|
Главная > Люди в авиации > Сергей Струнков (Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4) |
Старательно пытаюсь припомнить события «посочнее», но слава Богу их не много было на моем веку. Жизнь была вся из мелких радостей и огорчений с точки зрения обывателя. Но для пилота это было фонтаном ощущений! Выполнил посадку так, что самому в радость - весь день радостен, твой экипаж все понимает с полуслова, - опять в радость. Вышел на цель, все коллективно сработали на отлично, а на разборе сказали, что лучший результат, - кажется самый счастливый на земле! Вызвали «на ковер» за подчиненного или хуже того, - сам в полете был несобран, плохо отлетал, на штурмана наорал и ... меркнет солнышко и сам как туча, на душе погано, белый свет не мил...
Летим по плану учений Главкома ВВС. Перелет Тарту - Небит-Даг – Полтава - Тарту. Посадка в Небит-Даге (Аэродром ПВО «Ногатино») - была подготовкой для применения Ту-16 в Афганистане (на тот момент вопрос еще был не решен: работать с нашей территории или их, но, видимо, варианты рассматривались). Кто не бывал на этом аэродроме - напомню, что его особенностью была узкая полоса для ракетоносцев (40м): рулежные дорожки столь узки, что местному персоналу пришлось спиливать ряд столбов (мы не протискивались со своим размахом крыла). Ну и самое главное - его расположение. С одной стороны - пустыня, с другой горы высотой до 1500 метров. Из-за этих географических подлянок в два раза поднята высота полета по кругу. Хорошо тем, кто на Ил-76 летал, с мощной механизацией крыла, позволяющих им выполнять свой «градиент» и валиться с большой высоты, дабы не попасть под обстрел «духов» на заходе. А что было делать нам с двумя ракетами по 8 тонн каждая и крылом, спроектированным еще до моего рождения? Второй задачей учений было выполнить полеты на пуски крылатых ракет старой конструкции - КСР-2, которых на складах было, видимо, немеренно и сроки хранения которых все давно вышли. Вопрос стоял: то ли их начинать утилизировать, то ли еще возможно их применение. По размерам и форме эта ракета напоминала МиГ-15, и где-то читал, что испытывал ее чуть ли не летчик-испытатель Амет-Хан Султан (после отцепки и полета по траектории он ее сажал). Готовимся к ученьям, на постановке задачи выходит командир экипажа, которого только перевели в наш полк (назовем его ... ээээ ... капитан Сидоров) и делится своими впечатлениями о посадке на этом аэродроме, так как выясняется, что он один из полка там садился. Сидоров, классный мужик, а тут его аж малость раздуло от важности и внимания к своей персоне. Вылет, конечно ночь, посадка под утро. Несмотря на разницу во времени, у них еще темно. По маршруту прошли, выполнили тактические пуски ракет, проверив работу всей аппаратуры ракетного комплекса, заходим в режиме радиомолчания. Первому экипажу дают метеоусловия на посадке: сильный ветер, но почти встречный и пыльная буря. Садимся, покорячившись на непревычно крутой глиссаде. О, Боже, еле удается удержаться на полосе, которой почти вообще не видно из-за метущей поземки, но не из снега, а из песка! Гасим скорость еле-еле к концу 2500 полосы, раскорякой сруливаем с полосы, не видим куда рулить: все огни позамело, хорошо, догадались на поворотах техников расставить с фонариками. Второй штурман, максимально поднявшись в блистер, пытается что-то подсказывать, КОУ (командир огневых установок) подсвечивает то левую, то правую стойку, котораые одна за другой норовят соскочить на грунт. Ту-16 был единственным тяжелым бомбардировщиком-ракетоносцем того периода с ПРЯМЫМ (!!!) УПРАВЛЕНИЕМ. Для несведущих поясню, что у него не было бустеров, все усилия на рули передавались напрямую (на руки и ноги летчиков). Вот здесь я это почувствовал как никогда. Порывы ветра были столь сильны, что мы вдвоем не могли удержать штурвалы в нейтральном положении, нас просто мотало за ними по кабине как тряпичных манекенов. Второй штурман по внутренней связи: «командир, у нас проблемы... Оторвало в полете одну крышку двигателя, а вторая болтается, сейчас тоже отлетит...» Млин, проверил же весь самолет перед вылетом и даже по этим проклятым крышкам постучал ногой, конечно. Ну, начинается... будут на всех разборах склонять... Технику голову отверну! Вдруг голос РП в эфире: «426, низко идешь, низко идешь! 426, НА ВТОРОЙ, НА ВТОРОЙ!!!!!!! НА ВТОРОООЙ!!!!!!» Млин, по позывному,
определяю, это же экипаж Сидорова!
Неужели... Заруливаем. Первыми на
землю, конечно, выпрыгивают «корма» (стрелок
и радист). Открывают входной
люк. Рожа радиста в проеме: Вылезаем, ветер не стих. Штурман, тощий как велосипед, держится за свой тяжеленный портфель, чтобы не унесло... его самого, естественно. Подходят местные
техники. Восхищенно цокают языками
разглядывая по их меркам – махину Ту-16.
Потом задают идиотский вопрос: Гы! В рассветных сумерках приняли крылатые ракеты за самолеты под крыльями! А что, по размерам – подстать их Мигам! Подскакивает машина РП, это уже за мной. Везут на место где Сидоров снизился, дабы помочь нарисовать схему для разбора полета. Картина мерзкая: они были на волосок от гибели. Сбиты 3 верхушки столбов с огнями приближения рядом со средним – здоровенная куча песка... ужас, тележка шасси прошла в 20 сантиметрах от песка. Мда... чудеса в авиации не редкость. А причины... трудно сказать, ну может заклинило его. Правак не вмешался, потому как в ступоре был: пара полетов на Ту-16 (заканчивал не мое Тамбовское, а Барнаульское, на Як-28). Тупо смотрел как его убивают, а может думал, что так и надо, не мешал... На магнитофоне - только
голос второго штурмана, который отчаянно
вопил: Молодец, один боролся за жизнь экипажа! Помню его имя: Василий Лятичевский. Да, всяко бывает. Хм... я как-то незаметно проскочил со своими капотами, хотя упомянут был в сводке происшествий по ВВС. Еще один эпизод из летной работы: пуски все тех же КСР-2,- зари ракетостроения. Наш экипаж пусковой и два экипажа - дублеры. Проходим по маршруту выходим в район пусков. Наземный полигон 200-тый в степи. Вводим коды по кодировке полученной с земли и спецтаблицам на борту. Идет имитация использования ракет с ядерной боевой частью. Вся работа экипажа идет по отработанной схеме, все параметры в норме, но волнение у всех есть. Так, пошли действия второго штурмана, которые он только наговаривает на магнитофон при тактических пусках. Ждем момента отцепки... есть! С легким скрежетом происходит отцепка с замка балочного держателя. Теперь последует просадка ракеты и включится ее стартовый двигатель, потом маршевый двигатель и мы увидим её впереди и ниже нашей высоты (пуск выполнялся по средней траектории) Вытягиваем шеи пытаясь поскорее увидеть этот момент. Радист докладывает по СПУ: - Наблюдаю отцепку, пошла, пошла, отлично! Отлично! Все! Упала! Горит! У нас в передней кабине шлемофоны дыбом! - Как упала!? Как горит!? Да что ж такое??? Мы ж еще не в границах полигона! Ей еще лететь до цели 350 км... Срочно связываемся с дублером, они готовы и выполняют свой пуск. Лихорадочно прокручиваем каждый свои действия... ошибки не было! Настроение - хуже нет. На земле сразу всех сажают в отдельный класс - писать объяснительные. Специальная комиссия уже работает на месте падения. Через несколько дней объявляют - вины экипажа нет. Оказалось, что в этой старой конструкции ракеты не было лючка осмотра двигателя ракеты, из-за повышенной секретности изделия, как ее собрали на заводе - и все. Выяснилось, что приржавела турбинка стартового двигателя и он просто не запустился... ну что ж ... гарантийный срок завода давно истек. А ракета дублера пришла точнехонько в цель, как у нас говорили результат - шесть нулей! |
Реклама |
|