|
С 17 по 22 августа нынешнего года в небольшом
подмосковном городе Жуковском наверняка яблоку
будет негде упасть, а небо расколется ревом
десятков реактивных двигателей. Сегодня здесь
заканчиваются последние приготовления к
открытию одного из самых представительных в мире
смотров летающей техники - Насколько мне известно, Россия в Жуковском в очередной раз собирается удивить мир. Страна, высокотехнологические отрасли которой за рубежом уже не раз не только отпели, но и похоронили, собирается на МАКС-99 показать немало новинок? - Давайте сначала определимся, что за
событие там будет в августе. А будет, по сути дела,
последний в этом тысячелетии крупный
международный смотр авиационной и космической
техники, можно сказать, подведение итогов
вековой деятельности человечества в этой
области. Приедут представители организаций - Один из них, вероятно, тот самый многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ) нового поколения, вокруг которого минувшей зимой было столько шума? Поговаривали, что никакого нового самолета в действительности нет, а есть грандиозная мистификация с целью выколачивания бюджетных миллионов. Так существует МФИ или нет? И если да, то почему его первый полет, неоднократно откладываемый, так пока и не состоялся? - Скажу как летчик-испытатель: есть в России такой самолет, и его, весьма вероятно, можно будет увидеть на МАКС-99. А что первый полет новейшего истребителя все откладывается - причина известна: денег нет. - С МФИ разобрались. А вторая новинка? - О ней, пока нет решения правительства, давайте умолчим (Видимо, имеется в виду С-37 ОКБ Сухого. -Д.С.). - Хорошо, поговорим о другом. Организация авиакосмического салона - это дорого? - Не так, как может показаться. У нас ведь
есть главное - лучшее в Европе летное поле с
практически не ограниченными возможностями
показа натурных образцов техники. Многое
специально для проведения таких выставок уже
построено в прежние годы. Причем мы и тогда, и
сейчас понимали, что денег у государства
практически нет. Скажем, запланированных для
проведения МАКС-99 из бюджета 2 миллионов долларов
так пока в оргкомитете никто и не видел. А дело,
несмотря ни на что, идет. Как? Вот, скажем, надо
привести в порядок дороги. Средств нет. Однако
есть ведь федеральные службы, которые обязаны - И как, получается убеждать? - Получается. Приходится, правда, проявлять напор, даже нахальство. Они ведь там, в правительстве, одну бумажку с этажа на этаж могут катать по десять дней. А для меня нет страха - министр, замминистра. Приходилось и кулаком по столу бить: ты с Героем России разговариваешь или с кем? - Кстати вы вовсе не похожи на свадебного генерала. Почему именно Толбоев, человек, несомненно, заслуженный, но не обладающий реальной властью, оказался во главе столь неподъемного дела, как организация в нашей стране международного авиакосмического салона? - Все началось вовсе не с Жуковского. Первую
выставку авиатехники я провел - В Дагестане? - Ну да. Тогда уже на Северном Кавказе
назревали сложные политические события,
начиналось брожение, которое потом вылилось в
чеченскую войну. И Дагестан оказался на грани. Я
должен был убедить земляков отказаться от
сепаратизма. Как мне, летчику, это сделать
убедительнее? Решил показать дагестанцам нашу
лучшую в мире боевую технику. Смысл такой: только
в единой огромной стране мы способны создавать
подобное. А отделимся - останутся в наших горах
одни овцы. Так в 1989 году в Махачкалинском
аэропорту и на ипподроме мы устроили
демонстрацию истребителей Су-27, МиГ-29 и летающего
танкера Ил-78. Тогда на своем истребителе
осуществил мечту детства - пролетел над родным
аулом, над тропами, которыми когда-то ходили я,
мой отец. А когда приземлился, рулил по аэродрому
с советским флагом. Очень - А кого и в чем решили убеждать в Жуковском? - Да поймите - не может Россия без
собственного аэрокосмического салона. Мы ведь
входим в тройку стран, которые одни только и
способны делать любые самолеты и космические
аппараты. Надо не просто рассказывать об этом -
надо показывать людям. Чтобы гордились Россией.
Ну, и иностранцам, конечно, - - Для организации подобной выставки необходимо решение правительства. Тогда, в 1991 году, когда Жуковский впервые на своем аэродроме принимал гостей, как удалось пробить все бюрократические препоны? - Ну, не один же я этим занимался. Ребята
помогали - Толя Квочур, Леня Лобас, тоже
летчики-испытатели, Герои России. А решила все
встреча с Александром Руцким, когда тот был
вице-президентом России. Он этой идеей загорелся.
Вместе на вертолете облетели район будущей
экспозиции. Распоряжение вице-президента и
сдвинуло с места всю организационную махину.
Между прочим, на собственные демонстрационные
полеты мы не затратили ни копейки. Каждому
испытателю для совершенствования техники
пилотирования положено провести в воздухе
определенное количество часов. Мы с Квочуром по - Теперь многое позади, международный авиакосмический салон в Подмосковье признан в мире и стал традиционным. Что дальше? - Планов много. Один из самых важных хочу впервые обнародовать в «Труде». Оргкомитет готов предложить правительству и мэру Москвы Юрию Лужкову в июне следующего года провести в Жуковском глобальную выставку «Оружие России-2000». Она должна стать своеобразным смотром достижений нашей оборонки на пороге следующего тысячелетия. Привезти сюда все: наши лучшие самолеты, танки, орудия, боевые машины. Показать их народу и миру. Ничего подобного не было ни у нас, ни за рубежом. Пора вспомнить, что в великой стране живут великие мастера.
|