова.
2. Послевоенная пауза в развитии самолетостроения и оружия
воздушного боя заполнилась военно-теоретическими размышлениями по
вопросу создания рациональной системы вооружения самолетов. В
западных капиталистических странах основой для
военно-террористических рассуждений явилась доктрина итальянского
генерала Дуэ, выдвинувшего идею создания независимых воздушных
армий, бомбардировочными ударами поставить на колени любое
государство. Основу этих армий должны составлять бомбардировщики и
истребители-крейсера с мощным оборонительным вооружением, включая
пушки калибром 37 и 20мм, предназначенные для локализации
сопротивления противника в воздухе.
Под влиянием доктрины Дуэ создавалась боевая авиация многих
капиталистических государств.
Отечественное самолетостроение первоначально было направлено на
создание истребителей, а затем легких и тяжелых бомбардировщиков.
Оружие воздушного боя, схемно-определенное нашими авиационными
специалистами М.Строевым, А.Лапчинским и др., должно было состоять
из пулеметов. На самолетах - разведчиках предполагалось
устанавливать 4 пулемета, на бомбардировщиках - 6, на боевиках
(штурмовиках) – 2-4 и двухместных истребителях - 4 пулемета с
большой скорострельностью.
3. К 1936 году отечественная, боевая авиация получила четыре вида
оружия воздушного боя.
В 1928 году принят на вооружение самолетов авиационный пулемет ПВ-1
конструкции А.В.Надашкевича и авиационный пулемет ДА конструкции
В.А.Дегтярева.
Пулеметом ПВ-1 вооружились истребители и штурмовики, а ДА -
бомбардировщики и разведчики.
В 1933 году принят на вооружение скорострельный авиационный пулемет
ШКАС конструкции Б.Г. Шпитального и А.И. Комарицкого. Авиапулеметом
ШКАС вооружались все виды самолетов ВВС.
В 1936 году принята на вооружение 20мм авиационная пушка ШВАК
конструкции Б.Г. Шпитального и С.В. Владимирова. Первыми самолетами
с авиационной пушкой ШВАК были истребители И-16 .
4. Самолетостроительными и вооруженческими КБ под авиационное оружие
разработаны и внедрены ряд установок, по оригинальности конструкции
не уступающие зарубежным. Это были синхронные и крыльевые установки
под пулеметы ПВ-1 и ШКАС. Крыльевые, а затем турельные под авиапушку
ШВАК, турельные под авиапулемет, ДА и его спарку ДА-2.
5. Предприятиями оптической промышленности созданы для самолетов
оптические прицелы ОП-1, ОП-2 и ПАК-1, а конструкторскими
организациями авиационной промышленности серия механических и
оптико-механических прицелов, для подвижно установленного оружия.
6. Наряду со стрелково-пушечным вооружением самолетов в 1937 году на
вооружение приняты авиационные реактивные снаряды РС-82 и РС-132,
входящие в комплект вооружения самолетов - истребителей, штурмовиков
и некоторых бомбардировщиков и были опробованы в воздушных боях в
Монголии, а затем в советско-финском военном конфликте.
7. Первая боевая проверка отечественного оружия воздушного боя в
небе Испании, Монголии и Китая в 1936-1939 г. выявила его слабые
стороны, заключающиеся в низкой надежности и боевой эффективности,
обусловленные конструктивными недостатками и недостаточной
технической грамотностью летно-технического состава в подготовке
оружия к бою и в ведении самого воздушного боя. Неудовлетворительная
эффективность пулеметов заключалась в том, что обыкновенные пули
обладали только пробивным действием. Требовались пули бронебойные и
зажигательные, которые появились только в 1938 году. В воздушных
боях нарушался режим огня - длинные очереди приводили к перегреву
оружия, а, следовательно, и к задержкам в стрельбе.
8. Боевая проверка потребовала корректировки отечественной системы
авиавооружения. В результате корректировки разработаны боеприпасы с
пулями и снарядами специальных назначений, введен ряд конструктивных
доработок в оружие и установки, разработаны и приняты на вооружение
крупнокалиберный пулемет УБ-12,7 конструкции М.Е. Березина и 23мм
авиапушка ВЯ конструкции А.А. Волкова и С.А.Ярцева. Началось
проектирование мощных 37мм авиапушек в ОКБ-15, а затем и в ОКБ-16.
Новое отечественное авиационное оружие устанавливалось на новые
самолеты предвоенной конструкции.
9. Боевое применение оружия воздушного боя ограничивалось воздушной
стрельбой по самолетам противника с дальностей 50-70 м под небольшим
курсовым углом. Только на этой дальности, возможно, было сбить
самолет врага. Стрельба под курсовыми углами более 2/4 ракурса и
дальности 100 м была совершенно не эффективна - при попадании в
самолет противника большого числа пуль самолет продолжал полет.