|
|
|
Ваша
история |
Большой секрет для
маленькой компании
Эту историю я услышал в далёком 75 году
от моего командира звена, Бизяева П.Ф. Он начинал
летать в 50-е годы и много работал на Як-11, оттуда и
эта история. Лето, полевой аэродром, жара. ВПП и
РД, естественно, грунтовые. На рулении, от винта,
за самолётами длинные густые клубы пыли. И вот,
лётчик, назовём его – Петя, на рулении вдруг
чувствует сзади сильный удар, треск, и
оглянувшись видит, что его догнал другой Як и
винтом разнёс в щепки хвост самолёта и
изуродовал свой пропеллер. Пыль оседает и
проявляется следующая удивительная картина.
Фонарь заднего самолёта откидывается,
выпрыгивает лётчик и бежит куда–то в сторону. У
Пети мелькает мысль – "сошёл с ума от шока!".
Он тоже выпрыгивает из своего самолёта и бежит
вслед за убегающим, крича вдогонку: "Стой Вася,
стой, куда ты?!" Вася останавливается и, глядя
на подбегающего круглыми от ужаса глазами,
торопливо умоляюще говорит: "Петя! Не скажем
никому! Только ты и я, ты и я!" Петя
оглядывается, рядом стоят два самолёта. Один –
без хвоста, второй – с остатками пропеллера…
Юрий
Орехов
|
Страшная история
Про этот случай я услышал в Липецке, на
курсах РП, от наших преподавателей. Он был
приведён как пример находчивости РП в очень
нестандартной ситуации. Ночные полёты на МиГ-17,
всё шло нормально, как вдруг в эфире звучит такой
доклад: "501 – отошёл от ИПМ, высота – 8400, курс –
238. Ко мне в кабину – слева - кто-то
заглядывает!". На КДП – пауза, затем просьба
повторить доклад. Лётчик повторяет слово в слово.
РП, очень уверенным голосом, отвечает: "501 – не
бойся, это – свои!".
После посадки, на ЦЗ уже ждал
взволнованный авиационный народ и
"санитарка" с врачом. Но всё объяснилось
просто. На левом крыле лежал специальный
"трап", который всегда кладут перед
заправкой самолёта топливом и крепят, чтобы не
сползал. В темноте его не заметили и не сняли.
Каким-то чудом он не оторвался на взлёте, а в
горизонтальном полёте, из-за перепада давлений,
трап стал иногда приподниматься и на доли
секунды нависать над фонарём, что и увидел лётчик
- как чёрную тень, "заглядывающую" в кабину.
Юрий
Орехов
|
Полеты
в ИАП, МиГ-21. Солдат в полку было мало, едва
хватало, чтобы ходить в наряды, поэтому на
стоянке они появлялись крайне редко, и уровень
подготовки их был соответствующий. Я, как и
многие другие (но не все, как увидим в дальнейшем)
начальники групп обслуживания, предпочитали
готовить самолеты совместно со своими техниками,
поручая солдатам, которые в свободные от нарядов
минуты оказывались на стоянке, несложные работы,
как правило, по перемещению в пространстве
каких-нибудь тяжелых предметов.
Итак, полеты. Оружейники в мыле, т. к.
применение оружия по полной форме - пушки, бомбы,
ракеты. На МиГ-21 были пушки ГШ-23. Она стреляет
только при убранной передней стойке (там
блокировка есть), т.к. в противном случае снаряд
из пушки (двуствольной) попадает аккурат в
переднюю стойку, и далее рикошетит примерно под
углом 45 градусов вправо или влево, в зависимости
от того, из какого ствола вышел.
Полеты. "Оружейников" на стоянке
мало: начальник группы - ст. лейтенант, механик -
сверхсрочник, и механик - солдат-срочник,
вдобавок ко всему, родом из Средней Азии. По
причине явной нехватки личного состава, этот
солдат наравне со своими старшими товарищами
самостоятельно готовит оружие к боевому
применению - вешает бомбы, заряжает пушки и т. п.
На одном из самолетов он закрывает задний
обтекатель пушки не до конца, и самолет так и
улетает. Обычно в таком случае пушка делает один
выстрел, т. к. стволы перезаряжают друг друга, и
второй боек, вместо того, чтобы ударить по
капсюлю снаряда, задевает за недозакрытый
обтекатель, и в таком положении зависает. Так и
произошло. Летчик доложил на землю об отказе
пушки, отработал задание, приземлился. Вот тут и
началась череда действий, нарушавших все
инструкции, что, в конце концов, и привело к
печальному результату.
Вместо того, чтобы остаться в торце
полосы, в районе поста осмотра, летчик зарулил на
стоянку. Начальник группы АВ (тот самый старлей)
вместо того, чтобы лично проверить отказавшее
оружие, послал того же самого солдата, который
недозакрыл обтекатель, разобраться, в чем там
дело. Естественно, солдат взял отвертку, подошел
к самолету и начал снимать обтекатель (иначе же
не видно). Во время этой операции зависший
ударник освобождается, и благополучно бьет в
капсюль снаряда, благо тот уже дослан в ствол еще
в воздухе. Снаряд попадает в переднюю стойку,
подламывает ее, самолет оседает вперед. Далее
снаряд рикошетит и летит куда-то вперед и вбок, в
район полосы, а осколками стойки ранит в руку
того самого нач. группы АВ, который к тому же
именно в этот момент стоял возле санитарной
машины. Кончилось, в общем, ничем - стойку
заменили, пушку пристреляли. Только вот
начальник группы АВ пару месяцев ходил с рукой в
гипсе.
Mik
|
|
|
|
©
www.airforce.ru
1998-2011 |
|
|
|
|
|