Вскоре после
завершения войны на Дальнем Востоке весной 1946 года советские войска
стали покидать территорию Северо-Восточного Китая. По
советско-китайскому договору 1945 года в южной части Ляодунского
полуострова осталась в совместном пользовании на 30 лет Военно-морская
база Порт-Артур,
небольшие советские гарнизоны сохранялись вдоль линии КВЖД. Статус
советских войск предусматривал их полное невмешательство во внутренние
дела Китая.
К 1948 году власть
на большей части Китая еще принадлежала режиму Чан Кайши, американцы
оказывали ему активную помощь и сохраняли военные базы, но
Народно-освободительная армия Китая (НОАК) с 1947 года успешно громила
противника. В феврале 1949 года чанкайшисты сдали Пекин,
Народно-освободительная армия развернула наступление на юг, форсировала
реку Янцзы, освободила Нанкин, Шанхай... Двухмиллионная армия Чан Кайши
бежала на остров Тайвань, и 1 октября 1949 года было провозглашено
образование Китайской Народной Республики. На фоне этих событий
проходила моя служба в Китае.
Военно-политическая
обстановка на Дальнем Востоке затрагивала жизненные интересы страны,
поэтому войсками руководили опытные и заслуженные военачальники,
командовал Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский. Командующим 9-й
Воздушной армией был генерал-полковник авиации С.А.Красовский (штаб в
Хабаровске). 39-й Армией на Ляодунском полуострове командовал
генерал-полковник дважды Герой Советского Союза А.П.Белобородов
(штаб в Порт-Артуре).
В должность
командира 7-го БАК, входившего в состав 9-й ВА я вступил в марте 1948
года. Полное название – «7-й бомбардировочный Хинганский авиационный
корпус» свидетельствовало о его заслугах в разгроме Квантунской армии.
До меня 7-м БАК командовали генерал лейтенант В.Ушаков, затем Герой
Советского Союза генерал-лейтенант Слюсарев. К моменту моего прибытия в
Дальний в корпус входили четыре авиадивизии, отдельный разведывательный
авиаполк и отдельная транспортная авиаэскадрилья.
Два полка 179-й бад
- 10-й гвардейский бомбардировочный Киевский Краснознаменный авиаполк и
860-й бап базировались на аэродроме Саньшилипу, штаб дивизии находился в
поселке Хоусаньдавань (8 км от аэродрома). 114-й гвардейский
бомбардировочный Киркенесский авиаполк стоял на аэродроме Дэншахэ.
113-я бад в составе
трех бап и ее штаб располагались на аэродроме Дальний на северной
окраине города.
Все бомбардировочные
полки были вооружены самолетами Ту-2. В состав каждого полка входили три
эскадрильи по три звена трехсамолетного состава. Вместе с двумя
самолетами командира полка, заместителя и одним УТБ насчитывалась 31
машина.
В истребительную
авиадивизию (командир Николаев) входили 351-й иап на Ла-9 (в 1949 г.
перевооружен на Ла-11 и два полка на Р-63 «Кингкобра». Два базировались
в Дальнем, третий - в Саньшилипу.
Штурмовая
авиадивизия трехполкового состава имела на вооружении Ил-10 и в полном
составе базировалась на аэродроме Цзинчжоу. Там же находился орап также
на Ил-10.
23-я отаэ на Ли-2
располагалась в Дальнем.
Кроме того, корпус
располагал двумя оперативными аэродромами в Инчэнцзы и Тунчэнцзы.
Наземное обеспечение
осуществляла авиацонно-техническая дивизия и несколько
аэродромно-строительных батальонов.
На аэродроме к
северу от Порт-Артура базировалась авиадивизия ВМФ в составе двух бап и
одного иап, подчинявшаяся непосредственно командиру базы вице-адмиралу
Василию Андреевичу Ципановичу.
Помимо ВМФ и авиации
на Ляодуне дислоцировалась общевойсковая 39-я армия со штабом в
Порт-Артуре. Ее командующий генерал армии Белобородов являлся и старшим
начальником всей группировки советских войск в Китае.
Все мы тогда
с интересом знакомились с памятниками еще не очень далекой
русско-японской войны. Сторожем русского военного кладбища в Порт-Артуре
и нашим экскурсоводом по местам сражений был участник тех событий бывший
полковник генерального штаба. М.С.Алексеев.
Все аэродромы
достались от японцев с так называемые «пескобетонными» полосами из
утрамбованной смеси песка и цемента. Засыпные бараки, где размещался
личный состав, были холодными и требовали замены. Хорошее впечатление
производили построенные японцами в Дальнем и Саньшилипу бетонные укрытия
для самолетов, кислородные станции. Радиолокационных станций на
аэродромах Порт-Артура еще не было.
При выводе в 1948
году советских дальних бомбардировщиков из Кореи я вывез все их
боеприпасы на свои склады в Дальний, поэтому мы смогли активно
отрабатывать практические стрельбы и бомбометание. Бомбили цели на
полигонах, оборудованных на безлюдных прибрежных островах. Когда я в
первый раз поднялся на КП, то пришел в ужас: вплотную к острову-полигону
собралось множество джонок. Оказывается, китайцы по своим каналам точно
узнавали о времени бомбометания и плыли к острову прямо под падающие в
воду бомбы, чтобы собрать глушенную рыбу. Я тут же встретился по этому
вопросу с Председателем народного правительства Северо-Восточного Китая
Гао Ганом, но он только развел руками. Тогда мы стали внезапно
переносить начало полетов, место стрельб и в конце концов добились
только того, что «рыбаки» стали дожидаться улова за пределами зоны
вероятного отклонения бомб.
Для бомбометания и
стрельбы по движущейся цели в Дайрен-доках строили буксируемые катерами
катамараны с дымовыми бомбами. Воздушную стрельбу отрабатывали по
конусу, выпускаемому с Ту-2 на буксировочном тросе длиной около 80
метров. Это приспособление я использовал однажды, чтобы избавиться от
полетов американских самолетов-разведчиков. В это время еще действовала
американская военная база на полуострове Шаньдун, километрах в 200 от
Дальнего. Каждый день оттуда как по расписанию появлялся разведчик
и на малой высоте по одному и тому же маршруту облетывал и
фотографировал наши объекты, аэродромы. Надоел он страшно, и я просил
Красовского дать разрешение на перехват. Красовский передал это маршалу
Малиновскому, а тот распорядился, чтобы я сам принимал решение.
Оценив ситуацию, я
составил план действий, перенес зону воздушной стрельбы западнее в район
над заливом, из которого всегда появлялся разведчик. Мы с заместителем
командира 351-го иап Героем Советского Союза Макаровым заняли готовность
на двух «Кингкобрах». В расчетное время появления американца взлетели,
Ту-2 вошел в зону стрельб на высоте около 200 метров и распустил конус,
мы с двух сторон в пикировании поочередно открыли по нему огонь.
Самолет-разведчик, как и предполагалось, оказался на встречном курсе
ниже Ту-2 и едва не угодил под снаряды. Мы сделали вид, что его не
замечаем, продолжали расстреливать конус. Конечно, сбивать американца мы
не собирались, но летчик перепугался, шарахнулся, потерял высоту, чуть
не ударился о воду, и выровнявшись над самой поверхностью моря, срочно
ретировался. После посадки я доложил обо всем Красовскому и стал ждать,
что будет дальше. Вскоре американцы прислали в МИД СССР ноту с
заявлением о нападении советских истребителей на «сбившийся с курса
легкий пассажирский самолет», но разведывательные полеты над Ляодуном
прекратили.
В июне 1948 года в
Порт-Артуре проводились крупные совместные учения всех родов войск.
Общее руководство учениями осуществлял Малиновский, из Хабаровска прибыл
и Красовский. Учения проходили в два основных этапа. На первом -
отражение морского десанта условного противника, под которым,
естественно, подразумевались американцы. На втором - имитация нанесения
массированного бомбового удара по Пхеньяну (350 километров к востоку от
Дальнего).
Действиями авиации
при отражении десанта я руководил с торпедного катера. В воздухе
работали все части и соединения корпуса. На следующий день предстоял
вылет на Пхеньян. На все Ту-2 подвесили по девять 100-килограммовых
бомб, пушки и пулеметы разрядили и сняли все лишнее. Прикрытие
бомбардировщиков осуществлялось двумя полками на «Кингкобрах» с
подвесными топливными баками. В море на маршрут полета вышли три
подводные лодки, которые, оставаясь в надводном положении, должны были
оказать в случае необходимости помощь экипажам, терпящим бедствие.
Рано утром восемь
полков поднялись по тревоге со своих аэродромов и собрались над Дальним,
откуда колонной эскадрилий на высоте 6000 метров взяли курс на Пхеньян.
Видимость была отличная, все прошло по плану, из кабины «Кингкобры» я
наблюдал, как обозначив заход на цель, строй бомбардировщиков плавно
развернулся над городом и лег на обратный курс к Ляодуну, где
отбомбились по полигону на острове.
В это время с одной
из подводных лодок Красовскому сообщили, что видели спускающийся
парашют, но отыскать его в воде не смогли. Посадив «Кингкобру», я стал
разбираться, что произошло, но так как командиры полков докладывали, что
у них весь личный состав на месте, то приказал выстроить на аэродромах
все экипажи у самолетов. Наконец, в 114-м полку я нашел экипаж Ту-2 без
стрелка. Оказалось, что на обратном пути ведомый летчик стал отставить,
газанул и чуть не столкнулся с ведущим, чтобы погасить скорость резко
задрал нос, сорвался в штопор. Стрелок запаниковал и выбросился с
парашютом, а летчик вышел из штопора и вернулся на свое место в строю.
Поиски в море ни к чему не привели, человек пропал.
Остро стоял вопрос о
строительстве новых взлетно-посадочных полос и необходимых для
нормальной службы казарм, столовых, штабных и технических помещений.
Наша техника, особенно Ту-2 и «Кингкобры», требовали прочных полос. За
неполных два года мы построили металлические полосы из плит в Дэншахэ,
Тунчэнцзы и Инчэнцзы, а также бетонные полосы длиной 2400 метров в
Саньшилипу и 2600 метров в Дальнем.
Последняя стройка
была самой крупной и сложной. На ее время все шесть полков
перебазировались на аэродром Инчэнцзы. Требовалось снести большую
деревню на южной стороне аэродрома, этот вопрос согласовывался с Гао
Ганом. Взаимовыгодное сотрудничество было налажено быстро: Гао Ган
выделил две тысячи китайцев с корзинками на коромыслах. Под руководством
наших специалистов они с помощью своих корзинок и ишаков быстро снесли
деревню и выполнили все необходимые земляные работы. Мы за работу
расплачивались гаоляном, чумизой, хлебом. Надо сказать, что
взаимодействие с Гао Ганом всегда было очень тесным, он помогал нам
рабочей силой, например, когда требовалось восстанавливать аэродромы
после тайфуна, мы тоже чем могли помогали местному населению и властям.
В этот период из
Дальнего были выселены почти все японцы. Мне как начальнику гарнизона
приходилось заниматься отправкой на пароходах двенадцати тысяч человек,
в основном женщин и детей. Многие из них смертельно боялись ехать в
Японию, приходили и просто умоляли оставить. В освободившиеся японские
дома мы своим транспортом перевезли, в частности, жителей деревни,
снесенной при расширении аэродрома.
В то же время мы
оставляли работать японских специалистов в доках, коммунальных службах,
на заводах, так как китайцы заменить их еще не могли. Как-то ко мне
пришли инженеры-японцы с цементного завода - у них закончился аммонал,
которым они подрывали скалу. Цемент был крайне необходим для
строительства взлетных полос, поэтому я вместе с ними поехал к скале,
стесанной аккуратными террасами. Самые мелкие боеприпасы, какие мы могли
предложить, были гранаты из боекомплекта Ил-10. Дня через три японцы
изготовили буры по диаметру гранат и насверлили отверстий в скале. Я
высказал предположение, что шурфы расположены слишком часто, однако они
не придали этому значения. После подрыва гранат половина скалы вместе с
террасами превратилась в груду обломков, но инженеров это особо не
огорчило, и материала заводу хватило надолго.
По воскресеньям я
обычно летал, так как в другие дни было много другой работы. Приехав
как-то в выходной на аэродром в Дальнем, я увидел, что вдалеке двое
китайцев с арбой ковыряются возле Ла-9, тянут на себя воздушный винт.
Это показалось мне странным, и мы подъехали к ним. В этом месте стена,
ограждавшая аэродром, прерывалась, чтобы не создавать помехи заходящим
на посадку самолетам, поэтому на стоянку истребителей можно было
беспрепятственно попасть с дороги.
Из объяснений
китайцев выяснилось, что пропеллер они купили у «капитана» за мешок
юаней. Все стало ясно. Я отправил адъютанта по дороге в ближайшую
забегаловку. Там и обнаружился предприимчивый техник-оружейник с мешком
денег, уже порядком выпивший. Оказывается, к нему на дороге пристали
китайцы с просьбой что-нибудь продать, например, алюминий. Он ничего
лучше не придумал, как ради смеха предложить купить винт с якобы его
самолета. Китайцы поверили, расплатились, а техник пошел пропивать
неожиданно свалившиеся ему деньги. Оставшиеся юани у него отобрали и
вернули китайцам, а самого надолго отправили на гауптвахту.
К сожалению,
подобные случаи были не единичны. Дальний и Порт-Артур соединяли две
дороги: южная проходила вдоль берега моря, северная петляла между сопок.
На северной дороге у Волчьих гор китайцы развернули целую базу, где
покупали у наших солдат все подряд, особенно ценились ими изделия из
цветных металлов, автомобильные колеса (шли для повозок), разные
механизмы. Как-то раз трое солдат-танкистов угнали из парка танк и даже
не смыв с башни номер продали его на этой базе за три мешка юаней,
взвалили мешки на плечи и пошли было восвояси. Но китайцы попросили их
отогнать танк дальше в горы. Танкисты согласились и через сопки привели
танк на свое место в парк. Обманутые китайцы подняли скандал, к тому же
они запомнили бортовой номер. Аферистов быстро разыскали, и это громкое
дело рассматривалось на Военном совете.
Достать деньги на
выпивку было только половиной дела. В магазинах Военторга спиртное не
продавали, поэтому солдаты, да и офицеры покупали (иногда выменивали на
бензин или еще что-то) китайскую самопальную водку, брали неизвестно что
на закуску. Не зная языка как-то договаривались, называя китайцев
«Мишами» и «Васями». Тяжелые отравления и желудочные инфекции добавили
могил на русских кладбищах в Дальнем и Порт-Артуре. Особенно остро эта
проблема стояла в пехоте. Летному составу платили хорошо,
сержант-стрелок с Ту-2 на месячный оклад денежного содержания мог себе
сразу приобрести кожаную куртку, одеяло, дорогой шерстяной отрез и почти
за бесценок сшить отличный европейский костюм у портного-китайца.
Местное население в основном жило крайне бедно, и мы не переставали
поражаться некоторым чертам его жизни: публичным казням на площадях,
матерям, подкидывающим малолетних детей под колеса машин, людям, спящим
ночью прямо на дороге... Зачастую китайцы боялись селиться в добротных
японских домах, разбирали на кирпичи и строили из них какие-то
примитивные лачуги.
В январе 1949 года я
получил шифровку из Москвы. В ней предписывалось подготовиться к встрече
лиц, прибывающих через несколько дней на С-47, лично встретить их на
аэродроме в Дальнем. Следовало также приготовить казарму и особняк. Для
обеспечения дальнейшего их следования над морем подготовить полк
истребителей, полк бомбардировщиков и три летающие лодки «Каталины». Кто
и зачем летит - не уточнялось, но об этом запрещалось сообщать кому бы
то ни было.
Я отдал необходимые
распоряжения, начался срочный ремонт казармы, столовой. Над Желтым морем
ходила «Каталина», по радиосигналу ее разыскивали для тренировки
истребители и бомбардировщики. Несколько раз на амфибии вылетал в море и
я. Все эти приготовления сильно озадачили моих начальника штаба и
замполита, но все их вопросы я оставил без ответа.
В назначенный час в
генеральской форме с сигнальными флажками в руках я стоял на совершенно
безлюдном аэродроме - всех, даже водителей машин удалил за стену и
выставил охрану. Наконец С-47 сел и срулил с полосы. Я поставил его на
круглую бетонную площадку для почетных гостей, и когда винты
остановились, разглядел в кабине своего давнего, еще по Борисоглебску,
приятеля - дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта В.Грачева.
Обычно ему доверяли только самые ответственные полеты: он вел в Тегеран
самолет И.В.Сталина, не раз возил Молотова. На мой немой вопрос: «Кто
прилетел?» Грачев показал знаками, чтобы я шел к двери. Вскоре она
открылась, бортинженер установил стремянку, и в проеме появился в шапке
и пальто Анастас Микоян, за ним - недавно снятый Сталиным с должности
министра путей сообщения, но назначенный руководителем группы советников
при ЦК КПК Иван Владимирович Ковалев и сопровождавший их
полковник-особист.
С Микояном я был знаком раньше и обрадовался, что прилетел именно он,
доложил как положено. Анастас Иванович обвел взглядом безлюдный
аэродром, автомобили без водителей и вдруг заинтересовался чем-то за
моей спиной. Я обернулся - над стеной виднелось множество голов - это
личный состав шести полков, жены и дети офицеров не справились с
любопытством и пытались разглядеть, кто же прилетел.
Делегация
разместилась в гостевом особняке. Все продукты и напитки они привезли в
запечатанных контейнерах, особист сам готовил, моего повара отослали.
Несколько следующих дней мне пришлось, переложив дела по руководству
корпусом на начальника штаба, сопровождать Микояна по его настоянию на
предприятия, военные объекты, в Порт-Артур к Белобородову. Заговорив о
целях встречи с Мао Цзэдуном, Анастас Иванович поделился, что предстоит
отговорить его от намерения в будущем освободить остров Тайвань, так как
и сил у КПК для этого недостаточно, и СССР может быть втянут в войну с
США.
Кроме того, речь на консультациях должна была пойти о проблемах
государственного устройства будущей Китайской Народной Республики, о
планах по разгрому чанкайшистов.
Перелет Микояна на
встречу с Мао Цзэдуном я обеспечивал со своего КП. Самолет над Бохайским
заливом сопровождал целый полк истребителей и две «Каталины». Радиообмен
ограничивался только цифровыми кодами, означавшими проход определенных
рубежей. Вдруг Грачев вышел на связь открытым текстом:
- Садиться не могу,
знаки разложены неправильно. Что делать?
Планом
предусматривалось, что над посадочным «Т» будет помещена горизонтальная
линия а над ней треугольник. Китайцы поменяли линию и треугольник
местами, да еще треугольник перевернули. Это могло означать и ловушку. Я
лихорадочно решал, что же предпринять. Предложил Грачеву пройти над
площадкой еще раз, посмотреть, стоят ли в саду машины и сколько их. О
машинах мне было известно из шифровки. Когда Грачев доложил, что видит
двенадцать автомобилей, я подтвердил, что это соответствует плану, и
самолет совершил посадку. Однако напряжение еще долго не спадало. Сами
консультации шли во временной резиденции ЦК КПК в поселке Сибопо и
завершились успешно. Возвращалась делегация по тому же маршруту и с теми
же предосторожностями.
В апреле на одном из
аэродромов китайских ВВС, произошло ЧП: наш техник пошел ночью в
соседнюю деревню, в темноте наткнулся на проволоку аэродромного
ограждения, находившуюся под током, и погиб. По распоряжению Красовского
тело для захоронения транспортным самолетом отправили в Дальний. В это
время мне сообщили из разведотдела, что тем же самолетом вылетела жена
Мао Цзэдуна Цзян Цин с дочерью Ли На и еще одной женщиной - как мне
сказали, членом ЦК КПК, направлявшиеся в Москву на лечение. Об их
прибытии даже мне сначала ничего не было известно, так как этот факт
китайцы постарались скрыть от всех разведок. В этом не было ничего
удивительного, поскольку в городе еще было полно агентуры чанкайшистов.
Когда дежурный по
аэродрому доложил мне о посадке С-47, я немедленно выехал туда, но
женщины уже исчезли в городе. По некоторым сведениям, они должны были
разместиться в каком-то особняке, и вечером я на служебном большом
черном "Бьюике" с водителем медленно колесил по пустынным улицам, на
которых стояли богатые особняки, чтобы разыскать их. Интуиция не
подвела, и в конце концов мы обнаружили всех троих выходящими из ворот
виллы на тротуар. Машина притормозила, я открыл заднюю дверь и знаком
показал на сиденье. Женщины были готовы к такому повороту событий, сели
в машину, и мы помчались к штабу корпуса.
Ли На внешне
показалась мне очень похожей на отца – Мао Цзэдуна – каким я знал его по
фотографиям. Гостьи поселились на нашей вилле, через день за ними пришел
самолет из Москвы. Багажа помимо маленьких сумочек с ними не было
никакого. Чтобы скрыть китаянок от любопытных глаз, наломали огромный
букет цветущей сакуры, я в летном обмундировании, шлеме, очках сел на
переднее сиденье, жена - на заднее сиденье справа и букетом загородила
окно, наши пассажирки скрылись в глубине салона. Так мы проехали по
городу, и китайцы-полицейские, как ни пытались, отдавая мне честь,
сунуть нос в машину, не смогли их разглядеть.
Благополучно усадив
Цзян Цин в самолет, мы стали прощаться, и тут она произнесла длинную
фразу, от которой наши переводчики пришли в полную растерянность. Тогда
она улыбнулась и пояснила, что это благодарность за теплый прием,
выраженная на древнекитайском литературном языке, так что переводчики
могут его и не знать. Затем взяла у жены ее записную книжку и оставила в
ней приглашение приехать в гости в Пекин. К сожалению, воспользоваться
приглашением не удалось - надо было отпрашиваться у командования, да и
строительство аэродромов требовало постоянного внимания.
Летом 1949 года в
период крупного наступления НОАК на гоминьдановцев все соединения и
части в Порт-Артуре были приведены в состояние полной боевой готовности.
Исход гражданской войны уже был предрешен. Тогда же мне поступила
шифровка от Молотова с распоряжением втайне от всех лично осмотреть
полевой госпиталь Народно-освободительной армии и оказать его
командованию необходимую помощь. Там же было указано точное место и
время моей встречи с проводником.
Спрятав шифровку в
сейф, я стал обдумывать план действий. Выполнять задание предстояло
одному, поэтому, не раскрывая причин своего интереса, расспросил об
особенностях организации и обустройства госпиталей нашего начальника
медицинской службы. В назначенный день никому ничего не говоря я на
«Кингкобре» приземлился на оперативном аэродроме километрах в 60 к
северу от Дальнего и подрулил к стене одиноко стоящей усадьбы. Из дома,
посасывая деревянную курительную трубку, вышел старый китаец с длинной
бородой, за ним появилась женщина лет тридцати, у ее ног прижалось
четверо или пятеро детей. Китаец еще в русско-японскую войну научился
говорить по-русски, и был нами нанят, чтобы следить за состоянием
аэродрома, представлявшего собой ровное обширное поле, покрытое твердым
грунтом. Я зачехлил самолет, и в сопровождении китаянки и семенящих
рядом с ней детей направился тропинкой к месту встречи с проводником.
Наконец, вдали показались силуэты всадника и двух оседланных лошадей,
одна из них предназначалась мне. Я верхом переправился через довольно
глубокий канал, обозначавший границу ВМБ Порт-Артур, и дальше мы
двинулись уже вдвоем. Мой провожатый несмотря на летнюю жару был одет в
стеганые ватные штаны и куртку и за всю дорогу не проронил ни слова.
Спустя какое-то
время перед нами появились древние крепостные стены, мы въехали в ворота
и оказались среди грязных клетушек, до отказа заполненных больными,
ранеными и изувеченными бойцами в замызганных бинтах. В проходах
громоздились какие-то деревянные помосты, на них в огне и дыму бурлили
громадные котлы с кашей. Просто ад какой-то. Все раненые держали в руках
раскрытые брошюры и что-то непрерывно бубнили. Мой проводник, который
неожиданно для меня довольно прилично заговорил по-русски, пояснил, что
поскольку эти бойцы из-за ранений уже не смогут служить в армии, им
предстоит работа в партийных и государственных органах нового Китая,
поэтому сейчас они усиленно изучают историю ВКП(б), переведенную на
китайский язык.
К вечеру я вернулся
в Дальний, где мое неожиданное исчезновение уже многих обеспокоило.
Доложил телеграммой Молотову о выполнении задания и предложил выстроить
современный госпиталь НОАК в Дальнем, выбрав для него удобное место в
прибрежной зоне. Этот госпиталь существует, насколько мне известно, и
сейчас.
Доводилось выполнять
и другие задания разведки. Так, мне поступила шифровка, в которой
предписывалось принять группу китайских офицеров, среди которых
находился и начальник штаба ВВС, с которым у нашей разведки уже была
проведена работа. Во время банкета предписывалось, как авиатору, сесть
рядом с ним по левую руку, и когда он опьянеет, из левого кармана куртки
незаметно взять секретный справочник по аэродромам Китая. Китайцы долго
не пьянели - глотали какие-то серые шарики, и хмель у них сразу
проходил. В конце концов справочник я забрал. При подробном изучении
оказалось, что сведения в нем содержались действительно ценные, и это
был экземпляр за №2. Я даже пожалел начальника штаба: выходило, что он
свой экземпляр отдал, ведь №1 должен был быть у командующего ВВС.
В Дальнем в моем
распоряжении находился разведывательный вариант Ил-12 с дополнительными
баками в крыле. На нем удавалось долететь без посадки из Дальнего до
Свердловска. Как-то поздней осенью я вылетел в Москву на подведение
итогов за год, при этом меня просили взять на борт попутчиков - в
Хабаровске начальника сахалинского управления КГБ, в Иркутске -
иркутского. После Красноярска я уже порядком устал и передал управление
экипажу, а сам пошел вздремнуть в салон. Привалился к борту, запахнул
шинель и скоро заснул. Не знаю, сколько прошло времени, вдруг во сне во
всех деталях я пережил случай, который имел место в моей жизни. Однажды
во время Оппельской операции на КП И.С.Конева я руководил по радио
штурмовкой переднего края немцев. Место было неудачное, из траншеи цели
не видны, и тогда я с микрофоном вылез на бруствер в полный рост. Вокруг
грохот, стрельба, разрывы. Внизу боец крутит ручки электрогенератора для
питания радиостанции. Конев находился прямо подо мной и увидел то, что я
в горячке боя не замечал: немецкий снайпер уже сделал по мне несколько
выстрелов. Иван Степанович резко сдернул меня вниз, я рухнул в траншею,
ударился о стенку, выронил микрофон и тотчас вскочил возмущенный: «В чем
дело?» Тогда Конев показал на две свежих пулевых дырки в полах моей
шинели. Позже в Берлине я точно также стащил его с крыши здания
«Телефункен», когда начался обстрел.
Увидел я все это
снова во сне, и в момент падения в траншею проснулся с плохим
предчувствием, которое меня не обмануло: наш самолет падал, в борт как
снаряды били куски льда, сорванные с обледеневших винтов, с багажной
полки на меня сыпались вещи. Я бросился в кабину, занял командирское
кресло и полагаясь только на свои ощущения выровнял самолет. Мои пилоты
были еще совсем молодыми, «задом» самолет не чувствовали, и когда
полностью обледенело крыло, лобовое стекло, отказали регуляторы шага
винтов, растерялись.
Нашли перочинный нож
и через форточку проскребли полоску на лобовом стекле. Облачность была
густая, отяжелевшая от налипшего льда машина продолжала снижаться, винты
замерзли в затяжеленном положении, обороты моторам увеличить не
удавалось. Я спросил штурмана, где мы. Он ответил, что уже над
Новосибирском. Я ужаснулся: упадем на город. Вдруг снизу потемнело – это
мы вышли под облака на высоте примерно 25 метров от земли. Самолет
ударился о макушки елей, от сильного толчка восстановилась работа
гидросистемы, моторы взвыли, мне удалось отрегулировать винты, довернуть
над Ельцово и сесть с прямой на Верхний аэродром. Почти неуправляемый
«Ил» остановился всего в десятках метров от ангаров. Иркутский особист
потерял сознание и его увезли в госпиталь, сахалинский поехал дальше
поездом. Как позже выяснилось, в этот день из-за погоды в Сибири
произошло сразу несколько авиакатастроф.
В 1949 году 7-й БАК
был реорганизован в 83-й смешанный авиакорпус.
Наконец, все
аэродромы на Ляодуне были введены в строй. Тут мне вручили приказ о
зачислении на учебу в Академию Генерального штаба, где занятия начались
уже две недели назад, и 1 января 1950 года я отправился в Москву.
Оказывается, подписан он был давно, но Красовский придержал до полного
завершения строительства. По возвращении из Китая за выполнение
обязанностей мне вручили Орден Красного Знамени.
Вместо меня в корпус
был назначен выпускник Академии Генерального штаба Герой Советского
Союза генерал Рыкачев Ю.Б. На вилле его ожидало открытие: в подвале,
который я за два года так и не удосужился осмотреть, он обнаружил триста
бутылок коллекционного французского вина, оставшегося еще от японского
хозяина. А мы сколько раз гостей принимали - жена всегда сама прекрасно
готовила и угощала - и они всегда сокрушались, что под такую закуску
спиртного у нас в доме нет совершенно.
Дальнейшая судьба
корпуса сложилась так: в 1950 году 179-ю бад переподчинили авиации
Тихоокеанского флота, но базировалась она на прежнем месте. 860-й бап
стал 1540-м мтап. Тогда же шад вывели в СССР. Когда в Саньшилипу
разместили полк МиГ-15, минно-торпедный авиаполк перевели на аэродром
Цзиньчжоу. Два полка (истребительный на Ла-9 и смешанный на Ту-2 и
Ил-10) в 1950 году перебазировались в Шанхай и несколько месяцев
обеспечивали воздушное прикрытие его объектов.
В 1955 году корпус
выведен из Китая, при этом вся техника и вооружение были безвозмездно
переданы ВВС НОАК. Ту-2 служили в Китае до 1982 года, Ил-10 до 1972
года. Участвовали в боях с гоминьдановцами в 1955 году. Сейчас в Музее
авиации Китая под Пекином хранятся по меньшей мере четыре Ту-2, три
Ил-10, по одному Ла-9 и Ла-11 из числа самолетов 83-го САК.
Окончательно советские войска покинули Китай в мае 1955 года.
Вероятно,
Локхид
F-5
Лайтнинг
Об этих консультациях - в воспоминаниях И.В.Ковалева. "Комсомольская
правда", от 10 декабря 1991 года.
Много
позднее в Новосибирске мы с Микояном возвращались к этому разговору,
меня интересовало, почему этот факт не был отмечен в мемуарах и
вообще считается, что вопрос о Тайване тогда не обсуждался.