Б.В.Веселовский
Скрытая
биография
ТЕТРАДЬ
ЧЕТВЕРТАЯ
2.
Хождение по мукам
Я лелеял надежду, что
судимость с меня будет снята. Ведь только тогда могла появиться
возможность вернуться на летную работу. Мои надежды опережали
реальность, я уже думал о том, смогу ли я летать по состоянию здоровья.
Что осталось от моих летных и физических качеств за девять лет
заключения и после «инвалидности по истощению»? Я поделился этими
мыслями с Гришей. После долгого раздумья он вдруг решительно вымолвил:
- Завтра часа в два приезжай в Монино к северной проходной. Я закажу на
тебя пропуск.
Летом Гриша с семьей переезжал в Монино, где они жили в финском
двухквартирном домике, как на даче. Здесь же базировался полк, которым
командовал Инякин. На северной проходной Монинского гарнизона дежурный
капитан долго перелистывал мой паспорт, посматривал на меня,
переспрашивал, к кому следую, и наконец стал звонить по телефону,
зачитывая данные из паспорта. Наконец он положил трубку и стал
выписывать пропуск.
Как всегда при моем появлении, Шура стала собирать на стол. После
недолгой беседы Гриша стал собираться и попросил Шуру достать его другой
форменный костюм. Он предложил надеть его мне. Я недоумевал.
- Надевай, надевай! Увидишь зачем! - торопил Гриша.
Мы вышли к стоявшей машине. У въезда на аэродром часовой приветствовал
двух полковников и поднял шлагбаум. За зеленым полем пролегла бетонная
взлетно-посадочная полоса, где серебрились реактивные истребители
МиГ-15. Мы заехали за ангар и остановились возле одномоторного
двухместного небольшого самолета.
- Знаешь, что это за машина? - спросил Гриша.
- Понятия не имею!
- Это Як-18! Учебный спортивный самолет! Гриша вскочил на центроплан,
отодвинул фонарь кабины и достал книжицу «Руководство по летной
эксплуатации самолета Як-18».
- Вот что! - сказал он. - Садись в кабину, ознакомься со всем согласно
этому руководству, а я займусь своими делами.
Гриша помог мне взобраться в кабину, хлопнул по плечу и укатил.
Просвистели взлетающие пары «мигов», и наступила тишина.
Я снова в кабине самолета! Взора не отрывал от приборной доски.
Вспомнилась вся моя летная работа. Однако надо было выполнять
поставленную Гришей задачу. Я изучил кабину, потом усвоил порядок
запуска двигателя, запоминая параметры оборотов, скоростей по прибору в
различных режимах полета.
Наконец вернулся Гриша, он привез два парашюта. Стало ясно - будем
взлетать.
- Разобрался? - поинтересовался он.
- Да, вроде бы!
- Ну, ладно! Вон там будет наша зона. - Гриша указал рукой направление.
- Работать будем на высоте 1000 метров. Запускай и выруливай! Круг
полетов - левый! Все ясно?
- Ясно! - ответил я.
Гриша находился во второй, инструкторской кабине. Взлетели мы с
травяного грунта левее бетонки. Я ощутил давно не испытываемое чувство
полета и подчинение машины моей воле, установил режим работы двигателя
при наборе высоты и соответствующую скорость полета.
Выполнил полет по прямоугольному маршруту, что у летчиков называется «по
кругу», и направил самолет в зону, указанную Гришей. По другую сторону
аэродрома виднелось полотно железной дороги. Прибрав обороты двигателя,
я доложил Грише по самолетному переговорному устройству (СПУ), что
прибыл в зону. - Ну, давай работай, как учили!
Я понял, что Гриша имел в виду тот комплекс упражнений и фигур, который
мы выполняли когда-то в училище при полетах в зону на истребителе И-16.
Наметив на горизонте характерный ориентир, я ввел самолет в мелкий
вираж. После мелкой восьмерки (левый и правый виражи) выполнил глубокие
виражи с креном 45-60 градусов, затем левый переворот через крыло и
правый боевой разворот, правый переворот через крыло и левый боевой
разворот. Из следующего переворота я ввел машину в петлю Нестерова,
повторил переворот и выполнил полупетлю. После этого комплекса я
заметил, что удалился от центра зоны. Возвратившись на место, я доложил,
как когда-то, будучи курсантом:
- Товарищ инструктор, курсант Веселовский задание выполнил!
- Давай левую бочку!
Чистого вращения самолета вдоль продольной оси не получилось, самолет
опустил нос и описал окружность ниже горизонта.
- Это не бочка, а кадушка! - засмеялся Гриша. - Смотри, как надо!
Он взял управление, добавил оборотов двигателя, увеличил скорость,
немного задрал нос машины выше горизонта, затем плавным движением рулей
ввел самолет в фигуру - выход из нее был точно по горизонту.
- Понял?
- Конечно! - подтвердил я.
- Повтори!
После нескольких бочек и других фигур Гриша скомандовал:
- Давай спираль до высоты «круга» и домой! Когда мы зарулили на стоянку
и замолк двигатель, я вылез из кабины на центроплан и гордо доложил:
- Товарищ инструктор! Курсант Веселовский задание выполнил! Разрешите
получить замечания? Гриша засмеялся:
- В основном все нормально. Конечно, нужна тренировка. Если бы моя
власть, взял бы тебя в полк и через пару недель выпустил на МиГ-15.
Давай хлопочи! Доказывай, что ты не верблюд!
Оставив в кабинах парашюты и шлемофоны, мы уехали с аэродрома. В
приподнятом настроении я уезжал из Монина с твердой решимостью добиться
возможности работать летчиком.
На фронте Гриша дружил с инженером полка Тарахтуновым, который теперь
работал в 1-м Московском аэроклубе. Гриша познакомил меня с ним.
Учебные полеты спортсменов аэроклуба проводились на аэродроме у поселка
Клязьма, под Москвой. Здесь я познакомился с начальником аэроклуба
Ефимом Андреевичем Михаленковым, Героем Советского Союза, и другими
летчиками-инструкторами.
Ефим Андреевич относился ко мне хорошо и готов был взять на работу, но
летчики-инструкторы московских аэроклубов утверждались городским
комитетом ДОСААФ. В Москве командовал авиацией ДОСААФ полковник Леонид
Яковлевич Ошурков. Он категорически заявил, что оформлять меня не будет,
что и близко не подпустит к авиации.
После этого я обратился в областной комитет ДОСААФ, где узнал, что
аэроклубом в городе Коломне командует мой сослуживец по дивизии в
Каунасе полковник Василии Александрович Зайцев, дважды Герой Советского
Союза. С надеждой и радостью я помчался в Коломну, состоялась
продолжительная дружеская встреча, но оказалось, что, Василий передал
аэроклуб другому полковнику. Мы пошли к нему.
- С радостью возьму тебя! - обещал тот.
Когда же начальник отдела кадров развернул мой паспорт, то заявил
категорически:
- Не буду оформлять, не имею права.
В Центральном комитете ДОСААФ в то время возглавлял авиацию известный
полярный летчик - Герой Советского Союза генерал Николай Павлович
Каманин. Он принял меня и внимательно выслушал.
- Давай рассуждать вместе, - сказал он. - Ты же знаешь, какой контингент
отбирался в авиацию и как отбирался? Так вот! Твои документы
положительны, но девятилетней давности! Кто знает, что произошло в твоем
мышлении за девять лет пребывания в заключении? Конечно, если я напишу
«принять», тебя примут! Но ты знаешь, что такое авиация! Сядешь на
«вынужденную» при отказе мотора, при расследовании скажут: «Каманин
прислал!» Спрячутся за мою спину! А я этого не хочу! Давай договоримся
так, - продолжал Каманин. - Если тебя согласятся взять в какой-либо
аэроклуб, пришлют документы, я их подпишу!
Каманин привел пример, когда летчик Зайцев (тот самый, что работал со
мной на заводе в Норильске), отбывший срок заключения, был принят в
аэроклуб города Кирова, проработал инструктором-летчиком пару лет, стал
командиром звена, но был снят с летной работы прибывшим из ЦК ДОСААФ
инспектором. Когда Зайцев приехал к Каманину вместе с Героем Советского
Союза генералом А.Л. Кожевниковым, с которым был на фронте, Каманин
подписал ходатайство и поручительство Кожевникова о восстановлении
Зайцева на летной работе.
- У тебя совсем другое дело! Ты - прямо из тюрьмы! Езжай в Караганду,
там организуется аэроклуб, может, возьмут. Придут бумаги - подпишу!
На такую поездку, за тысячи километров, у меня уже не было средств. С
тяжелым грузом на сердце ушел я от Каманина. Все же через пару дней я
опять отправился в Московский городской комитет ДОСААФ. Ошуркова я не
застал и зашел в отдел кадров к полковнику Баясову, который был в курсе
дел.
Мы долго беседовали, и Баясов высказал свое мнение:
- На летную работу тебя не возьмут! Никто не захочет подставлять за тебя
свою голову! Советую поступить так: устраивайся на работу хоть куда!
Затем иди в аэроклуб к Ефиму Михаленкову, который тебя знает, и
оформляйся летчиком-спортсменом. Будешь летать без отрыва от
производства! Спортсменов-летчиков разрешено набирать командованию
аэроклубов, минуя городской комитет ДОСААФ! Летай спортсменом,
поддерживай свое летное мастерство, а там видно будет!
С надеждой расстался я с этим доброжелательным человеком. Но появились
другие барьеры. Куда только я ни обращался, на работу меня не принимали.
Основную причину ставили - прописка в Коломне.
- Нельзя работать в Москве, проживая за сто километров, - говорили мне.
В отчаянном настроении побрел я опять в приемную Главного управления
милиции, решил еще раз попытаться выяснить возможность прописаться в
родной квартире в Москве. Дежурный капитан, признавший меня по прежним
посещениям, с вниманием отнесся к моему положению:
- Скажу тебе, Веселовский, по секрету! Стокилометровая московская зона,
запретная для таких, как ты, только так называется. На самом деле ее
границы кое-где приближаются к Москве до пятидесяти километров - в
зависимости от важности объектов производства.
- Так-то оно так! - заметил я. - Но надо же знать, где находится и по
какой дороге это самое приближение»!
- Вот это тебе, Веселовский, я и хочу поведать! Записывай! Павелецкая
железная дорога, станция Белые Столбы. Такие, как ты, там прописаны и
работают в Москве!
В начале августа 1954 года я поехал в Белые Столбы. Раньше мне здесь
бывать не приходилось. Прошелся по поселку и выбрал большой дом под
красной железной крышей, по моим прикидкам, с немалой жилой площадью.
Это вселяло надежду, что хозяин согласится предоставить прописку. Здесь
проживала большая семья Григория Литвинова. Хозяина дома не оказалось,
он работал на железной дороге в подвижном составе. В доме были хозяйка,
сын, дочь и две маленькие внучки. Я объяснил цель визита и рассказал
свою историю.
- Мне нужна только прописка. Буду оплачивать площадь, а проживать не
буду.
Хозяйка не возражала, но без мужа решить вопрос не могла. В назначенный
день я приехал вновь. К моей радости, все согласились «уважить» меня.
Все формальности были соблюдены. Я выписался в Коломне и получил в
паспорте штамп временной прописки в Белых Столбах.
Но недолго пришлось мне радоваться. Теперь отказ принять меня на работу
мотивировался временной пропиской. Пришлось просить Литвиновых прописать
меня постоянно под честное слово. Спасибо этим добрым людям!
Я продолжил поиски работы по вывешенным объявлениям московских
предприятий. Теперь не имели значения справки и характеристики о летной
работе. Основным документом являлась справка Норильского комбината,
которая удостоверяла, что мне присвоен седьмой разряд электрослесаря по
ремонту электрооборудования металлорежущих станков. Естественно, что я
направлялся туда, где требовались такие специалисты. Когда я предъявлял
паспорт в окошко инспектора кадров, неизменно следовала фраза: «Мы вас
не возьмем!» Так было не только на «почтовых ящиках», но и на всех
других предприятиях. Деньги у меня кончились, фактически я жил на
иждивении своих друзей.
Наконец мелькнул проблеск надежды на 1-м Государственном подшипниковом
заводе (ГПЗ). Здесь, у здания управления завода, висело объявление о
требуемых рабочих, в том числе по моей специальности. Сначала
повторилась прежняя история:
- Мы вас не возьмем.
- Но ведь объявление висит! Вам нужны электрослесари седьмого разряда, а
вы мне отказываете! - громко произнес я в окошко.
- Не можем, - как у робота, прозвучал голос.
- Где ваш начальник кадров?
Голос сообщил номер кабинета. Начальник отдела кадров долго просматривал
пачку моих документов. Недоуменно спросил:
- Вы летчик? Зачем же к нам пришли?
- Вот документ о другой профессии! - Я показал удостоверение. - Вам ведь
нужны электрики седьмого разряда!
- Вот что, - решил начальник отдела кадров, - документы пусть останутся.
Покажу их директору завода Громову. Зайдите
через пару дней!
Когда я пришел снова, главный кадровик завода отнесся ко мне внимательно
и сочувственно. Он пересказал свою беседу с директором завода Громовым,
сообщил о принятом решении взять меня на работу электриком. Он
предупредил, чтобы в коллективе я вел себя достойно, не допускал
нареканий. Мне это было понятно. К бывшим зекам повсюду относились
подозрительно. Прежде чем окончательно определить меня, со мной
побеседовали главный энергетик завода и инженер по электрическим силовым
установкам. После этого собеседования мне выписали направление в 4-й цех
мелких серий - ЦМС-4. Инженер-электрик цеха Фрол Дмитриевич Залеткин
встретил меня приветливо, изучая взглядом поверх очков.
- Чудесно! Квалифицированный специалист нам очень нужен! Петр Иваныч! -
подозвал он невысокого бригадира электриков цеха. - Вот, знакомься! К
нам прибыл еще один семиразрядник! Тех двух мы отправили? Посмотри,
пожалуйста, и этого, что он умеет.
Петр Иванович показал мастерскую электриков - отдельное помещение в
цехе, отгороженное металлической сеткой. Затем мы пришли в токарное
отделение. Бригадир указал на бетонную площадку с торчащими из нее
болтами.
- Вот на этот фундамент механики цеха сейчас будут устанавливать по
частям отремонтированный токарный станок «ДИП-300». Ваша задача - по
мере сборки установить все электрооборудование станка. Понятно?
В Норильске мне приходилось ремонтировать такие и другие отечественные
станки. В сравнении с импортными они были гораздо проще. Дело пошло на
лад. Правда, пришлось покопаться в замасленных, с растворившейся
изоляцией, пришедших в негодность проводах. Я заменил их, как и
несколько электрических устройств. К обеду механики установили последнюю
деталь, и я закончил работу и доложил об этом инженеру. Фрол Дмитриевич
удивленно глянул поверх очков.
- Молодец, быстро справился. Петр Иваныч! - подозвал он бригадира. -
Пойдем посмотрим! Человек работу закончил. Станок, конечно, работать не
будет! Но молодец! Ведь что-то сделал!
Дежурный электрик по указанию Фрола (так между собой рабочие звали
инженера) вставил в электрошкафу трубчатые вставки-предохранители. Фрол
лично начал опробование станка. По нескольку раз он включал привод
суппорта и шпинделя, менял сторону вращения, приводил в действие насос
эмульсии - охлаждающей жидкости. Наконец выпрямился. На меня глядели
удивленные глаза.
- Ну вот что! - обратился он к бригадиру. - В какой там смене нет у нас
электрика?
- Сегодня в ночную некому выходить!
- Так вот! Пусть выходит и работает! Человек дело знает! Я никак не
ожидал такого быстрого решения и к немедленному выходу на работу не был
готов. На все это Фрол дал мне два дня.