Командующий авиацией
и Член Военного совета СибВО. Новосибирск
Авиационных частей в
Сибирском военном округе было мало, к моменту моего назначения разогнали
училища в Омске, Рубцовске, Славгороде, Бийске, Новосибирске...
Сибирский округ в результате сокращений стал третьеразрядным, войск в
нем почти не осталось. Всякий раз при случае я предлагал командованию
ВВС:
- Давайте создадим в
Сибири учебную воздушную армию, или как хотите еще ее назовите, и я буду
в ней готовить летчиков для любых видов и родов авиации, для любых
условий.
Но тогда время для
этого еще не пришло.
Мне как командующему
воздушной армией полагалось 120 часов налета в год. Летал в основном на
Ил-28 и единственном в авиации округа личном МиГ-17, выделенном
Главкомом ВВС. Я у него еще просил Як-28, чтобы инспектировать
отдаленные аэродромы, но получил отказ. А летать хотелось, поэтому
освоил «по знакомству» гражданский Ми-6, и даже Ан-12 из состава,
который несколько дней находился в Новосибирске а договорился с
командиром экипажа, подучился и скоро стал летать самостоятельно. О моих
полетах на Ан-12 узнал командующий ВТА Н.Скрипко (мы ведь еще с
Борисоглебска знали друг друга) и был крайне недоволен, скандалил по
телефону. Но я ему ответил, что на территории своего военного округа
имею право распоряжаться любыми военными самолетами.
В 1962 году
готовилась встреча на высшем уровне в Норильске, для президента США даже
построили шикарный особняк. Для доставки Хрущева из Новосибирска на
военный аэродром Нежданный мы получили Ту-104 (?). Самолет Эйзенхауэра
требовалось посадить на подходящий гражданский аэродром, я выбрал для
него имевшуюся бетонную полосу в Талнахе, которую следовало улучшить и
взорвать мешавшие полетамнебольшие скалы. Туда отправились два
аэродромно-строительных батальона, на деньги Министерства обороны мы
все-таки аэродром построили и потом передали гражданской авиации. А
намеченная встреча глав СССР и США в Норильске так и не состоялась.
В другой раз
готовилась поездка Хрущева по Сибири. Я получил указание готовить
аэродром в Шушенском. Полетел туда на Ил-14, убедился, что сесть можно,
но грунт влажный (аэродром на низком берегу у реки). Поэтому приняли
решение выложить полосу американскими металлическими плитами, я ее потом
сам опробовал. Впрочем, поездка Хрущева в Шушенское тоже не состоялась.
Мы с секретарем обкома Александром Анисимовичем Кокоревым встречали
Никиту Сергеевича в Красноярске. Он усадил меня рядом с собой, мы
разговорились и вспомнили случай на вокзале в Ленинграде. Я ему
рассказал, что мне тогда чуть спину не сломали. Он посочувствовал:
- А что же не
позвонил?
- Да кто же
соединит?
Он согласился, что
не соединили бы.
В депутатском зале
накрыли столы, они с краевыми и городскими властями, директорами заводов
выпили и поехали по предприятиям. Хрущев звал с собой, но я по
предварительной договоренности с Кокоревым отговорился тем, что мне
необходимо оставаться на КП у телефона ВЧ на связи с Москвой. О
передвижениях Н.С. по городу мне постоянно докладывали условным кодом, и
когда вдруг из ЦК позвонил Фрол Романович Козлов, я знал, что Хрущев
находится на ракетном заводе.
Козлов был чем-то
очень возбужден, сказал, что Хрущева срочно ждут в Москве, и ему
необходимо немедленно вылетать. Ил-18 с экипажем был готов, а я помчался
на завод. Охранники меня знали и пропустили в цех. Вхожу и вижу, что
посередине стоит ракета, директор что-то на ней указкой показывает,
Хрущев в своей кубанке стоит позади всех. Я потихоньку к нему подошел,
знаками показал, что надо лететь и незаметно, прикрывая распахнутой
шинелью, вывел из цеха, так что никто и внимания не обратил. Понеслись
на аэродром, Хрущев по трапу поднялся в салон, и когда примчались машины
с сопровождавшими его лицами, самолет уже набирал высоту.
Как мне рассказывали позже, внезапный
звонок из ЦК последовал по распоряжению Л.И.Брежнева, который высказал
неудовольствие, что Н.С. стал мало заниматься партийными вопросами. А
когда Хрущев явился в Москву на заседание, Леонид Ильич сделал вид, что
он тут ни при чем и все свалил на Козлова. Н.С. тут же набросился на
Фрол Романовича, да так, что тот прямо в зале заседаний потерял
сознание. В итоге его отправили в больницу с сердечным приступом, где
оставили без всякой помощи.
В 1964 году
принималось решение о создании Барнаульского летного училища.
К тому времени
разгон авиации уже завершился, оставшихся летных училищ уже не хватало.
В руководстве ВВС склонялись к тому, чтобы создавать новое училище на
юге России - поближе к курортам. И министру обороны Малиновскому
кто-то внушал эту идею.
Вот я и предложил
создавать училище в Сибири: территория свободная, полигоны будут.
Вершинин
говорит: «Подумай, где размещать». Прислал начальника тыла ВВС Полынина
и Матвеева. Мы облетели весь Алтай, и я показал им возможности Сибири.
Горбатюк, заместитель Главкома по ВУЗам, был против.
Командующий СибВО
генерал армии Иванов
сказал Малиновскому, что нет возможности строить училище имеющимися
силами военных строителей, которые полностью заняты обустройством
сухопутных войск округа. Иванов еще и забрал 6 миллионов рублей,
предназначенных для ВВС, о чем мне пришлось докладывать Малиновскому.
Мне удалось убедить секретаря крайкома партии Александра Васильевича
Георгиева (Герой Социалистического труда) в том, что размещение училища
в Барнауле во всех отношениях будет очень интересно городу. Решили
звонить по этому вопросу Брежневу. Брежнев согласился, тогда и Вершинин
выделил средства.
Я сам выбирал места
для аэродромов в Барнауле, Славгороде и Камне-на-Оби. Из Баранаула
сначала перевели в Рубцовск школу младших авиационных специалистов,
перетащили туда самолеты учебной базы. Первым начальником училища был
назначен полковник Филимонов В.Н. До того он был заместителем начальника
Тамбовского ВВАУЛ.
В июне 1965 года
летчик из полка ПВО Привалов в Новосибирске пролетел на МиГ-17 под
мостом через Обь, мы этот случай разбирали, но летчика наказывать не
стали: я и сам давно хотел там пролететь, только мне как командующему
этого делать было нельзя.
Над территорией
СибВО проходили траектории пусков с Байконура космических ракет. Поэтому
во время испытаний и при посадке спускаемых аппаратов мой КП всегда был
задействован, самолеты ВВС округа встречали космонавтов Терешкову,
Леонова. В газете «Совершенно секретно» №12 1998 года поместили материал
о «тайне НЛО», якобы упавшего в тайгу летом 1966 года. Я сам руководил
его поиском и эвакуацией вертолетом Ми-4. Это был наш опытный спускаемый
космический аппарат без экипажа. Его сначала эвакуировали на аэродром, а
затем переправили в КБ в Москву.
В 1968 году в 58 лет
я оставил летную работу, хотя здоровье еще позволяло летать без
ограничений. На проходивших в тот год учениях я был единственным
летчиком, бросавшим с кабрирования на МиГ-17 учебную ядерную бомбу.
Метод заключался в следующем: самолет подходил к цели на максимальной
скорости, над целью с перегрузкой 8,5g направлялся вертикально вверх,
при снижении скорости до эволютивной бомба сбрасывалась и продолжала
подниматься по инерции еще на 1500 метров, затем свободно падала, а я в
это время со снижением уходил от места взрыва. Выдержать эти нагрузки
могли только очень крепкие, не пившие и не курившие летчики.
Всего за четыре
десятка лет в авиации я совершил свыше 7600 полетов, налет превысил 3100
часов. Это только по записям в летных книжках, а в войну мне приходилось
много летать без всяких записей.
Было в небе всякое,
но ни разу не пришлось аварийно покидать самолет с парашютом. В Сибири
произошел вот какой случай. Как-то ночью вылетел на МиГ-17 по
треугольному маршруту Новосибирск-Барнаул-Новосибирск, по времени
продолжительностью час двадцать, на высоте 14 000 метров. Над Алтаем
внезапно попал в мощнейшую грозовую тучу, которую метеослужба вовремя не
обнаружила. Самолет беспорядочно закувыркался к земле, электропитание
отключилось, все приборы и радиосвязь отказали полностью. Падение
продолжалось всего несколько секунд, и на высоте 6000 метров мне удалось
вывести обесточенную машину в горизонтальный полет, к счастью, двигатель
продолжал нормально работать – на МиГ-17 это было возможно. Взял курс на
Новосибирск, на аэродроме Толмачево кроме военных летали и самолеты ГВФ,
а я без связи, даже без бортовых огней, в темной кабине. Поэтому
осторожно зашел на посадку, сел не на основную, а на грунтовую полосу,
зарулил на стоянку. Вскоре прибежали мои заместители – уже началась
паника в связи с моим исчезновением, меня они нашли в летном домике за
самоваром. А подведи меня тогда двигатель, пришлось бы
катапультироваться под самый конец летной службы.
Малиновский Родион Яковлевич (1898-1967 гг.), маршал, дважды Герой
Советского Союза, в 1957-1967 гг. - министр обороны СССР.
Вершинин Константин Андреевич (1900-1973 гг.), главный маршал
авиации, Герой Советского Союза, в 1957-1969 гг. - Главком ВВС.
Полынин Федор Петрович (1906-1981 гг.), ген.-полковник авиации,
участник сов.-финской войны, в 1944-1947 гг. командующий ВВС Войска
Польского, 1959-1971 гг. - нач. тыла ВВС.
Иванов Семен Павлович (1907-19.. гг.), генерал армии, Герой
Советского Союза, в 1964-1967 гг. - командующий войсками Сибирского
ВО.