Комс. Правда
Вверх ] Фотографии ] [ Комс. Правда ] 17 августа ] Коротко ] Полеты ] Высокое небо ]


 

ВЫ ЖДАЛИ СЕНСАЦИЙ? ИХ МАЛО, УВЫ...

На минувшей неделе в подмосковном Жуковском прошел 4-й Международный авиакосмический салон МАКС-99

maks_1.jpg (15894 bytes) Вообще-то этот салон для Москвы не четвертый, а пятый - если считать первую авиавыставку «Мосаэрошоу-92», с которой собственно все и началось. (И не последний в ХХ веке, как поспешили сообщить некоторые журналисты, - будет еще и «Дубаи-99»). Но, надо сказать, по крайней мере один рекорд МАКС-99 уже установил: за 6 дней на нем побывало свыше полумиллиона человек - много больше, чем в предыдущие годы. По словам гендиректора МАКСа-99 Ю. Нагаева, по численности нас пока переплюнул только Китай (авиасалон «Джухай-98»). Но там и народу больше...

Самый главный экспонат

Разъяренный гаишник колотил по нашей машине полосатым жезлом:
- На обочину,  б...!
В день открытия салона, трассу Москва - Жуковский лихорадило. Через каждые 10 - 15 метров - напряженные лица стражей порядка, сплошь, кстати, офицеров. Будто махать палкой на большой дороге   невозможно без высшего милицейского образования.
Ждали премьера Путина, который впервые в новой должности выходил «в люди».
- Это еще что, - рассказывал один из организаторов. - Вот в позапрошлом году к нам решил Ельцин пожаловать, причем - на вертолете. Такого шухера я в жизни не видел: под каждым кустом - фээсбэшники, по периметру - снайперы, словно президент в тыл врага выбрался.
Но и «на Путине» стражей порядка было едва ли не больше, чем зрителей. Мало того что сам аэродром ЛИИ оцеплен тремя рядами колючей проволоки, между которыми, как на границе, вспаханная полоса и охрана с автоматами. Так еще и площадку с самолетами оцепили плотным кольцом. Милиции помогали тощие солдатики Внутренних войск. В отгороженное от простых смертных пространство премьер вошел, окруженный свитой приближенных, переодетыми в штатское гэбэшниками да редкими журналистами. (Один из нас вспомнил, как несколько лет назад в Ле Бурже нос к носу столкнулся с президентом Франции Миттераном - того сопровождала лишь пара охранников в гражданке, всячески старавшихся не создать посетителям салона малейших неудобств).
Вдруг из толпы, окружавшей Путина, выскочил плотный лысоватый человек небольшого роста, цепко схватил премьера за руку и потащил за собой:
- Владимир Владимирович, пойдем покажу вам самый лучший в мире вертолет!
Охрана напряглась.
- Да не волнуйтесь, это Михеев, - пояснил кто-то из свиты премьера.
А Сергей Михеев, генконструктор фирмы Камова, создатель знаменитых вертолетов Ка-50 и Ка-52, уже подводил гостя к своей «Черной акуле», попутно рассказывая о ее достоинствах. Путин проявлял вежливое любопытство.
- А куда катапульта выстреливает, вбок, что ли? - заинтересовался он, когда речь зашла о спасении жизни летчиков.
- У нас все продумано,  садитесь в кабину - я все покажу, - предложил Михеев.
- Нет-нет, я не хочу катапультироваться, - слегка отпрянул премьер.
- А давайте туда Коптева посадим, - предложил кто-то, вызвав взрыв хохота.
Глава Российского космического агентства громадный Юрий Коптев, чей вес составляет, наверное, центнера полтора, заулыбался:
- Я не подойду - для меня специальное кресло надо.
...А вообще новый премьер авиастроителям понравился - не старался выглядеть шибко   важным, быстро схватывал суть проблем, вопросы задавал по существу. Правда, обещания Путина поддержать приоритетные программы и ликвидировать гигантскую задолженность государства перед ВПК восприняли скептически - мол, подобным мы по горло сыты. Хотя, с другой стороны, какие к Путину  претензии, если еще вчера он командовал чекистами и о проблемах родного авиапрома если и знал, то понаслышке.
Едва премьер закончил осмотр, самолеты один за другим стали  выруливать на взлетную полосу. Первый Су-32 так лихо развернулся,  что сбил ракетами «воздух - воздух» две милицейские фуражки....

«Новый русский» - «Черт» «Рогатый»
У нашего С-37 крылья веером.

maks_2.jpg (7884 bytes)Ощущение, что  летчики были готовы разбиться в лепешку. Вначале два Су-30 виртуозно демонстрировали дозаправку в воздухе тяжелого, как шмель, Ил-76. За ними блеснула пижонской авиаакробатикой четверка Су-27 «Русских витязей» из подмосковной Кубинки. Потом один за другим в небо поднимались «МиГи», «Аны», «акулья стая» вертолетов Камова, машины Миля. Народ добросовестно глазел. И вдруг над толпой пронеслось:
- «Беркут», «Беркут»!
На земле экспериментальный истребитель С-37 не показали. Черный как смоль самолет выкатили из потайного ангара на окраине аэродрома, «огородами» он выкатил на взлетку и взмыл в небо.
Этот самолет с обратной стреловидностью крыла, который называют «Рогатый», «Черт» и даже «Новый русский», впервые летал на глазах у честного народа. А накануне на специальном совещании генералы долго спорили,  стоит ли показывать «Черта». После долгих дебатов решили, что самолет все же должны увидеть, но лишь на расстоянии, т. е. в полете. Шпионы, знаете ли, не дремлют.
Работы над С-37 начались еще в конце 70-х, а впервые он поднялся в воздух в октябре 1997 года, ровно через неделю, после того как совершил свой   первый полет новый образец американского F-22А «Рэптор». Тогда демонстрационный полет «Беркута» наделал  много шума. Его окрестили суперсенсацией и самолетом XXI века.
Правда, генералы из Минобороны и ГШ отнеслись к новой  разработке ОКБ Сухого крайне осторожно. Официальное заключение военных экспертов прозвучало шокирующе: «Создание истребителя с крылом обратной стреловидности связано с техническим и экономическим риском... ВВС считают нецелесообразным форсирование работ по этому самолету».
Правда, создатели «Нового русского» считают, что такое заключение стало результатом подковерных игр руководителей знаменитой конкурирующей фирмы, чьи представители сумели подобрать «ключи» к летному генералитету. Так или иначе.
ОКБ Сухого работает над
С-37 за счет собственных скудных средств. Ибо там уверены, что наш самолет превзойдет пресловутый «Рэптор», потому что обладает массой достоинств, которые пока военная тайна.
Вообще среди сотен наших фирм и КБ, участвовавших в салоне, «Сухие» выглядели, пожалуй, наиболее спокойно и уверенно. Им есть чем гордиться: помимо «Беркута», в загашнике такие классные машины, как Су-30, Су-32ФН, Су-33, Су-35, Су-37МР и
С-80. Причем, как признал новый начальник «Росвооружения» А. Огарев, самолеты «Сухого» сегодня составляют почти половину(!) объема нашего оружейного экспорта, и, по прогнозам, в ближайшие годы поставки будут возрастать...

Макси-шоу

На МАКСе-99 «Беркут» стал одной из немногих сенсаций. Скандально известный «проект 144», или многофункциональный истребитель МФИ фирмы Микояна, генералы народу показывать так и не решились (по словам директора программы Ю. Воротникова, МФИ демонстрировался в ангаре и только по специальному распоряжению). Презентация суперкомплекса «Искандер-Э» тоже сорвалась: ракету, так и не расчехлив, увезли обратно в КБ по требованию тех же военных. Взамен предложили глазеть на истребители Ла-5, По-2 и Як-9 времен второй мировой. Машины, конечно, уникальные, но авиасалон же - не только выставка достижений народного хозяйства 40-х годов...
За новинку пытались выдать самолет-амфибию
Бе-200, но он уже был показан даже на Западе - в Ле Бурже. Пассажирские Ту-204, Ту-334, Ил-96 и Ил-114 были сконструированы еще в советское время. Запад был представлен, мягко говоря, хило - лишь бизнес-самолетами фирм «Цесна» и «Фалькон», а также вертолетом «Белл». А мировые супергиганты «Эрбас» и «Боинг» в отличие от прошлых авиасалонов МАКС вообще решили свои машины в Москву не привозить: мол, что понапрасну технику туда-сюда гонять да деньги тратить? Поговаривают, «Эрбас», самолеты А-310 которого в последние годы пополнили парк «Аэрофлота», таким способом выразил недовольство тем, что русские не спешат брать еще и А-320. Правда, в салоне широко участвовал один из ключевых партнеров концерна - немецкий «Даймлер Крайслер аэроспейс», чьи представители специально к МАКСу приурочили объявление о намерении создать предприятие по модернизации наших МиГ-29, находящихся на вооружении стран бывшего Варшавского договора, совместно с КБ Микояна и «Росвооружением». Это тоже стало своего рода сенсацией (примечательно, что немцы пару раз довольно резко высказались против США: мол, мы не хотим, чтобы американцы влезали на европейский рынок и раздаривали здесь свои самолеты).
...По павильонам МАКСа в сопровождении группы офицеров и генералов ходил и главком ВВС А. Корнуков. Он обещал, что к концу 2000 года в войска поступит первый серийный ЗРК «Триумф», а в 2002 - 2003 годах - принципиально новые самолеты (очевидно, Су-27ИБ или Су-34). Истребители же С-37 и МФИ, по самым   оптимистичным прогнозам, появятся на вооружении лишь в 2015 году. Если вообще появятся. Во всяком случае, в этом году Минобороны не закупило ни одного(!) нового самолета.
Самой интересной на авиасалоне, была экспозиция новейших российских вооружений и боевой техники. Жаль только, что многие экспонаты находились в Жуковском, а не в Дагестане, где они сегодня были бы намного полезнее.
Разговоры под крылом
У авиапромышленников на салоне - свои разговоры. Главной темой пересудов был вопрос: усидит ли в своем кресле вице-премьер по «оборонке» Илья Клебанов? Как всегда, недостатка в фамилиях якобы уже назначенных Путиным и Ельциным сменщиков вице-премьера не было. «Указ о снятии Клебанова уже подписан, мне компетентный мужик сказал. А вместо него будет Уринсон», - убеждал один из самых осведомленных. И все же, основательно перемыв косточки клебановскому «преемнику», авиапромовцы сошлись во мнении, что шансов у Уринсона немного и, скорее всего, он сам распускает слухи о своем возможном назначении.
Еще обсуждали, как это КБ Микояна умудрилось «потерять» из своего названия ключевое слово «МиГ». «Ну не бред ли - вместо известной на весь мир марки они родили труднопроизносимого гибрида - ФГУП «ВПК «МАПО»?   Иностранцы в недоумении: вы с ума сошли, ваш «МиГ» же знали во всем мире, вы же на этом огромных денег лишитесь! А один не без сарказма посоветовал: в русском языке еще немало согласных букв, добавьте и их, тогда вконец запутаете западные спецслужбы», - говорил нам один из конструкторов.
Специалисты дивились, как это организаторы едва не заварили крупный международный скандал, повесив над
МАКСом флаг Тайваня. Увидевших знамя мятежного острова китайцев (миллиардные контракты с которыми должны дать жизнь десяткам наших заводов и КБ) сей жест привел в шок. После жестких и энергичных протестов официальных лиц КНР инцидент едва удалось замять...
Отдельная тема - бедственное положение самого аэродрома ЛИИ, где проходил МАКС. Мало кто знает, что здесь находится самая длинная в Европе взлетно-посадочная полоса (длина 5,4 км), из-за жуткого состояния которой проведение салона было под угрозой. Из-за недостатка финансирования испытания здесь теперь практически не проводятся, аэродром заставлен брошенными самолетами, ржавеющими под открытым небом. Чтобы «поддержать штаны», руководство ЛИИ идет на самые рисковые шаги. К примеру, уже 28 августа здесь пройдет «Грузовик-шоу» - гонки дальнобойных тягачей. И это на еще недавно суперсекретном авиаполигоне, не имеющем аналогов в мире...
И все же спецы продолжают надеяться на лучшее: без тоста вроде «За то, чтобы мощь России прирастала ее авиацией» не обходилась ни одна встреча коллег-авиаконструкторов.
Самолеты, пиво, женщины!
Народ, как водится, давился в очередях за бесплатными ручками и пакетами. Пакетов было немного, ручек тоже.
Длиннющий хвост выстраивался в один из павильонов, где на халяву разливали пиво Бадаевского завода.
Солнышко припекало, и зрители валялись на травке, жевали шашлык и наблюдали, какие кренделя выделывают в небе летчики.
Молодые парочки целовались под стрекот вертолета «Черная акула». Циничные наблюдатели подкалывали:
- А слабо забацать ребенка прямо здесь?
- Запросто!
- И Максом назовете?
- Легко....
Родители с детьми бойко фотографировались у самолетов.  Девчушка с сережкой в носу донимала эксперта у огромного самолета-амфибии Бе-200.
- А он правда плавает?
- Правда, - поблескивал  очками представитель   завода.
- И не тонет?
- Не тонет.
- А сколько стоит?
Представитель сунул девушке яркий буклет и флажок, после чего торопливо скрылся с «поля боя».
В прессе уже звучали мнения, что России ни к чему свой авиасалон - мол, напрасная трата сил и средств. Мы бы не согласились со столь категоричными оценками. Во-первых, в жизни нашего народа не так много настоящих праздников, а о том, что МАКС-99 стал именно праздником, пропагандирующим достижения авиации России, говорит тот громадный интерес, который был к нему проявлен. Во-вторых, как сказал изобретатель знаменитых кресел-катапульт Герой Соцтруда Гай Северин, салон - это моральная поддержка. Речь о тех умельцах нашей «оборонки», которые, получая мизерную зарплату и оставшись по сути без помощи государства, все же продолжают поражать мир своей авиатехникой. Ну и, главное, без надежды нет будущего. И речь даже не о том, что, как уверен известный летчик-испытатель М. Толбоев, через 15 - 20 лет МАКС переплюнет и Фарнборо, и Бурже. Главное - это надежда на то, что, пройдя через немалые испытания, авиапром России все же возродится. Ведь сегодня в мире самолеты могут делать лишь великие державы - США, объединенная Европа (союз Германии, Франции и Англии) и пока - Россия.
Хочется надеяться, что в ХХI веке слово «пока» нам уже не понадобится.
Олег РАШИДОВ,
Игорь ЧЕРНЯК.
Фото Ильи ПИТАЛЕВА.
Жуковский.

Источник: "Комсомольская правда" 23.08.99
 

Реклама