Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 4. Ракетное и арт.вооружение в период ВМВ

 

Глава 4. Ракетное и артиллерийское вооружение самолетов в период второй мировой войны (1939-1945 г.г.)

4.6. Ракетное вооружение самолетов.

 

Ракетное вооружение самолетов подверглось боевой проверке в больших масштабах только на отечественных самолетах. Самолеты других воюющих государств вооружались ракетами в конце войны.
В первый период войны (до 1942 года) ракетами вооружались почти все самолеты, а именно:
- штурмовик Ил-2 вооружался восемью ракетами РС-132;
- бомбардировщики Ар-2, СБ и Пе-2, а также штурмовик и бомбардировщик Су-2 восемью ракетами РС-132;
- истребители МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1 имели узлы крепления пусковых установок под РС-82. Силами авиачастей они вооружались четырьмя-восемью ракетами РС-82.
Устаревшие истребители И-15, И-153 и И-16 также вооружались ракетами РС-82 в авиачастях.
Эффективность стрельбы ракетами по площадкам, слабозащищенным целям, таким как скопление живой силы, военные эшелоны на станциях разгрузки, самолеты на открытых стоянках и т.д. была достаточно высокая, но к середине войны скопления войск и военной техники ослабляется - враг предпочел рассредоточение.
Рассредоточение войск снизило эффективность ракет по цели. Для попадания в танк требовалось израсходовать в среднем 70 ракет, а по паровозу-20.
Применение ракет по воздушным целям, так же как и по наземным, имело большое значение при стрельбе по плотным боевым порядкам самолетов.
Первые воздушные бои показали, что применение ракет по немецко-фашистским самолетам-бомбардировщикам, идущим в плотном боевом строю, достаточно эффективно, но преодолеть их прикрытие истребителями нашим истребителям не всегда удавалось. Завязавшиеся воздушные бои наших истребителей с немецко-фашистскими истребителями ставили наших летчиков в очень не выгодное положение, поскольку ракетное вооружение, размещенное на внешних подвесках самолета, значительно уменьшало скорость полета и накладывало ограничения на маневренные качества истребителей.
Вскоре ракетное вооружение с истребителей было снято и устанавливалось в отдельных случаях, когда истребители привлекались к боевым действиям в качестве штурмовиков.
Варьирование ракетным вооружением истребителей особенно было показательно для 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО Ленинградского фронта и его прифронтового 44 истребительного авиационного полка в течение 1941 и начала 1942 года. В этом полку под руководством инженера полка по вооружению военинженера 3-го ранга Н.О.Сартакова исключительно четко были отработаны варианты перевооружения истребителей ЛаГГ-3 и МиГ-3. Требовалось 2-3 часа для того, чтобы установить и выверить ракетное вооружение 4-х - 5-ти истребителей. Истребители, вооруженные ракетами РС-82, успешно штурмовали, выбивали немецкие самолеты на аэродромах Сиверская, Ропша, Спасская Полисть и т.д., а технический состав применял подвижные ракетные установки, выполненные руками умельцев, для обороны своих аэродромов, находящихся на удалении от передовой позиции в 4-10 км (Манушкино, Колтуши и др.).
Восемь ракет РС-132, подвешенных под крылом штурмовика Ил-2, были весьма ощутимой боевой зарядкой к его стрелково-пушечному и бомбардировочному вооружению. Штурмовики, как правило, в боевом строю "пеленг", скрытно подлетая к наземной цели, атаковывали ее с дальности 3-4 км.
Первым открывал огонь с пологого пикирования ведущий группы. Вслед за пуском ракет вступало в дело бомбовое и не менее мощное стрелково-пушечное вооружение.
Бомбардировщики Су-2, Ар-2, СБ и Пе-2 применяли ракеты в основном для подавления зенитного огня противника.
В ходе войны на самолеты внедрилась ракета М-13, предназначавшаяся для широко известных ракетных установок "Катюш", а затем ракета М-13 УК улучшенной кучности (с вращением вокруг продольной оси).
Ракеты М-13 и М-13 УК были испытаны на фронте. Также как и во время боев под Халхин-Голом, на фронт были командированы летчики 4-го управления ГК НИИ АВ ВВС под руководством летчика-испытателя майора А.Кусакина и ведущего инженера-испытателя инженер-капитана А.Губина. Испытания, проведенные на глазах Командующего ВВС Главного Маршала авиации А.А.Новикова, стрельбой по немецко-фашистским танкам, технике и живой силе противника, показали, что результат стрельбы теперь зависит только от точного прицеливания. А.Кусакин продемонстрировал в боевой обстановке снайперский огонь ракетами. Он вернулся в институт так же, как в свое время Н.Звонарев, первый применивший ракеты на Халхин-Голе, с боевым орденом, врученным А.А.Новиковым.
Успешному применению ракет в период Отечественной войны способствовали работы ученых под руководством С.А.Христиановича и конструкторов под руководством Е.А.Печерского, трудами которых созданы неуправляемые ракеты с небольшим техническим рассеиванием с большими максимальными скоростями полета. Если ракеты РС-82 и РС-132 имели максимальную скорость полета не превышающую 350 м/с, то к концу войны появились ракеты с максимальной скоростью 700 м/с.
Новый, качественный скачок в развитии ракет, начавшийся в конце сороковых годов послужил основой не только к созданию неуправляемых ракет широких областей применения, но и управляемых, применяемых для поражения воздушных и наземных целей в различных условиях боевого применения, как на предельно малых, так и на больших дальностях, измеряемых сотнями километров.
Ракетное вооружение самолетов в других воюющих государствах получило признание только к концу войны.
Первой авиационной, неуправляемой ракетой, принятой на вооружение немецких самолетов Ме-109 и ФВ-190, была 56мм ракета R4.м весом, 4 кг. Эта ракета успешно применялась в воздушных боях с американскими бомбардировщиками В-17.
Вслед за ракетой воздушного боя в Германии создается семейство неуправляемых ракет класса "воздух-земля" - "Панцирь-Блиц" калибра 88мм, "Люфт-Фауст" калибра 214 мм, 210мм и 150мм ракеты. Кроме того, в конце войны начались испытания управляемых по проводам ракет класса "воздух-воздух" и ракет, наводящихся на цель по радиолучу.
Несколько позднее, чем в Германии на вооружение самолетов США была принята неуправляемая 70мм ракета "Майти Маус" с раскрывающимся в полете перистым стабилизатором, а вслед за ней и 114 мм ракета аналогичной конструкции.
Эффективность ракеты "Майти Маус" при стрельбе по воздушным целям была достаточно высокой - одного попадания было достаточно для сбития самолета типа "летающая крепость". Весной 1945 года получилось так, что истребитель США свой бомбардировщик В-17 по ошибке принял за воздушную цель врага и пустил по нему ракету - В-17 развалился в воздухе. В Англии к концу войны, также появились ракеты, предназначенные главным образом для поражения наземных и морских целей.
Основные показатели ракет приведены в таблице № 4.6.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама