Воспоминания
- командира 1-й эскадрильи 123 ИАП (27 ГИАП)
Георгия Никаноровича Жидова (1916-1972)
Капитан Г.Жидов. Ленинград. Май 1942
Один из самых результативных авиаполков
ПВО – 123 ИАП (С 22.11.42 - 27-й Гвардейский ИАП, с 2.7.44 27 Гвардейский
истребительный Выборгский полк) достоин специального исследования. В
прошлом редкий День ПВО и 22 июня обходился без напоминания о победах
летчиков этого полка в первый день войны [Например, «Правда», 22 июня 1966
г., «Правда»12 апреля 1981, «Неделя» №15.1986]. Лейтенант И.Н.Калабушкин и
сегодня считается самым результативным советским истребителем первого дня
войны.
В последние годы с 123 ИАП оказались
связанными несколько неожиданных сюжетов. Например, расположение одного из
аэродромов 123 ИАП в нескольких километрах от границы, писатель-фантаст
Резун-Суворов считает доказательством агрессивных намерений руководства
СССР, не упоминая, что это полк ПВО и был вооружен истребителями И-153
«Чайка».
А автора нижеприведенных воспоминаний, написанных в 1959-60 годах,
упоминают, как «вероятно, первую, среди советских летчиков, жертву
немецкого аса В.Мельдерса на Восточном фронте». Г.Жидов совершил всего три
парашютных прыжка, но все в 1939 году. А фамилию, возможно, приплели
потому, что на первой странице его летной книжки надпись: «Количество
полетов за 1935-40 и 41 год до 22.6 заполнены со слов летчика и на
основании личного дела, т.к. летные книжки были уничтожены во время
эвакуации с Западного фронта». Возможно, что довоенный архив полка
достался немцам в качестве трофея.
Начал войну Г.Жидов 22 июня в 3.30 в
звании лейтенанта, командиром звена. В советских источниках [Журнал
"Военные знания" №3, 1948 год, стр.3.] встречается утверждение:
«22 июня 1941 года в 3 часа 45 минут летчик-истребитель лейтенант Георгий
Жидов сбил бомбардировщик из эскадрильи первого эшелона немецко-фашистской
авиации, налетевшей на нашу Родину, это был один из первых немецких
самолетов, уничтоженный советским летчиком в дни Великой Отечественной
войны»
Удивительно высокая нагрузка выпала
летчикам 123 ИАП в первые дни войны. Из летной книжки:
«22 июня: 12 боевых вылетов (13 часов в воздухе) – 8 воздушных боев звеном
сбили в районе Бреста –3 Ме109, 4 Ю 88 и Хш126, в районе ст.Жабинка еще 1
Ме109.
23 июня прикрытие Пинска и Бобруйска – 9 боевых вылетов – 3 боя с Ю88.
24 июня 19 боевых вылетов (18 часов 40 минут в воздухе)- бои с Ю88 и
Хе111.
25 июня 12 боевых вылетов. Бои с Ю88 и Хе111.»
«Альбом боевой работы
летчиков-истребителей 1-й эскадрильи 123 ИАП (27 ГИАП), где командиром
Г.Жидов» начинается следующей записью
123 ИАП (27 ГИАП) формировался в г.
Орша в марте 1940г. Командир полка - майор Б. Сурин, комиссар полка -
батальонный комиссар Гольдфельд.
Входя в 123 ИАП под командованием
капитана Котлинского и военкома - ст. политрука Корчагина, эскадрилья до
начала военных действий 22 июня 1941г. занималась боевой и политической
подготовкой по вводу молодых летчиков в строй.
В боях с немецкими оккупантами
эскадрилья принимает участие с 22 июня 1941г.
22 июня 1941г. ведет бои по охране г. Кобрина и Бреста.
24 и 25 июня - прикрывая Пинск, с 25
по 29 июня прикрывала Бобруйск, сбив с 22 по 29 июня 18 самолетов
противника.
22 июня 1941г. смертью храбрых пал
старший политрук Корчагин. В первый вылет не вернулся с боевого задания
Котлинский.
Командовать эскадрильей майор Сурин
приказал лейтенанту Жидову.
За период с 22 по 29 июня в бою отличились летчики: Рябцев таранил
Хе-113 и сбил один Ме-109, Калабушкин, Украинцев, Сахно, Чанборисов,
Фунтусов.
С 2 по 10 июля летный состав
переучивался на Як-1 на аэродроме Монино.
13 июля 1941г. получили самолеты Як-1
и базировались на аэродроме Набережная, с 15 по 28 июля эскадрилья
охраняет Москву, летая на больших высотах и отрабатывая летную
подготовку.
Состав эскадрильи: ком. эскадрильи -
Жидов, военком Дуков, зам. комэск. Калабушкин, комзвена - Рябцев,
Гурьев, летчики - Фунтусов, Сахно, Мечковский, Грозный.
В этом же составе приказом Верховной
Ставки Главного Командования эскадрилья перебазировалась на аэродром
Едрово по охране ж.д. узла Бологое.
С 29 июля по 5 сентября сбили 13
самолетов врага, потеряв двоих своих летчиков: Грозного и Рябцева.
Отличились летчики: Фунтусов, Рябцев, Калабушкин, и Гурьев.
С 20 сентября 1941г. эскадрилья ведет
бои по охране г. Ленинграда и особенно - Ладожской трассы.
Всего эскадрилья произвела 2141 боевых
вылетов с боевым налетом 1865 часов. Из них по штурмовке 62, разведку
66, произведено воздушных боев 283, в которых сбито с 22 июня 1941г. по
30 ноября 63 самолета противника, потерь своих 4 машины в боях и 2 не
вернулось с боевого задания. В Отечественную войну летный и технический
состав показал образцы мужества и отваги, преданности Родине и партии
Ленина-Сталина.
В воздушных боях особо отличились
летчики: ст. политрук Корчагин, лейтенант Рябцев, Калабушкин, Фунтусов,
Карпов, Беляев, Шевцов, Гуров, Гуржий и Грозный.
4.09.1942 прикрывая наши войска в районе Колпино, в воздушном бою капитан
Г.Жидов был тяжело ранен и командиром 1–й эскадрильи стал А.Т.Карпов,
(Единственный летчик ПВО - дважды Герой Советского Союза).
Звание Героя Советского Союза Г.Жидову
присвоено 14 февраля 1943 года.
Судя по записям в летной книжке Г.Жидов
вернулся к полетам лишь в апреле 1943, а к боевой работе в июне в составе
11 ГИАП (командир гвардии подполковник Неуструев И.П.).
В апреле 1944 гвардии майор Г.Н.Жидов
назначен командиром 401 ИАП. Последний по времени сбитым им немецкий
самолет Ме109 (в районе Выборга) - 30.6.44.
В апреле 1945 года 401 ИАП из Ленинграда
направлен на Дальний Восток, где в августе принимает участие в боевых
действиях в Манчжурии.
Во время Великой Отечественной войны
Г.Жидов на истребителях И-153, Як-1, Ла-5 выполнил 361 боевой вылет, и еще
2 боевых вылета на Ла-7 в Манчжурии. Из них: сопровождение
бомбардировщиков - 26, сопровождение штурмовиков – 4, патрулирование –
254, прикрытие своих войск – 32, штурмовка - 15, свободная охота - 9,
разведка – 23 боевых вылета. В 64 воздушных боях сбил 7 бомбардировщиков,
21 истребитель и один разведчик Хш126.
Игорь Жидов
Описанные ниже события произошли на
Ленинградском фронте с сентября 1941 по сентябрь 1942 года.
То взлет, то
посадка, то снег, то дожди...
Черная кошка №15
Туман
Один бой