Первый зам.
Командующего и Член Военного совета 22 ВА. Петрозаводск
В связи с крупными
сокращениями в военной авиации, в 1960 году меня перевели в
Петрозаводск. Здесь едва ли не главной задачей стало строительство новых
аэродромов.
В Обозерской строить
приходилось в первую очередь, так как туда выводились из-под Киева Ил-28
- носители ядерного оружия. Место для аэродрома я выбирал еще зимой,
лазил по пояс в снегу с аэродромщиком Короткевичем. Меня несколько раз
вызывал в Москву для доклада А.М.Василевский. Выделили из Вологды
половину мотострелковой дивизии с машинами. Начальник тыла ВВС генерал
л-т Жильцов (знакомый мне еще по Харькову) выделил остальную технику,
палатки. Только закончили взлетно-посадочную полосу без рулежных дорожек
и стоянок, как меня вызывают в Москву и ставят перед фактом, что принято
решение правительства срочно выводить из ГДР авиадивизию Ил-28 (командир
Новиков). Василевский приказал вылететь в ГСВГ и составить график
перелета. Мы составили этот график, по которому наиболее опытные пилоты
садились последними. После посадки самолеты буксировали в начало полосы
и ставили в ряд так, что колеса основных стоек шасси стояли на бетоне, а
хвост висел над землей. В этих условиях заниматься боевой подготовкой
было немыслимо, поэтому всех летчиков отправили на два с лишним месяца в
отпуск, пока строили рулежные дорожки и стоянки. С наступлением лета в
Заполярье солнце вообще не заходит, поэтому строители работали посменно
круглосуточно. Нашелся-таки в Главном штабе ВВС один инспектор, который
написал на меня докладную, что в Обозерской не ведется подготовка
летного состава к полетам ночью. Главком ВВС П.Ф.Жихарев эту бумагу
подмахнул не разобравшись. Я доложил по ВЧ Батицкому, объяснил ему
ситуацию и предложил, чтобы этого инспектора прислали ко мне
организовать ночные полеты. Тот прилетел, а солнце все не заходит, так
он ночных полетов и не дождался.
В период моей службы
в Петрозаводске началось сокращение авиации и уничтожение самолетов.
Сначала поступил приказ законсервировать на три месяца две дивизии Ил-28
- носителей ядерных бомб в Алакурти и Медвежьегорске. Я организовал их
нештатную охрану. Но уже вскоре приказали резать самолеты на части, лом
грузить в вагонетки и отправлять на металлургические заводы. Торопились,
даже прислали штук 30 этих вагонеток. Я протестовал против такой спешки,
так как в ПАРМах
было лишь по одному сварщику. Тогда мне посоветовали давить самолеты
танками (кое-где так и поступали). Но мы на это не пошли, поскольку надо
было снять и законсервировать оборудование, вооружение.
Тогда же на заводе в
Молотове (Североморск) начали резать и боевые корабли.
Полковые авиаремонтные мастерские