Глава
4. Ракетное и артиллерийское вооружение
самолетов в период второй мировой войны (1939-1945 г.г.)
4.6.
Ракетное вооружение самолетов.
Ракетное вооружение самолетов
подверглось боевой проверке в больших масштабах только на
отечественных самолетах. Самолеты других воюющих государств
вооружались ракетами в конце войны.
В первый период войны (до 1942 года) ракетами вооружались почти все
самолеты, а именно:
- штурмовик Ил-2 вооружался восемью ракетами РС-132;
- бомбардировщики Ар-2, СБ и Пе-2, а также штурмовик и
бомбардировщик Су-2 восемью ракетами РС-132;
- истребители МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1 имели узлы крепления пусковых
установок под РС-82. Силами авиачастей они вооружались
четырьмя-восемью ракетами РС-82.
Устаревшие истребители И-15, И-153 и И-16 также вооружались ракетами
РС-82 в авиачастях.
Эффективность стрельбы ракетами по площадкам, слабозащищенным целям,
таким как скопление живой силы, военные эшелоны на станциях
разгрузки, самолеты на открытых стоянках и т.д. была достаточно
высокая, но к середине войны скопления войск и военной техники
ослабляется - враг предпочел рассредоточение.
Рассредоточение войск снизило эффективность ракет по цели. Для
попадания в танк требовалось израсходовать в среднем 70 ракет, а по
паровозу-20.
Применение ракет по воздушным целям, так же как и по наземным, имело
большое значение при стрельбе по плотным боевым порядкам самолетов.
Первые воздушные бои показали, что применение ракет по
немецко-фашистским самолетам-бомбардировщикам, идущим в плотном
боевом строю, достаточно эффективно, но преодолеть их прикрытие
истребителями нашим истребителям не всегда удавалось. Завязавшиеся
воздушные бои наших истребителей с немецко-фашистскими истребителями
ставили наших летчиков в очень не выгодное положение, поскольку
ракетное вооружение, размещенное на внешних подвесках самолета,
значительно уменьшало скорость полета и накладывало ограничения на
маневренные качества истребителей.
Вскоре ракетное вооружение с истребителей было снято и
устанавливалось в отдельных случаях, когда истребители привлекались
к боевым действиям в качестве штурмовиков.
Варьирование ракетным вооружением истребителей особенно было
показательно для 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО
Ленинградского фронта и его прифронтового 44 истребительного
авиационного полка в течение 1941 и начала 1942 года. В этом полку
под руководством инженера полка по вооружению военинженера 3-го
ранга Н.О.Сартакова исключительно четко были отработаны варианты
перевооружения истребителей ЛаГГ-3 и МиГ-3. Требовалось 2-3 часа для
того, чтобы установить и выверить ракетное вооружение 4-х - 5-ти
истребителей. Истребители, вооруженные ракетами РС-82, успешно
штурмовали, выбивали немецкие самолеты на аэродромах Сиверская,
Ропша, Спасская Полисть и т.д., а технический состав применял
подвижные ракетные установки, выполненные руками умельцев, для
обороны своих аэродромов, находящихся на удалении от передовой
позиции в 4-10 км (Манушкино, Колтуши и др.).
Восемь ракет РС-132, подвешенных под крылом штурмовика Ил-2, были
весьма ощутимой боевой зарядкой к его стрелково-пушечному и
бомбардировочному вооружению. Штурмовики, как правило, в боевом
строю "пеленг", скрытно подлетая к наземной цели, атаковывали ее с
дальности 3-4 км.
Первым открывал огонь с пологого пикирования ведущий группы. Вслед
за пуском ракет вступало в дело бомбовое и не менее мощное
стрелково-пушечное вооружение.
Бомбардировщики Су-2, Ар-2, СБ и Пе-2 применяли ракеты в основном
для подавления зенитного огня противника.
В ходе войны на самолеты внедрилась ракета М-13, предназначавшаяся
для широко известных ракетных установок "Катюш", а затем ракета М-13
УК улучшенной кучности (с вращением вокруг продольной оси).
Ракеты М-13 и М-13 УК были испытаны на фронте. Также как и во время
боев под Халхин-Голом, на фронт были командированы летчики 4-го
управления ГК НИИ АВ ВВС под руководством летчика-испытателя майора
А.Кусакина и ведущего инженера-испытателя инженер-капитана А.Губина.
Испытания, проведенные на глазах Командующего ВВС Главного Маршала
авиации А.А.Новикова, стрельбой по немецко-фашистским танкам,
технике и живой силе противника, показали, что результат стрельбы
теперь зависит только от точного прицеливания. А.Кусакин
продемонстрировал в боевой обстановке снайперский огонь ракетами. Он
вернулся в институт так же, как в свое время Н.Звонарев, первый
применивший ракеты на Халхин-Голе, с боевым орденом, врученным
А.А.Новиковым.
Успешному применению ракет в период Отечественной войны
способствовали работы ученых под руководством С.А.Христиановича и
конструкторов под руководством Е.А.Печерского, трудами которых
созданы неуправляемые ракеты с небольшим техническим рассеиванием с
большими максимальными скоростями полета. Если ракеты РС-82 и РС-132
имели максимальную скорость полета не превышающую 350 м/с, то к
концу войны появились ракеты с максимальной скоростью 700 м/с.
Новый, качественный скачок в развитии ракет, начавшийся в конце
сороковых годов послужил основой не только к созданию неуправляемых
ракет широких областей применения, но и управляемых, применяемых для
поражения воздушных и наземных целей в различных условиях боевого
применения, как на предельно малых, так и на больших дальностях,
измеряемых сотнями километров.
Ракетное вооружение самолетов в других воюющих государствах получило
признание только к концу войны.
Первой авиационной, неуправляемой ракетой, принятой на вооружение
немецких самолетов Ме-109 и ФВ-190, была 56мм ракета R4.м весом, 4
кг. Эта ракета успешно применялась в воздушных боях с американскими
бомбардировщиками В-17.
Вслед за ракетой воздушного боя в Германии создается семейство
неуправляемых ракет класса "воздух-земля" - "Панцирь-Блиц" калибра
88мм, "Люфт-Фауст" калибра 214 мм, 210мм и 150мм ракеты. Кроме того,
в конце войны начались испытания управляемых по проводам ракет
класса "воздух-воздух" и ракет, наводящихся на цель по радиолучу.
Несколько позднее, чем в Германии на вооружение самолетов США была
принята неуправляемая 70мм ракета "Майти Маус" с раскрывающимся в
полете перистым стабилизатором, а вслед за ней и 114 мм ракета
аналогичной конструкции.
Эффективность ракеты "Майти Маус" при стрельбе по воздушным целям
была достаточно высокой - одного попадания было достаточно для
сбития самолета типа "летающая крепость". Весной 1945 года
получилось так, что истребитель США свой бомбардировщик В-17 по
ошибке принял за воздушную цель врага и пустил по нему ракету - В-17
развалился в воздухе. В Англии к концу войны, также появились
ракеты, предназначенные главным образом для поражения наземных и
морских целей.
Основные показатели ракет приведены в
таблице № 4.6.