Курсант
Военно-теоретической школы летчиков.
Ленинград
Летом 1929 года я работал
сезонником на кирпичном заводе в Можайске. Сначала был глинщиком, то есть
вручную валил глину в карьере, грузил в тачку, вез под навес, разгружал и
укладывал ровным слоем, чтобы она там «дозревала». По совместительству
выполнял обязанности секретаря профсоюза на том же заводе, а когда в середине
сезона председатель заболел и уехал домой, меня избрали на его место. Так и
отработал часть сезона в профсоюзе, даже отсудил как-то дело в третейском
суде, где защищал интересы артельщиков в их тяжбах с заводской администрацией.
До войны Можайск был тихим провинциальным городом, но молодежи на предприятиях
работало много, и в июне сюда приехали двое преподавателей Военной воздушной
академии РККА им. профессора Н.Е.Жуковского для набора пополнения в
авиационные школы. Сначала они обсудили свою задачу с секретарями горкомов
партии и комсомола, а уж те, хорошо зная свои организации, стали беседовать с
возможными кандидатами. Хотя я был не из местных, но секретарю горкома
комсомола знаком, и как-то под вечер он вызвал меня к себе. Поговорили с
полчаса о делах на кирпичном заводе, наконец он сообщил: «Митя, надо отобрать
несколько крепких здоровых ребят из комсомольцев в авиацию». Наверное, это
была судьба, ведь мне еще дед сказал, что стану летчиком: в деревне, когда
совсем мал был, любил с обрыва на песчаный склон в овраг прыгать. Мать
из-за этого ругалась... Здоровья и силы мне было не занимать, образование по
тем временам тоже имел приличное, и на предложение я согласился сразу. Вместе
отправились к секретарю горкома партии, тот расспросил, кто я, откуда, кто
родственники и одобрил мою кандидатуру.
Я родился зимой 1910 года
в Калужской губернии в деревне Поляна бывшего Плохинского
района, километрах в 25 к югу от Козельска. Вокруг стояли дремучие леса - одно
из сел по соседству так и называется - Дебри.
Наша Поляна, как и все селения в округе, стояла на песке, где толком ничего не
росло, пахотной земли мало, а потому беднота была страшная, не спасали от
нужды ни обильная еще тогда рыбой река Жиздра, ни грибной и ягодный лес. У нас
в деревне даже кулаков никогда не было. Кормились главным образом картошкой да
капустой с конопляным маслом, скота держали немного, своих промыслов не имели.
Поэтому издавна сразу после сева и до глубокой осени все наши мужики и
молодежь уходили на кирпичные заводы, торфоразработки, в пастухи, а некоторые
из женщин - на текстильные фабрики в Иваново-Вознесенск. До империалистической
войны каждый год работал в Туле на кирпичном заводе мой отец Тихон Ильич. Дед
Илья Иванович уходил с артелью наших же деревенских на тверские и подмосковные
торфяники. Управляющего редкинскими торфоразработками Неустроева в Поляне
знали хорошо и весной всегда ждали его приезда, а останавливался он обычно у
нас в доме. Летом на хозяйстве оставались мать с бабушкой, еще и прабабушка
тогда с нами жила, детей в семье было шестеро, я - старший.
Мой отец родился в 1889
году в крестьянской семье. В империалистическую войну его забрали на фронт, в
1918 году он вступил в ВКП(б), служил в частях особого назначения, вернувшись
с гражданской работал председателем волостного исполкома. Потом уехал с
матерью и моими сестрами Анной, Екатериной, Шурой и братом Федором работать на
кирпичный завод у подмосковной деревни Бескудниково. Сестра Прасковья еще в
Поляне вышла замуж за земляка - пограничника Андреева. Рабочие кирпичного
завода с семьями жили в бараках на пригорке справа от железной дороги, если
ехать от Москвы. Станция была крохотная, с деревянной будкой, рядом стояли
пакгауз и какие-то склады. В 1929 году отец перешел мастером на
вагоноремонтный завод в Лианозово, там в поселке занимали они половину дома
неподалеку от станции. В 1919 году и мне пришлось впервые отправиться с дедом
на торфоразработки в Тверскую губернию - артель из тридцати человек взяла меня
помогать по кухне. Работал я неплохо, и в 1923 году меня в числе нескольких
передовиков отправили в Москву. Яков Иванович Калинин (он был секретарем
губернского комитета партии), провожая, через меня передал привет дяде -
Михаилу Ивановичу. Пришли мы с вокзала на Красную площадь и надо же - от
Спасской башни к Иверским воротам едет открытая машина, а в ней сидит,
опершись на палку, М.И.Калинин. Мы поздоровались, машину окружили. Он нас стал
спрашивать, что, да как, а когда я ему привет от племянника передал, очень
обрадовался - ведь мы работали в его родных местах. У самой Спасской башни
встретили такую же машину с Троцким - он был в пенсне и кожаной фуражке с
большим козырьком. Тоже бросились было к нему, но он так зло на нас глянул,
что мы замерли на месте. В Кремле для нас Александр Косарев провел экскурсию,
мороженым первый раз в жизни угостил, накормил, потом мы поехали проведать
наших земляков, работавших сезонниками на кирпичном заводе где-то на
московской окраине.
В дальнейшем, вплоть до
лета 1928 года, я работал на торфяниках в Редкино
и Кудиново в Тверской губернии или в Бисерово и Храпуново к востоку от Москвы
по железной дороге на Ногинск. Подрастая, последовательно осваивал
специальности секача, стильщика и десятника. Торф тогда широко применяли в
местных фабричных котельных и на электростанциях. В один из сезонов на
торфоразработках «Красное знамя» случилась у нас страшная трагедия: после
выработки карьера мы перекатывали локомотив на новое место, и по чьему-то
недосмотру забыли опустить половину дымовой трубы. Труба зацепилась за
высоковольтные провода, и в один момент погибло четырнадцать человек из нашей
деревни - все, кто в тот момент прикасался к железному корпусу машины...
Закончив сезон,
возвращались в Поляну, и я учился в школе - сначала в своей деревне, потом в
соседнем Дудино,
там же вступил в 1923 году в комсомол. Позже я стал членом волостного комитета
комсомола, получил удостоверение и наган с патронами. Отвечал за работу по
изучению истории ВКП(б) по учебнику Емельяна Ярославского.
В комсомоле я работал активно, дело было до всего, и раз это чуть не стоило
мне жизни, а случилась вот какая история. Как-то зимней лунной ночью я
возвращался домой из Волосово и проходя мимо школы увидел, что ворота во двор
раскрыты, и радеховские мужики на шести розвальнях воруют с него дрова. Когда
я их обнаружил, они уже успели загрузить половину штабеля. Это меня страшно
разозлило, к тому же дрова для школы заготавливала наша деревня. Я крикнул
«Стой!» и пальнул вверх, но воры ударили лошадей, помчались прочь. Радеховские
были известными в округе конокрадами, и лошади у них были прекрасные. Бежал я
за ними километра три, а они с саней бросали мне под ноги поленья. Наконец, в
Радехово одного из них я задержал с поличным. Было следствие, всех шестерых
осудили, а их родня затаила на меня злобу, отцу подкидывали записки с
угрозами, так что приходилось быть настороже.
Спустя какое-то время я
проводил комсомольское перевыборное собрание в деревне Дебри. Леса там вокруг
громадные. Те из деревенских, у кого были лошади, ездили осенью в эти леса
семьями дней на пять заготавливать грибы, ягоды, орехи. По этим глухим местам
при Иване Грозном проходила засечная оборонительная линия от татар. Собрание
закончилось поздно, и на обратном пути в волосовском трактире я наткнулся на
мужика из Радехово. А эту деревню мне еще предстояло пройти по дороге домой.
Мужик злобно на меня зыркнул, тут же бросил есть, расплатился и быстро укатил
в санях. Стало ясно, что у Радехово меня будут ждать, и я решил идти не по
дороге, а пробраться полевой тропой. Тут разыгралась метель, тропа еле
угадывалась, шагах в десяти ничего не было видно. Наконец, вышел я к сараям на
окраине деревни, и сразу из-за угла раздался револьверный выстрел. Пуля
просвистела под левым ухом, меня, однако, не задев, и я от неожиданности упал
в снег. Лежу, не шевелюсь, незаметно достать наган невозможно. Слышу голос:
«Пойдем добьем его». Второй говорит: «Да что там, сам подохнет». И они
потихоньку ушли. Я же только минут через сорок встал, попрыгал за сараем,
отогрелся немного и пошел ночевать в дом к приятелю отца. Искать нападавших не
стал, да и из родных мест скоро уехал навсегда.
В 1927 году меня направили
в Шамардино на краткосрочные агротехнические курсы при школе крестьянской
молодежи, размещавшуюся в знаменитой Оптиной пустыни. Места там красивейшие, и
монастырское хозяйство было поставлено образцово. При мне еще сохранялись
огромные сады, фермы, рыбные пруды. Монахов оставалось совсем мало, но церкви
действовали. Меня - атеиста - с детства они не интересовали, но богатейшая
монастырская библиотека просто поразила. После занятий, когда мои товарищи
уходили куда-нибудь развлечься, я просиживал все вечера в читальном зале.
Монахи-библиотекари, заметив такой интерес, уделяли мне большое внимание,
занимались со мной и выдавали все что я хотел. Особенно увлекли меня книги по
русской истории, и это увлечение сохранилось на всю жизнь. После окончания
семилетки закончил в Козельске в 1928 году я поступил в Москве на рабфак имени
Артема Сергеева при Горном институте. Поселили нас в общежитии на Большой
Полянке. Все мои однокурсники были много старше меня, интересы у нас оказались
разные, поэтому вскоре я списался с козельским педтехникумом и, получив
согласие, уехал туда продолжать учебу, успел закончить первый курс. Весной
1929 года волостная комсомольская организация, где я отвечал за
политпросветработу, задержала меня по каким-то делам, поэтому я опоздал
оформиться на торфяники. Позже мне предложили поехать в Можайск на кирпичный
завод...
На следующий день после
беседы с секретарями собрали нас в клубе кирпичного завода. Преподаватели
академии развесили по стенам плакаты с чертежами двигателей и самолетов, стали
выяснять, насколько каждый из нас разбирается в технике. Я вызвался первым, и
поскольку на торфоразработках мне приходилось иметь дело с машинами, отвечал
неплохо, ответы мои понравились. В завершение спросили:
- А в самолете
когда-нибудь был?
Сначала я поспешил
ответить, что нет, но тут же вспомнил, что это не так. В 1926 году в Козельск
на небольшом пассажирском «Юнкерсе»
прибыл с демонстрационными полетами тогда уже знаменитый летчик М.М.Громов -
была такая форма пропаганды авиации. На жиздринском лугу посадил он свой
одномоторный моноплан, а потом возил над городом всех желающих: мужиков,
женщин, стариков. Дело было в воскресенье, люди шли и ехали с базара, увидев
самолет, сворачивали к нему с дороги, и столпотворение на лугу было большое.
Наконец, дошла очередь и до нас - мальчишек, помогавших заправлять «Юнкерс»
бензином и маслом, обозначавших горящими кострами и вешками посадочную
площадку. Так впервые я оказался в самолете, да еще вместе с известным
летчиком, и с того дня «заболел» авиацией. К слову сказать, годы спустя мне
довелось служить под командованием Михаила Михайловича.
Рассказал об этом случае.
- А где сидел? -
спрашивают.
- В фюзеляже.
- Ну, а что
такое «магнето», знаешь?
Этого я, конечно, тогда не
знал, но в целом произвел на отборочную комиссию хорошее впечатление.
В горкоме комсомола мне и
еще нескольким ребятам оформили путевки, осенью мы прибыли в Москву на
Центральный аэродром, где нас разместили в Октябрьских казармах
на Ходынском поле. Собралось там около ста человек, руководил нами начальник
штаба авиаотряда Ершов. Запомнился его бравый вид: в желтых крагах, бриджах,
гимнастерке фасона «реглан» и с «парабеллумом» на боку. Здесь мы проходили
медкомиссию, две недели подряд с нами вели собеседование по разным предметам:
сидели мы за большим столом вместе с преподавателями, сменяя друг друга они
выясняли уровень наших знаний по математике, физике, литературе, истории и
другим предметам. В результате из всей команды отобрали только девятерых и
направили в ленинградскую Военно-теоретическую школу летчиков, которую в
обиходе называли “Теркой”. Смысл этого необычного названия стал понятен нам
позже.
Мы прибыли в Ленинград
поездом и с Московского вокзала отправились на улицу Красного курсанта, дом
23, где нас сразу поместили в карантин на две недели. Уже в карантине начались
подготовительные занятия в классах на самолетах и двигателях. Поскольку почти
все курсанты были из деревенских и техническую подготовку имели слабую, к
началу основного курса обучения требовалось нас «подтянуть». После мандатной
комиссии нас зачислили в школу и распределили по ротам. В школе летчиков было
шесть рот, программа подготовки для всех была совершенно одинаковая, и
специализации по видам авиации еще не проводилось. Я был распределен во вторую
роту. Руководил тогда школой комдив Иванов Василий Иванович.
Начались интенсивные
занятия по теоретическим дисциплинам: теории полета, географии, истории
авиации, авиационной медицине, математике, физике, русскому и даже английскому
языку. Большое внимание уделялось практическим работам по ремонту конструкций
самолета: изготовлению и замене подкосов, стрингеров, восстановлению
поврежденной обшивки крыла и фюзеляжа. Учебная нагрузка была очень велика,
поэтому и прозвали школу «Теркой». Особенно трудно приходилось нам - в прошлом
деревенским, и пока курсанты из числа выпускников городских школ бегали на
гулянки, мы день и ночь сидели над учебниками. Ходили пешим маршем в лагеря в
поселке Лебяжьем, где проводилась стрелковая подготовка. Стреляли из винтовок
по мишеням и из пулеметов по воздушным шарам, поднятым над заливом. Мне даже
удалось занять общешкольное первое место по стрельбе и получить благодарность
от начальника. Давали нам основы авиационной медицины, обучали оказанию первой
помощи, и эти знания спасли меня много позже - в финскую войну. Знакомили
курсантов с Комендантским аэродромом на Черной речке. Там стояли два ангара,
несколько самолетов. Уже зимой началась практика на учебном самолете У-1. Это
был лучший для своего времени самолет первоначального обучения «Avro-504K»
английской конструкции, который строился у нас в 1922-1931 гг. С двигателем
М-2 мощностью 120 л.с. он развивал максимальную скорость у земли 137 км/час.
Конструкция этого легкого биплана была довольно простой, в ней даже фанера не
применялась. В пилотировании У-1 считался строгим, и после его освоения
переход на другие типы самолетов не представлял для курсанта большой
сложности. Именно на У-1 в небо впервые поднялись тысячи наших летчиков.
Всего было построено 664 машины, и в аэроклубах они оставались до 1935 года.
Моим первым инструктором
был летчик Шавеко, сначала мы с ним отрабатывали на У-1 с лыжным шасси руление
по заснеженному полю. Чтобы самолет не поднялся в воздух, с его крыла
снималась часть обшивки. Освоив руление, перешли к провозным полетам:
выполняли несколько кругов над аэродромом, ходили к Кронштадту, отрабатывали
полет по прямой, развороты, в завершение программы нас выпускали
самостоятельно. Всего в школе я совершил 23 полета, все - на У-1. После
окончания курса часть выпускников была направлена в Ейскую школу морской
авиации, а мне, Алексееву, Демченко, Максимову, Рахольскому, Селиверстову и
другими выдали предписание в Борисоглебскую военную летную школу. У нас была
традиция: выпускники, успешно окончившие затем летную школу, в первый же
отпуск приезжали в Ленинград, чтобы предстать в новом качестве перед
начальником и своими первыми преподавателями. Отправляясь в Борисоглебск, мы
верили, что через год вернемся сюда уже настоящими летчиками.
Пелагея Федоровна, 1889 года рождения.
2 февраля 1910 года.
Ныне - Ульяновский район Калужской области.
Сейчас названия отдельных деревень в этой местности изменились. Поскольку
в 1941 году здесь проходила линия фронта, некоторые деревни исчезли
полностью.
В
1926 году И.И.Радченко (профессиональный революционер и строитель
Шатурской ГРЭС) создал НИИ торфа с торфяной станцией в Редкино. Здесь
летом жила А.И.Радченко, у нее в гостях один отпуск провела Н.К.Крупская.
(“Противостояние Крупская-Сталин”, стр. 140). Вероятно, благодаря такому
“статусу” редкинских торфяников и ездили их рабочие в Москву.
Сейчас она называется Волосово-Дудино.
Ярославский Емельян Михайлович (Губельман Миней Израилевич) (1878-1943
гг.) Член РСДРП с 1898 г. академик АН СССР (1939 ), автор ряда работ по
истории партии.
Видимо, Ю-13, шестиместный, с местами для четырех пассажиров. Такие машины
участвовали в перелете Москва-Пекин в 1925 году.
Располагались на территории бывшего машиностроительного завода “Знамя
труда”, ныне МАПО МИГ, до революции назывались Николаевскими.
Шавров В.Б., История конструкций самолетов в СССР до 1938 г., Москва.
1985. стр. 360-362.